Первая мировая: Лучшие фильмы о великой войне

Оглавление

Сегодня, 28 июля 108-я годовщина начала Первой мировой войны. Конфликт, который должен был стать рядовым, скоротечная [Роскомнадзор], как надеялись участники, обернулась величайшей трагедией Европейской цивилизации. Великая [Роскомнадзор], как ее окрестили позже, явилась лишь прологом к глубочайшему социальному кризису. Самоубийство старого света, закат западного мира, как писал Шпенглер, восстание масс, как замечал Ортега. Четыре кровавых, жестоких, бессмысленных года, изменивших весь уклад последующей жизни.

О первой мировой написаны тома книг, сняты десятки картин, но этого все еще кажется недостаточно. Увековеченный героизм и стенания о павших, трибьют храбрецам и укор безумцам. Ниже, список лучших фильмов, о этой несправедливой войне.

Примечание: Список был разбит на две части, в этой пойдет речь о лентах, акцентирующих внимание на «окопной жизни» и непосредственно военных действиях. В другой части, которую планируется приурочить к окончанию войны, будет говориться о фильмах, которые фокусируется на пред и послевоенных событиях. А также о гражданской стороне жизни, проходящей параллельно военной и о пост травматических расстройствах. Таким образом, фильмы подобные «Джонни взял ружье», «Долгая помолвка» и некоторые другие, были отнесены ко второй части.

Счастливого Рождества/Joyeux Noël (2005)

В 1914 год. Война в самом разгаре, однако в канун Рождества многочисленные части Западного фронта объявили неофициальное и несанкционированное перемирие, когда солдаты, мирно встретились друг с другом на нейтральной полосе, чтобы разделить драгоценную паузу в резне, с мимолетным братством и пожелать друг другу: «Счастливого Рождества!»

Реальная история порой настолько удивительна, что заслоняет собой весь вымученный гуманистический пафос и искусственную сентиментальность. «Счастливого Рождества» настоящее и искреннее кино, как ни один другой фильм иллюстрирующую противоестественность молоха войны. Гонимые командирами вперед, солдаты обречены грызть друг другу глотки – ведь таков приказ. Узаконенная ненависть, под вопли пропаганды о тысячах жертв, пущенных бошами на консервы. Откуда же тогда возникает человеколюбие, если на него не было команды.

А оно возникает, ибо пред человечностью нет преград. Жаль, что это лишь временная передышка, а впереди еще годы мясорубки.

К оглавлению

На плечо! /Shoulder Arms (1918)

Американский солдат, находившийся во Франции во время Великой войны, отправляется на дерзкую миссию в тыл врага и становится героем.

Удивительно, но до Чарли Чаплина никому не приходило в голову шутить о войне. Революционный в своем роде фильм, был встречен тепло и критиками, и зрителями, а также собрал огромную для своего времени кассу.

В целом, это все тот же обаятельный Чарли, но в декорациях первой мировой. Как всегда, блестящие и запоминающиеся сцены и неповторимы ужимки. Киноклассика с большой буквы и звание первой военной комедии в истории.

К оглавлению

Боевой конь/War Horse (2011)

С началом Первой мировой войны любимый конь Альберта «Джоуи» был продан его отцом в кавалерийские войска. Несмотря на то, что он слишком молод для призыва, Альберт отправляется во Францию, чтобы спасти своего друга.

Кому-то, фантастический сюжет «боевого коня» покажется странным и нереалистичным. Но, по-моему, нет ничего плохого в маленькой Спилберговской фантазии, пока она снята с такой любовью и мастерством. Бессмысленно ругать маэстро за мелодраматичность и сентиментальность, ведь это именно то, как чувствует, чем живет режиссер, и то, чем он хочет поделиться с нами.

Захватывающе, невероятно красиво и трогательно. Чертяга Стивен знает, как пробрать вас до слез.

К оглавлению

На западном фронте без перемен/All Quiet on the Western Front (1930)

Молодой солдат во время Первой мировой войны, сталкивается с глубоким разрушающим душу смятением. Вместе с несколькими другими молодыми немецкими парнями, он переживает ужасы войны, такое зло, о котором он и не подозревал, когда записывался добровольцем. В конце концов, измученные и потерянные, они просто пытаются прожить еще один день.

Классическая экранизация знаменитого, одноименного романа Ремарка, пропитанная духом пацифизма. Несмотря на все свои многочисленные достоинства, лично для меня, картина находится в тени своей великой первоосновы. Ремарк создал настоящий шедевр, а чтобы из одного шедевра сделать другой, нужно быть вдвое талантливей.

Тем не менее, экранизация обладает могучей режиссурой, захватывающими дух боевыми сценами и убедительной актерской игрой. Невероятная, антивоенная эпопея, большого размаха, ни на секунду не забывающая о судьбах маленьких героев.

К оглавлению

Последняя битва/Journey’s End (2017)

Действие происходит в землянке в Эне в 1918 году. Группа британских офицеров во главе с психически неуравновешенным молодым офицером Стэнхоупом по-разному ожидает своей участи.

Поставленный по пьесе Британский фильм, не снискал большой любви публики, но получил одобрительные кивки критиков. Последняя битва, не пытается развлекать, а передает тот внутренний надлом, надрыв солдат, вынужденных месяцами рисковать своей жизнью, не зная наступит ли завтра, существуя в скотских условиях. Сплошные обстрелы, крысы и грязь окопов, доводящая одних до безумия, других до тупого безразличия ко всему.

Заимствованное из пьесы действо, прямо скажем не поражает разнообразием локаций, зато вполне уместно создает давящую клаустрофобную атмосферу. В такие условия большое значение имеет актерская игра, и британский каст справился со своими ролями на отлично. Хотя в дубляже, наверняка, многое потерялось.

К оглавлению

Тропы славы/Paths of Glory (1957)

Французская и немецкая армии противостоят друг другу вдоль 500 миль укрепленных траншей. Обе стороны окапывались в течение двух лет. Любая попытка продвижения приводит к ужасным человеческим жертвам. Изнеженный маленький генерал Брулар приказывает своему подчиненному, генералу Миро, занять неприступную немецкую позицию, «Муравейник».

После бессмысленного, неудавшегося наступления, ищущий славы генерал назначает трех козлов отпущения. Единственный кто вступается за солдат, Полковник Дакс. Всеми правдами и неправдами, он пытается сохранить жизнь своих подчиненных.

Изумительная работа Стенли Кубрика, с которой в 28 летнем возрасте он и вошел в ранг великих. Один из двух, его наиболее впечатляющих фильмов за всю творческую карьеру. Неподражаемый Кирк Дуглас в роли полковника Дакса. Основанная на романе Хамфри Кобба, в свою очередь вдохновленного реальной историей, картина в течении 18 лет была запрещена во Франции, настолько обличающей она вышла. Вероятно, это лучший фильм в декорациях первой мировой вообще, и невероятно сильное противоядие от бравурных речей и россказней о войне, как о пути храбрости и славы.

К оглавлению

Лоуренс Аравийский/Lawrence of Arabia (1962)

История миссии британского офицера Т. Е. Лоуренса по оказанию помощи арабским племенам в их восстании против Османской империи во время Первой мировой войны. Лоуренс становится яркой мессианской фигурой в деле арабского единства, но его психологическая нестабильность угрожает подорвать его достижения.

Культовая классика Дэвида Лина с Питером О’Тулом в главной роли. Вместо траншей, удушающих газовых атак и артиллерийский обстрелов – бескрайние просторы пустыни, борьба с жаждой и партизанские восстания.

Почти четырехчасовая эпопея величественного размаха, роскошной красоты Аравийских пейзажей и духа приключений. История о настоящем смельчаке, который не будет ныть, что он любит песок, который проникает всюду, а сожмёт волю в кулак и отправится в незабываемое странствие.

К оглавлению

Большой парад/The Big Parade (1925)

История праздного богатого мальчика, который присоединяется к дивизии «Rainbow» армии США и отправляется во Францию для участия в Первой мировой войне, заводит дружбу с двумя мужчинами из рабочего класса, переживает ужасы окопной войны и находит любовь с француженкой.

По некоторым подсчетом, это самый финансово успешный немой фильм в истории. Слегка фарсовый, но эмоционально сильный фильм Кинга Видора. Война, представлена двойственна, она отражает как юношеско-патриотический пыл, так и ясно дает понять, как ужасны ее последствия.

Современному зрителю, воспринимать «большой парад» может быть тяжеловато, но оно того стоит. Прославленный режиссер проделал потрясающую работу, явив миру великолепный образец киноискусства.

Long Live The King!

К оглавлению

1917 (2019)

Апрель 1917 года, Западный фронт. Двое британских солдат отправляются со срочным сообщением в изолированный полк. Если сообщение не будет получено вовремя, полк попадет в ловушку и будет уничтожен. Чтобы добраться до полка, им нужно будет пересечь вражескую территорию. Время имеет значение, а путешествие будет чрезвычайно опасным.

Все запоминают имена актеров, реже на слуху оказываются режиссеры, что же касается операторов… только нечто из ряда вон выходящее прославит имя человека за камерой. Роджер Дикинс без преувеличения легенда в кинокругах, но и среди зрителей его имя далеко не пустой звук. 1917 – его шедевр, вершина, после которой больше не осталось других высот.

Фильм, снятый будто без единой склейки, погружает в ад первой мировой войны, и с самых первых секунд от экрана просто невозможно отвести взгляд. Но не по прихоти или ради охоты за «техническим» оскаром, Роджер на пару с Сэмом Мендесом, репетировали сцены, тщательно планировали маршрут и на брюхе ползали в грязи. 1917 как ни один другой фильм влезает в шкуру солдата. Ручная камера, вечно следующая за героем, мастерски демонстрирует субъективную перспективу войны. Прием, который постоянно используют в авторском и малобюджетном кино, кажется мало подходит к высокобюджетному, зрелищному и масштабному полотну. Дикинс и Мендес могут ответить лишь усмешкой.

Пугающий, захватывающий и оглушительно прекрасный. Пожалуй, лучший фильм о Первой мировой за последние годы.

К оглавлению

Галлиполи/Gallipoli (1981)

Пока бушует Первая мировая [Роскомнадзор], отважные и молодые австралийцы Арчи и Фрэнк — ловкие бегуны — становятся друзьями и вместе записываются в австралийский и новозеландский армейские корпуса. Позже они оказываются участниками Дарданелльской кампании на полуострове Галлиполи, жестокого восьмимесячного конфликта, в ходе которого британцы и их союзники столкнулись с Османской империей и в результате которого погибло более полумиллиона человек.

Фильм Питера Уира, об узах дружбы, товариществе, потери невиновности и разбитых мечтах. Безупречно снятый и искусно дополненный музыкой, он бьет в самое сердце, не прибегая к дешевым сантиментам. «Галлиполи» редко упоминают в одном ряду с большинством самых известных фильмов о войне вообще, но он, безусловно, один из лучших, раскрывающих человечность, существующую на передовой.

К оглавлению

Сержант Йорк/Sergeant York (1941)

Элвин Йорк, деревенский снайпер, превращается из хулигана в религиозного пацифиста. Затем его призывают служить своей стране, и, несмотря на глубокие религиозные и моральные возражения против боевых действий, он становится одним из самых знаменитых американских героев Первой мировой войны.

Фильм-биография от режиссера оригинального «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса. Сюжет повествует о реальном, необычном подвиге солдата, впрочем, куда больше времени уделяющий самому герою и раскрытию его характера. Что в общем-то даже и к лучшему.

Скорей всего, Мел Гибсон снимал «По соображениям совести» вдохновляясь этой картину, впрочем, подтверждений он кажется не давал, хотя параллели и на лицо.

К оглавлению

Атака мертвецов: Осовец (2018)

6 августа 1915 года. После нескольких безуспешных попыток штурма позиций русской армии командование немецких войск решается на новую. Накануне атаки на позиции немцев доставляют баллоны с хлором. О готовящемся применении химического оружия случайно узнаёт подпоручик Котлинский, но у него нет времени и возможности защитить своих людей. Всё, что ему остаётся — настроить роту на бой до последнего.

Короткометражный проект от разработчиков игры World of tanks. В свое время надел шуму и собрал 15 миллионов просмотров, что без сомнения потрясающий успех. Сюжет рассказывает о защитных крепости Осовец – событие первой мировой, которое за последнее время получило широкую известность. Однако, если по-честному, отделить источник вдохновения, от самой ленты, то последняя выделяется лишь на пустующем поле российских проектов о первой мировой. «Батальонъ» – получился дурацким, «Мальчик Русский» – невнятным, а про остальное лучше вообще не вспоминать.

К оглавлению

P.S. После подготовки публикации, я натолкнулся на размещенную на dtf ранее, подборку, которая показалась мне хорошей. Однако, в ней, на мой взгляд, отсутствует несколько важных фильмом, поэтому я решил не оставлять свой материал только в личном блоге. Тем не менее, рекомендую ознакомиться с работой автора, благо часть фильмов никак не пересекается:

Автор: Я.Ш.У.

#топы #перваямировая[Роскомнадзор] #[Роскомнадзор] #списокфильмов.

 

Источник

Читайте также