Как познакомиться с ролевой классикой и не сойти ума.
Старые компьютерные игры существенно отличаются от новых. Не только графикой, но и игровыми механиками и дизайном. В играх двадцатилетней давности некоторые вещи осуществляются максимально неочевидным способом.
Это может затруднить ваше знакомство с игровой классикой. И это — причина, по которой я решил написать эту статью.
Очень скоро в раннем доступе появится Baldur`s Gate 3, и некоторые игроки, в преддверии её выхода, решили ознакомиться с предыдущими играми серии. В этой статье я расскажу вам те вещи, которые просто необходимо знать для того, чтобы с комфортом и удовольствием впервые поиграть в Baldur`s Gate в 2020 году.
(Да, разборы лора игры 2017 года и сюжета игры 2010 года — это всё ещё слишком хайптрейн для меня, даёшь гайды по CRPG 1998-го).
Baldur`s Gate или Baldur`s Gate II: Shadows of Amn?
Первый вопрос, который может возникнуть — стоит ли играть в первую часть, или лучше сразу начать со второй. Кое-кому Baldur`s Gate 2: Тени Амна действительно нравится больше, чем первая часть, но я всё же рекомендую играть с самого начала. Во-первых — потому, что игры связаны общим сюжетом, и пройти первую игру следует для того, чтобы понимать, что происходит в сиквеле. Во-вторых — в Baldur`s Gate 2 игроки начинают сразу с 8-9 уровня персонажа, и в способностях и заклинаниях можно запутаться, когда их на тебя сразу вываливают в таком количестве, особенно если вы незнакомы с ролевой системой AD&D 2.0, на основе которой сделана игра. Первая Baldur`s Gate в этом плане более дружелюбна к новичку, она предоставляет игровые возможности постепенно и даёт время в них разобраться.
Второй вопрос — в какую версию игры стоит играть. Помимо оригинальной игры, оптимизированной под современные ОС, существует Baldur`s Gate Enhanced Edition — переиздание 2012 года от студии Beamdog, созданной одним из сооснователей BioWare, Трентом Остером. Остер находился у истоков игры и принимал самое активное участие в разработке Baldur`s Gate, поэтому переиздание получилось достаточно качественным. Помимо технических усовершенствований, вроде поддержки высокого разрешения и улучшенной графики, в переиздании доведён до ума интерфейс, а в игровых настройках добавлены очень полезные фичи, о которых я расскажу чуть позже, так что я рекомендую выбрать Enhanced Edition. К тому же в цифровых магазинах типа Steam или GOG оригинальную игру сейчас не найти.
Так что если вы всё же хотите максимальной аутентичности — то ваша дорога лежит на торрент-трекеры, где лежит DRM-free версия от того же GOG. Раньше ключ на скачивание оригинальной игры выдавался автоматически при покупке Enhanced Edition, но сейчас это не работает.
Единственный существенный недостаток переиздания — отвратительная русская озвучка. Выбрать отдельно язык озвучки и язык субтитров к сожалению нельзя, однако проблема легко решается подменой файлов в каталоге с игрой. Играть с русской озвучкой я крайне не рекомендую, она полностью рушит всю атмосферу игры.
Помимо оригинала и расширенного издания существуют фанатские сборки игры, соединяющие первую и вторую часть игры и аддоны к ним в единый массив. Начинать знакомство с игрой с этих сборок я не рекомендую, потому что баланс в них полностью похерен. Однако если игра вам понравится, то это отличный вариант для повторного прохождения — контента в них очень много. Наиболее популярные сборки это Baldur`s Gate Trilogy и Big World Project в различных вариациях.
Создание персонажа
Теперь, когда вы имеете представление о том, чем разные версии игры отличаются друг от друга, пора приступить непосредственно к игре. Как и в любой уважающей себя RPG игра начинается с создания персонажа. Основываться я буду на Enhanced Edition, поэтому если вы выбрали оригинальную игру, некоторые моменты, которые я описываю, могут быть неактуальны.
Этот этап очень важен, поскольку AD&D 2.0 практически не даёт возможности улучшения характеристик с ростом уровня персонажа. Своего героя вы можете запороть прямо на этапе создания, поэтому внимательно почитайте описание рас и классов.
В описании рас вы впервые встретите термины «мультикласс» и «двойной класс». Это два различных способа создания гибридных персонажей, и оба этих способа не слишком хорошо подходят для первого знакомства с игрой. Я рекомендую играть чистым классом. Соответственно, расу следует выбирать так, чтобы она синергировала с тем классом персонажа, которым вы собираетесь играть.
Основной выбор на этапе создания — класс персонажа. Именно выбор класса определит геймплей игры. Важно понимать, что во время игры вам придётся контролировать не только главного героя, но и его спутников — в группе может быть до шести персонажей. Поэтому базовые механики каждого из архетипов вам, так или иначе, придётся освоить.
Проще всего играть за персонажей ближнего боя — бойца (или воина), паладина или следопыта. Последнего, правда, логичнее прокачивать как лучника, но есть и вариации с двуручным оружием или двумя оружиями.
Но играть за персонажа ближнего боя достаточно скучно. В современных ролевых играх воин всегда имеет какие-то абилки, которые можно применять во время сражения — удар щитом, мощный удар, удар по площади и так далее. В Baldur`s Gate всё немного иначе. У воина активных способностей нет вообще, а у паладина и рейнджера их очень мало. По сути, играя за воина, всё, что вы можете делать в бою — это бить противника. Бьёт персонаж автоматически, поэтому весь геймплей сводится к выбору целей. После двадцатого уровня даже при игре за воина вы сможете получить активные способности, но к тому моменту вы уже и сами разберётесь в основных игровых механиках.
У следопыта или паладина есть несколько активных способностей, которые они могут применять в бою. Также в описании классов указано, что начиная с 8 и 9 уровня соответственно, персонажи могут использовать заклинания друида и священника. Это действительно так, однако учитывайте, что 8-9 уровень вы наберёте только к концу первой части — через 50-60 часов игры минимум.
При этом персонажи ближнего боя очень сильны на первых уровнях, то есть, всю первую часть и половину второй, за счёт того, что с ростом уровня они получают хороший буст к здоровью, могут носить тяжёлую броню и больно бьют в ближнем бою.
С заклинателями — магом и колдуном — ситуация обратная. В начале игры они очень слабы, а учитывая особенности системы заклинаний (о которой я расскажу чуть позже), уровня до пятого в бою практически бесполезны и постоянно норовят сдохнуть. Зато на высоких уровнях они превращаются в невероятную имбу и способны в одиночку уничтожать целые полчища врагов.
Священник и друид представляют из себя что-то среднее. Они не так беспомощны на первых уровнях, они могут пободаться с врагами и в ближнем бою, и при этом они владеют заклинаниями, менеджмент которых гораздо проще, чем у мага. В то же время их заклинания в основном направлены на поддержку и контроль — это различные баффы, станы, хилки и так далее.
Вора и барда я не рекомендую выбирать для первого прохождения. Вор в отряде появится практически сразу и будет с вами до самого конца игры, а бард бесполезен в принципе.
После выбора класса игра предложит выбрать мировоззрение персонажа. Оно, честно говоря, особого влияния на игру не оказывает — за редким исключением. Например, паладин может обладать только законно-добрым мировоззрением, поэтому если вы начнёте совершать злые поступки, то герой потеряет классовые способности. Ну, и ваши спутники не должны обладать противоположным мировоззрением, поэтому при выборе группы на этот параметр стоит обращать внимание.
Самый важный пункт меню — это характеристики. В AD&D 2.0 общая сумма характеристик персонажа не является константой. В расширенном издании под списком характеристик есть строчка «суммарный бросок», и именно в ней отображается общая сумма характеристик персонажа. Чем она больше — тем лучше, и тем легче будет играть.
С ростом уровня характеристики увеличиваться не будут. Единственный способ их перманентно увеличить — найти специальные книги, которых в игре не то чтобы много. Лучше потратить пятнадцать минут на повторные броски, чем потом всю игру страдать от нехватки характеристик. Суммарный бросок выше 85 — хорошо, выше 90 — прекрасно.
Числа не то, чем кажутся
С созданием персонажа разобрались. Теперь нужно упомянуть про некоторые особенности ролевой системы, которые могут быть неочевидны игроку, с AD&D незнакомому.
Во-первых, числовые показатели урона. Записываются они вот таким образом.
Что это значит?
Baldur`s Gate — это компьютерная адаптация настольной ролевой игры, в которой все числовые значения рассчитывались с помощью броска кубика. Соответственно, 1d10 можно расшифровать, как один бросок десятигранной кости, то есть — случайное число от одного до 10. Урон 1d10+3, таким образом — это урон от 4 до 13 единиц.
2d4+1 — два броска четырёхгранной кости, и единица прибавляется к сумме бросков — соответственно — от трёх до девяти.
10d6 — десять бросков обычной православной шестигранной кости — от десяти до шестидесяти.
На урон от оружия влияют также характеристики персонажа. В расширенном издании при смене оружия вы видите табличку, в которой высчитываются показатели урона с учётом всех характеристик и бонусов. А вот с заклинаниями это, к сожалению не работает. Поэтому приходится прикидывать в уме, что 1d6 магического урона на уровень заклинателя на 5 уровне нанесёт от 5 до 30 урона, а на 7 уровне — от 7 до 42. Ничего особо сложного здесь нет, как видите.
Аналогично рассчитываются пункты здоровья, который получает персонаж при повышении уровня — у каждого класса есть свой диапазон, к которому прибавляется модификатор телосложения. У жрецов, например — этот диапазон 1d8, а у бойца — 1d10.
Соответственно, при повышении уровня жрец с телосложением 15 сможет получить от 2 до 9 пунктов максимального здоровья. Поэтому каждый раз перед тем, как повысить персонажу уровень, нужно сохраняться — если вам не повезёт с бросками, персонаж будет запорот, и постепенно начнёт дохнуть всё чаще только из-за того, что у него будет мало здоровья. Либо можно просто поставить галочку напротив пункта «Максимум пунктов здоровья на уровень» в настройках игры.
Кастанул, замейморазил, забыл
Следующий момент тоже связан с отдыхом персонажей. Я обещал рассказать об особенностях системы магии в AD&D — и она как раз завязана на отдыхе.
Итак, маг с ростом уровня получает слоты для заклинаний. Чем выше уровень мага, тем выше круг заклинаний, которые он может использовать и тем больше свободных слотов доступно.
Заклинания в спеллбуке не появляются сами по себе. Их нужно записывать в спеллбук со свитков, которые можно найти, выбить с врагов или купить у торговцев. Перед тем, как записывать заклинание в книгу, тоже не лишним будет сохраниться — шанс на успешную запись заклинания не стопроцентный и зависит от интеллекта мага.
Но даже когда вы успешно перенесли заклинание в книгу, вы не сможете его применить. Для того, чтобы заклинание использовать, вы должны добавить его в свободный слот и отдохнуть. Одно и то же заклинание можно добавлять в несколько слотов.
Если вы добавили два заклинания «Магический снаряд», значит, после отдыха ваш персонаж сможет применить его два раза. После этого вам снова потребуется отдохнуть, чтобы заклинания стали доступны.
У колдуна дела обстоят несколько по другому — он может подменять одно заклинание на другое. У жрецов и друидов система в целом схожа, но они не должны учить заклинания со свитков, вместо этого их заклинания становятся доступны в книге сразу же при повышении уровня.
Помимо заклинаний, наносящих прямой урон, существует магия, которая накладывает какие-то временные эффекты. У заклинаний разная длительность, которая может измеряться в часах, ходах или раундах. Эти единицы измерения, конечно же, ни о чём не говорят игроку. Итак, сколько это в переводе на реальное время. Раунд длится 6 секунд, и за один раунд персонаж делает одно действие — например, читает заклинание. На самом деле всё несколько сложнее, но слишком углубляться в подробности я не буду. Один ход — это 10 раундов, или минута реального времени. А один час — это примерно 5 минут реального времени. Согласитесь, так гораздо проще.
Ещё один момент, который может показаться неочевидным — это параметры атаки (THACO) и защиты (AC). В Baldur`s Gate чем они меньше, тем лучше. Защита и атака могут и должны уходить в отрицательные значения. Меня в своё время это ввело в ступор.
То же самое относится к спасброскам, которые представляют из себя защиту против определённых типов воздействия. Чем они меньше — тем лучше защищён персонаж от соответствующих эффектов.
Что ещё из неочевидных моментов. Если у вас есть вещи, влияющие на один и тот же параметр, их эффекты не всегда складываются. Обычно игра просто не даёт надеть такие предметы одновременно. Но иногда сделать это всё же удаётся, при этом работает только один из бонусов. Короче говоря, каждый раз, когда вы надеваете на себя предмет, который влияет на характеристики, не ленитесь ходить в меню персонажа и проверять, изменились ли они на самом деле.
Конечно, игровые механики AD&D 2.0 гораздо сложнее и глубже. Не случайно фанаты игры до сих пор спорят на форумах о том, какой билд эффективнее. Но вот эти базовые вещи очень сильно облегчат знакомство с игрой и помогут получить удовольствие от игрового процесса. Напишите в комментариях, если вы играли в BG и считаете, что я упустил что-то важное, или если у вас есть какие-то вопросы, на которые я в этой статье не ответил.