Персиваль Эверетт – американский автор, лауреат литературных премий, известный у нас по переводам романов «Американская пустыня» и «Глиф». Юмор, гротеск и актуальные проблемы современного общества – частые гости его произведений.
«Доктор Ноу» — роман-пастиш на романы Йена Флемминга о Джеймсе Бонде. Уже немолодой профессор математики Вала Киту, исследователь ничто, небытия, вовлекается в авантюру, которую затеял миллиардер Джон Силл и по совместительству суперзлодей, собирающийся использовать оружие массового поражения, превращающее материальный объект в несуществующий, стирающийся к тому же из памяти жителей мира. В романе есть знакомые: бассейн с акулами, агенты ЦРУ, Британии, Китая и Германии, и, конечно, сильные сексуальные женщины. Бонд – классический маскулинный персонаж, мачо, Киту же отличается от него. Профессор не выделяется физически и скорее асексуален (одна из телохранительниц Силла постоянно спрашивала о сексе героя, на что тот отвечал бессменным отказом), но с хорошей памятью и выдающимися интеллектуальными способностями, к тому же обладающий широким кругозором (многие ли в потасовке вспомнят из анатомии болевые точки, если ранее такой опыт был не таким частым?).
Ничто – важный элемент повествования. С одной стороны это обыгрывание слов – Нет (Ноу в названии), Небытие, nil, философская и математическая категория, с другой – практически идеальное оружие. Ведь, если что-то стереть, отправить в никуда, да ещё так, что никто не будет об этом помнить, по сути, и наказания не должно быть, ведь фактически ничего не произошло. Эверетт мастерски обыгрывает это, замешивает коктейль из отсылок к математике, философии, но делает это ненавязчиво и с изрядной долей юмора, что не нагружает повествование и подкупает читателя.
При том что Эверетт в романе вскрывает классические штампы шпионских романов про суперагентов, он также преследует и серьезные цели, попутно рассказывая о расовой сегрегации (кстати, есть классические сцены, ставшие уже общим местом, например, где полицейский остановил черного водителя машины, только потому что он черный). Сама история становления Джона Силла как злодея также вскрывает расовые проблемы общества (и, возможно, социальной ответственности). Его отец стал побочной жертвой в результате убийства Мартина Лютера Кинга, а мать впоследствии была убита полицией (хотя, конечно, тут не так однозначно, как с отцом, ведь она была криминальным авторитетом, накопившем богатства нечестным путем). При этом роман кажется лёгким и живым, а юмор, соседствующий с болью, — яркий бонус в нашем сложном, порой мрачном мире.