Дети в девяностые взрослели быстро. Россию сотрясали разного толка изменения, люди теряли всё нажитое на глазах, за каждым углом могла ждать опасность, так что иначе было просто нельзя. Но всё-таки дети всегда, даже в полной безнадёге, могут найти что-то прекрасное. Например, любовь.
Именно первой, наивной, но в то же время серьёзной любви посвящена главная сюжетная линия второго сезона «Мир! Дружба! Жвачка!». А ещё, конечно, дружбе, которая всегда была и будет превыше всего. И какой бы ад не случался в жизни, дети продолжают мечтать и верить в лучшее. Мечты — вторая главная тема сериала.
У шоу ко второму сезону сменился режиссёр: вместо Ильи Аксёнова постановщиком стал театрал Антон Фёдоров — это его дебют в кино. И дебют, надо сказать, успешный. Хотя, конечно, за производством «Мира! Дружбы! Жвачки!» стоит большая команда — это всё-таки не авторское кино, а массовое, и каждый на площадке играет свою роль.
Если первый сезон разгонялся медленно, осторожно, прощупывая зрителя и аккуратно надавливая на уязвимые точки, то второй сразу же нагоняет мрака и шока. Из-за этого поначалу может показаться, что сюжет сдувается, как воздушный шарик. Но очень быстро выясняется, что каждый персонаж и каждое слово к месту. Не хочется лишний раз бередить Чехова, но лучшей метафоры ещё не придумали — каждое ружьё здесь обязательно выстрелит.
Главные герои всё те же — Санька, Илья, Вовка и Женя, — но к ним добавляется ещё две девочки. Так что каждому достаётся по паре. Все они разные, каждый персонаж отлично прописан и сыгран. Санька — серьёзный парень, которому пришлось слишком быстро повзрослеть. Вовка немного комичный, гиперболизированный, но в этом-то и есть его прелесть. Илья задумчивый, отстранённый, с душевной травмой за спиной, а теперь ещё и эльфийским луком — начитался Толкина.
Каждый из них сталкивается с любовью и оказывается к ней не готов. Вернувшаяся из заграницы Женя расцвела, растеряла пацанкость и стала более женственной (но не менее сильной). В историю аккуратно подмешиваются Галя, идеальная пара для Ильи и тоже фанатка Толкина, и девочка без имени (Вовка зовёт её Малой) — воплощение неаккуратной сексуальности девяностых.
У детей есть мечта — оставить весь этот тлен, что происходит в их жизнях, и рвануть на юга. Ну а чтобы скопить на это денег, они продают разбодяженную «Инвайтом» спиртягу, которую угнали у местной банды афганцев. «Братство крыши» ушло с, собственно, крыши, и организовало новый штаб — в гаражах.
На фоне разворачивается типичная для 94 года картина: сопротивление банд кавказцев и афганцев, нищета и безнадёга, кидалово на бабки, крышевание, продажа недвижки невесть кому. В центре композиции на сей раз оказывается бизнес: завод, на который имеют планы обе банды, и венчурный фонд «Витал Инвест», в котором работает завравшаяся мать Саньки (и это накануне ареста Мавроди).
У каждого из детей есть семья, а у каждой семьи — своя личная трагедия. Никому в этих девяностых не хорошо, но люди как-то умудряются решать проблемы, хоть и смотрят на них несколько отрешённо, принимая свою судьбу.
Продолжается и сюжетная линия афганца Алика (великолепный Юра Борисов), который, как на то и намекал клиффхэнгер, пережил первый сезон. Но вышел из войны банд и череды предательств он уже совсем другим человеком. Человеком сломленным, у которого шутки и ирония — всё более нездоровый способ самозащиты.
Особенно удались новые «злодеи». В кавычках — потому что и «герои» вроде как не герои. Дети, может быть, и разделяют мир на чёрное и белое, но шоураннеры — не дети, они смешивают краски.
Во-первых, место пожилого Зураба (Зураб Кипшидзе) занял его молодой сын, вернувшийся из Америки. Из-за пандемии Кипшидзе не смог прилететь на съёмки, поэтому его пришлось спешно менять, переписывая сценарий.
Но замена вышла удачной: сын Зураба — Песо (Георгий Ратишвили, у которого не было крупных работ), — идеально вклинился в историю. Он интеллигентный, начитанный, но явно не уравновешенный. В кадре Песо всегда создаёт напряжение — вот-вот и слетит с катушек. Как говорит один из шоураннеров, он — «новое, более современное зло».
Во-вторых, поэтичный риелтор, этакий мистический персонаж, появляющийся в сюжете лишь несколько раз, но занимающий всё пространство кадра своими цитатами о Боге и мерзкой, слишком добродушной усатой улыбкой.
Потрясающий персонаж, великолепно сыгранный Сергеем Шайдаковым.
Надо ли говорить, что всё это великое множество сюжетных линий сплетается в удивительный клубок? Написан «Мир! Дружба! Жвачка!» всё так же превосходно — никакие сюжетные ниточки не забываются, а несвязываемое, казалось бы, неожиданно связывается.
Каждая сцена на своём месте, каждый герой ценен и важен для истории.
Как и в случае с первым сезоном, большая часть музыкального сопровождения — это синтетические пронзительные треки Mujuice, однако кроме них есть и ещё кое-что. У каждой сюжетной линии здесь своя музыка. Если в кадре афганцы, например, то звучать будет «Сектор газа», а если детские мечты о светлом будущем, то — кавер на «Музыку волн» Кино.
Но наиболее мощные моменты здесь происходят под «Люби меня, люби», «Дыхание» Наутилуса Помпилиуса и — в особенности — «Дерево» Цоя. Да, в основном в шоу звучат современные каверы, но оригиналы они не портят, а порой и наоборот органично дополняют.
Особенно сильная находка — это экшен-сцены под Zodiac «Муджуса». Тому, кто это придумал, нужно вручить награду.