Я решил, что VRChat — гениальное изобретение, когда впервые услышал рэп в исполнении Микки Мауса. Я был в каком-то подземелье, все стены были покрыты изображениями мышей. Десять минут я продирался через адский коридор, изображавший худшие моменты из жизни Микки. Темп рэп-музыки рандомно менялся. Это было оскорбление всех моих чувств на всех возможных уровнях — ничего подобного я раньше не переживал.
Это было ужасно, но почему-то мне это нравилось — идеальное описание для VRChat в целом.
VRChat быстро завоевывает лидерские позиции на площадке Steam. В этом бесплатном приложении пользователь окунается в виртуальный мир, может исследовать бесконечное пространство созданных другими комнат и взаимодействовать с тысячами людей. Это общедоступная сказочная страна, где игроки могут создавать персонажей и комнаты настолько высокотехнологичные или простые, насколько позволяет их фантазия.
По данным Steam Charts, с нового года количество пользователей VRChat выросло с нескольких сотен до более чем 15 000. Согласно Steam Spy, на 16 января количество установок приложения перевалило за 1,8 млн. Это скромный показатель для продукта на Steam, однако огромный шаг для немного гадкого приложения, изначально рассчитанного на небольшую аудиторию – людей с VR-гарнитурами.
Возможно, вы не пользовались приложением и даже не слышали о нем, но наверняка видели рожденный им мем – Угандийского Наклза. Наклз — это красная ехидна из франшизы видеоигр Sonic the Hedgehog. Угандийский Наклз — злобная версия ехидны. Некоторые участники VRChat принимают этот облик, докучают остальным персонажам (особенно женским), щелкают языками и разговаривают с африканским акцентом. Когда Наклз находит женщину, он называет ее Королевой и плюет на остальных, называя их лже-королевами.
На портале Polygon новый мем называют «проблематичным», и это мягко сказано. В каждой комнате, в которой я бродил в VRChat, меня настигали маленькие нахальные ехидны, плевки и щелчки. Несмотря на все это, я все равно наслаждался временем, проведенным в приложении.
Способность этого мема перешагнуть за пределы VRChat на Twitter (в основном через Twitch) – одна из причин огромной популярности. Но есть и другие: он пробуждает ностальгию по более «дикому» и неурегулированному интернету, у него открытый исходный код, а для игры необязательно наличие VR-гарнитуры. У меня нет гарнитуры, но для меня это все равно был очень интересный опыт.
Не скажу, что мне всегда было весело, хотя иногда довольно забавно. Хаос, который делает VRChat настолько привлекательным, также открывает его для всякой ерунды, которой полно в Интернете. Это выводит на поверхность базовые инстинкты Всемирной паутины.
Когда впервые заходишь в приложение, чувствуешь, как будто оказался героем ужастиков 1990-х — со всеми «прелестями», включая плохую графику. Легко открываешь меню и проходишь через десятки созданных пользователями островов, кафе, комедийных клубов, подземелий и лесов.
Портал привел меня на остров, полный Наклзов. Они бегали у меня под ногами, цокали языком и спрашивали, знаю ли я дорогу. Отсюда я перенесся в комнату «для переодеваний». Там было множество бесплатных аватаров, основанных на мемах. В ней я нацепил на себя образ двухмерного Бена Соло, в котором провел вторую часть путешествия.
Перекресток типичного японского города. Другие персонажи собрались вокруг меня, высмеивая мой внешний вид и спрашивая о различных секс-услугах. Я повернулся и увидел странную фигуру из прямоугольников — с голым членом и расистским высказыванием во всю грудь.
Окруженный странными персонажами, я покинул перекресток и оказался в месте, воссоздающем сцену «Каменный Цветок» из игры Nier Automata. Альфонс из аниме «Стальной алхимик» сидел в молчании и разглядывал цветы. Я перенесся обратно в лабиринт с Микки Маусами, а потом в какой-то (на вид дешевый) ресторан Chuck E Cheese, где на сцене танцевали фирменные мыши.
Час спустя я уже сидел в театре с группой Роналдов Макдоналдов и стоящим рядом танком. Все вместе мы смотрели «Рассвет мертвецов» в версии Джорджа Ромеро. Из танка постоянно доносилась русская речь. Довольно скоро я понял, что пора разлогиниваться. Я бы потерял множество часов из жизни в этом странном VR-мире — при том, что я даже не надевал шлем. Нахождение в VRChat определенно вызывало привыкание.
«VRChat взлетел благодаря трем факторам», — утверждает Вагнер Джеймс Ау, автор книги «Создавая вторую жизнь» («Making of Second Life») и VR-блога New World Notes. «Он позволяет пользователям загружать собственные аватары из Unity, и у него базовый физический движок. В него можно попасть без VR-шлема, что позволяет участвовать большему количеству игроков. Наконец, стримеры с YouTube и Twitch открыли потенциал этой свободы и анархии и начали делать разные безумные штуки — в результате их видео быстро становились вирусными».
Ау привел в пример другое социальное VR-приложение — Sansar от Linden Lab. Оно предлагает высококачественные видеофрагменты и ПО для корпоративного обучения. Есть High Fidelity — VR-программа, предлагающая HD-изображения и работающая с технологией блокчейн. Но большинство пользователей все это не интересует. Людям гораздо интереснее мгновенно погружаться в игру, наслаждаться хаосом и быть его причиной.
Хаос — одна из лучших составляющих VRChat, но далеко не всем весело в такой обстановке. Открытость платформы уже многократно провоцировала проявления расизма и мизогинии.
Ходить по Cafe Leblanc из Persona 5 и Даларану из World of Warcraft было весело. Встречаться с наклзами, просящими меня отвести их к королеве — не очень. Подобно чат-комнатам AOL из середины 1990-х, VRChat воплощает дикое и хаотическое состояние интернета, по которому многие скучают. VR-приложения сейчас — это новый Дикий Запад: одно из тех странных нерегулируемых мест, где никто не знает, что произойдет в ближайший момент. Скоро ситуация изменится — а пока это забавно и убого одновременно.
Источник