[Перевод] Почему на современных консолях нельзя просто запускать любые старые игры?

https://habr.com/ru/post/590265/image

Когда крупные игровые компании в прошлом говорили об эмуляции, они обычно рассматривали эту технологию как способ кражи игроками их интеллектуальной собственности при помощи пиратства. Однако сейчас руководитель Xbox Фил Спенсер призывает игровую отрасль принять легальную эмуляцию как способ сохранения наследия и доступности старых игр.

«Я надеюсь (и считаю, что сейчас должен выразить эту мысль именно так), что наша отрасль должна заняться вопросом легальной эмуляции, которая позволила бы современному оборудованию запускать любые (в рамках разумного) старые исполняемые приложения, чтобы играть в любую игру», — сообщил Спенсер сайту Axios в недавнем интервью. «Я считаю, что если мы заявим: „Любой человек должен иметь возможность купить игру и продолжать играть в неё“, то это станет хорошим предзнаменованием для нас как для отрасли».

Это очень значимая цель и важное заявление о намерениях от руководителя крупной игровой компании. Но в реальном мире легальная эмуляция старых игр сталкивается с практическими проблемами лицензирования, из-за которых нам сложно будет приблизиться к мечте Спенсера о «запуске любого старого исполняемого приложения».

Современное состояние легальной эмуляции

На самом деле, Sony и Nintendo тоже не отказались полностью от официальной легальной симуляции на своём оборудовании. Nintendo использовала эмуляторы для воссоздания классических игр даже до создания Wii Virtual Console, которая сделала популярной концепцию легальной эмуляции в 2006 году. А Sony использовала эмуляторы для HD-ремастеров, скачиваемых на PSP игр для PS1 и своей консоли PlayStation Classic (лицензировавшей работу сообщества разработчиков эмуляторов в open source).

Только небольшая часть игр для N64 доступна на Switch через онлайн-подписку.

Однако на более современных консолях и Sony, и Nintendo по большей части ограничили «официальные» возможности поиграть в старые игры различными сервисами подписки на пакеты: Nintendo посредством своей медленно растущей коллекции Switch Online, а Sony — через свою масштабную библиотеку игр PlayStation Now со стримингом/скачиванием.

Это отличается от подхода Microsoft, которая использует слой эмуляции для того, чтобы старые диски Xbox и Xbox 360 работали на современном оборудовании. Microsoft даже продаёт цифровые копии некоторых игр, выпущенных десятки лет назад, по отдельности или по подписке Game Pass, добавив в них такие улучшения, как HDR и повышенная частота кадров на Xbox One и Series S/X.

Лицензирование и юридические ограничения

Спенсер поддержал развитие «легальной эмуляции» в то же самое время, когда Microsoft объявила, что теперь на новых консолях Xbox будет доступно ещё 70 игр для Xbox и Xbox 360. Но вместе с этим объявлением Microsoft сообщила, что «достигла предела возможностей в пополнении каталога старых игр из-за лицензионных, юридических и технических ограничений».

Это означает, что пользователи Xbox официально смогут поиграть на современном оборудовании только примерно в 600 игр из более чем двух тысяч игр для Xbox 360 и всего в 63 игры из почти тысячи игр для первого Xbox. Хотя в этот список включены самые популярные и запомнившиеся игры для классических консолей, он всё равно выглядит бледно по сравнению с широким набором играбельных игр, совместимых с неофициальными эмуляторами.

Так получилось потому, что в большинстве случаев ограничивающим фактором является не технология, а проблемы с правами. «Есть и технические сложности, но чаще всё сводится к лицензированию», — рассказал сайту Inverse в прошлом году директор по управлению программами Xbox Джейсон Роналд, объясняя, почему всё больше старых игр Xbox несовместимо с новым оборудованием Xbox. «В некоторых случаях уже не существует разработчика или издателя игры. Даже поиск того, кто должен выдать нам разрешение, может оказаться крайне сложной задачей».

На современном «железе» Xbox можно играть в многие старые игры Xbox, но не во все…

Почему компании Microsoft вообще требуются отдельные лицензии для эмуляции игр с созданных ею консолей? Похоже, ответ на этот вопрос как-то связан с условиями, которые написаны в исходных лицензиях.

«В общем случае, когда у тебя есть договор на разработку или издание, то в нём указано, какие права на издание ты лицензируешь», — рассказывает мичиганский юрист и ведущий Virtual Legality Ричард Хоег. В этих договорах обычно чётко указано, на каких конкретных платформах можно издавать игру, то есть, по словам Хоега, «запуск на виртуальном программном 360 внутри Xbox One, например, может быть и не разрешён».

В случае любой игры с таким договором компании Microsoft необходимо получать новую лицензию от издателя на эмуляцию игры на новой платформе. Именно по этой причине Nintendo не может просто использовать исходные договоры с издателями и добавить на Wii Virtual Console все игры с NES; в первоначальной сделке не учитывались последующие платформы. Даже для игр Xbox 360 на дисках может понадобиться новая лицензия, покрывающая новые эмулируемые версии, запускаемые на Xbox One (это касается и скачивания новой версии игры в оболочке эмулятора).

Как выше сказал Джейсон Роналд, поиск нужных компаний, с которыми можно договориться о новой лицензии — это не всегда простая задача, особенно когда в дело вступают лицензированная музыка или промежуточное ПО. «Допустим, использовался декодер видео, встроенный не в игру, а в ОС. В зависимости от исходной лицензии может потребоваться повторное лицензирование его для эмулятора, а если она теперь невозможна, то это может означать, что эмулировать игры, использующие этот декодер, нельзя. Они просто не будут работать», — рассказал нам юрист и блогер Law of the Game Марк Метенитис.

Аппаратное решение?

В прошлом другие производители консолей обходили эту проблему, добавляя в новые системы оборудование для запуска старых игр. Благодаря этому Game Boy Advance мог запускать все старые игры Game Boy, а первые версии PS3 запускали игры для PS2 и PS1. Так как эти старые игры, строго говоря, продолжали работать на той же аппаратной платформе (просто встроенной в корпус новой консоли), то исходные лицензии продолжали действовать, обеспечивая этим консолям полную обратную совместимость без необходимости решения множества юридических проблем.

В первой PS3 на 60 ГБ присутствовало оборудование PS2, обеспечивавшее обратную совместимость.

Но это дополнительное оборудование стоит денег, особенно если между поколениями архитектура значительно изменилась. Владельцы PlayStation узнали об этом в 2007 году, когда Sony убрала обратную совместимость из всех последующих моделей, предположительно для снижения затрат.

«Обратная совместимость — важная побочная возможность, но она далеко не приоритетна», — рассказывал в то время Джек Треттон, работавший президентом SCEA. «Обратная совместимость — не такая уж сильная мотивация к покупке, как вам говорят. У нас очень большая линейка игр на PS3; большинство людей покупает PS3 ради игр для PS3».

Это объясняет, почему вы не можете сыграть в выпущенную 25 лет назад игру для PS1, вставив её диск в PS5. Чтобы изменить эту ситуацию, Sony пришлось бы встроить в новую систему оборудование PS1 или заново по отдельности лицензировать игры для легальной эмуляции на современном оборудовании. И оба этих подхода влекут за собой затраты, на которые Sony, похоже, идти не желает.

Возможно, в дальнейшем это будет меньшей проблемой для производителей консолей, потому что лицензионные соглашения начинают отражать новую реальность поддержки разных поколений устройств. «Сегодня во многих лицензиях учитываются последующие консоли и эмуляция, но как и большинство аспектов лицензии, это может быть предметом переговоров», — говорит Хоег.

Как бы то ни было, в ситуации со старыми играми у производителей консолей есть не так много простых решений. Из-за юридических проблем мечта производителей об использовании эмуляции для запуска любых старых исполняемых приложений на новом оборудовании может во многих случаях остаться лишь мечтой.

Дополнение: после публикации статьи некоторые читатели поставили под сомнение чёткое разграничение между программной эмуляцией и обеспечением обратной совместимости при помощи оборудования. Например, консоли PS3 продолжали поддерживать диски PS1 при помощи программной эмуляции на протяжении всего срока жизни системы. Кроме того, европейские версии PS3 после отказа от установки дополнительного оборудования перешли на полную программную эмуляцию дисков PS2.

Проблемы с повторным лицензированием старых дисков Xbox у компании Microsoft могут больше быть связаны с конкретным способом реализации эмуляции. Для него требуется скачивание подвергнутой реверс-инжинирингу и полностью заново скомпилированной версии игры, предназначенной для процессора x86 нового оборудования, а не для прямой эмуляции кода Power PC на оригинальном диске.

С точки зрения лицензий, этот способ, основанный на скачивании, похоже, полностью отличается от эмулятора, просто выполняющего данные, находящиеся на физических носителях (как это было в случае скачивания игр PS1 на PSP). Чтобы обеспечить более полную обратную совместимость с ПО для старых Xbox, компании Microsoft может потребоваться фундаментально изменить способ работы эмуляции этого оборудования.

 

Источник

Читайте также

Меню