[Перевод] Какую кибердеку я бы хотел сделать для себя

Перевод статьи из блога AbcLinuxu

В 2016 году я создал сабреддит /r/cyberDeck. Отчасти потому, что меня вдохновила статья о создании кибердеки, а отчасти из-за нескольких обсуждений в IRC, в которых я принимал участие, и поскольку мне кажется, что эта идея – нечто большее, чем просто красивый киберпанковский проект.

Что такое дека

Дека, или кибердека – это мобильный компьютер, придуманный Уильямом Гибсоном в «Нейроманте», а позже эту идею немного расширили и изменили в ролевых играх Shadowrun, Cyberpunk 2020, GURPS Cyberpunk, карточной игре Netrunner и художественных произведениях.

А там, на чердаке, его ждала дека — «Оно–Сендаи–Киберспейс–7». Пол усеивали куски белого упаковочного пенопласта, мятые обрывки клеящей ленты и сотни крошечных пенопластовых бусин. «Оно–Сендаи», а также самый дорогой в будущем году компьютер фирмы «Хосака», монитор «Сони», дюжина дисков со льдом корпоративной выделки и кофеварка «Браун». Армитидж, нетерпеливо дожидавшийся, пока Кейс не одобрит каждую из покупок, сразу же ушел.

Уильям Гибсон, Нейромант (пер. Михаил Алексеевич Пчелинцев, Ефим Летов)

[Перевод] Какую кибердеку я бы хотел сделать для себя
Уильям Гибсон, Нейромант: графическая новелла, т.1. (New York, N.Y.: Epic Comics, 1989, 1 v… ISBN 0871355744.)

Он запихнул штекер из хирургической стали в разъём на своём виске, и его пальцы залетали над клавиатурой кибердеки Фучи, отправляя его в Матрицу. Его взгляд сместился на ослепительный электронный мир аналогового пространства, где кибернетические функции казались почти осязаемой реальностью. Он протягивал электронные пути киберпространства до спутника связи и обратно, в Телекоммуникационную региональную сеть Сиэтла. Всего за несколько секунд он уже был далеко, направляясь на встречу с компаньонами в аркологии Ренраку.

Роберт Шаррет, «Никогда не договаривайтесь с драконом»

Хотя и в «Нейроманте» и в произведениях по миру Shadowrun (к примеру, «Никогда не договаривайтесь с драконом»), деки оборудованы нейроинтерфейсом, их часто изображают, как устройство с клавиатурой.

Сэм сдвинул защитную панель и вытащил коннектор для связи. После быстрого переключения штекеров кибердека Эльфа заняла место компьютера Кастильяно. Он потянулся к шнуру данных, позволявшему соединить его разъём с декой. Он почти передумал, но собрался с духом, вспомнив невинные души из аркологии, пострадающие, если никто не придёт к ним на помощь. Он вставил штекер, решительно подготавливаясь к ожидающему ощущению боли.

И оно пришло, пронзив его мозг быстрее, чем бывало раньше, оставив после себя лёгкое недомогание. Сэм сконцентрировался на текущей задаче. Повернув невидящий глаз к светящимся башням и пульсирующим путям данных, окружавшим его в киберпространстве, он бросился вперёд, к массивному сооружению Ренраку. Используя полученные в компании пароли, он открыл портал в главную базу данных.

Его окружали мерцающие ряды звёздочек, упорядоченные в строки и столбцы. Каждая точка света представляла собой файл с данными, а её оттенок обозначал категорию файла. Сэм скормил кибердеке ключевые слова и запустил функцию поиска. Его поле зрения перемещалось вдоль рядов с ослепительной быстротой. Он кратко останавливался на каждом файле, который предлагала ему дека, и отбрасывал ненужную информацию в процессе поиска.

Казалось, прошло всего несколько минут, и он уже нашёл искомое. Он скопировал файл и сбежал назад, к точке входа в Матрицу.

«Противоядие существует», — объявил он кругу встревоженных лиц, вынимая шнур данных из виска.

Роберт Шаррет, «Никогда не договаривайтесь с драконом»

Вдохновение

Очевидно, что тему кибредек вдохновляли 8-битные компьютеры той эпохи:


Amstrad CPC 464 от DeNeMa. Не хватает только нейроинтерфейса.

Представьте, что вы в 80-х годах проходите мимо компьютерного магазина, и видите в витринах эти прекрасные компьютеры. Практически никто не знает, что с ними делать, но они клёвые, яркие, с невиданными возможностями. Говорящие головы по ТВ рассказывают про хакеров и информационных супершоссе, всем интересна эта тема, всё кажется возможным. Реально возбуждает фантазию.

g

Легко представить, что именно оттуда взялись декеры (киберпанковские хакеры) и нетраннеры, держащие деку и летающие в трёхмерном пространстве, сражаясь с программами.

Сегодня многих людей привлекают деки своим крутым внешним видом. И с распространением мелких одноплатных компьютеров типа Raspberry PI можно видеть различные попытки и обсуждения создания дек:

Почему именно дека?

Почему кому-то захочется использовать деку, а не ноутбук?

Идея полезности деки пришла ко мне с совершенно противоположного направления, чем, возможно, для большинства людей. Я много думал над термином «цифровой кочевник» и тем, что требуется для истинной независимости, не отказывающейся от комфорта двух дисплеев, один из который – большой ЖК-экран на 27″. Я работаю программистом, и монитор напрямую влияет на мою продуктивность. Мне нужно много места для редактора, терминалов и всего остального, с чем я работаю.

Рассмотрим такой пример:

Это только один из 16 виртуальных десктопов, которые я использую. Остальные заполнены документациями, подключениями к серверу, консолями баз данных и прочим подобным. Если попытаться впихнуть всё это на экран ноутбука, ничего не выйдет, и постоянно переключение контекста очень быстро надоест:

И я решил: есть ли возможность испытывать комфорт большого экрана и при этом жить жизнью кочевника, находясь в дороге? Вскоре стало очевидно, что у вас либо должен быть большой караван (или верблюд с подставкой для ЖК), или шлем-дисплей (HMD).


Хороший год [статья 2016 года / прим. перев.] для HMD: HTC Vive, Oculus Rift, Sony project Morpheus, Razer OSVR, Rapture HMD и Avegant Glyph.

Но у большинства ноутбуков возникнет проблема с подключением HMD из-за требований к GPU, что также означает высокое энергопотребление (это же верно и для дек, однако там вы не ограничены размером экрана и ограничениями размера ноутбуков). Также иметь одновременно дисплей и шлем бессмысленно. Дисплея не видно при надетом шлеме, и он просто будет жрать энергию. Вот так и родилась идея деки.

Думаю, что в ближайшем будущем на рынке откроется относительно большая ниша для дек, поскольку шлемы будут становиться всё более популярными, но не думаю, что мы будем часто встречаться с ними в ближайшие лет 10.

Какую деку я хотел бы собрать

Имея неограниченный бюджет и доступ к хорошей мастерской, я бы собрал особенную рабочую станцию с особенным ПО. Вот выдержки из нашей переписки с Павлом Криванеком, которую я не могу выбросить из головы:

> Думаю, что когда-нибудь я попробую написать простейший интерпретатор Smalltalk. Это лучший способ выучить новый язык.

Советую попробовать интерпретатор Self. Нюансы гениальности подробностей его работы с лексическими пространствами, объектами активации и прочим просто сносят крышу.

> Также недавно меня очень заинтересовал Squeak, с которым я немного поигрался, и думаю, что в нём есть много интересного, такого, что стоит изучить. Мне кажется что он сильно полагается на синергию человек-софт (в духе Энгельбарта) за счёт стандартных схем разработки ПО. Возможно, мне нужно будет присмотреться к Self – разработка на основе прототипов, кажется, лучше подходит в данной ситуации.

По-моему, Self – это нечто ценное. Особенно то, как там решено множество проблем Smalltalk через упрощения, делает его особым случаем в мире языков программирования.

С другой стороны, сейчас Smalltalk лучше соблюдает баланс между академической напыщенностью и практичностью. Даже авторы Self признают, что в нём иногда сложно сохранять концентрацию на текущей ситуации, что в Smalltalk не является большой проблемой благодаря системе классов. Это также касается облегчения создания вспомогательных инструментов. Однако возможность работать в трёхмерном пространстве, заполненном летающими аутлайнерами, была бы очень крутой.


Self не похож на обычную IDE. Места для структурного редактора всегда мало.

Self – это очень интересный язык, забытое сокровище, которое почти никто не использует, поскольку он работает не так, как большинство современных ЯП. Вся его IDE очень сильно завязана на пространство и визуальное представление. Поигравшись с ним немного, могу сказать, что он (или Smalltalk) прекрасно смогли бы организовать среду разработки для трёхмерной системы.

Конечно, это было бы неудобно для пользователя, и поэтому бесполезно для большинства людей. Однако и моя идея деки не приживётся. У таких проектов должно быть специальное, самостоятельно изготовленное железо для реальных энтузиастов. Было бы куда интереснее, если бы ПО тоже можно было сильно настроить специально для программистов, игнорируя нормальных пользователей и их принципы работы. Как написано на одном кадре из комикса по «Нейроманту», «Мясо осталось дома, пристёгнутым к специальной деке».

Наткнувшись на эту идею, я уже не мог остановиться. Когда вы понимаете, что можете не ограничиваться стандартными параметрами ноутбука, можно представить совершенно новое устройство, с большим количеством совершенно иных возможностей, имеющих смысл только в рамках концепции деки. Довольно быстро я набросал нечто совершенно отличное от стандартных потребительских ноутбуков:


3D-модель, созданная мною специально для этой статьи.

К примеру, у обычного ноутбука есть одна сраненькая веб-камера для видеозвонков. От деки можно потребовать четыре или шесть веб-камер высокого разрешения, чтобы вы оставались в курсе окружающей вас действительности, когда работаете в шлеме. Представьте, что в виртуальности вокруг вас есть большая сфера. Между вами и сферой подвешено много окошек, а на сфере даётся картинка с камер, показывающих окружающий мир. В теории, камеры можно использовать для отслеживания вас и ваших рук, отображая ваши движения в виртуальную среду.

Клавиатуру можно сделать съёмной, и дека будет отслеживать её положение и положение вашего шлема при помощи того же фокуса со светодиодами, который использует Oculus, поэтому система сможет показывать вам виртуальную клавиатуру.

У системы могут быть встроены датчики по типу Leapmotion / Kinect, чувствующие движения рук, чтобы не нужно было использовать перчатки. Также было бы неплохо встроить небольшой дисплей на электронных чернилах в виде системной консоли для отладки и вывода информации о системе.

Безумные штуки

Вместо дешёвой WiFi-карточки там может стоять USRP (программное радио) вместе с FPGA, чтобы можно было брать деку с собой в поле, и она была полезна для взлома, отслеживания и записи сигналов. Также она может эмулировать устройства WiFi / Bluetooth / Zigbee.

Поскольку это будет не стандартное потребительское железо, сделанное для мультимедиа и игр, можно будет использовать альтернативные компьютерные платформы, типа этой вкусной 18-ядерной платы Parallella с низким энергопотреблением.

Что там обязательно должно быть, так это очень быстрый GPU, возможно мобильный. Этого никак не избежать, если придётся поддерживать плавно работающее трёхмерное окружение в шлеме. Это одна из причин того, что сегодня нет подобных дек, и не предвидится в ближайшем будущем. GPU слишком жадный до энергии.


Портативный Pele-Rift. Так выглядит дека на потребительском оборудовании, если запихнуть в неё скоростной GPU.

Так что на примере моей 3D-модельки это будет выглядеть как-то так:

Мысли?

Что думаете? Есть ли шанс у идеи дек? Захотели бы вы себе такую? По эстетическим или профессиональным причинам, или просто так? Считаете ли вы, что она сможет быть полезной рабочей станцией?

 

Источник

cyberdeck, дека, кибердека, нейромант

Читайте также