Наука о сложности объясняет, почему попытки отвергнуть общепринятое просто приводят к новой согласованности
Вам, наверное, знаком этот эффект – а, возможно, вы и сами являетесь его жертвой. Вы ощущаете общепринятую культуру чуждой для себя и хотите заявить, что не являетесь её частью. Вы решаете одеваться по-другому, поменять причёску, применить нетрадиционный макияж или средства для ухода.
И всё же, когда вы, наконец, открываете миру свой новый образ, оказывается, что вы такой не один – миллионы других людей приняли те же самые решения. И вы все выглядите более-менее одинаково, что прямо противоположно тому контркультурному заявлению, которое вы пытались сделать.
Это эффект хипстера – контринтуитивное явление, в результате которого люди, отрицающие общепринятую культуру, начинают выглядеть одинаково. Схожие процессы происходят у инвесторов и в других областях, изучаемых социальной наукой.
Как происходит такая синхронизация? Неизбежна ли она в современном обществе, и есть ли способ по-настоящему выделяться из толпы?
Сегодня мы получим ответы благодаря работе Джонатана Тубула из Университета Бранде в Массачусетсе. Тубул – математик, изучающий то, как передача информации в сообществе влияет на поведение людей. В частности он концентрируется на сообществе, состоящем из конформистов, копирующих большинство, и нонконформистов, или хипстеров, пытающихся поступать противоположным способом.
Он пришёл к заключению, что в довольно большом разнообразии сценариев популяция хипстеров всегда испытывает фазовый переход, во время которого её члены синхронизируются друг с другом в своей оппозиции к общепринятым нормам. Иначе говоря, эффект хипстера – это неизбежный результат поведения большого количества людей.
Важно, что модель Тубула учитывает время, требующееся каждому индивиду для того, чтобы обнаружить происходящие в обществе изменения и среагировать соответственно. Эта задержка важна. Люди не реагируют мгновенно на появление новой, очень модной пары обуви. Информация медленно распространяется по модным сайтам, из уст в уста, и т.п. Задержка на распространение у разных индивидов отличаются – некоторые могут рьяно следовать советам модных блогов, у других к ним нет доступа, и им приходится полагаться на молву.
Тубул изучает вопрос о том, при каких условиях хипстеры синхронизируются, и как они меняются в зависимости от задержки распространения и пропорции хипстеров. Для этого он создаёт компьютерные модели, симулирующие взаимодействие агентов, часть из которых следует большинству, а другая часть – ему противоречит.
Эта простая модель выдаёт удивительно сложные варианты развития. В целом, как говорит Тубул, популяция хипстеров сначала ведёт себя случайным образом, но потом путём фазового перехода приходит в синхронизированное состояние. Он обнаруживает, что это происходит при широком разнообразии параметров, и что это поведение может быть весьма сложным, в зависимости от взаимодействия хипстеров и конформистов.
Бывают и некоторые неожиданные результаты. При равных пропорциях хипстеров и конформистов вся популяция подвержена случайным переключениям между различными тенденциями. Почему так – пока непонятно, и Тубул планирует изучить это более подробно.
Можно возразить, что синхронизация произрастает из простоты сценариев, где предлагается выбор из двух вариантов. «К примеру, если большая часть индивидов бреет бороду, тогда большая часть хипстеров захочет её отращивать, и если эта тенденция распространится на большую часть популяции, это приведёт к новому, синхронизированному переходу к бритью», — сказал Тубул.
При наличии большего количества вариантов легко представить другой вариант развития событий. Если хипстеры, к примеру, смогли бы отращивать усы, квадратную бороду или эспаньолку, тогда это разнообразие выбора могло бы предотвратить синхронизацию. Однако Тубул обнаружил, что если модель предлагает больше двух вариантов выбора, синхронизация всё равно происходит.
И всё же ему интересно изучать её дальше. «Мы будем глубже исследовать этот вопрос в следующей работе», — сказал он.
Над хипстерами легко потешаться, но применимость этих результатов гораздо шире. К примеру, они могут быть полезными для понимания финансовых систем, участники которых пробуют заработать деньги, принимая решения, противоположные решениям большинства участников биржи.
И в самом деле, существует множество областей, в которых задержка распространения информации играет важную роль. Как говорит Тубул: «Кроме вопроса выбора наилучшей одежды для текущего сезона, у этого исследования могут быть важные последствия для понимания синхронизации нервных клеток, инвестиционных стратегий или проявляющейся динамики в социологии».
Продолжение истории от журнала The Register: жалоба хипстера и неожиданная развязка
Обычно заголовок вроде «Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково» вызывает эффект закатывания глаз. Однако ситуация становится более интересной, когда гипотеза, описанная в статье, подтверждается забавной перепиской.
В феврале журнал MIT Technology Review опубликовал краткое, но содержательное описание 34-страничной работы от экспертов из Университета Бранде. В работе, по сути, утверждалось, что в попытке сделать «контркультурное заявление», хипстеры в результате становятся похожими друг на друга. Подробности интересной модели того, как случайные действия хипстеров приводят к «фазовому переходу в синхронизированное состояние», а также запутанные сетевые формулы смотрите здесь.
Статью сопровождала фотография из стока, где был изображён усреднённый миллениал в куртке в шотландскую клетку и круглой шапочке, или, как описывает это Getty, «модной зимней одежде». Редактор MIT, Гидеон Личфилд, прокомментировал последствия публикации статьи в твиттере, назвав их «предупреждающей историей»:
«Мы тут же получили яростный емейл от человека, утверждавшего, что на фотоиллюстрации к истории изображён он. Он обвинил нас в клевете, вероятно, связанной с тем, что мы назвали его хипстером, и в использовании его портрета без его разрешения. (О самой истории он тоже отозвался не слишком лестно)».
Ого, а слова «усреднённый миллениал» случайно не являются клеветой? Наш журнал не может позволить, чтобы из-за этой статьи на него подали в суд.
Личфилд продолжил рассказ:
«Насколько я знаю, называть человека „хипстером“, не значит клеветать на него, вне зависимости от уровня его ненависти к этому. Однако мы бы не стали использовать изображение без соответствующих прав. Это была стоковая фотография с Getty Images, и мы проверили её лицензию».
Он сказал, что в лицензии было указано, что если изображение используется «в связи с нелестной или слишком спорной темой (такой, к примеру, как заболевания, передающиеся половым путём)», необходимо указывать, что на фото присутствует модель.
Личфилд указал, что не считает, будто назвать кого-то хипстером будет «нелестно или слишком спорно», но на всякий случай связался с Getty.
Стоковый гигант связался с моделью, и оказалось, что товарищ на фото был не тем человеком, что пожаловался в издание. «Он просто перепутал себя с другим», — сказал Личфилд.
«Всё случившееся лишь доказывает нашу историю: хипстеры настолько похожи друг на друга, что даже не могут сами себя отличить от других».
Вот так. 34 страницы теории были доказаны в краткой переписке по емейл. Ваш ход, хипстеры.
Источник