Введение
Судя по всему, некоторые дизайнеры игровых персонажей, ни разу в жизни не взяв в руки оружия и не подвергнувшись опасностям реального боя, не могут понять основы функционального дизайна брони. В связи с этим я представляю вам этот экспресс-курс. Если вам хоть немного хочется, чтобы в вашей игре броня была не так очевидно невозможной или опасной для ношения, надеюсь, вы найдёте его полезным.
Но сначала я хотел бы пояснить, что понимаю, зачем вы разрабатываете крутые или сексуальные наряды с характерными силуэтами – конечно же, продолжайте. Не всей броне нужно быть реалистичной. Также отмечу, что многие из упомянутых далее игр мне очень нравятся. Если какие-то аспекты персонажей нуждаются в доработке, это вовсе не значит, что игры становятся от этого хуже.
Зачем нужна броня
Почему кто-то решает надеть на себя большое количество металла и кожи, если он не собирается посетить концерт хэви-метал? Скорее всего, в ближайшем будущем он рассчитывает оказаться в бою и не хочет пострадать в нём или умереть. Он рассчитывает, что броня помешает острым объектам войти в его тело и смягчит удар тупого объекта, который иначе бы, например, переломал им кости. Чем сильнее удары от оружия и интенсивность ожидаемой битвы, тем тяжелее должна быть броня. К примеру, рыцарь, ожидающий атаки копьями, должен обратиться за вдохновением к жестяным банкам, а человек с мощным луком может отправиться в бой хоть в пижаме.
Свойства металлов
Вес
Чтобы убедиться, что мы с вами правильно понимаем друг друга, хотел бы проговорить пару вещей. В нашем мире металл тяжёл. Сталь весит 8 г/см3, а значит, трехмиллиметровый лист стали весит 26 кг на м2. Может, это вам ничего не скажет, поэтому давайте просто согласимся с тем, что куча стали, пристёгнутой к телу, тяжелее, чем немножко стали. Переноска тяжёлых вещей замедляет вас, заставляет тратить больше энергии в бою и усложняет парирование быстрых атак.
Взглянем на броню Саревока из Baldur’s Gate (BioWare, 1998). Выглядит круто, что хорошо. Но также хорошо было бы и выжить в бою. Эти шипы никого не убьют, если только стиль его боя не очень необычный, а значит, они лишь утяжеляют его броню. Конечно, мало кто без раздумий ввяжется с ним в бой – но если они решат проверить свою удачу, у Саревока окажется килограмм десять ненужного балласта. Давай-ка обратно к мольберту, Саревок.
Прочность
Сомневаюсь, что нужно напоминать о жёсткости твёрдых тел – а именно твёрдое состояние требуется от брони, когда вы накладываете её на бренное тело. Значит, доспехи не особенно двигаются вместе с верхней частью тела. Чтобы сделать такую броню красивой, аниматору придётся помучаться, но это стоит иметь в виду.
Стоимость
Ещё один момент заключается в том, что металл не дёшев. И если благородные рыцари носят полную экипировку, менее удачливым придётся довольствоваться чем-то попроще. Если ваш лорд требует налогов, а хранилище – запасов на зиму, вряд ли вы будете вкладываться в броню. Не забывайте об этом, одевая персонажей.
Жизненно важные части тела
Поскольку броня должна защищать вас, я хотел бы отметить, какие именно части тела вам необходимо защитить в ожидании битвы. Для начала нужно очень, очень постараться не получить мечом в лицо. Конечно, нужно показать синхронизацию губ и анимацию волос в игре, но ни один соображающий солдат не ломанётся в битву без защитного шлема.
В шее находятся штуки, реально полезные для тех, кто наслаждаются дыханием и притоком крови к мозгу, а сердце, хотя и защищено уже грудной клеткой, необходимо для жизни даже самых бессердечных тварей. До сердца можно достать не только спереди и сзади, но и с боков. Подмышки – ещё две области, которые реально нужно прикрыть по максимуму. Кроме того, в живот попасть легко и в нём есть всякое такое, что нужно, чтобы не умереть. Пах – хорошее место для доступа к желудку с определённых углов, и в нём тоже много крови. Примечание: пах и подмышки из-за их расположения очень сложно защитить, особенно если враг близко подберётся с кинжалом типа баллок – но попытаться стоит.
Оставшиеся части тела также неплохо бы оставить нетронутыми, особенно те места, через которые проходит много крови. Но от раны в ноге, к примеру, которая поставит вас в очень невыгодное положение, и в худшем случае может привести к ампутации, всё-таки мгновенно умереть вряд ли получится.
Назначение
Разобравшись с этим, приступим к делу. Первое, что нужно рассмотреть – назначение вашей брони. Кто её носит? Он бедный или богатый, любит всаживать нож в спину или использовать двуручный меч, низкого происхождения или рыцарь? Какая броня для этого персонажа имеет смысл?
Для демонстрации свой точки зрения я попрошу вас взглянуть на первый пример брони. Это Лелиана из серии Dragon Age в броне инквизиции (BioWare, 2014).
Кто такая Лелиана? Она мастер-шпион, в связи с чем она, по-видимому, должна передвигаться в тенях. Даже если она не прячется, её одежда и броня должны демонстрировать её выбор карьеры (или нет, если ей хочется быть реально скрытной). И капюшон с кольчугой дают нужный эффект. Они настолько же модные, насколько и практичные, и вместе составляют подходящую броню для леди её профессии и ранга. Проблема тут расположена ниже. Если вам нужно передвигаться так, чтобы вас никто не видел, то выбор ног в качестве места для расположения брони будет, наверное, самым худшим. Представьте, что вам надо атаковать кого-то, надев лыжные ботинки. Сделанные из стали. Вот именно. Если нужно быть скрытным, не носите тяжёлую броню. Если хотите носить тяжёлую броню, выбирайте конструкцию, защищающую жизненно важные части тела.
Использование вне битвы
Даже профессиональные воины большую часть жизни проводят вне битвы. Для главного героя игры это может быть не так, но это так для того, кто устаёт после нескольких часов бега и раздачи ударов. До и после битвы вы, скорее всего, соберётесь вместе с вашими товарищами-солдатами в лагере, и, проще говоря, шипы на вашей броне приведут к отсутствию у людей желания сидеть с вами рядом за обедом. Также вы можете встретить затруднения при поиске оруженосца, достаточно склонного к самоубийствам, чтобы решиться надеть броню на вас. На самом деле, даже найти человека, готового сражаться с вами бок о бок будет трудно, поскольку на поле брани вы, скорее всего, окажетесь рядом с другом, а не врагом. А поскольку игровые персонажи обычно одежду не меняют, им нужно будет терпеть вес брони не только в бою, но и в восьмичасовых походах. Стоит помнить, что вы, скорее всего, сняли бы броню и ходили в обычной одежде во время маршей или передвижений по дружественному городу или замку.
Да, Боб, твоя броня выглядит очаровательно, только вот этот шип вонзился мне в коленку (Monster Hunter, Capcom, 2004)
Надеваем и снимаем броню
Кстати, насчёт оруженосцев: мне бы очень понравилось, если бы в игре учитывалось, что надевание брони отнимает много времени. Вряд ли нужно тратить время игроков, часами надевая и снимая броню, но это можно использовать для нагнетания напряжения: друга не было, и у героя не оказалось времени, чтобы надеть доспехи во время атаки на лагерь (ох ты!). Полную рыцарскую броню сложно надеть без посторонней помощи, а это значит, что вы не будете с ней заморачиваться, если у вас нет слуг или друзей с большим количеством свободного времени. С кольчугой проще, но она всё равно заставляет вас принимать интересные позы, как на этой иллюстрации из средневекового манускрипта.
Отклонение, не направление
Пример брони из Guild Wars II (ArenaNet, 2012)
Вернёмся к шипастой броне. Кроме бонуса в +2 на раздражение людей, дерущихся вместе с вами, шипы увеличивают опасность брони и для самого носящего её. Одно из предназначений брони – отклонять оружие так, чтобы оно соскальзывало с тела без причинения вреда. Посмотрите на изображение выше. В этом случае шип поймает лезвие и направит его в сторону руки, а не от неё, увеличивая риск получить ранение той руки, что служит главной у 70-90% населения. По моему мнению, эта идея плохая.
Титьки мягкие
Обратимся к грудям. Кое-кто из вас, возможно, трогал их. В этом случае вы могли заметить, что обычно они довольно мягкие. Это значит, что при временном пребывании в доспехах в спрессованном состоянии они не повредятся. Если бы это было не так, то сотни лет моды на корсеты извели бы целые поколения грудей. А это значит, что броня с титьками, то есть пластины с выпуклостями для грудей, совершенно не нужна. Она даже более опасна, чем обычная. Как я уже упоминал, необходимо уводить лезвие с тела, а не вести его к вашему сердцу, знаете ли.
Выбирайте левый вариант (эта девушка выигрывает бои на мечах). Справа — Skyrim (Bethesta Game Studios 2011)
Голая кожа
Теперь изучим броню Ночного эльфа (World of Warcraft, Blizzard Entertainment, 2004). Если бы я хотел убить эту дамочку, я бы попробовал пронзить мечом её лицо, шею, грудь, живот или пах. Из перечисленного более-менее защищён только последний. Ценю попытки защитить ноги – это хорошая идея в случае, если вы собираетесь постоянно пинать людей и блокировать их пинки – и внешнюю часть рук. Часть руки с кистью в бою находится ближе всего к противнику. Тем не менее, позвольте мне такую иллюстрацию:
Жёлтое – области, которые необходимо защитить. Синее – области, которые защищает эта броня
Обтягивающая броня и слои
Если присмотреться к Demon Hunter (Diablo III, Blizzard Etertainment, 2012) на картинке выше, можно заметить, что хотя её подкладки под плечи и шарф увеличиваются в размере с ростом уровня брони, её талия этого не делает. В этом случае всё выглядит так, будто она носит некий кожаный корсет для защиты живота, а на оставшуюся часть тела напяливает лишний металл, из которого строится запасная броня. Честно говоря, я бы посоветовал ей поменять сексуальный силуэт на реальную защиту. Добавить, например, стёганку, и поддеть под доспехи кольчугу, что увеличило бы её талию.
Этот художник показывает в своей серии рисунков, как броня персонажа Commander Cullen (Dragon Age: Inquisition, BioWare, 2014) может выглядеть по слоям (хотя во время рисования он, возможно, и не ставил такой цели). Рисунки хорошо демонстрируют, как броню надевают слой за слоем, хотя в том слое, который похож на кожу, надо было бы добавить вставки для смягчения ударов, а доспехи, судя по всему, слишком тесны, чтобы в них двигаться. К сожалению, придётся выбирать между осиной талией, и выживанием в бою.
Высокие каблуки
Кстати, насчёт Demon Hunter. Вы когда-нибудь видели, как человек на высоких каблуках пытается бегать? Носят ли современные женщины-солдаты туфли-лодочки? Если вы ответите «да» и «нет», я уверен, что вы уловили мою мысль. Если нет – интересно, кто вы и откуда. Мы уже установили, что броня должна защищать её носителя, да и избежать смерти было бы неплохо. Поэтому уверен, что большинство девушек согласятся пожертвовать красивой позой на несколько часов, если это поможет им правильно передвигаться и снизит риск получения увечий. Значит, ни одна женщина с инстинктом самосохранения не пойдёт на битву на каблуках. Если вы разрабатываете персонажа, настолько зависящего от моды, что он лучше умрёт, чем будет ходить без каблуков – пожалуйста. Только не давайте каблуки разумным женщинам. Это не имеет смысла. А на картинке – Fran из Final Fantasy XII (Square Enix, 2006).
Высокие каблуки имеют смысл, если дама будет ехать верхом, поскольку некоторые считают, что первые каблуки для этого и были придуманы. Но такое их применение не было распространено исторически.
Пули? Избавьтесь от тяжёлой брони
Так же, как пушки свели на нет возможность спрятаться в замке, так и огнестрельное оружие, постоянно увеличивавшее эффективность, снижало пользу брони. Зачем нацеплять 30 кг брони, если единственная пуля всё равно может пробить её и убить вас? Короче говоря, повышение эффективности огнестрельного оружия привело к тому, что солдаты перешли от металлической брони к униформе, поскольку лучше уж увеличить подвижность, если броня вам всё равно не помогает.
Броня из Pillars of Eternity (Obsidian Entertainment, 2015)
Заключение
Для создания персонажей вы вольны распоряжаться всей имеющейся художественной свободой – но для создания реалистичной брони подумайте, зачем она вообще нужна персонажу. Мало кто делает что-либо просто так – особенно, если речь идёт о защите жизни. Вы должны быть очень уж сильно уверены в своём умении сражаться, если решили, что никакая защита на поле битвы вам не нужна.