Перестраивались, менялись и боролись: люди и компании игровой индустрии, о которых говорили в 2019 году

Те, кто оказал влияние.

Вспоминаем людей и компании, о которых чаще всего говорили в 2019 году. Их поступки и решения отразятся на индустрии и, возможно, изменят её до неузнаваемости.

Перестраивались, менялись и боролись: люди и компании игровой индустрии, о которых говорили в 2019 году

Хидео Кодзима

Пристальное внимание было приковано к геймдизайнеру с момента его ухода из Konami и объявления Kojima Productions в качестве независимой студии в 2015 году. После официального анонса Death Stranding на Е3 2016 интерес аудитории только вырос — при этом не только и не столько к проекту, сколько к личности самого Хидео Кодзимы.

Вокруг неё строилась строилась вся рекламная кампания. Разработчик лично посещал тематические мероприятия, активно вёл социальные сети и неоднократно появлялся в телевизионных передачах — в том числе, и российских. Из-за всего этого некоторые поклонники стали воспринимать Кодзиму как «бездельника», который только фотографируется со знаменитостями и разъезжает по разным странам, но не занимается разработкой.

К 2019 году имя Хидео Кодзимы знали даже те, кто далёк от игровой индустрии. Те же, кого игры интересовали, с упоением разбирали трейлеры и скриншоты Death Stranding, выискивая в них намёки на происходящее в её загадочном мире, строили теории.

Когда она наконец вышла, критики встретили её тепло — средняя оценка Death Stranding на Metacritic составляет 82 балла из 100. Важно и то, что несмотря на все упрёки в адрес геймдизайнера, не произошло ни одного переноса даты релиза, а сама игра получилась практически без багов. Вопреки ожиданиям, она не сумела получить главный приз на The Game Awards, но жюри отметило актёрскую игру Мадса Миккельсена режиссуру, саундтрек.

Хидео Кодзима, пожалуй, единственный в этом списке, о ком стабильно говорили в 2019 году и обсуждали, что важно, личность, а не его поступки. Но геймдизайнер также выпустил одну из главных и самых ожидаемых игр последних лет, благодаря которой, в частности, 2019-й войдёт в историю индустрии.

Ubisoft

С французским издателем в этом году получилась интересная ситуация. По факту, он выпустил лишь пять крупных игр: Far Cry: New Dawn, Anno 1800, Tom Clancy’s The Division 2, Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint и Just Dance 2020. И тем не менее, о компании говорили — пусть и не всегда в позитивном ключе.

Первую половину 2019-20 фискального года Ubisoft завершила с операционной прибылью в размере 9,1 миллиона долларов — на 90,1% меньше, чем годом ранее. Прогноз на весь период не утешительный — компания планирует закончить его с продажами на уровне 2016-го.

После публикации отчётностей акции издателя упали почти на 21%. В самой же компании связали такое положение дел с низкими продажами двух своих главных ААА-тайтлов 2019-го — The Division 2 и Breakpoint. И это вынудило Ubisoft в корне пересмотреть свою политику.

Первым делом, издатель принял решение о переносе Watch Dogs Legion, Gods & Monsters и Rainbow Six Quarantine с первой на вторую половину 2020-го. Кроме того, по словам источника Джейсона Шрайера, компания занята активным поиском новых идей. Всё это говорит о том, что Ubisoft если и не намерена кардинально изменить свой подход к выпуску игр, то точно планирует освежить своё портфолио и сосредоточится на качестве.

В начале ноября компания пошла на беспрецедентный для большой корпорации шаг — она провела опрос среди игроков в Breakpoint с целью узнать, какие её элементы в первую очередь требуют доработки. В конце месяца Ubisoft опубликовала результаты исследования и пообещала, что будет работать, опираясь на них.

2019-й был тяжёлым для издателя, однако компания, судя по всему, оперативно вынесла уроки из своих ошибок и всеми силами старается их исправить. Получится ли из этого что-то — мы узнаем в будущем. Но за свою открытость и трезвость суждений Ubisoft достойна находиться в этом списке.

Remedy

В период 2006-2016 годов Remedy сотрудничала с Microsoft, из-за чего её игры выходили только на консолях Xbox и ПК, но в 2019-м ситуация изменилась. Control, которую студия создавала уже после того, как стала публичной в 2017-м, стала не только первой игрой обновлённой и независимой Remedy, но и первой за долгое время финских разработчиков, вышедшей на консолях от Sony.

Да, это не ААА-тайтл класса Quantum Break — Control намного ближе к так называемому АА-сегменту, к которому относили Hellblade. Она была создана в рекордно короткие сроки и всего за 30 миллионов евро и окупит свой производственный бюджет уже в ближайшие месяцы. А на The Game Awards игру наградили за лучший арт-дирекшн.

Независимость — это, что в Remedy ценят особо. В 2019-м студия получила в своё распоряжение не только новую IP, первая игра в которой стабильно продаётся, но и вернула издательские права на Alan Wake. Теперь компания может выпустить сиквел игры про писателя на любых платформах и сделать его таким, каким хочет.

Riot Games

Первая половина года прошла для Riot Games в скандалах. После публикации расследования Kotaku о сексуальных домогательствах в студии в 2018-м, около двухсот сотрудников объявили забастовку с требованием пересмотреть условия трудовых договоров. Протестующие требовали, чтобы конфликт на рабочем месте могли решаться в судебном порядке, в то время как руководство настаивало на арбитраже.

В конечном счёте, Riot отказалась идти на уступки, но пообещала, что займётся работой над атмосферой внутри компании, а новых сотрудников будут нанимать уже по изменённым договорам. В начале декабря руководство объявило, что выплатит женщинам-сотрудницам 10 миллионов долларов в качестве компенсации за половую дискриминацию. Это одна из самых крупных подобных выплат в истории Калифорнии.

Другая важная веха в развитии Riot Games произошла уже во второй половине года. Практически с самого своего основания в 2006 году студия ассоциировалась с одной-единственной игрой — League of Legends. Компания активно занималась её поддержкой, устраивала чемпионаты и сотрудничала с модными домами.

2019-й стал для студии переломным. Riot наконец объявила о расширении своего портфолио. На трансляции, посвящённой десятилетию LoL, компания рассказала о шести проектах, которые находятся в разработке. Здесь и многопользовательский и шутер, и файтинг, и экшен-RPG и даже сериал по мотивам League of Legends.

Интересно, что Riot не собирается напрямую конкурировать с Blizzard. Ещё в 2018-м сооснователь компании Марк Меррилл говорил, что c собственной потенциальной ММО она не планирует «идти на столкновение лоб в лоб с World of Warcraft», а на трансляции его слова нашли подтверждение.

Впрочем, это не значит, что Riot задумала забросить League of Legends. Совсем наоборот — она планирует развивать эту вселенную. В начале декабря компания объявила о создании издательской группы Riot Forge, которая займётся выпуском игр по LoL от сторонних разработчиков. В планах — создание не крупных ААА-тайтлов, но инди, которые полнее раскроют мир Рунетерры и расскажут о его обитателях. При этом Riot не намерена ограничиваться какими-то конкретными жанрами или платформами.

Уже на The Game Awards состоялся анонс двух игр, разрабатываемых в рамках инициативы Riot Forge. Первая — пошаговая RPG Ruined King, над которой трудится студия Airship Syndicate, известная по Darksiders: Genesis. Вторая — платформер CONV/RGENCE, разрабатываемый авторами Speed Brawl из студии Double Stallion.

Всё, что произошло с Riot за последней год, нельзя назвать сменой парадигмы, ведь компания давно шла к этому. Тем не менее именно в 2019-м авторы League of Legends наконец решились на важный для себя шаг, который, возможно, изменит студию до неузнаваемости.

Джон Кармак

Один из основателей id Software, чей вклад в развитие индустрии сложно переоценить, в этом году принял важное решение. С 2013-го Кармак работал в Oculus в качестве технического директора. Годом позже ZeniMax, которую покинул разработчик, обвинила Кармака в краже интеллектуальной собственности, а в 2017-м он подал встречный иск, заявив, что компания отказалась конвертировать акции купленной ей id Software в деньги.

Оба дела удалось уладить в судебном порядке лишь к 2018 году. Казалось, что теперь Кармак может всецело посвятить себя развитию технологий виртуальной реальности, однако разработчик пожелал пойти дальше.

В середине ноября он объявил о том, что отходит от дел. Кармак намерен остаться в штате Oculus, но лишь в качестве консультанта. Теперь программиста, отметившегося прорывами в графике и занимавшегося аэрокосмонавтикой, волнуют проблемы искусственного интеллекта.

Кармак ни много ни мало намерен создать ИИ, который будет способен общаться, планировать свои действия и осознанно принимать решения. 2019-й стал новой ступенью в его карьере и, кто знает, возможно в будущем ему суждено создать что-то великое в этой сфере, как он уже это сделал в игровой индустрии.

Братья Бухманы

Основатели компании Playrix братья Игорь и Олег Бухманы в 2019 году впервые попали в список миллиардеров Bloomberg. Издание оценила состояние каждого из них в 1,4 миллиарда долларов.

Основанная в 2004 году Playrix активно развивается. Только за 2019-й она потратила больше 100 миллионов долларов на приобретение студий. Так, одной из последних покупок компании стала сербская Eipix Entertainment, известная по играм в жанре hidden object.

Вообще, Playrix отличает подход к введению бизнеса. Братья Бухманы не ищут инвестиций, хотя к их компании проявляли интерес структуры вроде Goldman Sachs. Playrix старается развиваться самостоятельно, а её основатели уверены, что к 2025 году она сравняется по обороту с крупнейшими игроками на рынке — например, с Activision Blizzard.

Blizzard

После Blizzcon 2018 года авторов Warcraft преследовала череда неудач. Сперва игроки раскритиковали компанию за то, что вместо следующей «большой игры» она представила мобильную Diablo: Immortal. Затем последовала волна сокращений — работу потеряли порядка 8% сотрудников Blizzard. В октябре произошёл скандал, связанный с дисквалификацией игрока blitzchung, выступившего в поддержку протестов в Гонконге, с турнира по Hearthstone. В конце концов, в Blizzard сменился исполнительный вице-президент.

Череда скандалов и увольнений здорово ударила по репутации компании, но всё изменилось на Blizzcon 2019. Речь не только об анонсах, которые сделала студия, но и о самом подходе к мероприятию, ведь церемония открытия началась с извинений.

Мы не сумели удержать высокие стандарты, которые задали сами себе. Мы не смогли достичь цели — я прошу за это прощения и беру всю ответственность на себя.

Джей Аллен Брэк
президент Blizzard

Впрочем, извинения сами по себе ничего не значили бы, если бы Blizzard не попыталась вернуть доверие игроков громкими анонсами. И они случились: компания представила не только очередное большое дополнение для World of Warcraft, но и Overwatch 2 и, наконец, Diablo IV.

Судя по всему, последние две игры выйдут ещё не скоро, однако их анонс в некотором роде вернул веру фанатов в Blizzard. Как бы то ни было, скандалы и анонсы заставляли общественность говорить о компании на протяжении всего 2019 года.

Ю Судзуки

2019 год ознаменовался выходом многострадальной Shenmue 3 и возвращением визионера и одного из самых амбициозных разработчиков прошлого в большую индустрию. Последней крупной игрой, созданием которой руководил Ю Судзуки, была Virtua Fighter 4, вышедшая в 2001 году. После этого геймдизайнер выступал в качестве продюсера нескольких тайтлов для аркадного автомата Sega Chihiro, и директором проектов для мобильных платформ.

С Shenmue же ситуация особенная. Magnum opus Ю Судзуки, который сильно повлиял на развитие игровой индустрии, был настолько амбициозен и дорог для своего времени, что история, задуманная автором, так и не получила полноценного финала. Более того, за две части она даже не добралась до середины.

Даже самые преданные фанаты не надеялись на то, что история получит продолжение, но в 2015 году произошло невероятное. SEGA дала «зелёный свет» на разработку третьей части, а Ю Судзуки вышел на Kickstarter, собрав рекордные 6,3 миллиона долларов. При этом отметку в миллион кампания перевалила меньше, чем за два часа после начала.

Будущее Shenmue 3 казалось безоблачным. Ю Судзуки показал, что у серии всё ещё есть преданные фанаты, а Sony пообещала всячески помогать с разработкой и продвижением. Однако возвращение культовой франшизы получилось далеко не триумфальным.

После череды переносов, выяснилось, что на ПК игра выйдет эксклюзивно в Epic Games Store, хотя изначально у неё была страница в Steam. Недовольные бэкеры требовали вернуть деньги, однако издатель отказался идти на уступки. Ситуация омрачалась ещё и тем, что в трейлерах игра выглядела откровенно неказисто: модели персонажей, стилизованные под эпоху Dreamcast — это спорное, но понятное решение, а вот кривая и скудная анимация действительно портила впечатление.

Shenmue 3 вышла 19 ноября. Долгое ожидание завершилось, однако игру встретили не так тепло — её средняя оценка на Metacritic составляет 69 баллов из 100. Критики отмечали и технические проблемы, и устаревший геймдизайн, и даже сетовали на то, что сюжет третьей части почти не двигает основную историю вперёд, а воспринимается скорее как филлер.

Однако игроки, отнеслись к игре куда более благосклонно. И хотя она не попала в первую десятку розничных чартов Японии и Великобритании фанатам серии, судя по всему, пришлась по вкусу — недаром пользовательский рейтинг на том же Metacritic составляет 8 баллов из 10.

В этот раз Ю Судзуки не совершил революцию. Стремясь исполнить свою давнюю мечту, он не оглядывался на современные тренды и делал ровно то же самое, что и 18 лет назад. Но этого оказалось достаточно, чтобы порадовать поклонников. Несмотря на все скандалы, окружавшие Shenmue 3, имя её автора достойно находиться в списке людей, которыми запомнится 2019 год.

Respawn Entertainment

Respawn в 2019-м отметилась сразу двумя играми: одной в начале года, а другой — ближе к концу. Всё началось 4 февраля, когда студия представила Apex Legends — условно-бесплатную «королевскую битву» во вселенной Titanfall. Неожиданностью стало то, что игра была доступна в тот же день.

У Apex Legends не было рекламной кампании; EA, которая приобрела Respawn в 2017-м, никак не продвигала экшен до релиза. Как рассказывал продюсер студии-разработчика Дрю МакКой, это было сознательное решение. «Мы делаем бесплатную игру, с лутбоксами, это не Titanfall 3 — да ещё и после покупки нашей студии EA. Идеальный рецепт того, как маркетинговый план может полететь к чертям», — говорил он.

Однако, как позднее сообщило Reuters, кое-какое продвижение у Apex Legends всё же было, пусть и после релиза. По данным источников агентства, Electronic Arts заплатила стримеру Ninja за несколько твитов и трансляций шутера миллион долларов — в два раза больше, чем он получает в месяц. Таким же образом издатель продвигал игру и через других стримеров, в результате чего Apex Legends взлетела на первое место по просмотрам в Twitch, обогнав Fortnite.

Тихий запуск никак не помешал успеху Apex Legends. В первые восемь часов после релиза её опробовали более миллиона уникальных игроков, за трое суток этот показатель перевалил за 10 миллионов, а за неделю достиг 25 миллионов и продолжал стремительно расти. За первый месяц игра заработала более 92 миллионов долларов — это лучший старт для f2p-тайтла в истории.

Успех Apex Legends вынудил Respawn отложить планы на ещё одну игру во вселенной Titanfall, которую собирались выпустить до конца 2019-го, и сосредоточиться на поддержке «королевской битвы». Однако у студии в разработке был ещё один проект.

В середине апреля Respawn официально анонсировала Star Wars Jedi: Fallen Order — первую за долгое время одиночную игру без микротранзакций и лутбоксов, которую выпустила EA. Релиз, как и было обещано, состоялся 15 ноября — обошлось без переносов.

Критики тепло встретили такую нетипичную для Respawn игру — её средняя оценка на Metacritic составила 80 баллов из 100. ЕА, в свою очередь, рассчитывала продать 6-8 миллионов копий игры до конца марта 2020, но в британской рознице Jedi: Fallen Order стартовала на треть хуже Battlefront II. Зато «в цифре» она расходилась быстрее, чем любые другие игры по «Звёздным войнам» до неё. Неудивительно, что ЕА в конце концов дала Respawn добро на создание продолжения.

Студия, которая за год сумела выпустить две такие разные, но успешные игры — определённо достойна того, чтобы находиться в этом списке. Возможно, пример Jedi: Fallen Order покажет ЕА, что игроки соскучились по большим приключениям без микротранзакций и в будущем мы увидим больше подобных игр от этого издателя. В конце концов, об этом же говорил и продюсер Battlefield V Якуб Аджмал.

 

Источник

Читайте также