У каждого человека есть свои способы борьбы с плохим настроением или проблемами в жизни. Я, например, пересматриваю Миядзаки.
Хаяо Миядзаки. И все. На этом можно было бы закончить обзор, ведь когда звучит это имя, имя, которое открыло всему человечеству мир японской анимации, всем становится понятно, что картина сделана на таком высочайшем уровне, с такой любовью и с таким вниманием к деталям, что никакие цифры, шкалы и системы счисления, не передадут всех эмоций и впечатлений, которые дарят картины великого Хаяо Миядзаки.
Немного истории
«Небесный замок Лапута», выпущенный в прокат в 1986 году, является пятой сольной картиной Хаяо Миядзаки в качестве режиссера (третьей, если не считать двух короткометражных фильмов). Первая картина знаменитой студии «Ghibli», студии, основанной самим Хаяо и его другом Исао Такахатой в 1985 году специально для создания этой картины, студии, которая в скором времени получит огромное признание и любовь фанатов по всему миру. «Лапута» удостоена награды «Anime Grand Prix» 1986 года в номинации «Лучшее аниме года».
Японское название мультфильма является отсылкой к «Путешествию Гулливера» Джонатана Свифта, в котором главный герой достигает небесного острова Лапута, парящего в воздухе с помощью огромного магнита. Интересным фактом является то, что у Свифта название острова происходит от испанского la puta — «шлюха», о чем добрый и солнечный Миядзаки, по его словам, не знал.
Архитектура острова Лапута Миядзаки, которая состоит из нескольких рядов стен и крепости, с возвышающимся на вершине огромным деревом, навеяна картиной «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего.
Сюжет
Картина переносит нас в альтернативный мир стимпанка, мир паровых двигателей, мир дирижаблей и разнообразных летательных аппаратов. Главные герои — маленькие дети-сироты Сита и Пазу. Однажды ночью, Пазу — подмастерье шахтера, видит, как с неба, объятая голубым сиянием, падает девочка (Сита). Позже выясняется, что Сита обладает неким кристаллом Летающего камня, который обладает загадочной силой и позволяет парить в воздухе. За кристаллом охотятся пираты и правительство, чтобы попасть на остров-легенду Лапута, хранящий несметные сокровища, по мнению одних, и оружие массового поражения, по мнению других. По сложившимся обстоятельствам, Сита и Пазу оказываются втянуты в поиски Лапуты, попадая в невероятное приключение и встречая самых разных и удивительных персонажей.
Анимация
В этом аниме какое-то огромное, даже чудовищное количество захватывающих и перехватывающих дух кадров и видов. Миядзаки со всем своим трепетом и вниманием к деталям поработал над зданиями и летательными аппаратами, сделанными людьми, чего только стоит шахтерский поселок, построенный прямо в основании горы и помещения Лапуты, или анимация «мухолетов» – маленьких летательных аппаратов, которые используют для полета крылья, похожие на крылья насекомых.
Но большинство поклонников Миядзаки, в том числе и я, любят его работы прежде всего за пейзажи, какие-то невероятно выразительные и живописные пейзажи, в которых ощущается вся любовь Хаяо к природе.
Музыка
Почему-то, когда говорят о работах Миядзаки, всегда восхищаются качеством самой анимации, пейзажами, в которые он заставил влюбиться весь мир. Но очень редко говорят о музыке, которая, например, в «Лапуте» просто прекрасна, которая вместе с анимацией, в некоторых сценах (особенно в сценах изображения неба, а неба в этом аниме очень много) вызывает просто бурю эмоций. Композитора Дзё Хисаиси, человека, который написал музыку почти ко всем мультфильмам Хаяо, я считаю, забывать нельзя. В качестве примера хочу привести «Castle in the Sky», основную тему, написанную Хисаиси для этой картины.
Заключение
Миядзаки очень грамотно осветил извечную борьбу технологий и природы, этой борьбе и посвящено данное аниме. Почему человек постоянно забывает о своих корнях? Почему, за что бы он не взялся, у него получается оружие? Могут ли технологии и природа сосуществовать и какую роль в этом играют люди? Нужно очень внимательно смотреть и слушать, потому что в картинах Миядзаки всегда заложен очень глубокий смысл, для кого-то он лежит на поверхности, а кто-то не может его рассмотреть. В «Лапуте» вы увидите отсылки к Свифту и Верну, и даже к Библии.
Что еще сказать? Слова бесполезны и не нужны, когда пытаешься описать работу Хаяо Миядзаки, просто смотрите и наслаждайтесь.