Пересказ интервью Дэвида С. Гойера про кинокомиксы, сценарный блок и возможности

В The Hollywood Reporter вышло большое интервью со сценаристом Дэвидом С. Гойером. Я публикую здесь краткий пересказ этого захватывающего текста про одного из главных голливудских мастеров по превращению комиксов и графических романов в киносценарии.

Сперва стоит сказать, почему это интервью должно вас заинтересовать. Дэвид С. Гойер — автор комиксов, режиссёр, продюсер, но больше всего он известен в качестве сценариста.

Несколько лет назад я задумался о том, кто отвечает за все эти кинокомиксы DC и почему они так похожи друг на друга. Догадались, каков был ответ? Большую часть киновселенной DC написал Дэвид С. Гойер («Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», сериал «Криптон», бэтменовская трилогия Кристофера Нолана).

В некотором смысле, это даже здорово, чтобы при смене режиссёров у руля историй оставался один человек, который приглядывал за созданным ранее миром. У Marvel это Кевин Файги, а у DC Дэвид Гойер. Во всяком случае был, до тех пор пока те не решили отказаться от планов создать единую киновселенную.

Сразу оговорюсь, что пересказ этот примерный. Я постарался передать основную мысль, максимально сохранив слог.

Про возможности

Когда Гойеру было 6 лет, копаясь в грязи, он нашёл монетку. Это оказался филиппинский серебряный доллар 1908 года. Монетка по примерным подсчётам, сдай он её, могла стоить около 400$.

Для маленького Дэвида этот серебряный доллар стал настоящим сокровищем, и с этой находкой он по-настоящему осознал для себя, что означает «возможности».

Дэвид рос в пригороде Мичигана со своей матерью. Он также, как и все школьники читал комиксы и никогда не думал, что сможет когда-нибудь стать их автором и перебраться в Голливуд.

Про начало карьеры

В начале своей карьеры сценариста, Гойер написал сценарии для десятка жанровых фильмов (боевиков, триллеров), которые тогда пользовались популярностью в Голливуде, но ни один из них не выдержал проверку временем. Среди относительно известных, «Ордер на смерть» с Жаном-Клодом Ван Даммом и «Кукловоды» с Дональдом Сазерлендом.

Однако в 1998 году случился прорыв. Гойер написал сценарий к фильму «Блэйд» (прим. автора — кстати, по комиксам Марвел), ставшему хитом прокатного лета 1998 года. Это был первый кинокомикс, который в то время пришёлся массовому зрителю по душе и оказался настолько сверхуспешным, что в итоге породил ещё два сиквела и не самый удачный сериал. Для многих голливудских киностудий и продюсеров этот успех стал сигналом к тому, что: комиксы вообще-то могут заинтересовать широкую аудиторию, а Гойер способен делать из них массовое кино.

Про успех фильмов Marvel и провалы DC

Гойер точно не хотел бы быть во главе DC и принимать фундаментальные решения о развитии киновселенной. По словам сценариста, руководство компании постоянно меняется и соответственно страдает от непостоянства принимаемых решений.

Марвел успешен, потому что в какой-то момент студия поняла, как нужно делать кинокомиксы, поняла, что нужно снимать фильмы, близкие к первоисточнику.

Иными словами, «Человек-муравей» действительно ощущается, как любой выпуск комиксов об этом герое, равно как и «Мстители» или любой другой сольник про одного из супергероев.

В DC, к сожалению, ситуация противоположная. С одной стороны, авторы фильмов (режиссёры, сценаристы) сталкиваются с раздутым эго руководителей издательского дома, с другой — на них давят студийные боссы Warner Bros. Эти два фактора серьёзно осложняют работу над любыми адаптациями комиксов в студии.

Близость к духу первоисточника — это последнее о чём думают продюсеры Warner и руководство DC.

Про работу под давлением крупных студий

Думаю, я заработал репутацию честного и открытого человека. Поэтому, когда я адаптирую книгу, комикс или роман, то ни при каких обстоятельствах не пытаюсь превратить эту истории в то, чем она на самом деле не является. Потому что, даже если вы будете иметь самые благие намерения, это не сработает. Поверьте моему опыту.

Про несостоявшееся появление Хита Леджера в триквеле Бэтмена

Кристофер Нолан никогда не занимается разработкой фильма, если у него нет чёткого понимания, состоится фильм или нет. Так что мы начали обсуждать триквел только спустя три месяца после релиза «Тёмного рыцаря». И могу точно заверить, что так как план Бэйна состоял в том, чтобы освободить заключённых из Аркхэма, то да, Джокер в исполнении Хита Леджера точно должен был появиться в фильме. Я бы даже сказал, что его появление скорее всего полностью изменило бы тональность этого фильма.

Про связь фильмов Зака Снайдера и Кристофера Нолана

Ни я, ни Крис, ни Зак никогда не обсуждали этот вопрос специально. Более того, Крис всегда хотел, чтобы его фильмы существовали отдельно. Warner Bros. какое-то время пытались убедить его создать киновселенную, но его было не переубедить. Однако, если вы вспомните, он был продюсером «Человека из стали» и это имело прямое влияние на тот реалистичный тон, что мы увидели по итогу в фильме. Так что задним числом можно считать, что Супермен часть киновселенной Нолана.

Про любимого персонажа комиксов

Я бы очень хотел адаптировать для большого экрана «Доктора Стрэнджа». По правде говоря, где-то примерно 18 лет назад я даже написал к нему первый драфт сценария.

Ещё я был бы рад написать сценарий к фильму про «Халка», так как с детства люблю этого персонажа. Мне нравится его дуальность, схожесть с историей «Доктора Джекила и мистера Хайда». Правда сейчас мне кажется, что его история смотрелась бы лучше на ТВ. Это могло бы дать необходимое пространство для экспериментов с историей. Само противостояние доктора Беннера и его альтер-эго отлично смотрелось бы в жанре хоррор.

Прежде чем браться за адаптацию чего-либо я всегда задаю себе вопрос: «Можем ли мы определить 10 основных элементов, которые делают Супермена Суперменом?»

Поэтому перед началом работы над сценарием мы с командой садимся и обсуждаем эти «элементы», разбираем их. Чтобы потом уже в процессе работы над сценарием постараться их не нарушить.

Про сложности работы сценариста

Сложность работы сценариста, особенно в кино (и в меньшей степени на ТВ), заключается в том, что вам нужно написать примерно 1/3 фильма, чтобы получить упоминание в финальных титрах. Но какой-то другой сценарист может в таком случае написать 25%, третий — 20%, а четвёртый — 15%.

Может оказаться так, что вы будете единственным автором, получившим место в титрах фильма, но при этом 70% сценария будут написаны вообще не вами.

У меня есть проекты, над которыми я работал, где я являюсь единственным сценаристом в титрах, но эти проекты не были полностью написаны мной. Более того, иногда в таких проектах бывает так, что твоё имя красуется в финале, хотя в сценарии были вещи, персонажи или сцены, против которых ты активно боролся и за которые тебя возможно даже уволили с проекта. Но ты всё равно в титрах. Такой расклад, если честно, немного расстраивает.

Про сотрудничество с Джеймсом Кэмероном

У меня только приятные впечатления от сотрудничества с Джимом. Мы успели с ним поработать только над «Терминатором: Тёмные судьбы» и ещё не вышедшим ремейком «Фантастического путешествия» 1966 года.

С ним приятно работать, у нас есть общее ощущение истории. Я, кстати, вспомнил, как он говорил, что у них с Тимом Миллером (прим. автора — режиссёр фильма, Кэмерон — один из продюсеров и сценаристов) развернулась «кровавая битва» за окончательный монтаж «Терминатора».

Думаю, по итогу у нас получилось неплохое кино. В нём есть одна ведь, которой я особенно горжусь — это тот факт, что нам удалось заполучить Линду Хэмилтон.

Про конфликт с Уэсли Снайпсом на площадке «Блэйд 3»

Краткая вводная.

В интернете ходит множество слухов о том, как отвратительно вёл себяСнайпс на площадке фильма. Один из актёров, Пэттон Освальд, утверждает, что он даже угрожал Гойеру (прим. автора — тот был выступал и сценаристом и режиссёром) и требовал, чтобы все называли его не иначе как Блэйд.

Далее и везде вновь прямая речь Дэвида.

Я бы не хотел комментировать слухи, но скажу так: «Я уважаю Уэсли, мы были друзьями, но больше таковыми не являемся».

Говоря на чистоту, съёмки третьего «Блэйда» были болезненным опытом для всей команды, включая меня.

Про работу по адаптации комиксов

До меня доходили слухи, что Генри Кавилл и другие люди, причастные к «Человеку из стали» всячески защищают перед Warner Bros. идею прямого сиквела. Но насколько я знаю, у кинокомпании пока никаких планов на этот счёт нет. Да и я никаких предложений о создании продолжения пока не получал.

С учётом того, сколько адаптаций комиксов я написал, мне нужен перерыв. Я бы не хотел зацикливаться только на этом формате.

Поэтому я и взялся за «Основание» (прим. автора — сериал по мотивам серии романов Айзека Азимова), «Дом на другой стороне» и «Оленьи рога» (прим. автора — нежный постапокалиптический сериал про мальчика с рогами).

Про адаптацию «Основания» Азимова

Есть три аспекта, которые могут застать врасплох при работе над таким большим произведением, как «Основание»:

  • история разворачивается на протяжении 1000 лет и эти скачки времени довольно сложно отразить на экране за двух- или трёхчасовой фильм,
  • роман представляет собой что-то вроде антологии, где одни герои сменяют других в нескольких разных отдельных историях на протяжении всего романа,
  • эти книги не очень эмоциональные, они больше про идеи и концепции, да и большинство экшн-сцен остаётся где-то за кадром.

Но я в итоге нашёл способ написать историю так, что в ней будет шесть главных героев, которые будут путешествовать из сезона в сезон. То есть, получится, что сериал будет наполовину антологией, наполовину продолжением одной истории (прим. автора — я вообще без понятия, как он будет это делать, но если у него получится, то это новое слово в сериальной драматургии).

Когда Apple попросила меня (в шутку) запитчить сериал одним предложением получилось так: «Это тысячелетняя шахматная игра между Хари Селдоном и Империей, и все персонажи между ними пешки, но некоторые пешки в ходе этой саги в конечном итоге становятся королями и ферзями».

Суть в том, что это сага поколений. Мне не потребовалось много времени, чтобы разобраться в хронологии антологии. Что было самым сложным, так это понять, как сделать шоу эмоциональным, добавить «жизни» персонажам. Потому что книги не особенно эмоциональны, а зритель, как правило, ждёт эмоционального контакта.

Зритель хочет влюбиться в персонажей.

Apple пошла на рискованный шаг, запуская такой сериал в производство. Никто ещё не делал ничего подобного в сериальной среде. Вообще, стоит отдать должное креативным продюсерам Джеми Эрлихт и Заку Ван Амбургу, они одобрили необычную структуру будущего сериала и разглядели потенциал в моих идеях.

Это я ещё не говорю про бюджет. Если сложить стоимость любых двух серий, то она будет больше бюджета любого фильма, к которому я когда-либо имел отношение.

Про стриминги

Ни «Основание», ни «Песочный человек» не смогли бы получить зелёный свет, если бы не появление и нынешняя эволюция стриминговых сервисов.

Теперь существует огромная зрительская аудитория, готовая к тому, чтобы поглощать подобный контент. И нужно отдать должное «Игре престолов», подготовившей нам эту благодатную почву.

Про отношение к профессии и рабочие ритуалы

Я всегда был хорошо организован и кропотливо относился к своему рабочему расписанию. Когда я только начинал писать, у меня был наставник, Нельсон Гиддинг (прим. автора — сценарист множества фильмов режиссёра Роберта Вайза), ассистентом которого я был во время учёбы в колледже. Он научил нескольким основополагающим правилам. Вот некоторые из них:

  • относись к писательству, как к работе, а не как к искусству;
  • установи расписание, когда ты будешь писать;
  • писать в месте, которое не является домом, или, по крайней мере, не в своей спальне, а в том месте, куда ты можешь физически прийти;
  • никогда не следует называть себя писателем, ты «пишешь, чтобы заработать себе на жизнь».

Ещё Нельсон говорил, что если ты хочешь быть успешным писателем, ты должен много путешествовать. Ты должен выходить в свет и испытывать стресс, много стресса.

Это то, что я искренне принял себе на веру и, к слову, уже побывал примерно в 50 или 60 странах. Путешествия помогают мне вылезти из моего пузыря. Это чувство похоже на то, как будто ты шесть недель путешествовал по Тибету. Как в первом акте «Бэтмен: Начало». Ты никогда не знаешь, какой твой опыт окажется тебе полезен в работе. Вот мой пригодился для истории Брюса Уэйна.

Про рабочий график

Я подхожу к написанию, как к тренировке мышцы, когда ты, чтобы её прокачать, делаешь регулярные упражнения в заранее определённое время.

Мой день начинается с завтрака в 6:30 утра, затем мы с женой отвозим детей в школу, после чего я немного занимаюсь спортом, а потом еду в офис к 9 часам. Затем в промежуток с 9 до 10 отвечаю на электронные письма и делаю всякие мелкие дела. А после этого 15 минут медитирую и пью чай матча. Время с 10:00 до 14:00 — это время, когда я пишу, сам или вместе с коллегами по сценарной комнате.

Я предпочитаю сразу не редактировать, когда пишу первый драфт. Просто делаю своего рода «черновик», не пытаясь при этом дать написанному какую-то оценку. После этого я провожу встречи и заканчиваю примерно к 7 часам вечера.

Про лучшие и худшие комментарии студий о сценариях

Худший был от Warner Bros. и касался финала «Человека из стали», где они просили убрать из концовки капсулу, в которой Супермен прилетел на Землю. Мы тогда спросили у них почему и они ответили что-то в духе: «Как же он тогда вернётся обратно на Криптон?!». Мы тогда переглянулись и подумали: «Как он туда вернётся, если планета взорвалась в самом начале фильма».

Лучший был от Apple и касался структуры сценария «Основания». Я тогда ломал голову, как уместить все эти временные структуры романа в сериале, использовать их или просто не брать в расчёт. В какой-то момент креативные продюсеры сказали мне, что «к чёрту, просто сделай так, как никто никогда не делал».

Про писательский блок и способы его преодоления

Когда мы с Крисом [Ноланом] писали «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», то примерно в середине повествования столкнулись с блоком. Ничего здравого написать не получалось. Зато была куча вопросов к сюжету. Как Брюс собирался победить Бэйна? Как он собирался сбежать из ямы? Как он понял, что тем ребёнком на самом деле была Талия. Крис и я просто уперлись в стену, и он предложил сделать недельный перерыв.

Выглядят такие вещи нелогично, потому что вы думаете, что должны продолжать. Но часто, когда у вас наступает писательский блок, лучше просто уйти в сторону и заняться чем-то совершенно другим, просто надеясь, что ваше подсознание в какой-то момент придёт на помощь.

Во время этого недельного перерыва, я перечитал первые несколько выпусков Action Comics и написал двухстраничный синопсис фильма о Супермене. Когда мы вернулись, Крис сказал: «Есть идеи?». Я ответил: «У меня есть фильм о Супермене, который не имеет ничего общего с нашим нынешним фильмом. Так появился «Человек из стали». В итоге, мы закончили тем, что запитчили его Warner Bros. и после Бэтмена начали работу над Суперменом.

Про собственную компанию

Недавно моя компания Phantom Four выпустила хоррор «Дом на другой стороне» и это оказалось большой удачей для нас. За свою карьеру я успел поработать с разными продюсерами, и с хорошими, защищающими твои идеи и с теми, кто просто делал то, что ему говорила студия. Поэтому я был рад сделать ставку на жанровый фильм. «Дом на другой стороне» стоил примерно 6 млн $ и получил в итоге очень хорошие отзывы на Санденсе. Но главное в нём не то, что это недорогой хоррор, который обязательно окупится, а то, что это в первую очередь история о горе и фильм, которому есть что сказать зрителю.

В конце концов, я всё ещё тот парень с французской монеткой, который радуется тому, что может делать то, что любит и зарабатывать этим на жизнь. Этому меня научила та самая монетка.

Далее идут фотографии из личного архива Гойера.

Слева: фото с Жаном-Клодом Ван Дамом на съёмках «Ордера на смерть», справа: постер сериала «Капитан Америка» (1944 года)Слева: хлопушка с финального эпизода съёмок сериала «Основание», справа: маска из Тихуаны, которая когда-то висела в кабинете дома, где провел детство Гойер.

Сперва стоит сказать, почему это интервью должно вас заинтересовать. Дэвид С. Гойер — автор комиксов, режиссёр, продюсер, но больше всего он известен в качестве сценариста.

Несколько лет назад я задумался о том, кто отвечает за все эти кинокомиксы DC и почему они так похожи друг на друга. Догадались, каков был ответ? Большую часть киновселенной DC написал Дэвид С. Гойер («Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», сериал «Криптон», бэтменовская трилогия Кристофера Нолана).

В некотором смысле, это даже здорово, чтобы при смене режиссёров у руля историй оставался один человек, который приглядывал за созданным ранее миром. У Marvel это Кевин Файги, а у DC Дэвид Гойер. Во всяком случае был, до тех пор пока те не решили отказаться от планов создать единую киновселенную.

Сразу оговорюсь, что пересказ этот примерный. Я постарался передать основную мысль, максимально сохранив слог.

Про возможности

Когда Гойеру было 6 лет, копаясь в грязи, он нашёл монетку. Это оказался филиппинский серебряный доллар 1908 года. Монетка по примерным подсчётам, сдай он её, могла стоить около 400$.

Для маленького Дэвида этот серебряный доллар стал настоящим сокровищем, и с этой находкой он по-настоящему осознал для себя, что означает «возможности».

Дэвид рос в пригороде Мичигана со своей матерью. Он также, как и все школьники читал комиксы и никогда не думал, что сможет когда-нибудь стать их автором и перебраться в Голливуд.

Про начало карьеры

В начале своей карьеры сценариста, Гойер написал сценарии для десятка жанровых фильмов (боевиков, триллеров), которые тогда пользовались популярностью в Голливуде, но ни один из них не выдержал проверку временем. Среди относительно известных, «Ордер на смерть» с Жаном-Клодом Ван Даммом и «Кукловоды» с Дональдом Сазерлендом.

Однако в 1998 году случился прорыв. Гойер написал сценарий к фильму «Блэйд» (прим. автора — кстати, по комиксам Марвел), ставшему хитом прокатного лета 1998 года. Это был первый кинокомикс, который в то время пришёлся массовому зрителю по душе и оказался настолько сверхуспешным, что в итоге породил ещё два сиквела и не самый удачный сериал. Для многих голливудских киностудий и продюсеров этот успех стал сигналом к тому, что: комиксы вообще-то могут заинтересовать широкую аудиторию, а Гойер способен делать из них массовое кино.

Про успех фильмов Marvel и провалы DC

Гойер точно не хотел бы быть во главе DC и принимать фундаментальные решения о развитии киновселенной. По словам сценариста, руководство компании постоянно меняется и соответственно страдает от непостоянства принимаемых решений.

Марвел успешен, потому что в какой-то момент студия поняла, как нужно делать кинокомиксы, поняла, что нужно снимать фильмы, близкие к первоисточнику.

Иными словами, «Человек-муравей» действительно ощущается, как любой выпуск комиксов об этом герое, равно как и «Мстители» или любой другой сольник про одного из супергероев.

В DC, к сожалению, ситуация противоположная. С одной стороны, авторы фильмов (режиссёры, сценаристы) сталкиваются с раздутым эго руководителей издательского дома, с другой — на них давят студийные боссы Warner Bros. Эти два фактора серьёзно осложняют работу над любыми адаптациями комиксов в студии.

Близость к духу первоисточника — это последнее о чём думают продюсеры Warner и руководство DC.

Про работу под давлением крупных студий

Думаю, я заработал репутацию честного и открытого человека. Поэтому, когда я адаптирую книгу, комикс или роман, то ни при каких обстоятельствах не пытаюсь превратить эту истории в то, чем она на самом деле не является. Потому что, даже если вы будете иметь самые благие намерения, это не сработает. Поверьте моему опыту.

Про несостоявшееся появление Хита Леджера в триквеле Бэтмена

Кристофер Нолан никогда не занимается разработкой фильма, если у него нет чёткого понимания, состоится фильм или нет. Так что мы начали обсуждать триквел только спустя три месяца после релиза «Тёмного рыцаря». И могу точно заверить, что так как план Бэйна состоял в том, чтобы освободить заключённых из Аркхэма, то да, Джокер в исполнении Хита Леджера точно должен был появиться в фильме. Я бы даже сказал, что его появление скорее всего полностью изменило бы тональность этого фильма.

Про связь фильмов Зака Снайдера и Кристофера Нолана

Ни я, ни Крис, ни Зак никогда не обсуждали этот вопрос специально. Более того, Крис всегда хотел, чтобы его фильмы существовали отдельно. Warner Bros. какое-то время пытались убедить его создать киновселенную, но его было не переубедить. Однако, если вы вспомните, он был продюсером «Человека из стали» и это имело прямое влияние на тот реалистичный тон, что мы увидели по итогу в фильме. Так что задним числом можно считать, что Супермен часть киновселенной Нолана.

Про любимого персонажа комиксов

Я бы очень хотел адаптировать для большого экрана «Доктора Стрэнджа». По правде говоря, где-то примерно 18 лет назад я даже написал к нему первый драфт сценария.

Ещё я был бы рад написать сценарий к фильму про «Халка», так как с детства люблю этого персонажа. Мне нравится его дуальность, схожесть с историей «Доктора Джекила и мистера Хайда». Правда сейчас мне кажется, что его история смотрелась бы лучше на ТВ. Это могло бы дать необходимое пространство для экспериментов с историей. Само противостояние доктора Беннера и его альтер-эго отлично смотрелось бы в жанре хоррор.

Прежде чем браться за адаптацию чего-либо я всегда задаю себе вопрос: «Можем ли мы определить 10 основных элементов, которые делают Супермена Суперменом?»

Поэтому перед началом работы над сценарием мы с командой садимся и обсуждаем эти «элементы», разбираем их. Чтобы потом уже в процессе работы над сценарием постараться их не нарушить.

Про сложности работы сценариста

Сложность работы сценариста, особенно в кино (и в меньшей степени на ТВ), заключается в том, что вам нужно написать примерно 1/3 фильма, чтобы получить упоминание в финальных титрах. Но какой-то другой сценарист может в таком случае написать 25%, третий — 20%, а четвёртый — 15%.

Может оказаться так, что вы будете единственным автором, получившим место в титрах фильма, но при этом 70% сценария будут написаны вообще не вами.

У меня есть проекты, над которыми я работал, где я являюсь единственным сценаристом в титрах, но эти проекты не были полностью написаны мной. Более того, иногда в таких проектах бывает так, что твоё имя красуется в финале, хотя в сценарии были вещи, персонажи или сцены, против которых ты активно боролся и за которые тебя возможно даже уволили с проекта. Но ты всё равно в титрах. Такой расклад, если честно, немного расстраивает.

Про сотрудничество с Джеймсом Кэмероном

У меня только приятные впечатления от сотрудничества с Джимом. Мы успели с ним поработать только над «Терминатором: Тёмные судьбы» и ещё не вышедшим ремейком «Фантастического путешествия» 1966 года.

С ним приятно работать, у нас есть общее ощущение истории. Я, кстати, вспомнил, как он говорил, что у них с Тимом Миллером (прим. автора — режиссёр фильма, Кэмерон — один из продюсеров и сценаристов) развернулась «кровавая битва» за окончательный монтаж «Терминатора».

Думаю, по итогу у нас получилось неплохое кино. В нём есть одна ведь, которой я особенно горжусь — это тот факт, что нам удалось заполучить Линду Хэмилтон.

Про конфликт с Уэсли Снайпсом на площадке «Блэйд 3»

Краткая вводная.

В интернете ходит множество слухов о том, как отвратительно вёл себяСнайпс на площадке фильма. Один из актёров, Пэттон Освальд, утверждает, что он даже угрожал Гойеру (прим. автора — тот был выступал и сценаристом и режиссёром) и требовал, чтобы все называли его не иначе как Блэйд.

Далее и везде вновь прямая речь Дэвида.

Я бы не хотел комментировать слухи, но скажу так: «Я уважаю Уэсли, мы были друзьями, но больше таковыми не являемся».

Говоря на чистоту, съёмки третьего «Блэйда» были болезненным опытом для всей команды, включая меня.

Про работу по адаптации комиксов

До меня доходили слухи, что Генри Кавилл и другие люди, причастные к «Человеку из стали» всячески защищают перед Warner Bros. идею прямого сиквела. Но насколько я знаю, у кинокомпании пока никаких планов на этот счёт нет. Да и я никаких предложений о создании продолжения пока не получал.

С учётом того, сколько адаптаций комиксов я написал, мне нужен перерыв. Я бы не хотел зацикливаться только на этом формате.

Поэтому я и взялся за «Основание» (прим. автора — сериал по мотивам серии романов Айзека Азимова), «Дом на другой стороне» и «Оленьи рога» (прим. автора — нежный постапокалиптический сериал про мальчика с рогами).

Про адаптацию «Основания» Азимова

Есть три аспекта, которые могут застать врасплох при работе над таким большим произведением, как «Основание»:

  • история разворачивается на протяжении 1000 лет и эти скачки времени довольно сложно отразить на экране за двух- или трёхчасовой фильм,
  • роман представляет собой что-то вроде антологии, где одни герои сменяют других в нескольких разных отдельных историях на протяжении всего романа,
  • эти книги не очень эмоциональные, они больше про идеи и концепции, да и большинство экшн-сцен остаётся где-то за кадром.

Но я в итоге нашёл способ написать историю так, что в ней будет шесть главных героев, которые будут путешествовать из сезона в сезон. То есть, получится, что сериал будет наполовину антологией, наполовину продолжением одной истории (прим. автора — я вообще без понятия, как он будет это делать, но если у него получится, то это новое слово в сериальной драматургии).

Когда Apple попросила меня (в шутку) запитчить сериал одним предложением получилось так: «Это тысячелетняя шахматная игра между Хари Селдоном и Империей, и все персонажи между ними пешки, но некоторые пешки в ходе этой саги в конечном итоге становятся королями и ферзями».

Суть в том, что это сага поколений. Мне не потребовалось много времени, чтобы разобраться в хронологии антологии. Что было самым сложным, так это понять, как сделать шоу эмоциональным, добавить «жизни» персонажам. Потому что книги не особенно эмоциональны, а зритель, как правило, ждёт эмоционального контакта.

Зритель хочет влюбиться в персонажей.

Apple пошла на рискованный шаг, запуская такой сериал в производство. Никто ещё не делал ничего подобного в сериальной среде. Вообще, стоит отдать должное креативным продюсерам Джеми Эрлихт и Заку Ван Амбургу, они одобрили необычную структуру будущего сериала и разглядели потенциал в моих идеях.

Это я ещё не говорю про бюджет. Если сложить стоимость любых двух серий, то она будет больше бюджета любого фильма, к которому я когда-либо имел отношение.

Про стриминги

Ни «Основание», ни «Песочный человек» не смогли бы получить зелёный свет, если бы не появление и нынешняя эволюция стриминговых сервисов.

Теперь существует огромная зрительская аудитория, готовая к тому, чтобы поглощать подобный контент. И нужно отдать должное «Игре престолов», подготовившей нам эту благодатную почву.

Про отношение к профессии и рабочие ритуалы

Я всегда был хорошо организован и кропотливо относился к своему рабочему расписанию. Когда я только начинал писать, у меня был наставник, Нельсон Гиддинг (прим. автора — сценарист множества фильмов режиссёра Роберта Вайза), ассистентом которого я был во время учёбы в колледже. Он научил нескольким основополагающим правилам. Вот некоторые из них:

  • относись к писательству, как к работе, а не как к искусству;
  • установи расписание, когда ты будешь писать;
  • писать в месте, которое не является домом, или, по крайней мере, не в своей спальне, а в том месте, куда ты можешь физически прийти;
  • никогда не следует называть себя писателем, ты «пишешь, чтобы заработать себе на жизнь».

Ещё Нельсон говорил, что если ты хочешь быть успешным писателем, ты должен много путешествовать. Ты должен выходить в свет и испытывать стресс, много стресса.

Это то, что я искренне принял себе на веру и, к слову, уже побывал примерно в 50 или 60 странах. Путешествия помогают мне вылезти из моего пузыря. Это чувство похоже на то, как будто ты шесть недель путешествовал по Тибету. Как в первом акте «Бэтмен: Начало». Ты никогда не знаешь, какой твой опыт окажется тебе полезен в работе. Вот мой пригодился для истории Брюса Уэйна.

Про рабочий график

Я подхожу к написанию, как к тренировке мышцы, когда ты, чтобы её прокачать, делаешь регулярные упражнения в заранее определённое время.

Мой день начинается с завтрака в 6:30 утра, затем мы с женой отвозим детей в школу, после чего я немного занимаюсь спортом, а потом еду в офис к 9 часам. Затем в промежуток с 9 до 10 отвечаю на электронные письма и делаю всякие мелкие дела. А после этого 15 минут медитирую и пью чай матча. Время с 10:00 до 14:00 — это время, когда я пишу, сам или вместе с коллегами по сценарной комнате.

Я предпочитаю сразу не редактировать, когда пишу первый драфт. Просто делаю своего рода «черновик», не пытаясь при этом дать написанному какую-то оценку. После этого я провожу встречи и заканчиваю примерно к 7 часам вечера.

Про лучшие и худшие комментарии студий о сценариях

Худший был от Warner Bros. и касался финала «Человека из стали», где они просили убрать из концовки капсулу, в которой Супермен прилетел на Землю. Мы тогда спросили у них почему и они ответили что-то в духе: «Как же он тогда вернётся обратно на Криптон?!». Мы тогда переглянулись и подумали: «Как он туда вернётся, если планета взорвалась в самом начале фильма».

Лучший был от Apple и касался структуры сценария «Основания». Я тогда ломал голову, как уместить все эти временные структуры романа в сериале, использовать их или просто не брать в расчёт. В какой-то момент креативные продюсеры сказали мне, что «к чёрту, просто сделай так, как никто никогда не делал».

Про писательский блок и способы его преодоления

Когда мы с Крисом [Ноланом] писали «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», то примерно в середине повествования столкнулись с блоком. Ничего здравого написать не получалось. Зато была куча вопросов к сюжету. Как Брюс собирался победить Бэйна? Как он собирался сбежать из ямы? Как он понял, что тем ребёнком на самом деле была Талия. Крис и я просто уперлись в стену, и он предложил сделать недельный перерыв.

Выглядят такие вещи нелогично, потому что вы думаете, что должны продолжать. Но часто, когда у вас наступает писательский блок, лучше просто уйти в сторону и заняться чем-то совершенно другим, просто надеясь, что ваше подсознание в какой-то момент придёт на помощь.

Во время этого недельного перерыва, я перечитал первые несколько выпусков Action Comics и написал двухстраничный синопсис фильма о Супермене. Когда мы вернулись, Крис сказал: «Есть идеи?». Я ответил: «У меня есть фильм о Супермене, который не имеет ничего общего с нашим нынешним фильмом. Так появился «Человек из стали». В итоге, мы закончили тем, что запитчили его Warner Bros. и после Бэтмена начали работу над Суперменом.

Про собственную компанию

Недавно моя компания Phantom Four выпустила хоррор «Дом на другой стороне» и это оказалось большой удачей для нас. За свою карьеру я успел поработать с разными продюсерами, и с хорошими, защищающими твои идеи и с теми, кто просто делал то, что ему говорила студия. Поэтому я был рад сделать ставку на жанровый фильм. «Дом на другой стороне» стоил примерно 6 млн $ и получил в итоге очень хорошие отзывы на Санденсе. Но главное в нём не то, что это недорогой хоррор, который обязательно окупится, а то, что это в первую очередь история о горе и фильм, которому есть что сказать зрителю.

В конце концов, я всё ещё тот парень с французской монеткой, который радуется тому, что может делать то, что любит и зарабатывать этим на жизнь. Этому меня научила та самая монетка.

Далее идут фотографии из личного архива Гойера.

#дэвидгойер #комиксы #DC #Marvel #кинокомиксы #сценарист #блэйд #основание #запискисценариста

 

Источник

Читайте также