Описываю впечатления, делюсь ощущениями и деталями игры…
На днях задался вопросом прохождения какой-нибудь классики. Часто бывает устанавливаю старую игрушку, запускаю, а через пару минут удаляю. Иногда на скачивание модов и выбор персонажа уходит больше времени, чем на само ‘второе знакомство’. Даже если проект шедевральный это ещё не означает, что к нему захочется возвращаться (да и со временем меняются вкусы).
В 2009 году появление Risen стало крутым событием. Для меня это была первая ожидаемая игра в жизни на волне Готики. Но как-то странно сложилось в дальнейшем… Спустя несколько часов по каким-то неведомым причинам мне не захотелось продолжать. Вероятно, отпугнуло огромное количество квестов и резкая смена локаций. Сначала отправился в лагерь разбойников, где стал одним из них, а по приходе в крупный город появилось резкое отторжение. Прошло 9 лет — пора дать второй шанс.
По привычке полез читать отрицательные отзывы в Steam, а их там оказалось целое море. Третью часть серии особо рьяно хают, второю уже чуть по меньше, но всё равно жестко, а первую более-менее терпеливо. Решил начать знакомство с самого начала.
Вступительный ролик: безымянный герой куда-то плыл, попал в шторм и застрял на маленьком острове. Его мотивация и мораль не известны, как и взгляды на вещи. Ну хоть озвучили — уже в радость. Козлом отпущения сделали злого инквизитора, он и есть антагонист, а по слухам обычного люда связываться с монастырём опасно (мозги промывают). И знаете, сюжет зашел на ура. Никаких банальных спасений принцесс или сбора артефактов, о нет. Нужно присоединиться к одной из островных фракций и подняться в звании, чтобы копнуть глубже в переплёт интриг.
Первый из четырёх эпизодов игрушки наиболее интересный. Ты бродишь босым, бедным и чуть ли не голым по враждебной земле. Никто безымянного героя не уважает, зато все от богатого до нищего с радостью взваливают кучу забот тому на плечи. И кусты им выкопай, и выбей деньги из должника, и проследи за подозрительным типом ночью. Многие ругают здешние квесты, но как раз эта часть выполнена хорошо. Банальных ‘пойди убей’ или ‘принеси мне травы’ оказалось мало. Часто нужно проводить целое расследование и находить хитрые решения.
У каждой задачи есть по 2-4 способа решения, причём банальная грубая потасовка редко оказывается в числе таковых. Мало того, любые твои действия, весьма вероятно, отразятся на мнении окружающих и будущих отношениях. Так, можно нажить кучу недоброжелателей и даже настроить целую фракцию против себя. Есть вероятность провалить некоторые поручения, а некий НПС ещё и погибнуть может. Что забавно, к концу игры начинается настоящая Война Престолов с кучей неожиданных смертей.
Современный игрок сразу ринется изучать местность и отхватит знатных люлей от фауны, что как раз многих и развернуло в сторону отрицательных отзывов. Тут секрет нужно знать — не сходить с главных дорог. Хотя, да, боёвка у Risen не самая удобная. Около часа я умирал и перезагружал сохранение каждые 30 секунд, пока не научился уклоняться от ударов стражника. Затем своровал с его тела щит и всё кардинально изменилось. Щит блокирует ВЕСЬ входящий урон, что делает его незаменимым орудием. А вот арбалеты, луки и магия показывают себя крайне вяло.
И действительно, ношение двуручного оружия бесполезно, ибо не дают одновременно использовать щит. Магия тратит ману, которая кончается за пару кастов и не регенерирует сама. А стрелковое оружие успевает лишь пару раз задеть цель, после чего всё равно приходится идти в ближний бой. Это сильно ограничивает прокачку персонажа. Тем не менее, нарезать врагов в мясо приятно, ведь за это дают опыт прокачки и в последствии уровни героя. А за очки характеристик у мастеров по всему острову раскачиваются навыки.
Из минусов в глаза бросается анимация. Это просто какое-то проклятие серии Risen. Прыжки, атаки, перемещение, разговоры — всё выглядит очень странно и не реалистично, притом выглядит дёргано и неполно. Да и сами актёры английской озвучки особо не старались, наделяя персонажей унылыми голосами. Хотя к дизайну претензий вообще никаких не возникло. Оказалось много красивых запоминающихся мест, враги расставленные в удачных местах, да и растения приятно собирать, ради зелий перманентного повышения харастеристик. А ниже рецепт приготовления жареного мяса с местной анимацией…
Само приключение оказалось довольно интересным и предположительные 10 минут ‘попробовал и удалил’ превратились в пять дней непрерывного забега. Каждый выполненный квест приносил немного денег, те сразу шли в прокачку силы, затем следовала свободная зачистка местности. Одни НПС-ы становились довольными и признательными, другие всё больше дулись и обижались. Особый интерес вызывали длинные цепочки заданий с кучей особых условий.
Второй эпизод истории больше походил на подтачивание острых краёв. Я повторно посетил старые локации, нашел там новых злодеев и довыполнял оставленное на потом. Началась стадия активных сражений, фарма и гринда. Не потому что это необходимо, просто атмосфера и квесты интриговали чистить абсолютно всё. В каждом закоулке острова находилось что-то интересное без пустых локаций или бессмысленных тупиков.
Подкачивать сюжет начал уже ближе к концу, когда в 3 и 4 эпизоде заставили изрядно пособирать части всякого. Причём неоднократно. Наиболее скучным оказалось исследование пещер и руин, которые пестрили неудобными ловушками и банальными пазлами. Враги начали набрасываться сразу по 3-4, что превратило битвы в тягомотину. Ну а под конец встретился уж совсем безвкусный босс и резкий обрыв сюжета. Да, к сожалению, Risen не раскрывает интересные детали и не заполняет дыры рассказа под конец. Просто титры.
В играх я люблю собирать весь валяющийся лут. Как ни странно, в Risen всему находится применение. Из частей монстров (клыков, крыльев и прочего) создаются полезные зелья баффов и лечения, из еды варятся сложные блюда, а свитки не раз помогают обхитрить местные механики. Магия имеет важный вес и значительно влияет на прохождение, ну кроме боевых заклинаний. Особенно порадовало ускорение, без которого бег невозможен. Хотя в той же Grim Dawn сколько не собирал фляжки и лут — всё никак руки до него не доходили, так и складировалось в сундук до посинения.
А вот поиск сокровищ получился не очень заманчивым. В руинах в основном валяются серебряные и золотые безделушки, которые почти ничего не стоят. Местная экономика вообще странная, в основном заработать можно либо выполнением квестов, либо воровством. Вся ветка охоты на клады только и делала, что разочаровывала. Зато полазить в карманах очередного грубияна приносило море удовольствия, особенно, если там оказывался ключ от личного сундука. Тема разбоя раскрыта на все 100%.
В итоге проект оказался неожиданно качественным, увлекательным и глубоким. Мир получился живым, а персонажи постоянно чем-то занимались и адекватно реагировали на действия героя. Не подвела ни система лута, ни магии. Юмор тоже был по большей части неплох, а мат вообще использовали всего один раз. Неудобства боёвки и разнообразия билдов немного ограничили, но это я компенсировал во второй части, о которой расскажу в другой раз.
Источник: DTF