«Переписывайте всё с нуля»: советы Аарона Соркина начинающим сценаристам

Автор «Социальной сети» и «Суда над Чикагской семёркой» рассказал о ключевых элементах драмы, своих источниках вдохновления и о том, как создать хорошего злодея.

«Переписывайте всё с нуля»: советы Аарона Соркина начинающим сценаристам

16 октября на Netflix вышел «Суд над Чикагской семёркой» — новый фильм Аарона Соркина. По этому поводу издание Wired выпустило видео, где Соркин отвечает на вопросы начинающих сценаристов из Твиттера.

Ответы получились объёмными и могут пригодиться всем, кто хочет писать сценарии. Мы выбрали из видео главное.

Важно уметь переписывать сценарий

Соркин отметил важность вторых и следующих драфтов любого сценария — по его мнению, нельзя сочинить хорошую историю для фильма с первого же раза. Поэтому он вначале пишет черновик для фильма, а затем полностью переписывает его. В процессе могут возникнуть новые идеи, и их тоже надо вписать.

Соркин отметил, что в любом случае придётся переписывать большую часть сценария, чтобы исправить ошибки. Ему проще начинать с нуля.

Однажды друг мне сказал, что я не пишу сценарии, а переписываю их. И вот что он имел в виду: когда вы закончили первую версию [сценария], то уже знаете, о чем рассказывает фильм. Но писали вы этот черновик тогда, когда ещё не знали, о чем будет картина. Ваша история изначально шла в одном направлении, но в процессе написания она отклонилась в сторону. В конце стрелка на вашем компасе указывает уже не на север, а на северо-восток.

Так что вы выяснили, о чём рассказывает ваш фильм. Ваш сценарий наверняка большой и долгий. Вернитесь к его началу и начните писать заново. Убирайте оттуда вещи, которые не имеют отношения к вашей истории. Подсветите те, которые помогут её облегчить. Скорее всего, вы поймёте, что проблема, раскрываемая в третьем акте, и вовсе там не находится, потому что не заложили для неё основу в первом.

Поэтому я говорю: переписывайте весь сценарий.

Аарон Соркин

Намерение и препятствие — ключевые вещи в создании драмы

Аарон Соркин считает, что в драматическом сценарии важнее всего уметь прописывать намерения персонажей и препятствия для них. Без этого, как он говорит в видео, нельзя сочинить хорошую историю.

Намерение и препятствие — за них вы должны цепляться. Персонаж хочет чего-то, и на его пути стоит какое-то препятствие. Может, он хочет денег или девушку, поехать в Филадельфию или победить на важном матче, а может хочет спасти чью-то жизнь.

[…]

Именно тактика, которую применяет герой для обхода препятствий, создаёт персонажа. Вы, как сценарист, не сможете рассказать, кем является ваш персонаж, вы лишь показываете, чего он хочет. Неважно, добивается он своей цели или нет. Качество истории не зависит от того, выиграет персонаж или проиграет. Важно, чтобы это намерение имело значение для персонажа, и чтобы мы понимали, почему для него это так важно. Препятствия, к тому же, должны быть настоящими.

Аарон Соркин

Можно отождествлять себя с любым персонажем

Совет про намерения и препятствия Соркин продолжает и здесь. По его мнению, все персонажи должны быть одинаково важны для сценариста, даже если они не принадлежат к его возрастной, половой и расовой группе.

Мы все люди, у каждого из нас есть способность проявлять эмпатию к другим. Вы не хотите осуждать персонажа, вы хотите защищать его. Не считайте, что вам нужно писать персонажей лишь на основе себя. Пишите истории о любом мире, о котором хотите писать. Лишь вы создаёте этот мир. Вы ничем не ограничены.

Аарон Соркин

Вдохновляйтесь всем

Соркин также поднял тему вдохновения другими произведениями. Он считает, что любому сценаристу нужно чем-то вдохновляться — чтобы ориентиром для его историй служила некая идеальная для него работа.

Также сценарист заявил, что его самый любимый сериал — «Чёртова служба в госпитале Мэш». Во многом именно это шоу вдохновило его стать сценаристом.

Да, я вдохновлялся многими фильмами и сериалами. По сути, я случайно стал сценаристом кино. На самом деле я драматург, который добавляет немного визуального ряда в истории, чтобы вы не понимали, что на самом деле смотрите пьесы. Так что я вдохновлялся и всеми великими драматургами тоже.

[…]

Я думаю, что любой хороший современный сериал следует стопам Ларри Гербарта, создавшего сериал «Чёртова служба в госпитале Мэш». Он первый сказал, что ситкомы не обязаны быть просто комедиями, они не должны быть глуповатыми. Так что да, Ларри Гербарт очень сильно вдохновил меня.

Аарон Соркин

Хорошего злодея можно создать, только если вы не осуждаете его

Сценарист также рассказал, как он прописывает злодеев. В первую очередь, считает он, нужно найти с антагонистом нечто общее. И лишь затем нужно отталкиваться от этого при написании остального сценария.

Нельзя считать злодея злодеем. Вы не осуждаете персонажа, потому что вы создали его. Вы должны сопереживать ему. Найдите в нём что-то общее с собой. А затем пропишите его так, словно он рассказывает Богу, почему его должны пустить в Рай.

Не знаю, смотрели ли вы «Несколько хороших парней» — первый фильм, который я написал. В нём есть сцена, где персонаж Джека Николсона словно убеждает Бога пустить его в Рай, несмотря на содеянное — из-за него погиб солдат. И он защищается, хочет доказать, что он сделал правильную вещь. И неважно, будь это Марк Цукерберг или Джек Николсон, — зритель может считать их злодеями, но не вы.

Аарон Соркин
 

Источник

Читайте также