Полочная акустика Penaudio Cenya
На Скандинавском полуострове, к западу от России, расположена страна Финляндия, известная своей природой и технологиями. В центре этой страны стоит окруженный озерами город Ювяскюля. Именно здесь берет начало «правильный финский звук» от компании Penaudio, оттуда же родом и Сами Пенттила (Sami Penttila), основатель и «золотые уши» Penaudio.
С детства Сами, как его братья и сестры, играл на музыкальных инструментах. «Я слушал музыку всю свою жизнь, – говорит Сами Пенттила. – Мой отец любил «крутить» пластинки и продолжает делать это поныне. В пять лет я начал играть на фортепиано, в восемь – на гитаре, в двадцать пять – на басу. В 1997 году я поступил в Политехнический институт в Ювяскюля, где изучал акустику, электронику, науки о материалах и прочие полезные вещи».
Еще маленьким мальчиком Сами научился уважать естественное звучание инструментов и со своей первой зарплаты за летнюю работу решил купить себе подходящие колонки. Но вот проблема – даже за серьезную по тем временам сумму в несколько тысяч евро Сами так и не смог найти «свою» акустику.
«Я слышал изъяны в каждой системе. Звук не растекался должным образом, – вспоминает Сами. – Высокие частоты не сверкали, а низкие были насыщены ненатуральной энергией. Я не слышал того настоящего, глубокого звука, который искал. Поэтому я решил сделать пару совершенных громкоговорителей самостоятельно».
Сами сразу уселся за книги по акустике и взял в руки паяльник, а накопленные деньги пустил на динамики и электронные компоненты. Он чувствовал «анатомию» звука и хотел сконструировать акустику такой, какой её представлял. В апреле 1999 года первые колонки были готовы. Они получили название Penaudio 7.6cx (название Penaudio получилось в результате соединения двух слов: «Pen(ttila)» и «Audio»).
После этого Сами нашел старенькую «Тойоту» и стал объезжать финские аудиомагазины, торгующие аппаратурой класса High-End. Представители 5-6 магазинов буквально влюбились в новый звук!
«Так все и завертелось, – комментирует Пенттила. – Я основал компанию и начал выпускать акустику серийно».
Сами Пенттила – основатель компании Penaudio
Через три года Сами и его партнеры решили, что рынка Финляндии им мало, поэтому начали расширяться за границу. В 2004 году на выставке во Франкфурте компания представила первую модель под маркой Penaudio – Charisma, а уже сегодня её продукция поставляется в 23 страны мира.
При этом штат Penaudio долгое время насчитывал всего пять человек. Сейчас аудиотехника Penaudio производится на заводе «Аудиомании» в Риге, о котором мы рассказывали здесь. «Аудиомания» владеет контрольным пакетом Penaudio, однако все вопросы, связанные с проектированием систем, по-прежнему решает Сами Пенттила.
Будучи музыкантом, Сами признается, что уделяет много времени студийной работе, так как она служит источником вдохновения при создании акустических систем: «При разработке колонок я первым делом стремлюсь адекватно воспроизвести тембр хорошо знакомых мне инструментов: гитары, скрипки, фортепиано. Мой опыт показывает, что, если эта задача успешно решена, тогда и другие параметры будут в норме».
Секрет натурального звучания колонок Penaudio в том, что по конструкции они близки к однополосным: среднечастотный динамик воспроизводит основной тон и главные гармоники большинства инструментов, а твитер вступает в работу лишь после 4,5 кГц, причем для фильтрации частично используется естественный спад характеристики. Для расширения диаграммы направленности корпуса имеют узкую переднюю панель, а в трехполосных колонках расположенный сбоку басовый динамик «обрезается» довольно низко.
Достижению естественного звука также способствуют многослойные панели из финской фанеры и МДФ, оптимизирующие спектр резонансов корпуса и придающие ему необходимые акустические и механические свойства. Еще один момент, который бросается в глаза – это шпон поперечного среза фанеры из финской березы, придающий продукту уникальный внешний вид. Он стал своеобразной «визитной карточкой» компании. Раньше отделка поперечными слоями фанеры создавалась на финском производстве, однако в Риге смогли не только сохранить технологии финнов, но и улучшить их.
«Семейство» Penaudio
На сегодняшний день у компании Сами Пенттилы имеется четыре линейки громкоговорителей. Младшая линейка состоит из колонок Rebel, Rebel Two, Rebel Three, Rebel Four, Rebel Sat и Rebel Centre. Эти колонки не зря носят свое название [Rebel с англ. – «бунтарь, мятежник» – прим. ред.], поскольку способны без искажений работать на большой громкости и заточены под более яркий и пробивной звук; у них прекрасное чувство ритма и солидная энергетика.
Вторая линейка Charisma включает в себя колонки Charisma, Cenya, Sara S и Cenya Centre, а флагманская линейка Sinfonia содержит два больших напольника – Sinfonietta и Sinfonia.
Флагман линейки Penaudio и топовая напольная акустика Sinfonia впечатляет своим внешним видом. Как говорит Сами Пенттила, эта акустика «ростом со своего создателя» – высота колонны составляет 172 см.
«Эта акустическая система была у меня на уме на протяжении нескольких лет. Сейчас я могу увидеть и услышать ее, – восклицает Сами. – Penaudio Sinfonia – это произведение искусства… физически, акустически и музыкально».
Sinfonia имеет высокочастотный динамик Seas диаметром 29 мм с тканевым куполом и гексагональной магнитной системой, два 145-миллиметровых СЧ/НЧ драйвера, закрепленных на резиновом подвесе с радиальными ребрами жесткости для снижения уровня искажений, и пару 260-миллиметровых низкочастотников Seas с бумажными диффузорами и четырехслойными катушками. Акустика имеет 3,5-полосную конфигурацию, когда один СЧ-динамик работает в полосе от 80 до 200 Гц, а другой охватывает весь доступный ему диапазон СЧ вплоть до 4,5 кГц.
Помимо вышеуказанных колонок, у Penaudio также имеется авторская линейка из Cenya Signature, Sara S Signature, Serenade Signature и Cenya Centre Signature. Эти акустические системы имеют табличку с копией подписи отца-основателя бренда – Сами Пенттилы. Кстати, акустические системы Cenya и Sara названы в честь дочерей руководителя компании.
Напольная система Penaudio Sara S Signature
Немного особняком от всего великолепия стоит единственный в линейке Penaudio 29-килограммовый закрытый кубический сабвуфер Charm, отличающийся быстрым, плотным, аккуратным, динамичным и достаточно глубоким басом.
Активный сабвуфер Penaudio Charm
Финское звучание
Частотный диапазон звучания всех моделей выходит за пределы 20 кГц. Люди часто задают вопрос, зачем так делать, если человеческое ухо не воспринимает эти частоты? Однако у Сами есть на него ответ.
«Несколько лет назад мы запустили исследовательский проект в университете Ювяскюля, посвящённый углубленному исследованию ощущений при прослушивании звуков в ультразвуковом диапазоне, – комментирует Пенттила. – Мы использовали динамики, частотный диапазон которых простирается до 35 кГц.
Сначала запустили их на полную катушку, а затем искусственно ограничили слышимый диапазон до 22 кГц с помощью специального фильтра. А потом еще раз прогнали звук через фильтр на полную, потому что хотели сравнить только высокие частоты, а не динамики в сравнении с фильтром».
После этого они начали снимать показания ЭКГ испытуемых во время прослушивания одного и того же трека. Также измерялся их пульс, записывались субъективные ощущения. Было установлено, что музыка с ультразвуком оказала более сильное расслабляющее воздействие на 19 человек из 21. Более того, 18 из них подтвердили, что с ультразвуком музыка звучала более «натурально».
«Я верю, что так оно и есть, потому что действительно трудно воспроизвести на обычной системе класса Hi-Fi полноценное звучание тарелок, фортепиано, скрипок, флейт и прочих живых инструментов», – восклицает Сами. Он говорит, что именно по этой причине в продукции Penaudio используются твитеры с тканевым куполом – они не резонируют даже на высоких частотах, что позволяет очень близко подойти к реальному звуку.
Центральный громкоговоритель Penaudio Cenya Centre
Сами проверяет звучание новых продуктов, причем он тестирует акустику на всей доступной музыке, которая ему нравится и не нравится. «Не могу слушать [для удовольствия] спид-метал и трэш-метал, и, к сожалению, некоторую оперную музыку», – сказал Пенттила.
Разработка акустических систем – это поиск компромиссов с источником, а не жанром. Акустика в Penaudio проверяется на высококачественном материале, что может привести к проблемам при воспроизведении менее качественного источника, но компания ставит на хорошие исходники против сжатого звука – такова политика.
Сами говорит, что он очень много и упорно работает, тестирует новые драйверы и другие компоненты, однако отмечает, что никогда не чувствовал, что бизнес убивает в нем художника: «Я продолжаю и играть, и слушать, как и мой отец. Он по-прежнему слушает и любит музыку 60-х! Иногда записываю песни с моим братом, не применяя никакой компрессии или эквалайзеров». Хотя теперь ему приходится думать о цифрах, творить и создавать колонки Сами не перестал.
В каждой акустической системе Penaudio, несмотря на то, что это тщательно разработанный, изготовленный и протестированный инструмент, сохраняется частичка духа северной природы. Природа вдохновляла финских художников, композиторов и других людей искусства на протяжении многих веков. Сами не стал исключением. Продукция Penaudio следует финским традициям и воплощает тот самый дух в материальной форме.
Другие материалы из нашего блога:
- «Смотрим дома»: Dolby Atmos и его друзья
- Аудиодайджест #5: О звуке, музыке и аудиотехнологиях
- Изготовление корпусов колонок: Обзор материалов