Патент Warner Bros. на систему Nemesis в деталях

Сегодня появилась информация о том, что Warner Bros. (WB) наконец получили патент на систему Nemesis, используемую в играх серии Shadow of War и Shadow of Mordor. Вокруг сразу появилось много заявлений о том, что WB закрывает возможность для других компаний создавать похожие системы и монополизирует идею. Но так ли это на самом деле?

Постараемся кратко разобраться, что же такое патенты, и что именно защищает патент на систему Nemesis.

Что такое патенты

Для начала давайте определимся с тем, а что такое патент и что именно он может защищать?

Патент — это документ, который подтверждает исключительные права заявителя на изобретение.

Таким образом, только правообладатель может использовать изобретение, на которое выдан патент. При этом, патент действует только в стране его регистрации. Однако, говоря о видеоиграх, тяжело себе представить наличие такой игры, которая бы не выходила на американском рынке.

При этом важно отметить, что патент не может защитить идею, а лишь техническое решение в определенной области, которое помогает достичь каких-то результатов.

В США присутствует разделение на разные виды патентов, наиболее популярными являются «Utility patents», охраняющие новые изобретения, которые не являются очевидными в определенной области. При этом Utility patents может распространяться на следующие категории:

  • process (процессы/методы)
  • machine (устройство)
  • manufacture (производство)
  • composition of matter (состав вещества)

Обычно, все что связано с патентованием технический решений, связанных с программным обеспечением, попадает под категории process, так как программное обеспечение является инструкцией для устройства выполнить заданные шаги с целью получения определенного результата.

Как же заявитель формирует и описывает те части изобретения, которые, по его мнению, являются ключевыми и будут защищаться патентом.

Для этого заявитель должен описать «формулу» изобретения. Формула изобретения — это словесное описание сущности изобретения. Формула обычно состоит из независимых и зависимых пунктов.

Объем правовой охраны определяется исходя из описания именно независимых пунктов формулы, которые содержат описание основной сути изобретения.

Зависимые же пункты являются дополнением и уточнением независимого пункта. Они автоматически включают все характеристики независимого пункта и необязательные или частные варианты реализации изобретения.

Поэтому для того, чтобы понять саму суть и объем правовой охраны изобретения, нам нужно прочитать и понять именно независимые пункты формулы.

Патент на Nemesis

Теперь же давайте поближе познакомимся непосредственно с патентом US20160279522A1 “Nemesis characters, nemesis forts, social vendettas and followers in computer games” (ссылка на сам документ).

Описание патента довольно обширное и занимает целых 37 страниц мелкого текста и различных страшных схем и алгоритмов. Однако мы здесь для того, чтобы примерно понять суть патента, поэтому сразу переходим к пунктам формулы изобретения (по-английски — “Claims”). Сразу отмечу, что из-за специфики юридического и технического языка, используемого в патентах, сразу разобраться не так уж и легко.

Всего патент содержит 36 пунктов формулы. Но как мы помним, нам нужно найти только независимые пункты, т.е. те которые не содержат ссылки на другие пункты.

Таким образом, в патенте из 36 пунктов только 3 являются независимыми: 1, 19, 36.

1. A method comprising:

  • controlling, by a processor, game events in a computer-implemented game, the game events involving an avatar that is operated in response to input from a player, and a first non-player character that is controlled in response to a first set of character parameters defined in a computer memory and in response to operation of the avatar;
  • detecting, by the processor, occurrence of a predefined game event involving the non-player character;
  • changing, by the processor, a second set of character parameters defined in a computer memory for control of a second non-player character in the game based on the detecting; and
  • outputting, to an output device, an indication of the second set of character parameters that are changed by the changing.

Итак, первый независимый пункт формулы является описанием центрального метода всего изобретения, который в свою очередь содержит себе 4 признака. Давайте кратко опишем 4 признака (далее вольный перевод и интепретация):

  • управление процессором событиями в игре, в которых есть персонаж, управляемый игроком, и НПС, который управляется исходя из первого набора параметров, содержащихся в памяти, и в зависимости от действий персонажа игрока;
  • обнаружение процессором наступления заранее определенного игрового события с участием НПС;
  • изменение процессором второго набора параметров, определенных в памяти компьютера, для управления вторым НПС, в игре на основе обнаружения событий из прошлого пункта;
  • вывод на устройство второго набора параметров, которые изменяются при изменении из прошлого пункта.

На первый взгляд не очень понятно, что именно пытался описать заявитель. Однако, давайте разберемся, исходя из того, что мы уже знаем как работают игры и система Nemesis и немного подглядывая в зависимые пункты формулы.

В данном случае нам описывают схему реагирование НПС на двух уровнях:

Первый уровень — это реагирование НПС на основании заложенных параметров (его черт и особенностей) и его реагирование на действия самого игрока в игре. Наверное наиболее ярким примером здесь выступает смерть игрока от НПС и как он впоследствии общается после этого с игроком.

Второй же уровень — это реагирование НПС, который прямо не контактируют c игроком в данный момент игры, а имитируют отношения с другими НПС посредством заранее определенных игрой событий. Это знакомая система отношений орков внутри фракции и их продвижение по карьерной лестнице. Это также уточняется в 3 пункте формулы, в котором говорится оо возможности изменении статуса НПС внутри фракции.

После такого изменения информация об изменениях выводится на экране: кто во фракции кого убил, какие получил особенности, какие произошли повышения и т.д. (В комментариях справедливо отметили, что outputting, to an output device, может восприниматься как смена поведения НПС на экране монитора).

После же 1 независимого пункта следуют два дополнительных независимых пункта формулы, которые не привносят ничего нового непосредственно в само описание системы Nemesis:

19.An apparatus for controlling a video game, comprising:

a processor, a memory coupled to the processor, and a display device coupled to the processor, wherein the memory holds instructions that when executed by the processor, cause the apparatus perform:

  • controlling game events in a computer-implemented game, the game events involving an avatar that is operated in response to input from a player, and a first non-player character that is controlled in response to a first set of character parameters defined in a computer memory and in response to operation of the avatar;
  • detecting occurrence of a predefined game event involving the non-player character;
  • changing a second set of character parameters defined in a computer memory for control of a second non-player character in the game based on the detecting; and
  • outputting, to an output device, an indication of the second set of character parameters that are changed by the changing.

Как мы видим, данный пункт уже описывает необходимость наличия «устройства для управления видеоигрой», в которой есть процессор, память и устройство изображения, при этом память содержит инструкции, которые при исполнении процессором заставляют устройство выполнить действия, которые были описаны в 1 пункте формулы (методе).

36. A video game apparatus, comprising:

  • means for controlling game events in a computer-implemented game, the game events involving an avatar that is operated in response to input from a player, and a first non-player character that is controlled in response to a first set of character parameters defined in a computer memory and in response to operation of the avatar;
  • means for detecting occurrence of a predefined game event involving the non-player character;
  • means for changing a second set of character parameters defined in a computer memory for control of a second non-player character in the game based on the detecting; and
  • means for outputting, to an output device, an indication of the second set of character parameters that are changed by the changing.

В данном случае почти что дословно повторяется 19 пункт формулы, с отличием, что здесь используется термин «видеоигровое устройство».

Таким образом, исходя из краткого анализа 3 независимых пунктов формулы изобретения, становится понятно, что вся суть и объем правовой охраны, в данном случае, содержится именно в 1 пункте и ее 4 признаках.

Скорее всего пункты 19 и 36 были включены в связи с тем, что обычно простая регистрация программного обеспечения довольно затруднительна и она должна быть привязана к какому-то техническому устройству.

Нарушение патента

И вот мы подобрались к тому, чтобы обсудить, а насколько патент на Nemesis является ограничительным для других компаний?

Для того, чтобы суд признал патент нарушенным, изобретение другого лица должна содержать каждый признак независимого пункта формулы.

Следовательно, WB должно будут доказать в суде, что все 4 признака пункта 1 формулы изобретения, которые мы рассматривали выше, содержатся в чужой игре.

Я думаю вы сами видите, что описание независимого пункта довольно широкое и общее, что и в самом деле может затруднить другим компаниям разработку схожих систем. Скорее всего, им придется придумывать более изощренные методы взаимодействия между НПС и персонажем. Вполне возможно, что даже простое отсутствие 4 признака (вывода информации об измененных данных НПС) уже не будет считаться в суде нарушением патента. (В комментариях справедливо отметили, что outputting, to an output device, может восприниматься как смена поведения НПС на экране монитора).

Естественно, все что написано выше, это моя субъективная оценка и интерпретация документов, да еще и по праву США. Поэтому как это все будет работать на практике, мы узнаем только спустя некоторое время. Смогут ли другие компании обойти ограничения патента WB или же WB смогут наладить процесс лицензирования своей технологии.

Но в любом случае я бы заранее не клеймил WB.

Во-первых, они разработали и правда крутую и интересную систему, которая, лично для меня, приятно преобразила открытые миры в играх.

Во-вторых, если честно, после выхода Shadow of Mordor, все говорили о том, что сейчас все компании возьмут систему Nemesis к себе на вооружение и мы сможем наслаждаться ею во многих играх. Но, спустя 6 лет я так и не встретил игру, которая приблизилась бы к такому уровню интерактива между НПС и игроком.

Надеюсь было интересно и полезно.

Если возникнут вопросы или, наоборот, комментария и уточнения, буду рад обсудить в комментариях.

P.S. Адвокат is Дьябло — мой телеграм канал в котором пишу про право и видеоигры, буду рад всем заглянувшим: )

 

Источник

Читайте также

Меню