разговор обещает быть долгим, но сразу предупреждаю, что.
1.
не поймите неправильно. безумно, всей душой люблю возвращение (шестнадцать с половиной часов в третий раз пролетели на одном дыхании). просто, как и всего на свете, ну есть недостатки.
знаете, создаётся такое ощущение, будто вся эта история с Дагги изначально никакого отношения к вселенной сериала не имела. вот видео прямиком из середины нулевых.
к тому же, кажется, будто все это дело писалось, снималось и монтировалось второпях, чуть ли не на ходу. с одной стороны, финансы пели романсы, с другой — своими графиками и бюджетами давили упомянутые уже шоутайм (и правильно делали), а с третьей – время, мягко говоря, поджимало.
третий сезон – сырой, неотесанный и громоздкий. он как будто бы создавался по черновому варианту сценария, по только ещё наброскам сцен, истории. ему определенно требовалось как существенное сокращение хронометража (в самую первую очередь), так и время на подумать. но вот времени не было совсем. так что сделали. и слава Богу.
2.
не секрет, что дедушка Дэвид тесно связан с миром музыки.
например, выпустил пару сольных альбомов, делал ремиксы (вот и вот самые мои любимые), построил в доме звукозаписывающую студию, писал тексты для песен, сотрудничал с самыми разными музыкантами (да и много чего еще).
и вместе с тем в своих картинах уделяет большое внимание работе с шумами и речью (например, в титрах третьего сезона он значится саунд–дизайнером).
учитывая тот факт, что звук в кино состоит как раз–таки из шумов, речи и музыки, мы можем с уверенностью сказать, что Дэвид Линч, с одной стороны, к работе со звуком относится очень и очень серьезно и ответственно, а с другой — творчески. и действительно, звук у него всегда жирный, насыщенный, многослойный, комплексный.
вот мы с вами и посмотрим на шумовые и речевые решения нескольких сцен третьего сезона. единственное, важно отметить, что под решениями имею ввиду не то, из каких звуков состоит звуковое сопровождение, а то, как оно используется.
про решения музыкальные говорить особо нечего: почти повсюду невидимые оркестры. такой вот красоты нет.
зачем давать кадр с телефоном (а также тратить время на его съемку и монтаж), если звук звонка совершенно обычен и легко узнаваем?
флешбэк — три.
для чего показывают этот (не спорю, важный для понимания) флэшбэк?
для того, чтобы напомнить зрителю о том, где и когда встретились герои (хотя этот же самый флэшбек показывают и рассказывают в сцене со сном Гордона Коула).
но давайте вспомним при каких условиях идет флэшбек, а именно что говорится до и после него.
и снова изображение и речь дублируют друг друга.
предлагаю посмотреть эту же сцену, но без внешнего вида собеседника мистера Си, флэшбека и кадра с телефоном.
прошу прощения за такие долгие паузы. кадры с мистером Си короткие и лампа слишком сильно моргает.
смена планов.
ну и последнее на сегодня.
смотрим сцену с подметанием пола в том виде, в котором она появляется в сериале.
окей. здесь переход с общего на крупный логичен и оправдан (в отличии от вышеупомянутой сцены в участке).
чисто с технической точки зрения крупность меняется оттого, что персонаж, который вскоре будет вести важный для сцены разговор, находится на заднем плане, а на переднем бродит человек с метлой (плюс в баре играет музыка). перепрыгивание на крупный здесь для того, чтобы мы, ни на что не отвлекаясь, могли увидеть говорящего, узнать его и услышать разговор.
однако.
на общем третьего брата Рено и так хорошо видно и слышно, парня с метлой можно отвести в сторону или усадить на стул (а лучше пусть себе маячит), а музыка так и так приглушается.
не знаю. на мой взгляд, если крупность не менять, получится сильнее (на мой взгляд).
прежде всего.
думаю, не будет ошибкой предположить, что главное действующее лицо в данной сцене — брат братьев Рено (хотя очень жаль, что его мельком показали во второй серии. было бы большим шоком, ничего не заранее не зная и не ожидая, вдруг узнать, что на заднем плане стоит именно он).
далее.
разделим сцену на две части:
в первой половине время течет медленно, потому что бар закрыт, в кадре присутствует всего лишь два человека, никто ни с кем не разговаривает, никто никуда не спешит. сотрудники дома у дороги расслаблены и спокойны. это просто часть повседневной рутины. спокойны и мы с вами. таков контекст.
со звонком наступает вторая половина. музыка затихает, а контекст взрывается. бармен — член семьи Рено — обсуждает проституцию, как и двадцать пять лет назад это делали его братья. но разговор напряженный, возникли какие-то проблемы.
и вот тут с точки зрения внутреннего состояния главного действующего лица сцены есть два пути.
какой из этих вариантов, ну, страшнее?
если принимать во внимание, простите, бэкграунд персонажа (этим занимается уже, наверное, не один десяток лет), то такие разговоры, вероятнее всего, ведутся чуть ли не на ежедневной основе, составляют часть его рутины (как закрытие бара и подметание пола сотрудником). следовательно, вряд ли что-то подобное может выбить его из колеи. а потому именно неизменение крупности кадра (ну или едва-едва заметное и очень небольшое приближение) выглядит как-то страшнее. хотя, может, он просто впечатлительный. вот и разволновался.
давайте посмотрим.
все это, конечно, очень субъективно, согласен. тем не менее, предлагаю посмотреть на статичную, снятую одним планом (и очень, очень хорошую) сцену.
а почему же здесь не дали субъективного плана, например? или крупность не поменяли? или камеру не двинули?
нет, серьезно.
чем руководствовались оператор и монтажер при работе над третьим сезоном?
почему в сцене участка дали вставку дверного проема, средний план зашедшего детектива и перебивку мусорного ведра, чуть-чуть при этом подвигав камеру, а тут не сделали ничего?
к чему весь этот балаган?
во-первых, к звуку. что имеется ввиду под такими красивыми выражениями, как «качественная работа со звуком», «качественный звук», «качественный монтаж звука»?
допустим, что это вопрос исключительно технического плана. в таком случае у любого дорогостоящего фильма работа со звуком качественная. но так ли это?
или вот пример Дэвида Линча и конкретно рассмотренных сцен. звук жирный, многослойный, разнообразный, а при звонке телефона перескакивают с крупного плана актера на кадр телефона. или вот один из главных героев рассказывает странный, но жутко интересный сон, а создатель сопровождает его не менее интересной звуковой дорожкой. но рассказ этот вдруг берут и иллюстрируют, точь-в-точь и в то же самое время. не обесценивает ли Дэвид Линч (в данном конкретном случае, в этих нескольких сценах) то, чему уделяет так много времени?
зачем нужны все эти долбит нормально, дорогостоящее оборудование и колонки по всей комнате, если звуку не доверяют, не воспринимают его как полноценное выразительное средство, равное в своих правах изображению (а это так)? если иллюстрируют даже самый обычный, повседневный, легко идентифицируемый шумок?
складывается какая-то совершенно сюрреалистическая ситуация. студии тратят колоссальные средства на спецэффекты, декорации, техническое оснащение, актеров, но совершенно не понимают того, как могуч звук, как сильно воображение и как много денег они могут помочь сэкономить.
может ли работа со звуком, в таком случае, быть качественной, если он записан на какой–нибудь допотопный диктофон или телефон? в общем и целом, считаю, да. ведь качественная работа со звуком не зависит от технического оснащения (по крайне мере, зависит не в первую очередь). суть ее (как это ни прискорбно) – в другом. вот есть деньги, оборудование, специалисты, а получается так, что ничего особо и не получается.
во-вторых, к операторской работе и монтажу. что имеется ввиду под такими красивыми выражениями, как «качественная операторская работа», «качественный монтаж»?
допустим, что это вопросы чисто технического плана. в таком случае у любого дорогостоящего фильма монтаж и операторская работа качественные. но так ли это?
зачем нужны все эти арри алексы, навороченное оборудование, если картина снимается с руки, а за общим планом в две секунды идет крупный в три, а за ним следует перебивка мусорного ведра?
могут ли операторская работа и монтаж, в таком случае, быть качественными, если для съемки используется смартфон за пять тысяч, а монтаж делается в videopad editor? в общем и целом, считаю, да. ведь качество операторской и монтажной работ не зависит от технического оснащения (по крайне мере, зависит не в первую очередь). суть их (как это ни прискорбно) – в другом. вот есть деньги, оборудование, специалисты, а получается так, что ничего особо и не получается.
благодарю вас за внимание.
Источник