Я продолжаю писать об интересном для меня кино-старье. В этот раз речь пойдет о практически семичасовом фильме (или сериале, об этом чуть ниже), что выходил с 1915 по 1916 года – «Les Vampires». За авторством известнейшего французского кинорежиссера Луи Фейада.
История такова, французский журналист Филипп Геранд расследует дело загадочной бандитской группировки, называющей себя «Вампиры». «Вампиры» держат в страхе всю интеллигентную Францию. Их жертвами постоянно становятся богатые люди, политики, а иногда даже коллеги по ремеслу. Бандиты не гнушаются не только воровством, но также похищениями и убийствами. Отважному Филиппу Геранду, вместе с еще несколькими положительными героями, предстоит призвать банду к ответу перед законом. Вот только путь к этому будет очень опасен и долог.
Наверное, называть эту картину фильмом не совсем корректно. Потому, что она разделена на 10 частей, различных по хронометражу и году выпуска. Если первый эпизод вышел в ноябре 1915, то последний десятый выходил уже летом 1916. Эпизоды выходили с разницей в несколько недель. Самый короткий идет немногим меньше 15 минут, а самый длинный больше 50-ти. С самого момента выхода сериал пользовался во Франции огромной популярностью. Мне не хватает знаний, чтобы с достаточной уверенностью заявить, что это был самый первый сериал, но он однозначно был одним из первых.
Если говорить о сюжете, то его качество достаточно сильно скачет от серии к серии. Первые 6-7 эпизодов смотрятся очень бодро, в каждом есть определенная интрига. Интерес держится и не угасает. Однако последние три серии смотрятся откровенно хуже на фоне остальных. Создается ощущение, что режиссер Луи Фейад, он же и сценарист, начал испытывать кризис идей. Из-за этого частенько начинают мелькать самоповторы. С одной стороны это можно объяснить тем, что картина была одной из первых, с другой же возможно виной этому послужила излишняя импровизация на съемочной площадке.
У Фейада была четкая идея и стройный общий сюжет. Однако некоторые сюжетные элементы он позволял додумывать себе прямо во время съемок. В целом, это не делает историю хуже. За сюжетом достаточно интересно наблюдать и порой случаются действительно неожиданные моменты. Но в последних эпизодах уже отчетливо становится видно, что режиссер отчаянно пытается придумать что-то новое. Вот только ничего не получается. И я не могу его в этом винить. Всё-таки четкого примера у людей перед глазами тогда не было, а быть одним из первых это всегда тяжелая задача. Когда сериал выходил, он обычно сопровождался отдельной книжечкой, в которой подробно описывалось происходящее в каждой серии. Возможно, из-за того что у меня не было под рукой этой книжечки, мне и показались последние серии хуже первых.
В прошлый раз я говорил о фильме «Рождение нации», где перечислял с какими новаторскими изысками был снят фильм. От «Вампиров» подобного визуального разнообразия ждать не стоит. В большинстве своём фильм снят очень длинными, статичными кадрами, но это не делает его визуальный ряд хоть сколько-то «бедным». Режиссер очень грамотно наделят свою картину собственным уникальным стилем. Например, если в кадре появляется важная сюжетная записка или же какое важное устройство, то его нам сразу же демонстрируют крупным планом, во всех подробностях. Причем записки играют роль некоего интертитра, так как нам самим позволяют прочитать их, не прибегая к «традиционным» интертитрам. А ночная съёмка стилизована при помощи синего светофильтра.
Однако гораздо более завораживающе выглядят моменты, когда камера нам демонстрирует карабкающихся по отвесным стенам и пологим крышам людей. Завораживает это потому, что ясно видно, что люди настоящие. Не раз я себя при просмотре ловил на мысли о том, что это должно быть опасно – спускаться по водосточной трубе с крыши 4-х этажного здания или спрыгивать с моста на движущийся поезд. Люде же на пленке выполняли всё это с завидной ловкостью и мастерством. Особенно стоит отметить великолепную Мюзидору, которая стала настоящим символом этой картины.
Мюзидора это сценический псевдоним актрисы Жанны Рок. В «Вампирах» ей выпала роль чуть-ли не центральной злодейки. Она появляется в каждом эпизоде, а её иконический черный костюм без труда въедается в память. Своей ролью в этом сериале Мюзидора впервые воплотила в жизнь образ роковой женщины на киноэкране. Она манипулирует мужчинами, постоянно носит маску и преследует исключительно свои туманные цели. Если же говорить об актерской игре в целом, то она находится на таком, можно сказать, переходном уровне от театральной к киношной. В общих движениях и пластике все еще сквозит излишняя эмоциональность, но актеры уже очень мощно играют одной лишь мимикой. Стараются лишний раз не переусердствовать со «сценичностью».
Что действительно можно назвать серьезным минусом данной картины, так это её откровенную бюджетность. Многие декорации используются из раза в раз. Например, многоквартирный дом главного героя успел побывать еще и богатым загородным особняком, а кабинет полицейского участка одинаков во всех городах. Причем в некоторых местах очень ярко видна их искусственность. Слишком хлипкие и тонкие двери, слишком низкие потолки и многие другие мелочи. С этим можно жить и смотреть, если позволить магии кино с головой себя окунуть в произведение. Вот только когда ближе к концу сериал сдает позиции, то закрывать глаза на это уже получается. Иллюзия рассыпается.
Не смотря на вышеперечисленные практические косяки и спорные сюжетные моменты. Не смотря на то, что ближе к концу сериал заметно проседает. «Les Vampires» мне очень и очень понравились. Первый эпизод меня и вовсе из колеи выбил, так как настроен к столь старому сериалу я был крайне скептически. Ан нет, эпизод пролетел на одном дыхании и я сразу поторопился включить следующий. Я был по-настоящему заинтригован. Возможно, в том, что для меня сериал немного скатился, есть и моя вина. Я посмотрел его за два дня, по три с лишним часа каждый день и к его концу сам уже начал откровенно уставать. Так что, вполне возможно, вам и вовсе мои жалобы на «слабые последние серии» покажутся несостоятельными.
Сейчас в интернете очень легко доступна отличная отреставрированная версия, с корректными русскими субтитрами. Я бы советовал вам ознакомиться с «Les Vampires». Опыт это, по большому счету, уникальный. Однако не совершайте ошибки и не пытайтесь смотреть его залпом. Лучше по одному эпизоду в день. Тогда он вам не успеет надоесть, а вы от просмотра получите большое удовольствие. Главное выкинуть из головы предрассудки о «старых немых фильмах» и смотреть с открытыми глазами. Надеюсь «Вампиры» вам понравятся, так как для меня они стали настоящим открытием.