Пара слов о фильме «Рождение нации» (1915)

Пара слов о фильме «Рождение нации» (1915)

Сегодня я хотел бы поделиться своими впечатлениями от просмотра фильма «Рождение нации» 1915 года, за авторством Дэвида Уорка Гриффита. Да, фильму уже 105 лет, однако не смотря на всю свою архаичность он удивительно интересен и еще более удивительно опасен.

Основана картина на романе/пьесе Томаса Диксона под названием «Участник клана». Не трудно догадаться, что речь идет о печально известном Ку-Клукс-Клане. Повествует фильм о жизни двух, казалось бы, самых обычных белых семей в периоды незадолго до, во время, и недолго после гражданской войны между севером и югом. Одна семья – северяне, с очень влиятельным отцом, другая – южане, со своей хлопковой плантацией и рабами.

Про сюжет говорить достаточно сложно, так как у этих двух семей сложно переплетенные сюжетные линии, разбавленные еще несколькими подсюжетами, разворачивающимися где-то на фоне. Поэтому если начну говорить о сюжете, то придется пересказывать весь фильм, а я этого делать не намерен. Скажу лишь, что первая половина картины полностью посвящена противостоянию севера и юга, а вторая полноценно рассказывает о появлении и становлении Ку-Клукс-Клана.

Однако именно в сюжете и кроется основная «изюминка» фильма. Он весь пропитан анти-афроамериканским посылом и с упоением оправдывает Ку-Клукс-Клан. На протяжение всего сюжета перед зрителем будут возвеличивать образ белого человека. В повседневной жизни он благороден и добр даже по отношению к своим рабам. На войне белый человек полон доблести и уважения к своему противнику. Причем на столько, что буквально готов всем окопом хлопать своему врагу, если тот совершает героический поступок. Черный человек же здесь прямой синоним неконтролируемого насилия и звериной ярости. Например, первое послевоенное голосование, на которое допущены афроамериканцы, показано как самый настоящий зоопарк. Они непрерывно орут, бесятся, снимают обувь и кладут голые ноги на трибуны, в открытую выпивают и рыгают. Небольшая группка белых людей смотрит на весь этот балаган с балкона и ужасается разворачивающемуся цирку. В итоге эту группку белых и вовсе засмеяли, заставили уйти.

Подобными моментами фильм наполнен от начала и до конца. Пока в первой половине картины рабство еще не отменено, то вокруг все прекрасно и спокойно. Люди и рабы живут счастливой полной жизнью. США процветают. Как только война оканчивается и объявляется полное равенство – наступает ужасный хаос. Поведение афроамериканцев бесчеловечно во всех его проявлениях, а угнетенные белые вынуждены страдать и с гордостью переносить невзгоды. Справедливости ради стоит упомянуть, что хорошие афроамериканцы здесь тоже есть. В роли прислуги, что осталась верна хозяевам и после войны.

Достаточно курьезно еще выглядит тот факт, что роли многих рабов в массовке и не только играют белые люди, просто измазанные черной краской. Белые же персонажи специально еще более выбелены пудрой.

Даже в 1915 году, когда фильм вышел, он вызвал огромное негодование. Он был настолько про-расистским, что даже умудрился подтолкнуть к возрождению, потухший к тому моменту, Ку-Клукс-Клан. Причем это не выдумка, а исторический факт, второе основание Ку-Клукс-Клана произошло в том же 1915 году. Оно же было и самым крупным, в пиковый период его численность составляла до 7 миллионов человек.

Если говорить о техническом и художественном аспекте фильма, то здесь всё выше всяческих похвал. Для своего времени у него был по-настоящему прорывной визуальный ряд. Он сочетает в себе комбинированные съемки, длинные панорамные кадры, стилизацию под ночные съемки с использованием различных светофильтров, обилие крупных статичных планов и многое друго. Этот фильм был настоящим техническим чудом. Большинство техник, которые в нем были применены впервые, киноиндустрия использует до сих пор.

Однако не только в техническом плане картина была первопроходцем. Это был первый фильм, для которого записали самостоятельный оркестровый саундтрек. Можно сказать, была первая попытка ввести повествование не только через интертитры, но и через музыку. После просмотра могу с уверенностью сказать, что это получилось на все сто. Музыка в фильме прекрасна.

Актерская игра для 1915 года была тоже в чем-то новаторской и необычной. Гриффит в молодости хотел стать театральным артистом, но его постоянно заваливали на прослушиваниях. Много позже, уже своим актерам, он говорил максимально дистанцироваться от театральной игры. В итоге фильм избавился от характерных «кривляний» немого кино и блистает актерской мимикой и языком тела, пусть и все еще немного гипертрофированной.

Если говорить об историческом влиянии, то здесь фильм сложно переоценить или за что-то ругать. При своём баснословном бюджете в сто тысяч долларов, он заработал сто миллионов. В 1915 году. В пересчете на нынешний курс это чуть-ли не больше чем у «Титаника». Он лавиной прокатился сначала по всем США, а потом и по всему миру. Это делает его первой в истории действительно массовой картиной. Своим финансовым успехом картина, можно сказать, породила Голливуд. Наглядно доказав всем, что именно в США можно снимать большие и прибыльные фильмы.

Лично у меня очень смешанные ощущения от просмотра. Мне очень понравился фильм в целом. Он меня эмоционально зацепил и не отпускал до самого конца. Я сопереживал персонажам, поражался масштабнейшим боевым сценам. Но вот идеологически эта картина мне отвратительна. Она учит тому, что афроамериканцы – это существа низшего порядка. Животные, которые в любой момент готовы вцепиться хозяину в глотку, разорвать его, ослабь он хоть на секунду поводок.

Если вы изучаете историю кинематографа и его развитие, то мимо этой картины пройти никак нельзя. Она представляет собой большую культурную ценность для мирового кинематографа. Однако при этом фильм – насквозь пропитанное ненавистью агитационное полотно, прислушиваться к которому нельзя. Ни в коем случае. Никогда. Возможно, я его когда-нибудь пересмотрю, но точно не ближайшие годы.

 

Источник

Читайте также