Пара слов о фильме «Нетерпимость» (1916)

Пара слов о фильме «Нетерпимость» (1916)

И снова Дэвид Уорк Гриффит, и снова масштабное эпическое полотно. Только в этот раз мнение о фильме гораздо более однозначно, а сам он гораздо менее спорный. Сегодня я поделюсь своим мнением об одном из самых масштабных фильмов старого Голливуда, о «Нетерпимости» 1916 года.

Не смотря на весь коммерческий успех предыдущей картины Гриффита – «Рождения нации» – эта картина нанесла серьезный удар по его имиджу. Прогрессивная общественность стремительно заклеймила режиссера расистом. Причем сам Гриффит был так отдален от всей социальной повестки, если верить его словам, что первое время откровенно не понимал за что его порицают. Однако когда до него наконец дошло, то он решил ответить миру самым ультимативным образом. Снять фильм рассказывающий о нетерпимости и порицающий её.

Как я уже упоминал в отдельной статье, «Рождение нации» был диким коммерческим успехом. Поэтому Гриффиту не составило большого труда выбить для своего нового фильма астрономический для 1910-х годов бюджет в два миллиона долларов (про бюджет сложно говорить точно, везде указаны разные цифры). Причем для изначального замысла денег не хватило и пришлось несколько раз расширять бюджет. Зато в итоге мир получил по ныне одну из самых масштабных и завораживающих картин в истории.

Дэвид Гриффит любитель писать и снимать сложный нарратив. В «Нетерпимости» аж 4 параллельные сюжетные линии. Происходят они все в абсолютно разные временные отрезки: падение Вавилона, распятие Христа, Варфоломеевская ночь, а также история в современных (на тот момент) реалиях. В каждой истории центральное внимание отдано влюбленной паре, причем пара обязательно относится к угнетаемому меньшинству. В каждой линии присутствует глобальный конфликт, в трех религиозный, а в одной социальный.

В итоге получается сложная для восприятия картина. Нужно успевать внимательно следить сразу за несколькими сюжетами, при этом стараясь не забывать ключевых подробностей. Если человек банально не знаком с религиозным устройством шумеров или распрями между гугенотами и католиками во Франции XVI века, то запутаться будет очень легко. Конечно, на интертитрах будут указаны необходимые для понимания ремарки, но порой этого недостаточно. Однако если указанные выше сложности вам не страшны или вы готовы их преодолеть, то в ответ на свои старания получите крайне интересную и многогранную историю.

Сюжет наглядно покажет зрителю, что равенства между людьми никогда не было. В какой бы временной отрезок мы не посмотрели, всегда найдется могущественный угнетатель и беспомощный угнетаемый. Порой угнетаемые люди могут одержать верх, но рано или поздно уже угнетенный рискует превратиться в угнетателя. Бесконечный уроборос из людских страстей и идей. Пока в мире существуют отличные друг от друга мнения и идеологии, то всегда с ними рука об руку будет идти нетерпимость. Человек так устроен, считать определенное, удобное ему, мнение единственно верным. Впрочем, особо распалять о сюжете и его смысле я желанием не горю. Предоставлю вам удовольствие подумать над ним самостоятельно.

Лично меня просто поразило чего режиссер смог достичь своим киноязыком и технологиями того времени. Насколько новаторским был предыдущий фильм Гриффита, настолько же новаторски ощущается и «Нетерпимость». Можно сказать, что он смог достичь технического апогея, за которым не видно, как можно снять лучше. Особенно если у вас на руках возможности и передовая технику 1916 года. Этой картиной Гриффит закрепил основы киноязыка, в полной мере показав возможности комбинированных съемок, правильно выстроенных мизансцен, вовремя используемых крупных планов и выверенным движением камеры. А главное, что он показал какого качества изображения можно достичь, если заставить все эти элементы работать в синергии друг с другом. Впрочем, вынужден заявить, что в этот раз отнюдь не киноязык картины правит бал, в этот раз вся художественная эстетика и ценность отданы на откуп монструозным декорациям.

Опять же, уже в предыдущих картинах Гриффита видна страсть к излишнему гигантизму и масштабности. В этом фильме режиссер полностью развязал себе руки, благодаря чему мы получили одни из самых впечатляющих декораций в истории кино. Америка 10-х годов, древний Иерусалим, Франция XVI века и, вишенка на торте, Вавилон воссозданы до мельчайших деталей.

Акцентировать своё внимание я хочу именно на Вавилоне. При просмотре я просто не мог поверить, что всё, что я вижу на экране – это действительно отстроенные декорации. Ради фильма чуть ли не 1 к 1 были построены окружающие город стены, на которых спокойно могла проехаться запряженная колесница. Был скрупулезно воссоздан зал для пиров царя Кира, а ведь по некоторым историческим данным, он достигал до километра в длину. Все эти места сделаны с маниакальным вниманием к древне-шумерской культуре. Что мне особенно понравилось, так это то, как достоверно показаны шумерские мужчины с их любовью к «трубчатым» бородам. Просто полюбуйтесь на приложенные скриншоты и вообразите каких трудов всё это стоило.

Одними лишь архитектурными различиями культурные эпохи в фильме не ограничиваются. Есть несколько мелких, но не менее эстетичных деталей. Например, для каждой из эпох есть собственный фон интертитра. У тех же шумеров это глиняные дощечки с клинописью. Французская знать одета согласно строгому этикету тех времен. Да и в целом с костюмами здесь точно такой-же порядок как и с декорациями. Видно, что режиссер старался придерживаться исторической и культурной достоверности.

Отдельного упоминания заслуживают мастерски снятые масштабные боевые сцены. Одна лишь битва за Вавилон поражает воображение. Чтобы достоверно изобразить осаду города с высотой стен под 22 метра, построили натуральные осадные башни и лестницы. Причем не просто построили и оставили стоять, всё это честно двигается и перевозит внутри себя настоящих людей. Сами сцены драк выглядят очень натуралистично. Животы протыкаются, головы отрубаются, кипящее масло со стен льется. Массовка так сильно входила в раж на съемках, что порой люди наносили друг другу настоящие повреждения и увечья. Поэтому рядом с площадкой всегда был развернут полевой госпиталь. Еще небольшой забавный момент. В том же Вавилоне присутствует сцена массовой оргии, съемки которой стоили двести тысяч долларов, что вдвое больше чем бюджет предыдущего фильма Гриффита целиком. (это бюджет одной лишь сцены!)

Теперь настала пора немного поговорить о грустном. Когда фильм вышел, он был далеко не таким прибыльным как «Рождение нации». Конкретных цифр я назвать не могу, но они были неутешительными. На этот раз у Гриффита не получилось такого-же кассового хита. Однако у него получилась гораздо более важная и интересная картина. Это отметили как зрители так и критики. Пусть и не все, слишком уж откровенно расистским фильмом было «Рождение нации».

У декораций тоже печальная судьба.Большинство в итоге либо оставили гнить, либо разрушили. Некоторые так или иначе послужили еще. Какие-то сделали жилыми домами. На части вавилонских декораций и вовсе были построены павильоны малоизвестной студии Disney. Так или иначе, память о них живет. Как упоминал в комментариях один пользователь, часть из разваливающихся сооружений можно увидеть в игре L.A. Noire.

Что я могу сказать о своих впечатлениях. Бесспорно, это самый настоящий Шедевр с большой буквы. Фильм определил целую эпоху американского кино-направления. Он укрепил методы киноязыка, а также ввел моду на гигантизм, граничащий с безумством. Это картина прецедент, которая навсегда останется у вас в памяти, если вы решите её посмотреть. Решайтесь же. Вашего просмотра этот фильм однозначно заслуживает.

P.S. Следующий материал будет про «Аватар» Джеймса Кэмерона. Да, немного неожиданно, просто я решил немного разбавить немое кино. Так ведь и устать не долго, мозгам тоже нужен отдых. Спасибо что читаете!

 

Источник

Читайте также