Вот как сейчас помню. 2009 год. Мне 11 лет, я без ума от двух частей «Терминатора». Отец ведет меня в кинотеатр, чтобы впервые посмотреть фильм в диковинном 3D, да еще и от режиссера «терминаторов»! Это был «Аватар». К моему большому сожалению, я совсем не помню своих тогдашних впечатлений. Всё, что более-менее сохранилось в моей памяти – это красивые спецэффекты и немного сюжетной фабулы. Тем не менее, я совсем недавно пересмотрел его в уже сознательном возрасте и готов поделиться с вами своими наисвежайшими впечатлениями.
Инвалид-колясочник Джейк Салли, бывший морпех, прожигает остаток своей жизни в Земных кабаках и трущобах. Однажды, когда его выкидывают из бара за драку, к нему подходят правительственные агенты и сообщают, что его брат-близнец ученый был убит. Брат Джейка участвовал в программе «аватар» и теперь Джейку предлагают занять его место. Джейк соглашается и отправляется в долгое космическое путешествие на далекую планету Пандору. По прибытии он узнает об опасной экосистеме планеты, а также о её синекожих аборигенах – На’ви. Проект «аватар» же оказывается искусственно выращенными, с использованием человеческой ДНК, На’ви, которых человек может брать под свой контроль с помощью специального устройства. Джейку предстоит взять контроль над своим аватаром и пройти долгое приключение, которое определит судьбу целой планеты.
Знаю, вступление показалось слишком долгим и сумбурным, но иначе описать его никак не получалось. Не смотря на общую простоту сюжета фильма, он всё равно достаточно комплексный. По сути своей перед нами стандартная блокбастерная история о спасении мира и противостоянии человека с природой. Только теперь это природа другой планеты, обладающая самосознанием и существующая в тесном симбиозе с каждым живым существом.
Прочность и нерушимость симбиоза показана достаточно очень просто. У все, всех существ, в том числе и у вполне цивилизованных На’Ви, присутствует специальный орган, с помощью которого можно буквально «подключатья» друг к другу. Причем не обязательно соединяться с животными, можно также соединяться с растениями. На вершине подобной цепочки стоит Эйва, местное божество, заключенное в бесконечно огромных подземных корневых связях деревьев. Я бы охарактеризовал Эйву как своего рода «интернет», который подобно интернету нашему, связывает незримыми нитями всё живое на планете.
На’ви же это местная антропоморфная раса. С нашей точки зрения они находятся на первобытном уровне развития. Однако у них уже есть мощное мифотворчество, а также определенные законы и общественные правила. На’ви очень гордый народ, разделенный на различные племена. Они стараются ни в коем случае не вмешиваться в заведенный природой порядок вещей и, как и другие существа планеты, предпочитают жить с ней в тесном симбиозе. На таком подходе у них и строится вся культура.
Противостоит всему этому самый типичный человек разумный, цивилизованный. В первую очередь люди прибыли на планету ради добычи чрезвычайно дорогого и важного минерала – анобтаниума. Анобтаниум так ценен, что уходит с молотка по двадцать миллионов долларов за килограмм. Конечно-же, большая часть анобтаниума как раз скрывается в священных корнях Эйвы, прямо под поселениями На’ви.
Сначала люди пытаются найти демократичный подход. Тот же проект «аватар», он создавался для того, чтобы на равных договориться На’ви. Попытаться привить им человеческую культуру, науку, язык. Вот только аборигенам этого оказалось не нужно. Для них симбиоз был важнее. В итоге могущественный человек решает с огнем и мечом отбирать у На’ви то, что ему изначально никогда и не принадлежало.
С первого же появления На’ви на экране, я понял, что их образ был напрямую взят с коренных американцев – индейцев. Похожий племенной образ жизни с высочайшим почитанием божеств и сил природы. Похожие племенные ритуалы и песнопения. Сперва это наталкивает на мысль, что «Аватар» это некий пересказ истории взаимоотношений американцев с коренным народом Америки. Правда итог конфликта повернут на 180 градусов. Вот только чем дальше фильм, тем всё немного сложнее.
Я бы рискнул предположить, что сюжет «Аватара» это полноценная критика такой любимой, в определенное время, колониальной политики. На это в фильме множество намеков. Например, та же попытка навязать На’ви свою культуру и язык. Навязывание культуры редко заканчивается хорошо. Тот же индейский культурный код сейчас практически утерян из-за англоговорящей экспансии. И ведь подобные истории происходили из раза в раз, из страны в страну, стоило только на берегу замаячить английскому, французскому или испанскому флагу.
«Аватар» пытается демонстрировать, в своей блокбастерно-сказочной манере, какую ужасную ошибку люди совершили. Сложно представить, сколько только зарождающихся культур погибло в эпоху колонизаций. Белый человек привозил свою цивилизацию, религию, в полной уверенности, что аборигенам она необходима. Причем совершенно не озадачив себя их об этом спросить. Когда же мирным способом насаждать не получалось, всегда помогало железо и порох. Однако это лишь мои мысли и спекуляции. Каждый из вас может найти в этом сюжете иной смысл и будет прав.
Кстати, возможно вы не знали, но у «Аватара» есть глубочайше проработанный лор. На фанатской вики почти тысяча статей. Подробно разобраны все племена На’ви, вся фауна Пандоры, у злодейской корпорации есть полностью прописанная история становления. Даже язык На’ви и его произношение специально придуманы для фильма профессиональным лингвистом.
Чему я был по-настоящему удивлен, так это тому, как фильм потрясающе выглядит даже спустя 11 лет после своего релиза. Я не знаю, каким компьютерным богам продала душу команда по спецэффектам, но по их качеству и проработке «Аватар» даже сейчас уделывает большинство фильмов. В первую очередь графика блистает в те моменты, когда на экране нет ничего настоящего. Восхитительно подробные фоны. Природа постоянно находится в движении. То мимо пробегает неведомый зверек, то ветер колышет листву бесконечно высоких деревьев. А какие здесь водопады на летающих скалах.
К сожалению, когда в одном кадре графика соседствует с настоящими декорациями или живыми людьми может появиться ощущение зловещей долины. Тогда от глаза уже не ускользает некоторая пластиковость графического окружения. Справедливости ради, это происходит только в статичных моментах. В динамике подобного заметить не успеваешь.
Джеймс Кэмерон всегда был отличным блокбастерным режиссером. Чужие, Терминатор 2, Титаник – всё это очень мощные, в первую очередь развлекательные, фильмы. При их просмотре можно расслабиться и получить удовольствие от стройной истории с отличными спецэффектами. «Аватар» это точно такой-же, старый-добрый блокбастер. Смотреть его нужно в первую очередь как развлекательный фильм, пиршество для глаз.
Конечно, можно, как и я, поглубже покопаться в сюжете и найти в нем некий подтекст и смысл. Можно, вот только не нужно. Даже если воспринимать историю как простую сказку о борьбе природы со злым человеком, то вы абсолютно ничего для себя не потеряете. Ведь блокбастер на то и блокбастер, чтобы разгрузить мозги.
Если говорить о моем личном мнении, то я получил от пересмотра «Аватара» громадное удовольствие. Я так сильно устал от блокбастеров, которые стараются напустить на себя вид «умного фильма не для всех». От блокбастеров доверху наполненных ничем кроме лезущего отовсюду фансервиса. «Аватар» получился для меня самой настоящей отдушиной. Я прекрасно отдохнул при просмотре, получил свою дозу адреналина и радости. Лучший ли это фильм всех времен и народов? Конечно нет. Отличный ли это массовый блокбастер? О да и еще раз да. Теперь дождаться не могу продолжений.