Если за окном зимы нет, то можно побродить по заснеженной Канаде 70-ых годов. А если зима есть, то побродить тоже можно.
«Папей Game Pass» это рубрика, где я ищу всякое разное и пробую писать об этих играх здесь. Не раз можно было читать отзывы о различных продуктах из сервиса Microsoft в стиле «отдельно бы я её не купил, а вот по подписке с удовольствием прошёл».
Что это?
Первой мне на глаза попалась игра от канадской студии Parabole — Kona. Завлекла она меня, в первую очередь, своим оформлением обложки и в голове сразу появились мысли о каком-нибудь Фарго.
События игры разворачиваются в тихом, канадском городке на севере Квебека в 1970-ом году. Играем мы за частного детектива Карла Фубера, который прибыл в обозначенное место по приглашению местного магната расследовать случай вандализма.
Попав в небольшую автокатастрофу, в начале сюжета, перед игроком сразу стает доступен открытый мир, который можно исследовать в любом порядке. «В любом порядке» — это я имею в виду заглядывать в любой дом как вам угодно, ведь все жители, за исключением одного бурчащего деда с ружьем, пропали. Дед привет все мы хотим быть, как ты.
А если отвечать на вопрос «что это?», то тут ответ немного сложный. Основной жанр игры — это детективный симулятор ходьбы, но к которому привязали несколько элементов выживания, а так же лёгкий крафтинг (спасибо, что не на верстаке) и даже скудный менеджмент инвентаря. Почему я так детально выделяю эти элементы расскажу позже.
Так как Карл именно детектив, то в дома мы заглядываем не просто так, а ищем улики и узнаем, что же произошло в этой глуши. На десятой минуте игры оказывается, что наш заказчик был убит в его собственном магазине и оттуда мы начинаем свое свободное плаванье.
Работа детектива в Kona заключается, в основном, из поиска и читки разных записок, остальных брошенных документов, а также решения нескольких головоломок, которые помогут попасть в закрытые места, получить дополнительную информацию или предмет.
Учитывая вышеуказанную нелинейность прохождения и свободу действий, можно сразу напасть на странный след, который приведет нас в дом одного из жителей городка, в котором нам откроется мистическая часть сюжета игры. Исходя из увиденного можно сразу предположить, что по окрестностях прошло, или до сих пор бродит, какое-то морозное чудовище. В результате этого несколько бедолаг насмерть замерзли и остались стоять в глыбе льда.
В некоторых ключевых точках включается сверхъестественный, детективный режим, когда главный герой погружается в необъяснимое состояние и может видеть основные следы, а также силуэты жертв: что они делали в последние минуты, куда передвигались, куда прятали какие-то улики. И хотя сама идея с восстановлением условного места преступления или других важных мест через подсвечивание следов и улик не нова, но оформлено это вполне интересно в художественном плане и явно контрастирует с белыми, яркими локациями в реальности.
Что касается местного, небольшого открытого мира, то он цепляет своими заснеженными видами. Когда я играл Kona, в первых числах января, у меня за окном шел дождь, поэтому зимняя Канада как никогда кстати подходила под требуемое настроение. Эта игра идеально подходит для её прохождения зимой.
Минусы
И если с художественной стороной всё в порядке, то геймплей местами удручает. Осторожно, сейчас пойдет субъективщина. Как я говорил выше, жанр игры симулятор ходьбы с элементами выживания. У персонажа есть 3 характеристики: уровень здоровья, уровень ясности ума и выносливость. Так как за окном лютый мороз, то от холода здоровье постоянно снижается и нужно искать места обогрева, то есть разжигать костры или топки в домах, которые посещаем. Чтобы разжечь огонь, очевидно, нужно дерево и спички, то есть надо собирать ресурсы и другие вещи, которые могут пригодиться позже. Аптечка улучшает здоровье, а покурив сигарету у Карла повышается выносливость (а вы не знали?).
В итоге, получается, что от детективной части иногда отвлекает вот эта вот мишура с поиском разного хлама, разжиганием костров и так далее. Я думаю, что, сделав обычный симулятор ходьбы без этих бессмысленных геймплейных решений, игра бы могла лучше концентрировать игрока на повествовании.
Также хочется сказать пару слов о собирательстве. Если на первых порах Карлу хватает карманов, чтобы раскидать найденные предметы, то позже, ситуация может дойти и до того, что придется лишний хлам складывать ещё и в своем автомобиле. То есть кроме того, что приходится отвлекаться на вечный поиск ресурсов для обогрева и зажигать везде костры, так ещё и места для собранного барахла будет не хватать. Не поймите неправильно, это конечно элемент реализма, ведь и вправду много в карманы не сложишь, но как мне кажется, это всё лишние обвески к геймплею, которыми разработчики пытались сделать игру хоть сколь-нибудь комплексной, а не обычным симулятором ходьбы.
Если вас не отпугнули последние три абзаца, то упомяну ещё про главный недостаток, а именно — техническую реализацию игры. Проект сделан на движке Unity, который сам по себе вроде как не очень тяжелый, но, имея в своем распоряжении, так званый, открытый мир, игра не может прогрузить его полностью и сразу. Вся карта условно поделена на несколько секторов и пересекая их невидимые границы игра останавливается, чтобы на ходу подгрузить следующую мини-локацию. Со стороны выглядит так, будто смотришь видео, но Интернет паршивый и иногда случаются эти раздражающие подгрузки. И ладно бы в игре была выдающаяся графика, которую не тянет мой Xbox One S, но нет — игра полигонами и мегатекстурами не блещет. Такая же ситуация наблюдается и на ПК и на PlayStation 4.
От себя хочется ещё добавить два слова про управление. На геймпаде оно ощущается слегка неуклюжим, хотя в проекты от первого лица на геймпаде я, периодически, играю уже чуть ли не десять лет.
Итоги
Что в результате? От игры остаются смешанные ощущения. С одной стороны, здесь цепляет окружающий мир, его атмосфера, история. Но техническая реализация и некоторые геймплейные решения создателей могут заставить бросить игру так её и не закончив.
Но я считаю, что стоит дать игре шанс, ведь вышеуказанные минусы касающиеся собирательства и крафтинга чисто мое субъективное мнение, которое не является абсолютно верным. А учитывая, что она доступна по геймпасу, так тем-более.