Памяти Роберта Джордана. Конан-Варвар, Вселенная Колеса Времени и как Джордан повлиял на жанр фэнтези

Памяти Роберта Джордана. Конан-Варвар, Вселенная Колеса Времени и как Джордан повлиял на жанр фэнтези

Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда Эпоха, что породила его, приходит вновь. В Эпоху, называемую Третьей Эпохой, Эпоху, которая еще будет, Эпоху, давно минувшую, поднялся ветер…. Не был ветер началом. Нет ни начала, ни конца оборотам Колеса Времени. Оно само начало всех начал.

Так начинается каждое сказание в Мире Колеса Времени, вселенной, в которой основополагающим фактором является Колесо Времени и, сплетаемый им Узор. Великий Узор или Кружево Эпох — есть сущность и реальность, прошлое, настоящее, и будущее известного мира. Но он не только суть реального мира, но также воплощает в себе другие миры и вселенные, другие реальности, другие возможности. Колесо вплетает в Великий Узор и происходящие события, и те события, что произойдут позже, и те, что только могут произойти. В Узоре свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть, мужское и женское начала сплетены в потоки судеб, обеспечивая, таким образом, равновесие в мире…

Но в этой статье, я хочу написать не о том, что представляет собой вселенная Колеса Времени, а об авторе этого мира Роберте Джордане, его книгах и какое влияние они оказали на жанр фэнтези. 17 октября 2019 года писателю бы исполнился 71 год.

«Его вклад в современное фэнтези неоценим. Огромная эпопея Колесо времени заложила новые основы жанра и открыла двери множеству последователей.»Джордж Р.Р. Мартин

«Любой кто пишет фэнтези знает, что Роберт Джордан не просто часть ландшафта, он монолит в ландшафте.»Патрик Ротфусс

«Око мира стало поворотным моментом в моей жизни. Я читала и наслаждалась»Робин Хобб

«Книги Роберта Джордана оказали определяющее влияние и вдохновили целое поколение писателей фэнтези.»Брент Уикс, автор циклов «Ночной Ангел» и «Светоносный».

«Я часто называю себя «внуком Толкина», потому что чувствую, что поколение Роберта Джордана брали идеи и уроки, которым Толкин научил их, создавая «Властелин колец» и применяя их впервые. Но я не вырос, читая Толкина, я вырос, читая Роберта Джордана! Я прочитал Толкина когда стал гораздо старше и цену его, но действительно, базовой историей, которую я использовал в качестве модели для обучения написанию эпического фэнтези, было Колесо времени.» —Брэндон Сандерсон.

Брэндон Сандерсон о Колесе Времени, Роберте Джордане и его наследии

Цикл «Колесо времени» не только заложил основы современного фэнтези и вдохновил молодых писателей, но благодаря грандиозному успеху открыл двери для масштабных фэнтези серий, которые длиннее, чем обычная трилогия или даже пенталогия. ( например, Стивен Эрриксон не мог найти издателя для Садов Луны целых 8 лет, пока не подписал контракт на 10 лет и 9 книг )

Этот успех породил также множество эпигонов и работ «под Джордана». Терри Гудкайнд, вслед за Джорданом, выпустил цикл «Правила Волшебника» нимало не заботясь o необходимости привносить в него сколь бы то ни было оригинальных находок. Марк Энтони, Гэвриел Кей и некоторые другие также использовали в своих работах наработки Роберта, но Джордану при этом удалось оставаться не только первым, но и самым популярным.

Рождение и молодость

Ветер дул через Южную Каролину. Он прошел через долины и холмы, пересек реки, пока не достиг Чарльстона. Это было 17 октября 1948 года, когда Свет послал Роберта Джордана в наш мир. Его настоящее имя Джеймс Оливер Ригни-младший (James Oliver Rigney, Jr), но в основном он был известен под своим псевдонимом. Благодаря своему брату, который старше его на 12 лет, он начал знакомство с фантастической и приключенческой литературой в самом раннем детстве. «Когда родители оставляли его за няньку, он читал мне, — вспоминает Джеймс. — «причем не книги для детей, а те, которые интересовали его самого, — Марка Твена, Герберта Уэллса, Жюля Верна.» Читать он тоже научился очень рано, и к его списку любимых писателей, быстро добавились Луис Ламур, Чарльз Диккенс, Джон В. Макдональд, Роберт Хайнлайн и Джейн Остин. По признанию Джеймса, именно они оказали больше всего влияния на его творчество и он мог их читать в любое время.

Когда Ригни исполнилось 20 лет, его призвали и отправили воевать во Вьетнам в качестве солдата и воздушного стрелка в вертолет. Во время службы, он много раз подвергался обстрелу. Однажды, вертолет был сбит, после чего Джеймсу пришлось бежать 25 миль, прежде, чем достигнуть безопасной зоны. Сослуживцы прозвали его «Iceman» за хладнокровное, собранное поведение под огнем и способность выполнять жизненно важные задачи, даже с трупами вокруг. В интервью Джордан вспоминал:

«На задании обычно не видишь людей — огонь открываешь сразу, как замечаешь какое-то движение, и не думаешь, что это — человек. Иначе нельзя — это война, и мораль военного человека — иная, чем у гражданского лица: для командира главное — выполнить боевую задачу и сберечь своих солдат. Рефлексировать в бою опасно — тебя убьют раньше.»

Но был один случай, который все же его потряс. На одном из задании, Джеймс застрелил женщину из Вьетконга, которая вытащила автомат.

«Это застряло у меня в голове. Я был воспитан очень старомодным способом. Не причиняй боль женщинам — не делай этого. Это единственное, что застряло у меня в голове надолго.»

Нежелание некоторых персонажей Джордана, причинять боль женщинам, как раз связано с этим посттравматическим синдромом.

С 1968 по 1970 года Джеймс Ригни отслужил два срока и получил ряд правительственных наград в числе которых: Крест летных заслуг, Бронзовая звезда с литерой V ( за доблесть при прямом контакте с врагом), боевые медали и два вьетнамских креста за храбрость.

Закончив со службой во Вьетнаме, Джеймс вернулся на родину и поступил в Цитадель (The Citadel), военный колледж в Южной Каролине. Там он получил научную степень в области ядерной физики и по окончании колледжа служил на Военно-морском флоте в качестве инженера-ядерщика. Позже Джордан объяснял, какие знания помогли ему в написании Колеса Времени:

«Мое знакомство с физикой повлияло на способ использования Единой Силы, в той мере, что я постарался отнестись к нему как к разновидности науки или техники, а не как к магии. Можно сказать, что Единая Сила подчиняется особой форме законов термодинамики. Полагаю, что мои занятия историей оказались важнее для написанных книг, чем сведения по физике или инженерному делу. Я не пытался скопировать какой-либо определенный период истории или культуру, но представление о том, как выглядела жизнь в разные времена, помогло мне сформировать видение мира Колеса. Не менее важным стало изучение того, как сталкивались не похожие друг на друга культуры, как добровольно или, что чаще, по принуждению менялись жизненные уклады народов. И, конечно, кое-что из моего вьетнамского опыта бывает полезным. Я не понаслышке знаю, что такое неуправляемость битвы, насколько трудно сохранять хотя бы видимость порядка в бою, когда на тебя сыплются случайности, обращающие все в хаос.»

Во время задания на боевом посту, произошел несчастный случай, который оставил Джеймса с угрожающим жизни тромбом. Но он пережил это, хотя болезнь заставила его использовать при ходьбе трость, несмотря на то, что в то время ему было чуть больше двадцати лет. Во время госпитализации у Джеймса появилось много свободного времени, сначала он использовал его для чтения, но потом подумал, что и сам мог бы писать не хуже тех авторов, которых читал. Уволившись из ВМФ, он этим и занялся. Из интервью Амазону 1998 года:

Amazon.com: «Что отличает вас от многих других авторов фентези — ведение сюжета. Ваши истории интригующие и полны спрятанных загадок. Как вы научились так писать?»

Роберт Джордан: «Я не знаю. Я читал. Я не проходил никаких курсов по литературе. В колледже я занимался только обязательными курсами, так что там литературы было немного — я учился физике и математике. Я никогда не писал ничего, что не было нужно для занятий или работы, до 30 лет. Я знал, что когда-нибудь стану писателем , знал с 5 лет, но у меня была стабильная карьера. И лишь в 30 лет я сел и начал писать. Откуда это взялось я не знаю. Возможно из 30 лет чтения всего, до чего дотягивались мои руки.»

Ранее творчество

Его первый фэнтези роман «Warrior of the Altaii» рассматривался для издания в 1977 году, известным книжным редактором Джимом Бином. По сюжету Вульфгару, воину народа Алтайи, приходится сражаться с королевами-близнецами, военачальниками, пророками и магией в надежде защитить свой народ и обеспечить его будущее.

Однако роман был отклонен. Джордан пожаловался владельцу местного книжного магазина, тот свел его с Харриет МакДугал, местным редактором, которая работала с Бином и другим известным редактором — Томом Доэрти ( будущий основатель Tor Books). МакДугал поняла, почему роман «Warrior of the Altaii» не продался, но, вместо того, чтобы предложить его переписать , она попросила у Джеймса что-нибудь еще.

Вскоре он представил ей исторический роман, «The Fallon Blood», который был написан намного лучше. Действие в нем происходит во время Американской революции, в окрестностях родного для писателя Чарльстона. В штате Южная Каролина произошло примерно четверть всех сражений этой войны. Главный герой, ирландец по имени Майкл Фэллон, приезжает в британскую колонию в Америке для поисков лучшей жизни. Роман был опубликован в 1980 году под псевдонимом Рейган О’Нил

Затем последовало продолжение «The Fallon Pride» (1981), которое рассказывает историю сына Майкла, а после «The Fallon Legacy» (1982) — его внука. Все они были написаны в жанре исторической беллетристики. В 1982 году Джеймс Ригни попробовал себя в жанре вестерн, он написал книгу — «Chayenne Riders» — под новым псевдонимом Джексон О’Рейли. История в этом романе разворачивается в 1837 году и рассказывает про молодого человека из Бостона, который убегает от цивилизации и находит счастье в обществе шайеннов. К этому времени Джеймс Ригни и Харриет МакДугал уже встречались. В марте 1981 года они сочетались браком. Она же стала редактором всех его книг.

В этот период, Джеймс Ригни знакомиться с сыном МакДугал — Уиллом, который, вместе со своими друзьями, играл в Dungeons and Dragons. Джеймс соглашается сыграть роль мастера в играх компании Уилла. Как он рассказывал позже, именно в это время у него появились первые идеи для Колеса Времени. Однако, к работе над фэнтези серией приступать не стал. «The Fallon Blood» продавался хорошо и сиквелы были востребованы. Писатель вынашивал идею написания романа о войне во Вьетнаме, который он желал опубликовать под своим именем, а потому для всего остального использовались псевдонимы. Когда Том Доэрти, который только что сделал собственный вклад в Tor Books, спросил Харриет о том, кто мог бы написать несколько новых книг о Конане, она порекомендовала своего мужа. Джеймс вспоминает о том, как это было:

«В этот проект меня втянули упрямство моей жены и моего издателя. Жена еще и мой редактор….Я согласился писать рассказы о Конане очень неохотно. Но получил массу удовольствия. Мне пришлось перерыть массу литературы о его похождениях, чтобы выбрать, о чем еще не писали, и что с ним происходило в возрасте между 18 и 22 годами. Это именно тот возраст, когда молодые люди считают, что им все по плечу. Вы уже разобрались, как устроен мир, и готовы попытаться взять его за рога, и вы абсолютно не правы — вы еще не постигли его механику. Мне было весело писать эту книгу, и в моменты слабости я соглашался написать еще пяток книг.»

В итоге Джеймс внес весомый вклад в книжный мир Роберта Ирвина Говарда. Под псевдонимом Роберта Джордана с 1982 по 1984 годы было выпущено семь романов в межавторском цикле о Конане. Многие читатели и ценители «Саги» считают, что по плодовитости и интересности написанного, о приключениях варвара-кимерийца, Джордана не превзошел никто. Роман «Conan the Destroyer» (1984) ( в русском переводе было два варианта: оригинальное название и Рог Дагота ) стал новеллизацией фильма «Конан-разрушитель» 1984 года с Арнольдом Шварценеггером.

Оригинальные названия книг Джордана, о знаменитом варваре-киммерийце, мало что могут сказать русскоязычным читателям: «Conan the Invincible»( 1982), «Conan the Defender» ( 1982) «Conan the Unconquered» (1983), «Conan the Triumphant» ( 1983) «Conan the Magnificent» ( 1984) , «Conan the Victorious»( 1984). Стараниями наших переводчиков эти книги обрели совершенно иные названия, в большинстве из них и вовсе нет имени главного героя. Таким образом появились: «Чёрный камень Аманара», «Тень Властелина — Конан Заступник», «Сердце Хаоса», «Тайна врат Аль-Киира», «Конан и огненный зверь», и «Ловушка для демона».

В 1987 году Джордан в последний раз вернется к варвару-киммерийцу и составит новую Хронологию Конана.

Впечатленный скоростью, Том Доэрти поинтересовался у Джеймса Ригни, нет ли у писателя планов на другие книги. Джеймс сказал, что разрабатывает идею серии фэнтези-романов. Он обсудил это с Харриет, которая должна была отредактировать книгу, и с Доэрти, который собирался её издать.

«Как много у нас будет традиционных элементов фентези? Великаны? Эльфы? — Никаких бл**х единорогов, это уж будьте уверены!» — Роберт Джордан, ранние 80-е годы.

Расцвет творчества

Джеймс Ригни начал писать «Око мира» в 1984 году. По первым наброскам действие происходило в постапокалиптическом мире, главным героем был пожилой человек ,солдат и ветеран войны, который был выбран судьбой, чтобы противостоять Отрекшимся в их попытке открыть врата и позволить Са’кхану вторгнуться на землю. Са’кханом было гуманойдное существо и отличие от позднего Шаи’тана, Са’кхан не был подобен богу. Вместо этого, он был просто могущественным и, по-видимому, бессмертным чужеземным военачальником из другого измерения. Используя порталы, он мог перемещаться в другие миры. Во время Великой Первой Войны —позже Войны Тени или Войны Силы — он попытался вторгнуться на землю, но был остановлен. На той войне ему служили полулюди, полудемоны, зовущиеся Отрекшимися. В конце войны, врата между его миром и Землей были закрыты. Все вернулось на круги своя. Периодически, Отрекшиеся, некоторые из которых выжили, пытались снова открыть врата.

Джеймсу Ригни потребовалось более четырех лет, чтобы завершить роман. За это время, он радикально пересмотрел свой первоначальный план серии. В 1988 году книга была отправлена Тому Доэрти в Tor Books. Доэрти был очень взволнован, полагая, что у него на руках был настоящий шедевр, роман который изменит правила игры. Он заказал тираж 40 тысяч экземпляров — огромный для дебютного романа — и отправил копии книги для предварительного чтения в магазины по всей Америке, занимался крупными рекламными объявлениями, и даже выпустил буклет, состоящий из первых глав книги. «Око Мира» вышла в свет 16 января 1990 года. С нее и началась подлинная известность Роберта Джордана.

Джордан о своей первой книге «Око Мира»:

«В первых главах «Ока Мира» я старался создать толкиеновскую атмосферу, не копируя толкиеновский стиль. Но это было лишь непрямым способом сказать читателю: все в порядке, все знакомо, ты такое уже читал. Теперь давай перейдем к новому материалу. Я люблю взять знакомый мотив — такой, чтобы читателям он показался стандартным, предсказуемым — и перевернуть его с ног на голову, либо добавить новый ход и опрокинуть все читательские предсказания. Признаюсь, иногда я делаю прямые отсылки — к примеру, в книге фигурирует гостиница «Девять колец», а в одном эпизоде Лойал читает «Уплыть за Закат» [прим.: книга Р. Хайнлайна], но это ни в коем случае не правило.»

Следующие пять книг, Джордан писал со скоростью одна за 14 месяцев. За два года до выхода «Око Мира», он уже закончил «Великую Охоту», и приступил к третьей. Tor Books придерживался агрессивного графика выхода новых книг и отправляла их в продажи через два месяца, после того, как писатель отдавал их редактору. За 5 лет вышло 6 частей Колеса Времени!

Джеймс Ригни относился к письму как к своей работе, он любил писать и посвящал себя этому семь дней в неделю. Просыпался рано утром, завтракал, а после утренних упражнений и ответов на письма, писал не менее восьми часов (иногда даже без перерыва на обед).

«Когда я только хотел стать писателем, я думал, что может быть уеду куда-нибудь на юг Франции и буду писать по утрам, а в полдень я буду отправляться на пляж и наслаждаться блондинками, брюнетками и рыженькими, которые будут прогуливаться вокруг в бикини с кожей, блестящей от масла для загара… Сейчас я работаю 60 или 80 часов в неделю и бываю где-то поблизости от пляжа только если моя жена выгоняет меня палкой из моего рабочего кабинета!»

Первоначальный план на шесть книг сорвался, этого оказалось недостаточно ,чтобы завершить историю. В каждой книге происходило расширение границ по сравнению с предыдущей, значительно увеличилось количество важных для сюжета персонажей, процесс написания книг усложнялся. Джеймс использовал компьютер в своей повседневной работе, «Колесо» целиком хранилось на его жестком диске в бесчисленных маленьких и больших файлах, касающихся разных персонажей, мест, организаций, культур. И у него было множество карт, чтобы следить за происходящими событиями. С большой неохотой он нанял помощника, а затем и другого, чтобы помочь с работой и ведением записей.

Масштаб цикла Джордана делает его невероятно сложным как с точки зрения количества сюжетов и персонажей, так и их отношений. Конечно, у саги есть главный герой, но кроме него есть множество второстепенных персонажей (пусть этот термин не вводит вас в заблуждение, в сериале они играют важную роль. Доходило до того, что главного героя в книге не было вовсе) от лица которых рассказывается вся история. У всех них есть свои индивидуальные цели, желания, друзья и враги…

Сложность «Колеса времени» проявляется в устройстве мира и эпичной истории, составляющую основу для всех сюжетов, а также богатстве и разнообразии мира. Автор прилагает большие усилия для описания земель, уклада жизни, культур, традиций, обычаев, конфликтов, моды и так далее. В цикле очень подробно изображены персонажи — как они выглядят, во что одеты, их привычки. Каждое государство имеет свое устройство, каждый город свою уникальную архитектуру, в то время как армии разных стран имеют свою уникальную армию, формирования и вооружение.

Джеймс Ригни успешно справлялся, сложность не сказывалась на качестве книг. И однажды он обнаружил, что завален просьбами об автографах в Соединенных Штатах и по всему миру. Джордан стал знаменит! Во время собраний и автографов его часто окружали толпы людей и он всегда был открыт и дружелюбен со своими многочисленными поклонниками.

Созданные фанатами сайты о его саге получили широкое распространение в Интернете. У Джеймса даже был собственный блог, где он беседовал и спорил со своими читателями, а также терпеливо отвечал на всевозможные вопросы. Происходили и забавные случаи связанные с популярностью и фанатам. Из-за необычной системы построения мира и магии, которая позволяла только женщинам безопасно использовать Силу, и в результате был несколько измененный в гендерном отношении мир, в котором женщины обладали большей властью и престижем, чем мужчины. Во время подписания одной книги, Джеймс столкнулся с несколькими поклонниками, убежденными в том, что он был прикрытием для настоящего автора, которым явно была женщина (он, казалось, воспринимал это как комплимент).

90-е годы — золотой период для Роберта Джордан, его «Колесо времени» стало настоящим брендом включающим в себя не только книги, но и компьютерную игру, карточную игру, ролевую игру ( позже еще и графические романы), а также репродукцию украшений и оружия. Реакция и критика на цикл была в основном позитивной. Продажи были высокими и достигли десятков миллионов копий. ( на момент 2019 года, только в Северной Америке, будет продано более 56 миллионов экземпляров, и, по самым скромным подсчетам, продажи по всему миру составили около 90 миллионов.)

Книги в серии, начали занимать первые места в New York Times, списке бестселлеров ,а Джордана стали называть новым Мастером, преемником Толкина и вторым лицом в мире фэнтези.

Из интервью Амазон 1998 года:

Amazon.com: «Колесо Времени уже называют лучшим фентези эпосом всех времен, а вас сравнивают с легендарным Дж.Р.Р.Толкиеном. Как вы на это реагируете?»

Роберт Джордан: «Я нервно усмехаюсь. Это очень приятно. Но мой футбольный тренер, когда я учился, дал мне один из лучших советов, для человека в моей ситуации. Он сказал : «Утром в субботу, ты можешь прочитать в газете и поверить в то, насколько ты хорош. Но когда-нибудь …в понедельник, ты придешь на тренировку, никто не узнает твоего имени.»

По мнению многих обозревателей, Джордан был признан лучшим продолжателем традиций Толкина. Это правда, что можно провести некоторые аналогии между ними. Оба писателя испытали ужас современной войны, Толкин добровольцем отправился на Первую мировую, а Джордана призвали во Вьетнам. Средиземье это не другой мир или планета, а далекое прошлое нашей земли, у Джордана все намного сложней, 3 эпоха в мире «Колеса» не только наше далекое прошлое, но и будущее. У обоих авторов краеугольным камнем произведений является противостояние добра и зла. Джордан считал, что фэнтези книги — наилучший способ показать черное и белое, конфликт добра и зла, долг, честь и четкие моральные границы. Он чувствовал, что другим жанрам литературы часто не хватает истинных и ясных ценностей, что делает мир, изображенный на них, серым и удручающим…

«Это то о чем я говорю, необходимость битвы со злом, трудность идентификации зла. В современной литературе, если вы начинаете говорить о добре и зле, вас немедленно обвиняют в старомодности и зашоренности. Идея меньшего зла не нова. «Если я украл это плохо, но мой ребёнок голодает и может умереть. Что лучше чтобы он умер или пойти на кражу?». Но сегодня это дошло до вседозволенности — нет морали, нет правды и неправды — убеждают меня. Мы приходим к Платоновскому определению зла. К счастью в фэнтези мы можем говорить о правде и неправде, добре и зле и делать это честно. Мы можем говорить о морали и этике, и верить что это важно. Потому я считаю, что фэнтези это продолжение древнейших видов литературы. Достаточно вспомнить Беофульфа или Гильгамеша. «О нет, это не фэнтези, это Литература!» — говорят мне. Это фэнтези, как и многое другое.»

Но различий между работам Толкина и Джордана — гораздо больше! Даже мифологические основы мира разные. На Космологию Средиземья основное влияние оказала Библия с кельтскими легендами и германо-скандинавская мифология. Собственно, после Толкина, все фэнтези миры имеют с ними более или менее твердую связь.

У Джордана же совершенно уникальная Вселенная, которая основана, главным образом, на восточной мифологии и философии ( индуизм, буддизм, манихейство), а уже после европейской ( христианство и скандинавская мифология).

Произведения Толкина — сказочны, не секрет, что он писал фэнтези-эпос, у него представлена исключительно борьба против неприемлемого противника — Зла (Мелькор или Саурон), четкое деление на плохих и хороших, нет загадок или интриг, а политика в основном нужна, лишь для того, чтобы найти компромисс и договориться.

В «Колесе Времени», можно найти все что угодно, будь то реализм или борьбу добра со злом, загадки, Игру Домов ( как ее называют Даэсс Дей’мар — Великая Игра) с интригами и махинациями, лицемерную и лживую политику построенную на двуличии и неискренности, жестокость, рабство, изнасилование…

В этом плане Джордан гораздо ближе к Мартину, чем Толкину.

В 1996 году выходит первая фэнтези книга Джорджа Мартина «Игра Престолов». Благодаря авторитету и хвалебным отзывам Джордана она получила значительное повышение своих продаж и читательского внимания. Когда Джеймс умрет, Мартин напишет некролог в своем блоге:

«Джим ( так звали Джеймса друзья и жена) никогда не отказывал собратьям по перу, был всегда готов помочь им и поддержать. Мой собственный цикл, «Песнь льда и пламени», возможно, так и не нашел бы своего читателя, если бы Джим не написал цитату для обложки первого издания Игры престолов.»

В «Плио», Мартин оставит несколько отсылок к «Колесу времени» и своему другу и коллеге Джиму . Одной из такой отсылки будет дом Джордейнов из Дорна, которые владеют замком Тор.

Закат и болезнь.

Цикл «Колесо времени» пользовался большой любовью и считался едва ли не лучшей фэнтези—эпопеей вплоть до 7 романа. На следующие 3 книги критика была уже не столь радужной. Особенно досталось «Пути Кинжалов» ( The Path of Daggers ).

Романы Джордана продолжали выходить каждые два года, однако в них началось падение темпа повествования, все больше места в книгах занимало описание обстановки, внешности и каждодневных событий. Хотя это было все тоже Колесо Времени с эпичной историей, любимыми героями, десятками персонажей, множеством сюжетных линий, кучей деталей, загадок, имен и топонимами, но при этом сюжет начал топтаться на месте.

Причин было много. Годы работы ( в общей сложности писатель отдал больше 20 лет циклу), усложнение процесса написания, изменение планов, стресс связанный с графиком, возраст и проблемы со здоровье — все наложила отпечаток на написание книг. Несмотря на это, книги Джордана продолжали занимать топы продаж, но поклонники были все чаще недовольны и стали задаваться вопросом, как долго будет продолжаться цикл? Ригни оправдывался:

«Я хорошо представлял себе последнюю сцену последней книги «Колеса Времени», еще до того, как я начал писать первую книгу и эта сцена не изменилась до сих пор. Я думал, что цикл займет пять или шесть книг. Я и не предполагал, что все так затянется. Я делаю это похожим на историческую новеллу, но у меня намного больше вещей, которые требуют объяснения, вещей, которые нельзя принять само-собой разумеющимися. В нормальном историческом романе вы можете просто разместить определенные вещи так как есть, потому что читатель исторических романов имеет о них некое представление или концепцию. Но это не средневековье и не фэнтези с рыцарями в сверкающих доспехах. Если вы хотите представить его себе — представьте конец 17-го столетия без пороха. Я вынужден уделять очень много места описанию культурных деталей и это означает, что вещи отнимают много больше места, чем я предполагал.»

В 2003 году вышла 10 часть серии, «Перекрестки Сумерек» (Crossroads of Twilight) и Джордан попал под самый большой огонь критики и недовольства за то, что показал минимальное развитие сюжета по сравнению с предыдущими томами ( при том и в предыдущих двух было не так много событий). Когда новые фэнтези циклы, такие как «Песнь льда и пламени», только начали набирать обороты, «Колесо времени» медленно сходило с авансцены.

Джеймс Ригни оказался способен на самокритику. После публикации десятой книги цикла, он написал следующее:

«Единственное, чего я бы не хотел, — это использовать структуру, которую сделал для Перекрестка Сумерек.»

Писатель взял небольшой перерыв и между основными книгами серии выпустил приквел «Новая Весна» ( New spring). И уже на следующий год сумел ответить критиками. В октябре 2005 вышел 11 роман серии — «Нож Сновидений» ( Knife of Dreams).

Он вновь напомнил всем, что такое «Колесо времени». Книга разобрала огромное количество сюжетов, лишних персонажей и второстепенных локаций. Вторая половина романа была заполнена драматическими событиями, изменениями судеб и крупными сражениями. После выхода, роман сразу же занял первое место в списке бестселлеров New York Times. Казалось, что жизнь которая начала истощать сериал, вернулась, и что все готовится к драматичному и захватывающему финалу, который, как обещал Ригни, последует в двенадцатой и последней книге серии. «Память Света» должна была стать финалом, и пусть даже в книге будет 2000 страниц, фанаты должны были растащить их из магазинов на тележках.

Но в конце 2005 года, Джеймсу был диагностирован амилоидоз сердца. Это редкое заболевание крови, от которого всего в мире страдает 50 тысяч человек. При лечении средняя продолжительность жизни составляет 4 года. Писатель раскрыл это в своем заявлении 26 марта 2006 года, но собирался превзойти статистику. В своем блоге на Dragonmount (фан сайт) Ригни успокоил своих поклонников, и попросил не беспокоиться о нем и объявил, что намерен прожить долгую и полностью творческую жизнь.

В апреле 2006-го Джордан начал курс химиотерапии в Рочестере, штат Миннесота (Rochester, Minnesota). Он согласился войти в число пациентов, которые пользовались противоопухолевым препаратом ревлимид (Revlimid), уже хорошо показавшим себя в борьбе с множественной миеломой, но еще не тестированным на первичном амилоидозе. Несмотря на то, что химиотерапия и лечение его болезни было разрушительным, всякий раз, когда у него хватало сил вести блог, отправлять сообщения фанатам или работать над финальной книгой, то он делал это. Джеймс начал вести заметки c набросками и информацией как довести цикл до конца.

Но в какой-то момент, поклонники цикла стали зависеть от жены и редактора писателя Харриет Макдугал и его кузена Уилсона. Все ждали обновления состояния здоровья писателя, и о статусе последней книги серии. Раньше, Джеймс всегда настаивал на том, что в случае его преждевременной смерти ,все записи будут уничтожены, и никому не будет позволено закончить «Колесо Времени». Но после того, как ему поставили страшный диагноз ,он изменил мнение и написал:

«Мои комментарии о мерах на случай моей смерти были главным образом защитой от любых фанатов, которые настолько взбесились, видя конец, что думали, что если меня вырубить, это может привести к тому, что кто-то еще закончит книги быстрее.»

За месяц до своей смерти, в своей последней записи в блоге он написал, что не может дождаться момента, когда сможет снова полностью сосредоточится на письме. Джеймс до конца настаивал, что он доживет до конца истории, но когда понял, что этого скорее всего не произойдет , то попросил свою жену найти кого-то, чтобы закончить то, что он не смог.

Джеймс Оливер Ригни-младший, известный миру как Роберт Джордан, после 2 лет борьбы с заболевание, скончался 16 сентября 2007 года.

Брэндона Сандерсона, еще не подозревавший, что станет тем, кому суждено будет дописать Колесо Времени, в день похорон, написал в своем блоге трогательное прощальное послание «Goodbye Mr. Jordan»:

«Лично я просто в долгу перед вами. Вы показали мне, что значит иметь концепцию и масштаб в фэнтези сериале — вы показали мне, что можно сделать. Я все еще верю, что без вашего успеха у многих молодых авторов, таких как я, никогда бы не было возможности опубликовать свои фантазии.»

Дом писателя и День похорон

Джеймс жил и работал в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, вместе со своей женой, поэтессой и книжным редактором Харриет МакДугал. Их дом был построен в 1797 году. Все дома в его районе представляют собой старые исторические здания, обычно трех или четырехэтажные, с хорошо известными колоннами и балконами, которые определяют архитектуру южных штатов США. Место в котором жили Джеймса и Харриет можно было найти по большим белым воротам. В воротах высечены два извилистых существа с пятью когтями на каждой лапе. Символ Дракона используемый в книгах.

Каждая стена в доме покрыта произведениями искусства, большинство из которых картины. Есть несколько фотографий, но по большому счету они присутствовали лишь на столах или были установлены в рамке под лампой. В гостиной, есть несколько книжных шкафов от пола до потолка, заполненных всевозможными книгами Колеса времени. Казалось, что там есть каждое издание для каждой книги и все переводы к ним. Но самым захватывающим местом для посещения, конечно же, является место, где все началось.

Внутри Гостевого дома находится личная библиотека из более чем 16 000 книг (да, вы правильно прочитали). Джеймс был любителем книг и истории, а также коллекционером. Он владел коллекцией курительных трубок, разнообразным холодным оружием и старым огнестрельным оружием. Мечи, топоры, копья и ножи всех форм и размеров выстилают стены и полки его кабинета. И наверху, и внизу места забиты этими вещами. Это все равно что ходить в подержанный книжный магазин, где продавалось оружие, курительные трубки и прикольные шляпы. Возможно Джеймс использовал все это , когда писал свои книги.

Особенное место в гостевом доме было отведено подаркам, присланным ему фанатами. Здесь хранятся эскизы, картины, скульптуры, мемориальные доски и другие памятные вещи, которые он получал на протяжении многих лет от людей, которые любили его книги. Джеймс дорожил этими вещами. Но самое главное место в доме, отводилось рабочему кабинету писателя. За этим столом Джеймс Ригни, известный всему миру как Роберт Джордан, написал все свои книги. Вы можете сказать, что нет ни начала, ни конца оборотам Колеса Времени, и будете правы, но именно здесь все началось.

Похороны писателя состоялись в соборе Святого Стефана в Чарльстоне. Это маленькая церковь с простой и славной красотой. Прах Джеймса был на постаменте перед алтарем. Помимо семьи и друзей, были и фанаты, которые пришли, чтобы выразить свое почтение. Том Доэрти, основатель и президент Tor Books, был среди тех, кто произнес речь. Он сказал, что Джим был одним из величайших рассказчиков 20-го века и время покажет, что это будет верно и для 21-го века. Независимо от того, нравятся вам книги или же нет, монументальность и масштаб фэнтези цикла «Колесо времени» не имеет аналогов.

Во время погребения, жене писателя и его сыну, преподнесли сложенный флаг США, что традиционно при похоронах ветерана. На обратной стороне молитвенной карточки были написаны слова, которые Джордан когда-то использовал для описания одного из своих героев, а теперь, они используются для описания его самого: «Он пришел как ветер, как ветер коснулся всего, и как ветер ушел.»

 

Источник

Читайте также