Пак Чхан Ук остается одним из наиболее успешных корейских режиссеров современности. Ему удаются как камерные фильмы для внутреннего рынка, так и голливудские картины. Пак, как режиссер, не теряет своего авторского почерка, но и не боится экспериментировать, пробовать новое. В каждой новой ленте его приемы все жёстче, но не грубее, Пак Чхан Ук рассказывает свои истории тонко, изысканно, и даже самые ужасные преступления, в его видении, обретают смысл.
Пак Чхан Ук хотел стать художественным критиком, но в университет поступил на философский факультет, так что влияние на молодого человека оказывали Ф.М.Достоевский, Ф.Кафка, Э.Золя, Филип К. Дик и работы античных философов. Учебой будущий режиссер был увлечен не слишком, Пак занимался фотографией, а позже организовал клуб кинолюбителей. По рассказам режиссера, его первым кинематографическим потрясением стал фильм «Головокружение» Хичкока, что и повлияло на его творчество. Психические расстройства и помешательство одна из тем, которые Пак затрагивает в своих лентах. После окончания университета Пак начинает работать в кино, сначала ассистентом режиссера, а позже выступает в роли кинокритика, публикуя статьи и проводя эфиры, посвященные кино на радио и ТВ. После, он, накопив денег, снимает свои первые фильмы, конечно, рассмотреть все невозможно, но на примере нескольких из них, можно понять, как режиссер оттачивал приемы и рос вместе со своими лентами.
Объединённая зона безопасности
«В этом мире существуют только коммунистические ублюдки и враги коммунистических ублюдков»
Лента вышла на экраны корейских кинотеатров в 2000 году и рассказывает о жизни солдат по обе стороны демилитаризованной зоны (границы Северной и Южной Кореи). Это отнюдь не политическое высказывание, фильм о том, как невзирая на пропаганду с обеих сторон, люди остаются людьми, и никакие границы не могут их разделить. До фильма Пака обе Кореи в основном снимали только пропагандистские ленты, но его фильм повествует именно о людях.
Софи, дипломат из Швейцарии, приезжает, чтобы расследовать обстоятельства перестрелки между солдатами Севера и Юга. Сержант Ли, выживший солдат Юга подавлен, старшина О – солдат Севера, неразговорчив. История раскрывается понемногу, флешбеками, деталями и обрывками диалогов, в морге Софи замечает, что в одного из солдат выстрелили, когда он уже лежал: «Так делают, когда мстят» — отмечает девушка. И только потом рассказывают всю историю, показывая зрителю, что несмотря на известные обстоятельства перестрелки, история была совсем иной. Как ни странно, Пак, кажется, сам для себя открывает в этом фильме тему мести. Режиссер чередует спокойные сцены диалогов с резкими и динамичными планами. То кадры с американскими горками, то резкий удар, то выстрел. В тот момент, когда зритель немного отвлекается, Пак напоминает – это все еще напряженный триллер, пусть и не всегда умело снятый. Свой рассказ режиссер подкрепляет и документальными кадрами 50-х годов. Историю о том, как жизнь может поменять местами друзей и врагов лучше смотреть после других фильмов Пак Чхан Ука, он менее динамичен, но наиболее сложен для восприятия, тема корейской войны, без контекста, не очень понятна зрителю.
Сочувствие Господину Месть
«Мстить буду я»
Коммерческий успех «Зоны», позволил режиссеру снять первый фильм из трилогии мести. Сценарий для него он написал за 20 часов непрерывной работы. Не самый сильный фильм в его фильмографии, но достоин внимания, хотя бы за появляющийся визуальный стиль. Отличительная черта фильма – визуальная жестокость. После карт-бланша, полученного за «Зону», Пак максимально жестоко рассказывает о мести, не экономя ни на кинокрови, ни на экранном времени. История похищения маленькой девочки только фон для экспериментов режиссера. Воткнуть лист с приговором ножом в грудь или перерезать глухому парню сухожилия на ногах и оставить умирать в реке? Пак, словно бы проверяет себя и зрителя на прочность.
Смотреть это тяжело, но «Сочувствие Господину Месть» разрешило снимать корейцам максимально жестокие ленты (достаточно вспомнить «Я видел Дьявола», где маньяк, спасаясь от правосудия, прячется у своих друзей каннибалов). Не рекомендую смотреть его первым из трилогии мести, лучше все-таки начать с «Олдбоя» и «Сочувствия Госпоже Месть».
Олдбой
«Знаешь, что означает имя О Дэ Су? «Беззаботно живущий сегодняшним днём»»
Самый известный фильм Пак Чхан Ука. Гран-при Каннского кинофестиваля, обожание Квентина Тарантино, великолепные кассовые сборы. Прекрасный фильм, в котором Пак находит баланс между визуальными приемами, сюжетом и диалогами. В основу сценария фильма легла одноимённая манга японских авторов Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси.
О Дэ Су, простого бизнесмена похищают неизвестные и помещают в частную тюрьму. Камера состоит из комнаты, санузла и телевизора, в ней О Дэ Су проводит пятнадцать лет. Мольбы о прощении, попытки побега, ничего не действует на похитителей. Каждый день ему приносят пельмени, включают телевизор и, иногда, убирают его комнату. Зрителю, как и О Дэ Су не рассказывают, чем герой заслужил такую месть, почему в конце концов его выпускают. Зачем убивают его жену? Все это Пак раскрывает постепенно, экспериментируя с темпом картины и монтажом.
На экране происходят сумасшедшие вещи, кадр с молотком – это самое «лайтовое», что происходит в фильме. Вот герой ест живого осьминога, а вот отрезает себе язык. Но если вы посмотрите фильм, то увидите четкую мотивацию каждого жестокого поступка. В отличии от «Господина», фильм легче смотрится, именно из-за характера героев, их действия не импульсивны, а продуманы, и каждого из них можно понять. Квентин Тарантино сказал о фильме: «Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр — подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире».
«Сочувствие Госпоже Месть»
«Даже в этой стрессовой ситуации Кым Джа не забыла о дальности стрельбы пистолета»
Самый нежный фильм трилогии, несмотря на литры крови и сотню острых предметов в кадре. Эстетическое превознесение насилия. Молодую девушку подставляет ее сожитель, и угрожая, что убьет ее дочь, заставляет взять вину за убийство на себя и сесть в тюрьму. Тринадцать лет она планирует свою месть. Как и О Дэ Су, она не сдается, и в заключении совершенствует себя, готовится выйти на свободу во всеоружии. В ленте много крупных планов героини, очаровательная внешность Ли Ен Э, играет на контрасте с поступками и словами ее героини. Ее первые слова, после освобождения, когда ей предлагают тофу: (тофу у корейцев — это символ очищения, его приносят всем, кто выходит из тюрьмы)
Ее первый поступок – она отрезает себе палец, на глазах родителей мальчика, которого она и не убивала, но отсидела за его «убийство» тринадцать лет. Под музыку Вивальди Кым Джа отдает свою почку умирающей сокамернице, нежно называя ее «Чертовой %укой». Фильм, как и другие, рассказан с помощью флешбеков, история то возвращается во времена заключения, то рассказывает о том, какой была девушка до всех событий. Несмотря на жестокость и тему мести, в ленте много иронии и харизматичных персонажей. Жестокость приобретает новые визуальные приемы. Мы слышим, как умирает мальчик, но видим плачущих родителей. Равнодушное перечисление имен жертв и мучительные крики взрослых. В кадре только Кым Джа, закрывшая руками уши. Холодность героини противопоставляется другим героям, которые эмоциональны и несдержаны. К финалу они станут похожи на госпожу Месть.
Стокер / Порочные игры
«Люди исчезают постоянно»
Дебют режиссера Пака в Голливуде. В ролях Николь Кидман, Миа Васиковска и Меттью Гуд. Сценарий написан Вентворт Миллером (актер из сериала «Побег»), в 2010 году «Стокер» занял 5-е место в «Чёрном списке» — 10-ке лучших сценариев, до которых ещё «не добрались» голливудские студии. Индия, молодая девушка, теряет отца в автокатастрофе и на похороны приезжает ее дядя, таинственный мужчина, о котором никто ничего не знает. Или не хочет знать. В ленте очень много деталей и акцентов, отличная работа со звуком. Вот Индия слышит неприятный разговор о смерти отца, и задумчиво, с мерзким хрустом, крутит вареное яйцо по столу. А вот она молча стоит в подвале, при свете мерцающей и скрипящей лампы. Никаких бабаек, но что-то с приездом дяди стало не так и царапает, как этот звук. Таких примеров много, наверное, в тексте, они выглядят слабо, но в фильме прекрасно создают саспенс. Есть и великолепная сцена с роялем, когда герои играют в четыре руки, впервые понимая, что они все-таки не такие разные, как казалось сначала.
История прямолинейна, практически не флешбеков, только отстранённое изложение фактов. «Стокер» — фильм о взрослении и о понимании себя, но он не про подростковые метания, а скорее про то, что семья, это нечто большее чем кажется.
Служанка
А точнее, молодая госпожа.
Фильм по роману Сары Уотерс «Бархатные коготки», вот только действие перенесено в Корею 30-х, оккупированную японцами. Граф, хитрый мошенник, хочет выдать себя за японца, жениться на Хидэко, богатой девушке, живущей в поместье с престарелым дядюшкой, и укатить в Японию, сдав там новоиспечённую жену в дурдом. Он просит помощи у воровки, по имени Сук Хи, девушка должна стать служанкой Хидэко и помочь Графу в осуществлении его плана. Но хоть раз все шло по плану? В этой ленте режиссер возвращается к немного неумеренной жестокости, но сюжет от этого, к счастью, не страдает. Во-первых, фильм просто пир для глаз. Сочетание архитектуры Японии, Кореи и Англии, кимоно и ханбоки, викторианский особняк и беседка в японском стиле, смешение языков, приемов, эклектика, которая не разваливает фильм, а дополняет его новыми красками. Сюжет зарисовками – тут госпожа и ее служанка гуляют, а после госпожа пытается повесится на дереве, на котором повесилась ее тетя. Контраст беззаботной жизни днем и ужасающего кошмара ночи. Что за книги прячет дядя в библиотеке? Почему он заставляет читать их вслух молодую племянницу?
«Служанка» — фильм в котором вся жестокость скрыта в диалогах и монологах героев, тут нет, привычных для лент Пака, литров крови, расчлененки и прочего. Но слова пугают не хуже отрезанного языка О Дэ Су. «Служанка» — отличный триллер, и один из лучших фильмов Пак Чхан Ука, на мой взгляд.
Спасибо, что дочитали, к сожалению, сложно охватить все ленты прекрасного корейского режиссера, но я надеюсь, что хоть один фильм из его фильмографии вас заинтересует.
Источник: DTF