Когда нам не хватает знаний, чтобы понять, где правда, а где нет, остается не притворяться, не убеждать себя в том, что ты знаешь эту правду, а просто принимать решение, пускай и вслепую.
Фильм Жастин Трюе повествует о судебном процессе над Сандрой Войтер, обвиняемой в убийстве своего мужа. Трагедия не только в той тайне, которая скрыта от зрителя, но и в том, что у зрителя есть свой референт – полуслепой сын, который постепенно начинает сомневаться в своей собственной матери, будучи вынужденным выступать свидетелем по этому делу.
Действие постоянно, через следственные эксперименты, через записи голосов и просто воспоминания, позволяет нам вернуться в прошлое, чтобы разобраться в том, что действительно произошло. Но разве есть разница между фантазией и реальностью? Ни один из кусочков прошлого не дается нам в чистой форме, но через кого-то, фантазия сама собой вмешивается в движение, в существование фильма, лишая нас какой-либо надежды понять, что все-таки произошло.
Но в происходящем разобраться все-таки возможно: множество личных трагедий, сталкивающихся и неизбежно время от времени превращающихся в комедии, тут представлены именно в той, уже возможно утомивших всех, манере, где у каждого правда своя. Но красота этого фильма в том, что это именно что правда, и каждое обвинение тут становится не столько восстановлением правосудия, справедливостью, но ударом по людям беззащитным и несчастным (и не так легко сказать, кто оказывается беззащитнее, живые или мертвые).
Возвращаясь все к той же, так мною любимой, тайне, она тут каждый раз оказывается где-то во вне (да и была ли она?). Вечно ходя по кругу, задавая одни и те же вопросы, приблизиться к ней не получается, но сближение с Другим оказывается даже дороже. Конечно, одна из главных трагедий сокрыта в истории ребенка, и его встреча с Другим оказывается, пожалуй, самой болезненной – расколдовывание фигуры матери на фоне смерти отца, обезоруживает, лишает способности говорить, но Дэниэл (ребенок) находит путь из этой трагедии, и жизнь для него продолжается. Мир взрослых вдруг оказывается окрашенным в какие угодно цвета, но только не в бело-черные, и принятие этого факта оказывается болезненным, но оттого лишь более необходимым, как для мальчика, так и для зрителя.
Итоговый вердикт суда едва ли расставляет все точки над i, оставляя множество возможностей для споров у зрителей, что же произошло на самом деле, но задавая такой вопрос, стоит все-таки не смешивать фантазии с реальностью, ведь правда, видимо, живет только в фантазиях. И в таком случае единственным верным ответом на подобные вопросы будет лишь тот, что следует за словами Дэниэла, вольно процитированными мною в эпиграфе. В мире, лишенном опоры, событий, что действительно произошли, нам всем, и взрослым, и детям, остается лишь двигаться вперед и тут трудно будет выбрать единственно правильный путь, но стремление к истине, конечной и бесповоротной, имеет, пожалуй, наибольшие шансы завести нас если не к краю бездны, то как минимум к непреодолимым стенам.
Буду всем рад у себя в тг канале, там не так много постов, но стараюсь их делать достойными: