Ожидал от нового Бэтмена большего, но в целом я не удивлён

Почему сиквел, приквел и что угодно ещё про Бэтмена не станет принципиально лучше.

Сразу скажу, что фильм мне скорее не понравился. Так что речь пойдёт о недостатках. Не буду пересказывать сюжет, так как дальше всё равно будут спойлеры, а смотревшие поймут. В перезапуске обещали сбавить накал судьбоносных для Готэма событий и вернутся к обычным криминальным разборкам. Но ни с детективом, ни с нуаром как-то не сложилось. А от некоторых недостатков (а может для кого-то преимуществ) жанр никогда не избавится как бы не пытался.

Ожидал от нового Бэтмена большего, но в целом я не удивлён

Фильм, почему ты такой серьёзный?

Несмотря на трёхчасовой хронометраж, фильм всё равно воспринимается как лоскутное одеяло. Может я чего-то не знаю и это должен был быть сериал эпизодов хотя на восемь? Масса сцен начинается и заканчивается, так ни к чему не приведя и не понятно зачем они были нужны. Может это из-за того, что очень часто персонажи что-то бубнят друг другу в очередной полупустой комнате и расходятся. Потом начинается следующая сцена, но ощущение урезанности и недосказанности остаётся. И так постоянно. Или это потому что фильм постоянно перескакивает с темы на тему, толком не раскрывая ни одной.

Зачем Брюс рисовал на полу знаки вопроса? Просто это какие-то странные сверхусилия для довольно примитивного вывода, что нужно пойти посмотреть файлы про реновацию. При минимализме других сцен, создаётся ощущение, что несколько связанных с этим эпизодов потерялось на монтаже. Или это часть наглядной экспозиции, если зритель забыл что происходит? Относительно увлекательным фильм становится только часа через 2, а до этого времени я его смотрел в два захода.

Две трети фильма персонажи ведут словно NPC из Скайрима, которые стоят в отведённом месте и ждут когда Брюс приедет им сдавать квест. Альфред, такое ощущение, живёт в подвале у Брюса и просто выходит из шкафа, когда хозяин домой приходит. Такое же ощущение и от некоторых диалогов. Например, когда Селина мастерски вытягивала информацию из чиновника в клубе. На лобовой вопрос посторонней девушки: «Причём здесь крысы?» он тут же выдаёт полный расклад. Да в Mass Effect умудрялись более изящно подавать экспозицию, хотят к играм в этом плане требования гораздо ниже. Не хватало только реплики «I should go» в конце. Похожая по смыслу и форме сцена была во втором сезоне «Настоящего детектива» и вот там была реальная интрига и напряжение.

Продолжая тему игр, детективная линия гораздо лучше продумана в любой из игр Rocksteady. Хотя там всё специально сделано так, чтобы и дурак догадался, потыкавшись в стену пару минут. Что делает детектив в фильме? В стиле капитана очевидности говорит очередному NPC: «это лабиринт», глядя на лабиринт для крысы. И посветив на него фонариком получает следующую часть пазла. А уж идиотизм с загадкой про мышь с крыльям просто вне моего понимания. Ну правда, в играх всё это гораздо лучше сделано. А ещё детективная линия лучше сделана в «Тёмном рыцаре».

С диалогами всё тоже довольно печально. Альфред здесь и у Нолана — это небо и земля (даже сейчас я вспомню пару историю и забавных или поучительных реплик в исполнении персонажа Кейна). Мне из фильма Ривза вспомнить почти нечего, кроме сцен с Фальконе. Весь фильм какой-то по плохому душный — всё запредельно серьёзно и претенциозно. Паттинсон весь фильм ходит с таким лицом, словно вот вот обосрётся от напряжения. Ну нельзя так жить. Должна быть у психики защитная реакция на все эти переживания. А он как проснётся «сразу мысль как народ; и икра не лезет в горло, и компот не льётся в рот».

Фильму и сам Бэтмен не особо нужен. Если бы Брюс действовал от своего лица, то было бы только лучше. В начале он проникает в клуб Пингвина. Как он это делает? Начинает избивать охранников и провоцирует стрельбу в помещении полном людей (!), пока к нему не спустится хозяин заведения и в довольно невзрачном монологе сообщит порцию необходимой информации. Брюс ведёт себя здесь как полнейший неадекват и просто социопат. Но что ещё ждать от человека, который по ночам следит за бандами гопников, ожидая что они на кого-то нападут.

Кстати, я весь фильм думал, что Селина, называя Бэтмена «Возмездием», просто так шутит над его серьёзность и немного заигрывает, а из интервью Паттинсона Кинопоиску выяснилось, что это всё всерьёз. Лучше всего унылость диалогов иллюстрирует сцена с лобовым толканием морали про «убивать плохо». На самом деле моральный кодекс этого борца с преступностью держится всего на двух столпах: необходимостью продавать комиксы детям и требованием издателя постоянно возвращать полюбившихся аудитории злодеев. Так что лучше бы герои просто молчали на этот счёт.

Финал с терактом вообще берётся из воздуха. Авторы всерьёз хотят меня убедить, что задрот одиночка одиночка организовал теракт сопоставимый с захватом заложников на Дубровке? Это он сколотил и вооружил отряд боевиков, да ещё такой квалифицированный, чтобы в полном вооружении тайно проникнуть в здание, где выступает кандидат в мэры. Да их бы всех передушили ещё на этапе размышления о чём-то подобном. Взрыв дамбы — это точно такой же бред. Охотно верю, что можно вот так вот парковать машины рядом с подобной инфраструктурой. Такие объекты в США и многих других странах даже фотографировать запрещено. Ну и разрушить дамбу внешним взрывом явно не специализированной взрывчаткой… тут без комментариев.

Бэтмен против белых привилегий

— В фильме ему многие указывают на привилегии белого.

— Да, но Брюс пока не догоняет. Он вообще никогда не думал, что он привилегированный.

Из интервью Паттинсона Кинопоиску

В общем, дожили. Бэтмен теперь борется с белыми привилегиями. На самом деле этого стоило ожидать, как и концовки с триумфом молодой чернокожей женщины. Какое всё таки «изящное» решение проблемы коррупции. Короче, власть в городе захватила партия жуликов и воров, которые ещё и гнусные мужики. А исправить это недоразумение может только люди с честными лицами, которые по невероятному совпадению оказываются сильными женщинами. И это что получается, Фальконе купил мэра и весь город, но СМИ как и вторую половину полиции купить забыл или пожадничал? Охотно верю.

Это как если бы в «28 панфиловцах» (мне почему то именно этот фильм вспомнился) атаку немцев отразил не пулемёт на фланге, а облёт позиций патриарха с иконой. А потом бы ещё был эпилог с крестным ходом по полю битвы и сжигание красноармейцами партбилетов под звон церковных колоколов. А в это же время Сталин в кремле поблагодарил патриарха за победу под Москвой.

Вот многие сейчас недовольны, что вместо привычных голливудских фильмов будут показывать индийские, но так ли велика разница? Когда Бэтмен с лейтенантом Гордоном под руки выводил Марони из клуба, а их встречали честные полицейские со всего города, то для полного сходства не хватало, чтобы они в этом момент начали петь и танцевать. Почему, когда в самом конце Бэтмен помогал грузить раненого на носилки, на фоне не было развивающегося американского флага и не играл гимн. Я считаю это серьёзная недоработка.

Всей этой «борьбы с привилегиями» на самом деле в фильме не так много, как может показаться. Если не считать реплику Кошки, то останется всего несколько коротких сцен. Но этот стрёмный посыл с одной стороны вставлен по разнарядке о квотах (вот есть у меня такое ощущение), но и несёт практический смысл. Всякий раз когда авторы пытаются сделать под реализм, законы жанра всё ещё требуют показать некий выход из положения. Никаких Бэтменов и даже Брюсов Уэйнов, естественно, не существует, и чтобы их внедрить в повествование, претендующее на серьёзность, мир в кино, внешне похожий на наш, приходится полностью перекраивать под главного героя, а сегодня ещё и под повестку.

И ведь у Нолана реально было примерно тоже самое. Вы обращали внимание, что весь сюжет «Тёмного рыцаря» закручен вокруг идеи о том, что деньги мафии — это реально гора наличных, которые хранятся в разных банках? А нахрена? Играть по выходным в Скруджа Макдака? Смысл организованной преступности в том, что она срастаясь с полицией, бизнесом и бюрократией, может легализовывать криминальные деньги, вкладываясь в легальный бизнес: строительство, клубы, вывоз мусора, автомастерские и т.д. А в «Тёмном рыцаре» натурально банда с Дикого Запада или вообще из времён Робина Гуда. Реальная мафия скорее всего вложилась бы в акции наиболее перспективной корпорации на рынке — Wayne Enterprises. Но тогда бы борьба Брюса Уэйна с мафией за счёт мафиозных инвестиции выглядела бы несколько иронично. Но фильм без подобных сказочных бандитов тогда просто не получился бы.

Ну а в третьей части всё начинается с того, что оказывается можно издать специальный закон, который избавит город от организованной преступности. А что, так можно было? «Я запрещаю вам быть мафией!», — главный лоббист «Акта Дэнта», Джейсон Стетхем. И дальше абсурдность происходящего шла только по нарастающей, вспомнить только какие-то тайные подземные армии. Ну а в первой части за всеми бедами вообще стоит какое-то древнее могущественное тайное общество. Вот в чём трилогии Нолана нельзя было отказать, так это в общей наивности и местами даже инфантильности сюжетов.

И в этом плане новая итерация Бэтмена ничем не лучше предыдущей — одни были убеждены, что Земля квадратная плоская, а вторые теперь доказывают, что она плоская. Просто сегодня плокоземельщики стали слишком уж навязчивыми. Но иначе в таких фильмах и быть не может. Ведь как тогда Бэтмен будет бороться со злом? Так что он обречён сражаться с преступностью, которой никогда не существовало и существовать не может. Поэтому приходится искусственно раздувать опасность злодеев вроде Загадочника, чтобы с ними можно было эффектно расправиться и отчитаться перед зрителем об успехах. Я сейчас понял, что Бэтмен может быть отличным чиновником ничуть не хуже Наливкина.

Если бы авторы смоделировали реальный мир, то быстро бы оказалось, что простым пиздюлями и парой репортажей в СМИ преступность и коррупцию не победить. Но они продолжают с невозмутимо серьёзным лицом продвигать совершенно нелепые и наивные идеи. Так что чем более социально значим конфликт, тем очевиднее его картонность. По сравнению с «Бэтменом», причём любым, «Незнайка на Луне» будет образцом реализма. Именно потому что такие сюжетные залипухи непреодолимая черта супергеройского кино, я его очень редко смотрю и недолюбливаю.

Прямо сейчас выходит «Tokyo Vice» от Майкла Манна и он гораздо увлекательнее, хотя там никто ни за кем не гоняется и лица не ломает, а главный герой вызывает гораздо больше уважения и сопереживания. Книга, кстати, тоже очень крутая и атмосферная. Жаль только на русский не переведена. Сериал ещё не вышел, так что всегда есть вероятности слива. Но если хотите в меру нуарный и атмосферный детектив и хорошо прописанными героями, то обратите внимание.

#бэтмен #мнение

 

Источник

Читайте также