По многочисленным рекомендациям и советам посмотрел «Брата» Такеши Китано.
Как я уже ранее писал, стиль подачи Китано весьма колоритный. Диалоги короткие, событий много, переключение между сценами сильно зависит от контекста сказанного. Не уловил — сиди и думай где ты ошибся. На самом деле, это не обязательно. Главное взять на вооружение мысль, что все персонажи так или иначе живут по законам джунглей и любое проявление симпатии к ним обернётся против зрителя. То есть, если герой понравился, потому что он совершает достойные поступки не смотря на образ жизни, ну что, сам дурачок. Это — преступник. Как не крути. Но вот в чём фишка фильма. Преступник, не значит не человек.
«В чём сила, брат?». Если брать за основу данный тезис из фильма Балабанова, который кстати был в восторге от творчества Китано, и рассматривать происходящее у японца через призму идеи, то сила заключается в узах. Не важно, родной брат или названный, товарищ по оружию или бизнес-партнёр. Если ты готов пожертвовать ради своего «аники» своей собственной жизнью, то ты не только покажешь свою решимость и то, кем ты гордишься, но и заявишь в слух: «я жил не зря». Об этом прямым текстом говорит сцена с наймом «игрока». После неё невольно задумываешься о смысле который ты вкладываешь в слово «преданность».
Но не только философия и колорит делают картину мощным представителем своего жанра. Я бы даже назвал, сносящим с ног. Последовательно и очень красиво, Китано сначала облачает своих персонажей в прочные доспехи, а затем, обнажает их, показывая человечность и слабости скрывающиеся под большим слоем защиты. Они падки на власть. При этом, им хочется оставаться уважаемыми, достойными. Если кто-то оступается — становится примером. Если кто-то теряется, ему дают выбор. В любом случае, все персонажи люди и одинаково состоят из плоти и крови.
К слову, фильм действительно жестокий. И даже не из-за брутальных сцен, которые иногда как бы прикрыты. Не столько из-за желания продешевить или зацензурить, сколько из-за контекстной самодостаточности. Звуками, музыкой, реакцией актёров, ловким обрывом кадра, Китано так или иначе подчеркнёт, что «мясо» случилось, и в его «прожарке» сомневаться не следует. Фильм жесток своей натуралистичностью. В банде я никогда не состоял. Среди якудза уж тем более. Но сомневаться в том, что человеческие жизни легко могут оборваться в ту же секунду, в которую ты вдыхаешь табачный дым, не приходится. Участники событий «уходят со сцены» органично и что немаловажно, логично. На мой взгляд, нет ни одной смерти чисто чтобы покрасоваться «взрослым» кино.
Наконец, музыка. В картине превосходно подаётся визуальный и аудиальный контраст. Сцена может быть напряжённой, однако композитор старается успокоить, умиротворить зрителя. Как бы предупреждая, что дальше будет необратимое, но с этим необходимо смириться. Роль музыки именно в этой картине Китано важна не меньше, нежели интересный ракурс или изобретательное насилие в сцене. Музыка настраивает на нужный лад, задевая за живое. Благодаря ей финал ощущается очень сильно.