Отсылки в готической мыльной опере "Мрачные Тени" ("Dark Shadows") к другим произведениям

Отсылки в готической мыльной опере "Мрачные Тени" ("Dark Shadows") к другим произведениям

Историю оригинального сериала 1966-70-х годов, насчитывавшего 1225 эпизодов, а также его перезапусков и адаптаций в 1970 ( фильмы «Дом/Ночь тёмных/мрачных теней«), 1991(перезапуск, известный как «Возрождение«), 2004 (пилотный эпизод) и 2012 (фильм Тима Бартона/Бёртона с Джонни Деппом в главной роли)-х годах я уже затрагивала в трилогии статей под названием «Эволюция культовых «Мрачных Теней»: от готического телесериала до трагикомедии«.

А теперь я хочу Вам рассказать о том, какие же отсылки к другим передачам и художественным произведениям наблюдались в этой мыльной опере. Итак, начнём обзор. Первая серия начинается с приезда девушки Виктории Уинтерс ночным поездом в город Коллинзпорт, к мрачному особняку Коллинвуд, расположенному на вершине скалы под названием Widows Hill (Вдовий Холм).

Роль Виктории в оригинальном сериале сыграла актриса Александра Мольтке:

По сюжету сериала Вики — как её называли в семье Коллинз — сирота, которая воспитывалась в приюте. Фамилию Уинтерс/Винтерс ей дали за то, что маленькую Викторию обнаружили зимой у порога приюта с сопроводительным письмом позаботиться о ней. На протяжении всей мыльной оперы нам намекали, что для аристократичной семьи Виктория значит гораздо больше, чем просто гувернантка младшего члена семьи, беспокойного Дэвида, который в первый день их знакомства заявил, что ненавидит её.

История Виктории Уинтерс стала самой таинственной в сериале, нам так и не показали её биологических родителей. Примечательно, что режиссер оригинального сериала, Дэн Кёртис, впервые увидел во сне темноволосую девушку, едущую на поезде в готическое поместье, что и послужило источником вдохновения.

В первоначальном сценарии шоу, написанном Артом Уоллесом, Виктория называлась Шейлой Марч, но вскоре имя главной героини было изменено.Ее поиски ответов на загадочное прошлое, которые были движущей силой ее принятия должности гувернантки в Коллинвуде, первоначально привели бы к открытию, что Виктория была продуктом романа между Полом Стоддардом, мужем Элизабет, матриарха семьи Коллинз и хозяйки особняка, и безымянной женщиной.

В аудиокниге «Возвращение в Коллинвуд» выясняется, что биологической матерью девушки была сама Элизабет Стоддард, которая нагуляла дитя в стороне и подбросила с запиской к вратам приюта. В этом позорном поступке Элизабет откровенно признаётся в своём завещании.

История гувернантки Виктории Уинтерс была навеяна заглавным персонажем готического романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр«, где осиротев в детстве, главная героиня Джейн с трудом переживает свое почти лишенное любви детство и становится гувернанткой в Торнфилд-холле.

Несмотря на внешнюю простоту, Джейн страстна и принципиальна, ценит свободу и независимость. Она также обладает сильной совестью и является решительной христианкой. Ей десять лет в начале романа и девятнадцать или двадцать в конце основного повествования. Поскольку в заключительной главе романа говорится, что она была замужем за Эдвардом Рочестером в течение десяти лет, ей примерно тридцать на момент его завершения.

Далее по сюжету сериала, с 1 по 201 эпизод происходит Месть Берка Девлина, ещё одного главного персонажа, который познакомился с Викторией Уинтерс на станции и довёз её до гостиницы Коллинзпорта:

Дело в том, что когда-то Берк и Роджер Коллинз, брат Элизабет, были друзьями, любили выпить, и в состоянии алкогольного опьянения Роджер сел за руль и сбил человека насмерть, а Берк из-за него угодил в тюрьму на пять лет. В отместку за такую подставу Берк Девлин пытался прибрать к рукам семейный бизнес Коллинзов и заставил вместе со своим другом, художником Сэмом Эвансом, признаться в содеянном. Данный эпизод был навеян романом Александра Дюма «Граф Монте Кристо«:

Примечательно, что, когда сериал вышел в эфир с сюжетной линией шантажа хозяйки особняка и вымогательстве денег друга ее мужа, Джейсона Макгуайра, его сюжет во многом походил на популярную телепередачу «Дом» 1957 года.

По сюжету фильма, Дом был расположен в рыбацкой деревне Новой Англии, где главная героиня, Кэролайн Барнс, женщина средних лет жила затворницей с тех пор, как ее муж-моряк исчез много лет назад. Единственные люди, которых она видит, — это ее дочь Элизабет и ее ученики по фортепиано.

В попытке изменить свою уединенную жизнь Кэролин планирует устроить званый обед. В первых эпизодах сериала «Мрачные (темные) тени» рыбацкая деревня Новой Англии стала Коллинзпортом, Кэролайн Барнс превратилась в Элизабет Коллинз Стоддард, не названный по имени пропавший муж героини стал Полом Стоддардом, а дочь Элизабет — Кэролин Стоддард.

Аспект учителя фортепиано был отброшен за ненадобностью, хотя Элизабет Коллинз Стоддард была показана играющей на фортепиано в ранних эпизодах.

В первоначальной версии сценария сериала также не было домработницы миссис Сары Джонсон, Барнабаса Коллинза, доктора Джулии Хоффман и ряда других эпизодических персонажей.Сценарист Уоллес первоначально назвал отца Элизабет Стоддард Джозефом (что-то это мне напоминает…), а ее мать — Кэролин, которая умерла в возрасте тридцати восьми лет в результате рождения ее брата Роджера.Позже имена героев были изменены на Джеймисона и Кэтрин Коллинз, соответственно.

Далее по сюжету сериала мошенник Вилли Лумис, друг Джейсона Макгуайра, появляется в Коллинвуде в ожидании переезда. Вилли начинает восхищаться драгоценностями на портрете Барнабаса Коллинза; после того, как он уходит, глаза Барнабаса начинают светиться и слышен звук сердцебиения. Дэвид Коллинз рассказывает Вилли, что большая часть драгоценностей осталась в семье, за исключением таких, как Наоми Коллинз, предка семьи Коллинз, которая была похоронена вместе со своими драгоценностями.

Вилли отправляется в семейный мавзолей Коллинзов и пытается открыть гроб Наоми; однако он обнаруживает секретную комнату, в которой находится прикованный гроб. Вилли открывает ее, и рука Барнабаса тянется и хватает его за горло:

С 202 до 220 эпизода в сериале «Мрачные Тени» мы знакомимся со ста семидесяти пятилетним вампиром по имени Барнабас Коллинз. Он появляется в Коллинвуде и представляется двоюродным братом/кузеном из Англии, а также посещает Старый дом и разговаривает с портретом Джозетт Коллинз, говоря, что вернулся, чтобы жить той жизнью, которой у него никогда не было. Роджер Коллинз замечает, что Барнабас носит то же чёрное кольцо, что и его «предок» на портрете. Но сперва этому сходству поразилась Элизабет Стоддард, которая, в свою очередь, была двойником матери Барнабаса, Наоми.

Современный зритель помнит Барнабаса Коллинза лишь по комедийному фильму в готическом стиле 2012 года, снятом режиссёром Тимом Бёртоном/Бартоном с Джонни Деппом в главной роли. Здесь Барнабас предстаёт как жертва обстоятельств, который на свою беду закрутил роман со служанкой своего отца Анжеликой Бушар, роль которой сыграла Ева Грин, а когда он встретил прекрасную Жозетту ДюПре, то тут и начался для него форменный кошмар.

Стервоведьма Анжелика Бушар убила его родителей, а Барнабас, вместо того, чтобы обратиться в соответствующие органы, ударился в мистицизм, а потом потерял и возлюбленную, которую заставили разбежавшись, прыгнуть со скалы. Покончить с собой с горя пытался и сам Барнабас, но тут на вершине холма появилась Анжелика, превратила его в вампира и с разгневанными жителями заживо погребла в гробу на двести лет.

Далее, когда мы видим современность, и Барнабас случайно освобождается из гроба рабочими, реакция вампира выглядит весьма шокирующей. Обстановка, интерьер и инфраструктура города семидесятых годов пугает его до жути, но больше всего его огорчает то, что поместье Коллинвуд пришло в упадок.

Далее мы видим хорошее отношение Барнабаса к членам семьи, как он искренне печётся об их благополучии, находит общий язык с младшим членом семьи — Дэвидом, рассказывает свою тайну Элизабет Стоддард, встречает гувернантку Викторию Уинтерс, подобно тому, как Дракула из фильма 1992 года отреагировал на Мину Мюррей из-за её поразительного сходства с его умершей возлюбленной, выгоняет Роджера из Коллинвуда, не прощает тех, кто его предает, и считает, что его проклятие можно отменить…

Странная мораль, скажу я вам — влюбляться в кого-то только из-за красивой внешности! Особенно — из-за сходства. Как-то неискренне, на мой взгляд, выглядит. Но таким ли был Барнабас в момент своего создания?!

Оригинальный Барнабас, чье изначальное имя было известно в сериале как Джеред, начиная с 205 эпизода, не был таким уж романтичным простаком. Как и Граф фон Кролок, он был близок к классическому образу Дракулы, точнее — был списан с него целиком и полностью.

От своего предшественника Барнабас унаследовал суровый нрав, бессмертие, сверхчеловеческую силу, сверхчеловеческую скорость, гипноз и способность превращаться в летучую мышь, а также исчезать и появляться снова по желанию.

Отличало его от Дракулы лишь наличие серебряной трости с волчьей головой, портрета, чёрного кольца на указательном пальце и музыкальной шкатулки, которую он сначала подарил Жозетте ДюПре, а затем пытался с помощью её музыки загипнотизировать других девушек, попавших под его власть. Впоследствии в других экранизациях «Мрачных Теней» после 1991 года эту шкатулку вообще убрали за ненадобностью.

Именно образ романтичного вампира, который потерял возлюбленную и воссоединился с её реинкарнацией триста лет спустя, и был впервые придуман и воплощён на экран режиссёром «Мрачных Теней» Дэном Кёртисом. Возможно, на создание сюжета повлияла и легенда про сбросившуюся с башни возлюбленную валашского господаря, Владислава Цепеша, который также был впервые смешан с брэмовским, литературным Дракулой уже в другой экранизации Дэна Кёртиса 1970-х годов, а далее уже эстафету перенял Фрэнсис Форд Коппола.

Но были у него и свои собственные полномочия. Так, в ранней сюжетной линии он попытался свести Джулию Хоффман с ума, вызвав дух ее мертвого коллеги Дэйва Вударда. В 1795 году Барнабас ненадолго воскресил из мёртвых упавшую со скалы Жозетту ДюПре, которая в 20-м веке предупредила семью Коллинз о приближающейся опасности, блуждая по залам Коллинвуда, и он использовал видения и имитировал голос своей тёти Эбигейль, чтобы в отместку за Викторию Уинтерс заманить охотника на ведьм преподобного Траска в роковую ловушку — подвал Старого Дома, где заживо и замуровал его, подобно персонажу из «Бочонка Амонтильядо» Эдгара Алана По.

Также Барнабас, в отличие от фильма, никому из семьи не позволял раскрыть его секрет, и не Элизабет Стоддард, а психиатр Джулия Хоффман узнала об этом, когда пыталась вылечить бармена кафе «Синий кит» — девушку Мэгги Эванс — от психологической травмы, связанной с похищением, удерживанием в плену, когда Барнабас пытался из-за её сходства с Жозеттой обратить её в себе подобное существо, а затем после попытки убийства осиновым колом запер несчастную в подвале, откуда её вскоре вызволил призрак его младшей сестры Сары.

Сериальная Джулия, сыгранная актрисой Грейсон Холл, сначала решила написать историю семьи Коллинз, затем обнаружила, что Барнабас не отражается в зеркале (этот эпизод позже был показан в полнометражном фильме «Дом тёмных/мрачных теней» 1970 года), и на свой страх и риск отправилась в подвал, где и обнаружила Барнабаса лежащим в гробу в дневное время суток.

Первоначально Барнабас Коллинз не доверял Джулии, а когда ее лечение не помогло и превратило его в 175-летнего старика, посчитал ее опасным человеком, который сможет раскрыть его истинную природу. Он пытался убить Джулию или свести ее с ума, чтобы никто не поверил ее обвинениям, хотя ей бы все равно никто не поверил, если исходить из логики, а Барнабаса бы упекли в лечебницу, если б все вскрылось.

Но потом сериальный Барнабас увидел в Джулии полезного союзника. Романтические отношения, которых искренне желала Джулия, никогда не происходили на экране, но она стала главным доверенным лицом Барнабаса и много раз помогала ему, в то время как сам вампир был искренне предан Джулии и готов был сделать все возможное, чтобы защитить или спасти ее, когда она столкнулась с такими врагами как Анжелика Бушар (она же —Валери Коллинз, Кассандра Блэр), призраки Джерарда Стайлза и Квентина Коллинза, уничтожающие жителей Коллинвуда, и раса древних Левиафанов, убивших раз и навсегда гувернантку Викторию Уинтерс, когда она спрыгнула со скалы.

Это весьма противоречит фильму 1970 года, одноимённому сериалу 1991 года и бёртоновской версии, где Джулия Хоффман навсегда осталась врагом Барнабаса. Виктория Уинтерс, хоть внешне и не была похожа на Жозетту, но была вовлечена в романтический треугольник насильственно, после неудачной попытки с Мэгги Эванс, в отличие от фильма Бёртона.

С Дэвидом Коллинзом изначально у сериального Барнабаса Коллинза, как и у Виктории Уинтерс, не заладились — мальчик искренне боялся вампира, считал его призраком, а однажды Барнабас сам чуть было не убил паренька, когда тот подошёл слишком близко к разгадке его личности.

В смертях персонажей, которых нам показывает сериал, Барнабас, в отличие от его депповского аналога, целиком и полностью несёт свою ответственность. Так, вначале он заставляет Джулию Хоффман отравить её друга, доктора Дэйва Вударда, чтобы тот не раскрыл его личность и личность его сестры Сары, довёл Мэгги Эванс, завербованного и раскаявшегося мошенника Вилли Лумиса и кузину Миллисент до сумасшествия, застрелил на дуэли собственного дядю Иеремию из ревности к Жозетте, убил проституток, превращал других девушек и парней в себе подобных существ, жаждущих крови.

Даже суицид его матери — Наоми Коллинз в башне Коллинвуда и возлюбленной Жозетты на скале Видоус Хилл, развитие пневмонии и дальнейшая смерть его девятилетней сестрёнки Сары Коллинз вовсе не были случайностями — Барнабас был косвенной причиной гибели своих близких. И лишь потом персонажа заставили смирить свой крутой нрав и то и дело путешествовать во времени и спасать свою семью от гнева призраков, обитавших в Коллинвуде.

Первоначально Барнабас должен был быть только краткосрочным (то есть 13-недельным) персонажем, но быстрая популярность у зрителей канадского актёра Джонатана Фрида означала, что он стал центральным персонажем для остальной части серии. Предположительно, если бы этого не произошло, попытка Барнабаса превратить Мэгги в вампирскую копию Жозетты (225 — 261 эпизоды) закончилась бы его разоблачением и уничтожением.

А после — уже начинается мистика, смешанная с фэнтези — появлением чернокнижников и оборотней, религией — так, здешних «монстра и невесту Франкенштейна«, которых создал доктор Эрик Лэнг, чтобы вылечить Барнабаса, зовут Адам и Ева, а спиритический сеанс с вызовом духа Сары Коллинз и вовсе отправляет Викторию Уинтерс в прошлое Барнабаса, где она становится эдакой Мэри Сью, предсказывает будущее и нарывается на то, что её судят за колдовство и казнят через повешение.

Когда призрак Квентина Коллинза преследовал жителей Коллинвуда, данный эпизод был вдохновлён персонажем Питером Квинтом из готического романа Генри Джеймса «Поворот винта«:

Лора Коллинз Феникс, эпизоды с 728 по 761 — Уортингтон-холл и его руководство Грегори Траском вдохновлены романом Чарльза Диккенса «Николас Никльби«.

Портрет Квентина Коллинза вдохновлен готическим романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея«. Убийство миссис Минервы Траск было инспирировано «Маньчжурским кандидатом«. Рука графа Петефи вдохновлена рассказом Уильяма Фрайера Харви «Зверь с пятью пальцами«. Пытка Квентина вдохновлена рассказом Эдгара Аллана По «Колодец и маятник«.

Эпизоды с 886 по 950, когда Барнабас попадает под контроль Левиафанов, вдохновлены общей вселенной Х.П.Лавкрафта, известной как Мифы Ктулху, и, в частности, историей ужасов Данвича. Любовный роман Брэмуэлла Коллинза, сына Барнабаса, и Кэтрин Хэрридж, эпизод с 1186 по 1245, вдохновлен готическим романом Эмили Бронте «Грозовой перевал«. Лотерея «Проклятая комната», эпизод с 1194 по 1245 вдохновлен рассказом Ширли Джексон «Лотерея«.

 

Источник

Читайте также