Отменённые диснеевские мультфильмы: от слишком мрачного «Дон Кихота» до недостаточно мрачной «Мышиной стражи»

По предыстории семи гномов даже собирались выпустить игру — а делать её должна была Obsidian.

Disney — одна из крупнейших анимационных студий на планете, выпустившая не один десяток классических мультфильмов. Но то, что мы видим в них — лишь верхушка айсберга всей той работы, которую делают в студии: сценарии постоянно переписывают, анимации забраковывают, выкидывают персонажей и целые сюжетные линии. А часто бывало и так, что отменяли вообще целые мультфильмы.

Предлагаем взглянуть на мир диснеевских мультфильмов, которые так и не увидели свет.

Дон Кихот

Судя по дошедшим до нас скетчам Фердинанда Хорвата, где-то с 1930 по 1937-й в Disney всерьёз задумывались о том, чтобы сделать короткометражный мультфильм в линейке «Silly Symphonies» по мотивам «Дон Кихота». Но что-то пошло не так, и от этой идеи отказались.

Примерно в 1940 году студия захотела сделать другой короткометражный мультфильм про Дон Кихота — только на этот раз с симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Дон Кихот: Фантастическая вариация на тему рыцарского характера для большого оркестра». Проектом руководил художник Боб Карр, который искал вдохновение в картинах Веласкеса.

Но когда Вторая мировая дотянулась и до Америки, Disney отложила работу и над этой адаптацией.

Вернулись к ней только в 1946 году. В этот раз проект возглавил Джесси Марш, который работал над полнометражной «Сыграй мою музыку» и короткометражными мультфильмами про Плуто — хотя известность получил скорее за счёт комиксов про Тарзана.

Отменённые диснеевские мультфильмы: от слишком мрачного «Дон Кихота» до недостаточно мрачной «Мышиной стражи»

Он сделал больше сотни грубых рисунков, которые можно было использовать как раскадровку. Такая практика была нормальной для Disney тех лет: как шутили некоторые ветераны студии, порой можно вообще ничего не добавлять и делать мультфильм целиком из раскадровок.

Впрочем, как оказалось, снять этот мультфильм гораздо сложнее, чем в студии предполагали ранее. Потому «Дон Кихота» снова отложили.

Вообще Уолт Дисней планировал регулярно снимать короткометражные мультфильмы по мотивам симфонических композиций, чтобы периодически делать что-то вроде своей знаменитой «Фантазии» 1940 года.

Но война и провал самой «Фантазии» сильно подкосили эти планы: следующий такой мультфильм, «Время мелодий», вышел только в 1948-м — и затем от этой идеи отказались. Вместе с «Дон Кихотом» так и не увидели свет короткометражки по «Жар-птице» Стравинского, «Морю» Дебюсси, «Приключениям в колыбели» Джона Олдена Карпентера и «Картинкам с выставки» Мусоргского.

В 1951 году в студию пригласили знаменитых карикатуристов Отто Соглова и Сола Стейнберга, чтобы они просмотрели концепты Джесси Марша и сказали, возможно ли в их минималистичном стиле сделать мультфильм по Сервантесу. При этом с сохранением всех ключевых моментов книги.

Художники заявили, что в рамках одной короткометражки это невозможно. Зато они набросали с десяток рисунков и предложили сделать целую серию короткометражных мультфильмов.

Студия отказалась.

В 1956 году Мэри Блэр, работавшая над «Питером Пэном», «Золушкой» и «Алисой в стране чудес», нарисовала серию картинок по мотивам «Дон Кихота».

Это вдохновило Уолта Диснея на то, чтобы поехать в Испанию и во второй раз после 1945-го всерьёз обсудить с Сальвадором Дали возможное сотрудничество. Художник нарисовал Диснею пару концептов возможного мультфильма — и ещё предложил ему идею мультипликационных адаптаций «Эль Сида» и «Божественной комедии».

Но в очередной раз их сотрудничество внезапно оборвалось. Планы о «Дон Кихоте» от Disney снова рухнули.

В следующий раз испанской классикой студия заинтересовалась уже только в 1999 году. Тогда братьям Полу и Гаэтану Брицци, что перед этим трудились над «Горбуном из Нотр Дама», предложили поработать над полнометражным мультфильмом по мотивам «Дон Кихота».

Они позвали в проект художников Сандро Клеузо и Джона Уоткисса. При этом братья хотели сделать эту историю Дон Кихота тёмной и мрачной. Они считали: «Горбун из Нотр Дама» — только первый шаг в сторону таких мультфильмов в Disney.

Брицци работали над проектом очень усердно и верили в успех своего подхода. И вот в 2000 году они представили боссам своё видение проекта, чтобы им дали «зелёный свет» непосредственно на съёмки.

Однако руководство шокировало то, насколько ужасающе мрачным получался мультфильм братьев Брицци. Майкл Айснер, тогдашний руководитель Disney, сказал, что необходимо сделать фильм гораздо добрее и «мягче».

Художники отказались. Тогда Айснер снял их с поста руководителей проекта и назначил простыми наблюдателями. В 2001 году оба Брицци ушли из студии. И хотя Disney говорила о том, что работа над мультфильмом продолжалась, в 2002-м проект окончательно закрыли.

В 2009 году Джон Лассетер, бывший тогда креативным директором анимационного подразделения Disney, предлагал всем тем, кто ушёл из студии из-за Айснера, вернуться обратно и вновь приступить к своим проектам. Братья Брицци отказались.

Впрочем студия не оставляет попыток экранизировать «Дон Кихота». В прошлом десятилетии в Disney шли разговоры об игровой экранизации «Дон Кихота» в стиле «Пиратов Карибского моря» с Джонни Деппом в главной роли — но всё безрезультатно.

Волшебник страны Оз

После «Белоснежки» Уолт Дисней очень хотел экранизировать в виде мультфильма «Волшебника страны Оз». По его мнению, эта книга просто идеальна для создания чего-то одинаково привлекательного и для взрослых, и для детей.

Однако Дисней опоздал. Из-за громадных сборов его «Белоснежки» другие студии заинтересовались подобными историями — и им на ум тоже пришёл «Волшебник страны Оз». Первым успела купить права Metro-Goldwyn-Mayer — всего-то за шестьдесят тысяч долларов.

От мультфильма Disney остались лишь скетчи.

Кролик Питер

Помимо «Волшебника страны Оз», после «Белоснежки» Дисней раздумывал и над тем, чтобы экранизировать «Повесть о Кролике Питере» знаменитой детской писательницы Беатрис Поттер. Книжка рассказывала про непослушного крольчонка, что съел в саду злого мистера Макгрегора кучу овощей, за что тот долго его преследовал.

Но мультфильм так и не состоялся: Беатрис отказала давать права на экранизацию.

Остров пингвинов

Как ещё один вариант, в конце 30-х сотрудники Disney предлагали сделать полнометражку по роману «Остров пингвинов» Анатоля Франса.

Согласно завязке, подслеповатый и почти глухой католический священник крестил целый остров пингвинов, а Бог, чтобы избежать парадокса, наделил тех душой и превратил в людей. Так началась летопись Пингвинии: от тёмных веков до далёкого будущего, когда террористы уничтожили цивилизацию и запустили бесконечный цикл повторения всей истории.

Не очень понятно, как в Disney собирались адаптировать сюжет, полный сатиры и метанарратива. Впрочем, мы об этом уже не узнаем — от идеи в итоге отказались. Зато в студии создали короткометражный мультфильм «Полярные охотники», связанный с «Островом пингвинов» только наличием пингвинов.

Гремлины

Роальд Даль как-то рассказал Диснею концепцию гремлинов, бытовавшую среди английских лётчиков. Гремлины, по их словам — это маленькие существа, что ломали приборы в самолётах для того, чтобы те падали.

И эта идея так понравилась Диснею, что в 1943-м Даль совместно с Disney выпустил книгу «Гремлины». По сюжету, английский пилот выяснял: гремлины мстят тем, кто якобы уничтожил их дом — но лётчик предложил им объединить силы с людьми, чтобы победить настоящего врага — нацистов.

Предполагалось позже выпустить по этой книге мультфильм, полнометражный или нет. Однако все планы развалились, и в Disney отказались от «Гремлинов».

Но в 1944 году похожую концепцию использовала Warner Brothers в своей короткометражке «Русская рапсодия» — только там гремлины сразу шли исполнять приказ Сталина, чтобы громить немецкие самолёты.

Пенелопа и двенадцать месяцев

В начале 40-х Джозеф Грант и Дик Хьюмер писали сюжет короткометражки про девочку Пенелопу, что при помощи дедушкиных волшебных часов путешествовала во времени. По ходу своих приключений она встречала самых разных существ: гномов, персонификации месяцев, элементалей и саму мать-природу.

Но из-за Второй мировой работу нед «Пенелопой и двенадцатью месяцами» отложили.

После войны над проектом продолжила работать Мэри Блэр, рисовавшая эскизы для первой версии мультфильма. В этот раз сюжет получался довольно знакомым для тех, кто знает русскую сказку «Двенадцать месяцев».

Девочка-кухарка Пенелопа выглядела точно так же, как принцесса, которой прислуживала. Ей постоянно вредили мачеха и сводная сестра: но у Пенелопы было волшебное кольцо, исполняющее желания, так что она не слишком горевала.

И как-то раз посреди зимы принцесса приказала принести ей подснежников. Но мачеха прознала про кольцо и украла его — и Пенелопе пришлось искать подснежники в заснеженном лесу самой. А там она встретила персонификации двенадцати месяцев, что ей помогли.

В итоге она раздобыла подснежники, вернула себе волшебное кольцо и подружилась с принцессой.

Неизвестно почему, но и в этот раз не получилось довести этот проект до конца. После этого идею о «Двенадцати месяцах» в Disney забросили насовсем.

Флорентийская гончая

Дисней подумывал о том, чтобы экранизировать ещё один роман Феликса Зальтена, автора «Бэмби» — «Флорентийскую гончую», где детектив превращался в собаку и в таком виде расследовал дело. Всё задумывалось как пародия на Шерлока Холмса с кучей шуток-самоотсылок в стиле Текса Эйвери, что очень нехарактерно для диснеевских работ тех лет.

Спустя какое-то время Дисней отказался от планов на мультфильм — зато спустя почти двадцать лет из таких наработок в итоге получился игровой фильм «The Shaggy D.A.», к которому потом сняли продолжение.

Отрывок из фильма The Shaggy D.A.

Дети Бэмби

Первым полнометражным продолжением диснеевского мультфильма могла быть экранизация книги «Дети Бэмби», посвящённой взрослению знаменитого оленёнка. У сиквела ещё более мрачный тон, так что не очень понятно, как бы это в итоге отразилось на мультфильме.

И хотя экранизация так и не состоялась, в 1943 году издательство Dell Comic выпустило «Детей Бэмби», проиллюстрированную художниками Disney.

Фантазия Сони Хени

К 1946 году Уолт Дисней планировал снять фильм про норвежскую фигуристку и американскую актрису Соню Хени, пользовавшуюся в США 40-х громадной популярность. Задумывалась ли «Фантазия Сони Хени» анимационным или игровым фильмом, неизвестно — но Дисней хотел сделать что-то похожее на «Фантазию».

По неизвестной причине проект отменили. Хотя ходит слух, будто всё из-за того, что Хени якобы симпатизировала Гитлеру.

Песнь о Гайавате

В Disney уже выпускали мультфильм про Гайавату в рамках «Silly Symphonies». Однако сам Дисней желал сделать полнометражку про Гайавату — и с «Маленьким Гайаватой» его мало что роднило.

Если «Маленький Гайавата» — комедия, то «Песнь о Гайавате» планировалась эпиком, чем-то в духе «Фантазии». Возвышенным, высокохудожественным и несколько противоречивым произведением. Попросту не получалось по-другому снять фильм по легенде о пророке и духовном лидере ирокезов, что возглавлял их союз в доколониальную эпоху.

Возможно, как раз из-за «взрослости» «Песни о Гайавате» в Disney так и не рискнули продолжить работу над ним.

Шантеклер

После ошеломляющего успеха «Белоснежки и семи гномов» Уолт Дисней в 1937 году задумался над тем, каким проектом заняться дальше. И сотрудники студии в качестве одного из вариантов предложили ему экранизацию эпоса XII века о лисе Ренаре.

Правда Дисней посчитал этот материал чересчур сложным и мрачным для аудитории. История Ренара уж слишком завязана на реалиях средневекового общества, а некоторые сцены из первоисточника сложно обыграть без шокирующей жестокости. Сам герой довольно аморален — а в студии не хотели прослыть теми, кто прославляет преступников.

Ещё в это же время в Голландии написали книгу с возмутительно антисемитской версией истории Ренара. Поэтому студия решила предельно дистанцироваться от этого персонажа.

Однако сама концепция сюжета о лисе-обманщике Диснею очень понравилась. Поэтому он просто решил попридержать эту идею до лучших времён.

В то же время Диснею предложили идею мультфильма по мотивам «Шантеклера» — пьесы Эдмона Ростана, которого вы можете знать хотя бы по «Сирано де Бержераку». «Шантеклер» — история о самодовольном петухе, который считал, будто солнце встаёт по утрам только от его крика.

Дисней отправил Теда Сирса и Эла Перкинса разобраться, что же можно сделать из такого материала. Спустя пару недель они пришли к нему с отчётом: вряд ли у студии получится снять по «Шантеклеру» хоть что-то успешное.

Пьеса переполнена остроумной сатирой на парижское общество начала XX века — которую американская аудитория 30-х годов не поняла бы. А из самовлюблённого и заносчивого петуха, по их мнению, почти невозможно сделать достаточно привлекательного персонажа.

В итоге Дисней придумал: будет идеально, если в одном мультфильме столкнуть друг с другом Шантеклера и Ренара. Тогда получится история со злым и хитрым лисом, конфликт с которым сделает главного героя, заносчивого петуха, гораздо лучше. Это сразу создавало хорошую динамику и делало Шантеклера куда более приятным персонажем.

Но начинать работу над «Шантеклером» всё равно не спешили.

США в 1941 году внезапно вступила во Вторую мировую войну, из-за чего многим компаниям пришлось подзатянуть пояса. Аниматоры Disney в тот момент работали параллельно над несколькими крупными мультфильмами, так что пришлось выбирать, от чего отказаться. И «Шантеклера», которого посчитали довольно проблемным, отложили в длинный ящик.

С тех пор о «Шантеклере» вспоминали не раз. Однако за двадцать лет никто так и не решился продолжить над ним работу. Но всё резко изменилось в 1961 году.

Перед этим «Спящая красавица», на которую угробили титанические усилия, с треском провалилась. Причём провал был таким катастрофическим, что Уолту Диснею все вокруг настойчиво предлагали закрыть анимационный отдел студии и сосредоточиться на телевизионных сериалах и аттракционах. Но «101 далматинец» спас положение: он принёс просто гигантскую кассу — и при этом благодаря методу ксерографии обошёлся студии гораздо дешевле.

В тот момент все боготворили Кена Андерсона — человека, создавшего стиль этого мультфильма. После такого он мог заняться чем угодно — и Кен выбрал работу над «Шантеклером». Вместе с ним проектом заинтересовался Марк Дэвис — один из важнейших художников в истории Disney, который рисовал Бэмби, Алису, Золушку, фею Динь-Динь, ведьму Малефисенту и кучу других культовых диснеевских персонажей.

Кен Андерсон хотел сделать из «Шантеклера» полноценный мюзикл, как в бродвейских постановках, переживавших тогда свой золотой век. Один из его главных источников вдохновения — постановка «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая». Андерсон вообще желал, чтобы мультфильм начинался с десятиминутного музыкального номера: цыплята пели, своими крылышками вытаскивали все «декорации» и «настраивали» мультфильм.

Марк Дэвис вообще не обращал внимания на старые концепты к мультфильму. Он изначально нарисовал с натуры набор скетчей про животных на ферме. Дэвис зарисовал чуть ли не каждую породу куриц, которую можно было купить в округе. А затем стилизовал их под технику ксерографии и немного изменил для пущей схожести поведения с людьми, но с сохранением их животной сути.

У него в итоге получилось огромное число концептов, которые потом признавали одними из лучших в истории Disney.

Позднее к проекту присоединился Уолт Перегой — один из главных пейзажистов Disney.

Дисней поинтересовался у команды, как они решат проблему со сценарием, который раньше считался проблемным. Марк Дэвис заявил, что они даже не читали оригинальную пьесу — и не собираются: просто возьмут самые общие черты первоисточника, а всё остальное придумают сами.

И вот какая история у них в итоге получилось.

Петух Шантеклер был страшно горд за то, что его крик заставляет вставать солнце по утрам. Другие животные в это верили и даже назначили его мэром. На этом посту Шантеклер ещё сильнее погряз в самодурстве и заставил кур поставлять ещё больше яиц. Это всех страшно выматывало.

О том, что местные недовольны правлением Шантеклера, прознал лис Ренар. Он пришёл в городок со своим карнавалом «ночных созданий», состоящим из сов, кротов, рысей, летучих мышей и стервятников — и закатил представление, на которое пригласил практически всех.

Животные пили, танцевали и играли в азартные игры всю ночь — да так, что потом утром не пришли на работу. Шантаклера это выбесило. Он объявил случившееся бунтом и попытался заставить уйти Ренара с его карнавалом.

Но лис и не думал уходить. Ренар сказал, что настала пора сменить власть и выдвинул свою кандидатуру на пост мэра. Это предложение всех обрадовало.

В начавшейся суматохе Ренар отыскал молоденькую фазаниху, нарядил в красивые одежды и другими способами сделал гораздо привлекательней, чтобы отвлечь Шантаклера от истории с карнавалом.

В конце концов Шантаклер прознал про то, что на самом деле Ренар просто хотел съесть всех местных кур. Петух попытался его остановить — но на него накинулся со шпагой бойцовский петух сеньор Поко Локо.

Шантаклер был настолько занят тем, чтобы его не закололи в том бою, что позабыл о вызове солнца. Впрочем, оно взошло и без него.

В финале Шантаклер одержал победу над тёмным карнавалом и спас весь город. Хотя все прекрасно понимали, что он на самом деле не вызывал солнце, его всё-таки оставили на посту мэра — за отвагу, добросердечность и готовность рискнуть жизнью ради горожан. А сам Шантаклер продолжил петь по утрам — чтобы будить своих друзей на работу.

С этим сюжетом и целой кучей концепт-артов Кен Андерсон с Марком Дэвисом и всей остальной своей командой выступил перед руководством студии.

Уолт Дисней сидел в самом дальнем ряду. В первом ряду расположились финансовые директора. И как только началась презентация проекта со слов «Главный герой — Шантаклер, петух…», кто-то из них сказал: «Курица не может быть героем». Ну или «Вы не можете сделать личность из курицы!» — версии разнятся.

С каждой минутой показа наработок по «Шантаклеру» в зале нарастало недовольство. На презентации сыграли пару песен, которые пели бы герои мультфильма — и после слов «Сockadoodle doo, cockaddoodle doo!» продолжать показ было уже как-то неловко.

С презентации все ушли, не сказав ни слова.

Дисней позже подошёл к Андерсону и Дэвису, сказал, что петух всё-таки не самый приятный персонаж для мультфильма, и посоветовал за пару дней попробовать что-нибудь изменить в этой концепции.

Прошла неделя. Андерсон и Дэвис сидели в своих кабинетах и ничего не знали о судьбе проекта. Они были уверены в успехе — но их в последние дни избегали даже коллеги.

Затем им позвонил Дисней и объявил о закрытии «Шантаклера». Дэвиса он отправил в WED — подразделение Disney, занимавшееся аттракционами, где он, например, придумал знаменитый аттракцион «Пираты Карибского моря». А Андерсона Уолт направил заниматься «Мечом в камне».

Как потом выяснилось, студия не хотела повторения ситуации со «Спящей красавицей», а потому очень боялась хоть как-то прогадать с новым большим проектом. И в то же время во всю шла работа над «Мечом в камне», мультфильме о молодом короле Артуре. Людей рисовать гораздо проще, концепт мультфильма про молодого Артура гораздо легче — да и сам Дисней был большим фанатом мюзикла «Камелот», что тоже внесло свою лепту. Так что в студии посчитали «Меч в камне» гораздо более перспективным.

Андерсон в 60-х ещё раз попробовал возобновить работу над «Шантаклером» — но неудачно.

В 1981 году знаменитый аниматор Мэл Шоу («Бэмби») попытался уговорить студийных боссов снять мультфильм про Шантаклера. Только в этот раз он называл его «самым крутым мачо во Франции» и показывал свои акварельные рисунки. Презентация Шоу провалилась ещё сильнее.

Но о «Шантаклере» не забыли.

Именно благодаря «Шантаклеру» появился «Робин Гуд» — другой ксерографический мультфильм, где все главные герои — антропоморфные животные. В главном герое-лисе уж точно заметно влияние Ренара. А если вспомнить о том, насколько сильно влияние «Робина Гуда» на «Зверополис», то можно сказать, что «Шантеклер» по сути проложил дорожку для лиса Ника Уайлда.

Марк Дэвис использовал свои концепты куриц для аттракциона «Америка поет».

Частично идеи Андерсона воплотились в эпоху «Русалочки», «Алладина» и прочих подобных им мультфильмов-мюзиклов.

А Дон Блут после того, как ушёл из Disney, в 1991 году снял мультфильм «Rock-a-Doodle», чей сюжет навеян «Шантаклером»: наступила вечная ночь, и главные герои ищут петуха Шантаклера, чей крик поднимал солнце.

«Rock-a-Doodle» обернулся ужасным провалом — как кассовым, так и художественным, из-за чего студия Дон Блута разорилась. С тех пор в Disney никто даже не пытался возродить «Шантаклера».

Зато в том же году вышла книга «Шантаклер и лис», которую иллюстрировали концептами Марка Дэвиса.

Отменённые в 60-х экранизации сказок

В 60-х Дисней очень хотел сделать ещё один полнометражный мультфильм по мотивам какой-нибудь сказки. На рассмотрении были «Красная Шапочка», «Гензель и Гретель», «Бременские музыканты», «Три медведя» и другие проекты, о которых мы вообще ничего не знаем.

Причём «Трёх медведей» Дисней пытался экранизировать ещё в 1936-м как ещё одну короткометражку в «Silly Symphonies». Но даже после того, как всех трёх медведей заменили на Микки-Мауса, Гуфи и Дональда Дака, проект всё-равно не получился.

Почему в Disney так настойчиво пытались экранизировать именно сказки? Их легко адаптировать в формат мультфильма для всей семьи, на них не действовало авторское право, да и это уже была некоторая традиция для студии. Правда после «Спящей красавицы» 1959-года до следующей диснеевской полнометражной сказки пришлось ждать ещё тридцать лет.

Скрафи

В начале 70-х Disney вполне могла адаптировать «Скрафи» Пола Гэллика. Эта книга рассказывала, как в 1944 году англичане защищали колонию берберских обезьян Гибралтара от нацистов, ведь ходило поверье, будто, если умрёт последняя гибралтарская макака, то британцы потеряют Гибралтар.

Но в итоге вместо «Скрафи» студия занялась «Луи-медведем».

Герой из ниоткуда

«Герой из ниоткуда» — роман Джея Уильямса, рассказывающий историю двух обычных земных подростков, попавших на странную планету, где они помогли аборигенам побороть страшное чудовище.

Фильм по книге планировался комбинированным — частично анимированным, частично игровым. В какой пропорции были эти части — неизвестно. Равно как и неизвестны точные причина отмены проекта.

Медведь Луи

Певец и актёр Луи Прима, участвовавший в озвучке короля обезьян Луи в «Книге джунглей», настолько понравился всем в Disney, что в студии захотели снять мультик, где он озвучил бы главного героя. Таким проектом хотели сделать «Медведя Луи» — историю про то, как двое мышей вызволяли из зоопарка обаятельного медведя Луи.

В 1973 году Луи Прима перенёс сердечный приступ. Спустя некоторое время после этого у него зачастили головные боли и периодически случались потери памяти. В 1975-м у Луи диагностировали опухоль мозга. Когда начиналась работа над «Медведем Луи», Прима уже не мог работать. Пришлось переделать мультфильм в то, что потом превратилось в «Спасателей».

Излучина сома

В конце 70-х Disney купила права на экранизацию четырёх книг Бена Люсьена Бурмана, рассказывающих истории животных с миссисипских болот. Работу над адаптацией возглавил Кен Андерсон. Он позвал в проект Мела Шоу и Уолта Перегоя, нарисовавшего большую часть концепт-артов.

Судя по концептам мистера Грея, Кен Андерсон хотел хоть где-то использовать наработки «Шантеклера».

Несмотря на то, что уже были все необходимые скетчи и сюжет для мультфильма, студия в итоге передумала что-либо делать по книгам Бена Люсьена Бурмана.

Маленькая метла

После «Лиса и пса» в 1980 году Вольфганга Райтермана отправили работать над адаптацией «Маленькой метлы» Мэри Стюарт. Сюжет той книги был посвящён маленькой девочке, что внезапно для себя попала в школу волшебства, где её обучали быть ведьмой.

Но в конце концов студия решила, что сюжет «Маленькой метлы» слишком походил на фильм «Набалдашник и метла». Да к тому же Disney посчитала этот проект чересчур неамбициозным — руководство хотело тогда снимать нечто вроде «Чёрного котла».

Мюзикана

В конце 70-х многие аниматоры в Disney захотели сделать продолжение музыкальной «Фантазии» — и назвали его «Мюзиканой». В 1980 году студия объявила в Los Angeles Times, что это будет «амбициозная концептуальная смесь джаза, классической музыки, мифов, современного искусства и многого другого, при этом следующая заданному «Фантазией» формату».

Командовать проектом назначили Вольфганга Райтермана и Мела Шоу. Работу над «Мюзиканой» начинали где между 1982 и 1983 годами. В рамках проекта всего запланировали шесть разных короткометражек, действие которых развивалось в разных концах света. Все они должны были поражать своей анимацией — как оригинальная «Фантазия» в 1940-м.

Часть под названием «На байу» показывала лягушек, что где-то в Луизиане играли две джазовые композиции: одну от Луи Армстронга, другую — Эллы Фицджеральд. В финале проплывал речной корабль, который окатывал всех лягушек большой волной.

«Секвенция Южной Америки/Имы Сумак» основывалась на множестве ацтекских и инкских мифах. За музыку отвечала перуанская певица Има Сумак.

Часть «Бог дождя» рассказывала историю про то, как где-то в Африке обезьяна украла алмаз у бога дождя. Тот разозлился и отказался вызывать дожди, пока ему не вернут его реликвию. Реки высохли. Животным было нечего пить. От безысходности они всё-таки отыскали эту злосчастную обезьяну и заставили её вернуть украденное.

За визуал этой части «Мюзиканы» отвечал Кен Андерсон.

Отрывок «Император и Соловей» основывался на «Соловье» Ганса Христиана Андерсена. Частично за концепты мультфильма отвечал Джон Лассетер. Тут Микки Маус показан слугой китайского императора.

Как-то раз император услышал прекрасную песню соловья — и захотел её вновь услышать у себя во дворце. Микки подружился с птицей и уговорил её спеть для властителя.

Тот захотел, чтобы соловей остался во дворце. Но когда ему принесли механического соловья, умевшего петь также, император позабыл про настоящего соловья — и тот улетел.

Спустя года механический соловей сломался. А затем занемог император. К его ложу пришла сама смерть, что рассказывала ему о самых худших моментах его жизни. Но успел прилететь тот самый соловей и отогнал смерть своей песнью.

Короткометражка под названием «Финляндия» показывала битву двух богов, льда и солнца, где-то возле берегов Скандинавии. На фоне играла симфоническая поэма «Финляндия» Яна Сибелиуса.

«Али-Баба и сорок разбойников» рассказывала всем нам знакомую историю — где, правда, всех людей поменяли на антропоморфных птиц. На саундтреке играла «Шехерезада» Римского-Корсакова.

Когда аниматоры завершили работу над всеми необходимыми концептами, они представили их студийным боссам, уверенные в полном успехе.

Однако руководство студии очень сомневалось в перспективах этого предприятия — оригинальная «Фантазия» хоть успела стать культовой, но в своё время провалилась. В итоге от «Мюзиканы» отказались в пользу менее амбициозной «Рождественской истории Микки». Обескураженный Райтерман после такого покинул студию.

Но поговаривают, что наработки «Мюзиканы» спустя почти два десятка лет помогли сделать «Фантазию 2000».

Там, где живут чудовища

В начале 80-х Disney купила права на экранизацию книги «Там, где живут чудовища» Мориса Сендака. А в 1983 году Джон Лассетер предложил студии своё видение проекта: революционную для тех времён смесь рисованных двумерных персонажей и CGI-фонов. Он даже показал руководству тестовый ролик, использующий такую технику.

Но в Disney посчитали, что такая смесь 2D с 3D в формате полнометражки обойдётся слишком дорого — тем более, что у студии почти не было опыта работы над компьютерной графикой. С тех пор Disney так и не сняла свою версию «Там, где живут чудовища».

Отдохновение миссис Мэшем

В 1985 году перед релизом «Чёрного котла» продюсер Джо Хейл со своей командой пытался запитчить идею экранизации книги «Отдохновение миссис Мэшем» Теренса Хэнбери Уайта. Концепты проекта создал Андреас Дежа, что позже рисовал царя Тритона, Шрама, Джафара, Гастона, Геркулеса и Лило.

Книга рассказывала про десятилетнюю сироту Марию, которая после Второй мировой жила в большом поместье. Но это Марию нисколько не радовало: её опекун, толстый и беззаботный викарий мистер Хейтер, постоянно оставлял Марию на попечение гувернантки мисс Браун, которая тиранила девочку. О ней куда больше заботились повариха и уволившийся профессор, живущий в саду.

И вот однажды возле поместья Мария увидела на островке в небольшом озере лилипутов. Она с ними быстро подружились — за что они её не раз выручали.

Питч проекта очень понравился Рою Эдварду Диснею. Однако Майкл Айснер и Джеффри Катценберг невзлюбили этот концепт и уволили большую часть команды, работавшей над мультфильмом.

Армия муравьёв

В 1988 году в студии появилась идея мультфильма о муравье из рабочей касты, что научил пацифизму военных из своей колонии. По какой-то причине эту идею в Disney так и не развили.

А вот Джеффри Катценберг, после того, как ушёл из Disney и основал DreamWorks Animation, вспомнил об этом концепте — что в итоге привело к появлению «Муравья Антца».

Второй мультфильм про кролика Роджера

После того, как «Кто подставил кролика Роджера?» стал вторым по кассовости фильмом 1988 года после «Человека дождя», в Disney захотели сделать ещё один мультфильм про этого героя.

В 1990 году активно шла работа над музыкальным приквелом, который планировали выпустить прямо на кассетах.

Действие происходило с 1941 по 1943 год. В фильме постоянно мелькали персонажи золотого века американской анимации. Роджер, выходец из деревни со Среднего Запада, искал своего отца. В итоге он вместе с малышом Германом попал в армию и спас от нацистов свою будущую жену, Джессику Крепник. Когда кролик вернулся на родину, то внезапно нашёл своего отца — Багза Банни.

Фильм в итоге назвали «Кто открыл кролика Роджера?». Но от проекта быстро отказался Стивен Спилберг, который должен был его продюсировать. Он сказал, что после «Списка Шиндлера» не хочет снимать комедии с нацистами.

Шерри Стоунер и Динна Оливер переписали сценарий, вырезав оттуда войну и добавив много нового про то, как Роджер выступал на Бродвее. Спилбергу это понравилось — но он всё равно не хотел заниматься фильмом: режиссёр тогда как раз основывал DreamWorks. Поговаривают, будто Стивен Спилберг потом вообще отказывался от любого сценария фильма про кролика Роджера, который ему предлагали.

В 1998 году появился совершенно новый сценарий под названием «Где кролик Роджер?». По изначальной задумке, вместо обычной рисованной анимации, всех мультяшных героев должны были нарисовать на компьютере. Но в Disney быстро поняли, что тогда бюджет фильма будет просто заоблачным: в те времена качественный CGI стоил гораздо дороже.

В 2003 году в Disney уже ходили мысли о том, что продолжение «Кто подставил кролика Роджера?» вряд ли будет пользоваться спросом: уж слишком, по их мнению, изменились общественные вкусы.

С тех пор те или иные люди каждые несколько лет говорили о своём желании поучаствовать в новом фильме про Роджера, а Роберт Земекис даже утверждал, что якобы читал сценарий продолжения и посчитал его отличным. Но эти слова так и остались просто словами.

Тестовая анимация

Вряд ли мы когда-либо увидим ещё один фильм про кролика Роджера. Заполнить целый мультфильм культовыми мультипликационными персонажами сейчас гораздо сложнее, чем в 80-х. Роберта Земекиса после истории с ImageMovers Digital в Disney сейчас не шибко жалуют. Боб Хоскинс, игравший роль Эдди Валианта, умер. Да и героиню вроде Джессики Рэббит Disney вряд ли покажет на экране.

Маленький аллигатор

Про «Маленького аллигатора» известно только то, что скетчи к нему рисовал аниматор Дэвид В. Катлер и что это «история взросления жителя Нью-Йорка размером с грузовик».

Отменённые проекты 90-х

В 90-х студия отменила целый ворох полнометражных мультфильмов, о которых известны только одна-две строчки — не сохранилось даже эскизов. Возможно, часть из них отменили в связи с уходом Джеффри Катценберга, управлявшего анимационным отделением Disney до 1994 года.

Про «Песнь моря» мы знаем только одно: это «история про китов». Неизвестно, связана ли она с «Хамфри-китом», о котором мы знаем только название.

Как только вышел диснеевский «Аладдин» в 1992 году, студия отказалась от планов на «Синдбада-морехода». С «Лебединым озером» ничего не вышло, так как не удалось договориться с режиссёром Ричардом Ричем, что в итоге ушёл New Line Cinema делать «Принцессу-лебедя». В то же время отменили экранизации «Кота в сапогах» и «Одиссеи». О чём был «Тербиалос», сейчас вообще невозможно понять.

Ветераны Disney Джозеф Грант и Барни Мэттинсон работали над мультфильмом «Битси». Главным героем был слон, который покинул Индию, чтобы покорить Голливуд. Но ему это не удалось, так что он пошёл работать на заправку. И там встретил свою любовь.

Когда художники закончили раскадровку первого акта, они провели презентацию проекта перед руководством. Спустя двадцать минут Гранту с Мэттинсону сказали, что этот сюжет будет гораздо лучше работать в формате игрового фильма. Аниматоры были в ярости.

Уолт поддержал бы нас безо всяких вопросов.

Джозеф Грант

Начало работы над «Тупой деревенщиной на Марсе» выглядело особенно странно. Авторы идеи мультфильма просто прочитали название короткометражки «The Martins and The Coys» («Мартины и Кои») как «The Martians and The Cows» («Марсиане и коровы»).

В 1996 году Генри Селик, режиссёр «Кошмара перед Рождеством», начинал работу над кукольным мультфильм по книге Кэрол Хьюз «Тутс и перевернутый дом». Сюжет строился вокруг волшебного мира с феями, гоблинами и злобным Джеком Фростом, который выдумала молодая девушка.

Но после большого провала прошлого фильма Skellington Productions, «Джеймса и гигантского персика», Disney расформировала студию и закрыла все её проекты.

Ещё одной так и не реализованной экранизацией был «Человек, который хотел быть королём» по рассказу Редьярда Киплинга — про авантюриста, что при помощи винтовок захватил власть в одной горной стране, отрезанной от всего мира.

Дикая жизнь

Говард Бейкер раньше занимался визуальным рядом мультсериалов для Nickelodeon и анимировал модельку Гидры для «Геркулеса», а Роджер Гулд прославился только тем, что делал часть компьютерной графики для «Геркулеса» и «Кошмара на улице Вязов 6». Так что остаётся загадкой, как они попали на режиссёрские посты второго полнометражного трёхмерного мультфильма студии The Secret Lab, которую Disney образовала в 1999 году для работы над компьютерной графикой.

В ещё большую загадку это превращается оттого, что они управляли целой толпой аниматоров, каждый из которых и до этого, и после успел отличится работой над высокобюджетнымии проектами — хотя многим их имена сами по себе ничего не скажут: Ханс Бачер, Флойд Норман, Джим Хилл, Джордж Мак, Даг Уокер (не тот самый), Крейг Келлман, Бак Льюис и Дэррил Киддер.

Сюжет «Дикой жизни», или в одном из вариантов — «Клубной дикой жизни», частично основывался на пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Все события мультфильма развивались в Нью-Йорке 70-х, культуру которого проект сатирически высмеивал. Но в то же время аниматоры отдавали дань уважения творчеству Энди Уорхола, Анны Винтур и Дианы Вриланд.

По сюжету, Ред Питсейн, владелец ночного гей-клуба, расстроен тем, что его певица Китти-Глиттер растеряла всю былую популярность. Это означало, что все клиенты перейдут в клуб Магды, конкурента Реда и редактора одного очень модного журнала.

Однако Ред с Китти нашли в местном зоопарке слониху по имени Элла, которая мало того, что говорила, так ещё ходила на двух ногах и пела. Они тут же задались целью сделать из неё звезду.

Поначалу у Эллы дела шли неважно: она была не уверена в себе и стеснялась выступать на сцене. Но как-то раз неоновая вывеска ударила её током, отчего она вдруг возомнила из себя известную поп-звезду и моментально действительно пришла к славе. Однако со временем такой образ жизни начал её тяготить: Элла даже захотела вернуться в зоопарк.

Ред тут же попытался уговорить её остаться. Китти подумала, что Ред, в которого она тайно влюблена, пытается соблазнить слониху, отчего приревновала его к Элле. Как только это всё вскрылось, слониха вернулась в зоопарк, чтобы больше никому не причинять неприятности.

Ред и Китти попытались её отговорить — но вскоре поняли, что так Элла будет куда счастливей. И в то же время Ред с Китти осознали, как любят друг друга.

Когда аниматоры со сценаристами показывали свои наработки, Рой Эдвард Дисней, один из руководителей студии, был просто потрясён тем, насколько мультфильм был переполнен шутками для взрослых.

Вот один из сохранившихся примеров таких шуток, чья похабность, правда, теряется при переводе на русский. Когда два персонажа-гомосексуала подходили к канализационному люку, чтобы его открыть, один другого спросил: «Have you ever been down a manhole before?»

Хотя теоретически Disney могла потом открещиваться от связи с этим проектом, как это было с фильмами Touchstone Pictures, всё-таки «Дикую жизнь» отменили — хотя на неё успели потратить двадцать миллионов долларов.

Возможно, так всё случилось из-за того, что режиссёры практически не слушали советов продюсеров. Но вероятней, куда большую роль сыграли очень слабые сборы «Динозавра», другого проекта The Secret Lab, после которого это отделение Disney закрыли.

Наработки «Дикой жизни» потом частично вдохновили DreamWorks на «Мадагаскар».

Тестовая анимация «Дикой жизни»

Кошмар перед Рождеством 2

В 2001 году Disney предложила Генри Селику сделать продолжение «Кошмара перед Рождеством». Тот сказал, что он не против снять новый кукольный фильм. Но в студии ему ответили: им нужен именно CGI-мульфильм, чтобы продемонстрировать всю мощь своего анимационного подразделения. Режиссёр отказался.

Планы на 3D-сиквел у Disney продолжались где-то примерно до 2006 года. Но даже если бы Генри Селик согласился, то студия ничего не смогла бы сделать без разрешения Тима Бёртона, продюсера и автора идеи мультфильма. А он заявил, что не хочет вообще какого-либо продолжения, чтобы сохранить «чистоту» оригинала.

Впрочем, Бёртон ничего не говорил о ремейке «Кошмара перед Рождеством», слухи о котором упорно продолжаются с начала диснеевского бума live-action переделок анимационной классики.

Планета сокровищ II

«Приключения Тигрули» были большим хитом, так что режиссёра проекта Джан Фалкенштейн направили работать над сиквелом «Планеты сокровищ». До выхода первого фильма оставалось где-то восемь или девять месяцев.

Над мультфильмом работала довольно внушительная команда аниматоров, ведь его стиль хотели оставить тот же, что и в прошлом фильме. Помимо новичков Майка Инмана с Ярроу Чейни, над проектом трудились и те, кто придумывали стиль оригинала: Эмиль Митнев и Майкл Седено. Сценарий писал штатный сценарист DisneyToon Studios Эван Спилиотопулос. Актёры озвучки оставались те же, а Уиллема Дефо позвали сыграть главного злодея.

После приключений, пережитых в первом фильме, Джим Хокинс поступал в Королевскую Межзвёздную Академию, и там он плевал на все правила. В особенности это злило его умную и прилежную сокурсницу Кейт — дочку адмирала Блейка, антропоморфного льва.

Капитан Амелия Смоллетт теперь был преподавательницей в академии. Вместе со своим мужем, доктором Делбертом Допплером, она создала корабль «Центурион», самый быстрый во вселенной. Им управлял робот Б.Э.Н.

И однажды кораблём заинтересовался Железная Борода — безжалостный киборг-пират, который заменил на механизмы практически все части своего тела. Он с группой пиратов захватил «Центурион» и устремился в открытый космос. Догнать его никто так и не смог.

На корабле были Джим и Кейт. Они с трудом выбрались оттуда и отправились в туманность Лагуна, чтобы найти Джона Сильвера. Когда тот узнал про Железную Бороду, то сразу же согласился помочь.

По тайным сигналам Б.Э.Н. герои нашли «Центуриона» возле астероида Ботани Бэй, самой большой тюрьмы в мире. И пока пираты штурмовали астероид, Джим с Кейт и Сильвером проникли на корабль.

Джон Сильвер захотел забрать «Центуриона» себе, но Кейт эта идея не понравилась. Между ними началась драка. Это увидели пираты и чуть было не убили Сильвера. В итоге они улетели, а Джим с соратниками остался в разрушенной тюрьме.

Кейт, которая перед этим успела влюбиться в Джима, жутко поругалась с ним. Сильвер, чтобы их утихомирить, рассказал им про то, как он в те времена, когда ещё не был киборгом, поссорился со своей возлюбленной, что в итоге его привело к пиратству — так что им лучше оставить ссору.

Герои помирились и починили корабль, на котором прилетели к астероиду. В итоге они всё же сумели догнать «Центуриона». А старый аугментированный пират достал из своих запасов некий груз мощностью с нейтронную звезду, который хотел приберечь для безбедной старости. При помощи такой импровизированной бомбы Джим взорвал корабль со всеми пиратами на борту.

В конце фильма зрителям показывали, как Кейт с Джимом годами заботились друг о друге и с отличием закончили Межзвёздную Академию. А за их выпускным с гордостью тайно наблюдал Джон Сильвер.

Дела у команды «Планеты сокровищ II» шли неплохо. Уже отсняли несколько сцен, а через неделю после релиза первого фильма планировали начать записать часть реплик у Уиллема Дефо.

Но за полминуты до прихода актёра раздался звонок из студии: проект закрыли. Просто оригинальная «Планета сокровищ» оказалась финансовой катастрофой: это один из самых провальных проектов Disney за всю его историю. При бюджете в 180 миллионов долларов мультфильм заработал только 17 миллионов.

Дальше должно было быть только хуже: фильм вышел в одну неделю с новым кино про Джеймса Бонда, «Гарри Поттером и Тайной комнатой» и диснеевским же «Сантой Клаусом II». Как при таком раскладе делать продолжение для настолько провального фильма? Боссы решили, что никак.

Отменённые проекты 2000-х

В первой половине 2000-х Disney очень активно искала подходящие материалы для мультфильмов. И значительную часть предложений студия отклоняла по той или иной причине. От большей части таких проектов до нас дошла, в лучшем случае, пара строчек описания.

Планировалась экранизация «Полёта камня» Джорджесса Махарга про девочку, сбежавшую от родителей и подружившуюся с гаргульей, что отнесла её потом в убежище, где живут сироты и другие гаргульи.

«Антоний» рассказывал про леопарда, что боролся за свободу в Древнем Египте. Информации о том, насколько он антропоморфный, так и не сохранилось.

В «Поручении для дурака» шут отправлялся в эпическое путешествие, чтобы спасти своё родное королевство.

Роджер Аллерс, снявший «Аладдина» с «Королём львом», в начале 2000-х взялся за мультфильм по шотландской легенде о Там Лине. Там Лин — дух, бывший некогда человеком. Как-то раз от него таинственным образом забеременела принцесса, которая потом спасла героя из плена королевы фей и вернула человеческий облик.

В тот момент Майкл Айснер вёл корпоративную борьбу с Роем Эдвардом Диснеем. Как-то раз он назвал «Там Лина» «ребёнком» Роя Диснея — и с тех пор сделал всё возможное, чтобы не дать этому мультфильму «зелёный свет». Разозлённый Аллерс ушёл из Disney и попытался продвинуть этот проект в Sony Pictures Animation — но не сложилось.

В мае 2002 года в Disney задумали сделать из «Трёх поросят» Дэвида Визнера фильм, используя одновременно 2D и 3D-анимацию. Но в декабре 2003-го его почему-то отменили.

Сюжет книги «Один для печали, два для радости» — фэнтези про страну птиц, в чём-то схожее с «Легендами ночных стражей» Зака Снайдера. В Disney хотели сделать свою адаптацию этого романа — но так и не договорились с автором, Клайвом Вудаллом.

«Дядя Штильцхен» начинался с привычной всем версии сюжета о Румпельштильцхене. Но уже вскоре он похищал ребёнка — и со временем понимал, каково быть отцом. Что шло дальше по сюжету — мы по какой-то причине вряд ли узнаем.

В 2003 году в Disney попытались продвинуть идею экранизации книги «Which Witch?» Евы Ибботсон про то, как могущественный волшебник выбирал себе жену среди ведьм всего мира при помощи конкурса. Неизвестно, почему в итоге мультфильм не сделали: то ли были проблемы с авторскими правами, то ли ещё что.

Под руководством Джозефа Гранта готовилась экранизация «Пингвинов мистера Поппера» — книги про человека, что вдруг обзавёлся у себя дома целым выводком пингвинов. Грант хотел, чтобы действие мультфильма развивалось в 30-х годах прошлого века, когда написали книгу, но Майкл Айснер настаивал на том, чтобы перенести всё в современный Нью-Йорк. Они так и не договорились, так что от фильма пришлось отказаться.

Как-то раз режиссёр Райан Джонсон написал книжку «Принц и свин» про то, как принц вместе со своим любимцем отправлялся в приключение, чтобы похитить хотя бы кусочек Луны — а лучше её всю. Disney заплатила ему около пятисот тысяч долларов, чтобы превратить в анимационный фильм — но на этом всё и закончилось.

Мой народ

В конце 90-х Бэрри Кук, со-режиссёр «Мулан», решил сделать мультфильм по своему рассказу «Призрак и дар», посвящённый трём детям и привидению, что в горах Аппалачи помогали воссоединиться влюблённой паре.

Эту идею отверли Майкл Айснер и Томас Шумахер, руководивший отделения полнометражной анимации. Айснер сказал, что истории нужно больше конфликтов, а Шумахер указал на то, что эта задумка смотрелась бы лучше в виде игрового фильма.

Бэрри Кук не захотел так просто отказываться от своей задумки. Он вспомнил, как в Аппалачах местные любили мастерить кукол — и, отталкивая от этого, заменил детей с приведением на кукол, которых оживил местный умелец. Теперь проект назывался «Мой народ», а для нового питча Кук принёс собственноручно изготовленную статуэтку ангела — одного из персонажей придуманного им мультфильма.

В этот раз Айснера с Шумахером всё устроило. На проект выделили 45 миллионов долларов. Фильм задумывался как смесь двумерной анимации и CGI графики: всё должно было быть будет выполнено в традиционном 2D, кроме кукол, которых создали бы на компьютере.

Аппалачи, 40-е года XX века. После одного случая со свиньёй в далёком прошлом две семьи, Харперы и Макги, враждовали между собой. Но в какой-то момент Элджин Харпер и Роуз Макги влюбились в друг друга — что, естественно, не понравилось их родичам.

Отец Роуз, Старый Макги, захотел разлучить влюблённых — и по рецепту своей покойной матушки сварил «варево синей луны». Как он считал, это было зелье, уничтожающее некоторые воспоминания — но вдруг оно подействовало совсем не так: варево оживило кукол, которых создал Элджин.

Всего этих кукол было восемь. Ангел, сделанный из совка для муки. Эйб — кукла-Авраам Линкольн, созданная из сломанной щётки и считающая, что она самом деле Авраам Линкольн. Чероки — кукла-индеец из старой садовой перчатки.

Элджин смастерил мисс Спинстер из деревянной ноги своей погибшей тётушки. «Хороший мальчик» состоит из автомобильных запчастей и воплощает в себе образ деревенщины. Блюзмен щеголяет манерами блюзового музыканта, так как сделан из сломанной мандолины. Сумасшедший Рэй — пень с повадками заключённого. Ангельский пёс — собака Ангела, сложенная из катушки и бельевой прищепки.

В сценарий всё же не попала кукла «человек-проповедник» с южным акцентом. Руководство DIsney боялось, что такого героя многие посчитают оскорбительным.

Ожившие куклы решили, что их предназначение — помочь Элджину и Роуз быть вместе. Но Ангел решила сбежать куда подальше. Часть кукол отправилась возвращать её, когда все остальные пошли помогать парочке — тем более, что отец Роуз пытался насильно повенчать свою дочь с неким Гербертом Холлингсхедом.

Производство фильма шло вроде бы хорошо. Но в январе 2003 года Томаса Шумахера заменил Дэвид Стейнтон, бывший глава телевизионного отдела анимации Disney. А уж его сюжет мультика совсем не впечатлил. Так что он приказал всё переделать и сменить название картины.

Тогда Бэрри Кук сделал кукол одержимыми духами умерших родственников Элджина. Название сменили на «Несколько хороших привидений». CGI теперь было гораздо больше: 70% к 30% того, что рисовали от руки.

Кук был недоволен всеми изменениями, так как уже успел прикипеть душой к прошлому варианту сценария — но считал, что изменение могут быть и к лучшему. Зато Стейнтон не мог скрыть своей радости из-за нового сюжета.

У вас, наконец-то, есть фильм!

Дэвид Стейнтон
президент Walt Disney Feature Animation c 2003 по 2006

Видео с тестовой анимацией

Чуть позже Стейнтон вылетел во флоридское отделение студии, где увидел «Цыплёнка Цыпу». Затем он вернулся к авторам «Нескольких хороших привидений» и 14 ноября 2003 года объявил: их мультфильм отменён. Он считал, будто история «Цыплёнка Цыпы» способна зацепить куда большую аудиторию.

Спустя некоторое время, когда прошла вольна увольнений, Бэрри Кук ушёл из Disney. Следующий раз он попал в режиссёрское кресло полнометражного проекта только в 2013 году, когда снимал «Прогулки с динозаврами 3D».

О мультике «Несколько хороших привидений» вспомнили в 2015 году. Тогда Рич Мур, один из режиссёров «Зверополиса», заявил, что был бы не прочь вместе с Лассетером поработать над этим проектом. А в 2017 году пошли слухи о том, что якобы Тим Бёртон согласился помочь с работой над мультфильмом. С тех пор новостей нет.

Трусливый кот

Где-то в районе 2004-2005 годов Джон Маскер с Роном Клементсом работали над концепцией «Трусливого кота», персонажи и фоны к которому рисовали Андреас Дежа, Харальд Зиперманн и Ханс Бахер.

Главные герои мультфильма — кот Оскар и какаду Корина, изнеженные уютной обстановкой лондонской квартиры своей хозяйки. Но вот однажды домашний питомец соседей исчез, а всю вину свалили на кота Оскара. И чтобы очистить своё доброе имя, он с попугаем отправились в опасное путешествие — ведь они знали, что то животное похитил человек.

Главной отличительной чертой мультфильма было то, что это чуть ли не любовное послание творчеству Альфреда Хичкока: авторы планировали делать постоянные отсылки к его фильмам, копировать сцены оттуда, смешивать остросюжетную атмосферу с диснеевской комедией.

Однако это же и сгубило проект. Продюсер Дэвид Стейнтон, когда узнал про главную задумку «Трусливого кота», вспылил и сказал, что Хичкока сейчас никто не помнит — особенно дети. Так «Трусливого кота» и закрыли.

Американский пёс

В середине двухтысячных после «Лило и Стича» Крис Сандерс работал над «Американским псом».

Главным героем был пёс по кличке Генри, снимавшийся в телесериале, где он играл роль секретного агента. Во время съёмок одной серии кое что пошло не по плану и после сложного трюка Генри потерял сознание — и очнулся посреди пустыни Невада. Чтобы вернуться домой, ему необходимо преодолеть свыше трёх тысяч километров — в чём ему помогут раздражительный одноглазый кот и гигантский радиоактивный кролик, что тоже ищут своих хозяев.

Работа над мультфильмом шла довольно неплохо — объявили даже примерную дату релиза: 2007 год.

Однако когда в 2006 году Джон Лассетер возглавил анимационное отделение DIsney, к проекту сразу же появилась целая куча претензий. Теперь мультик казался студии «чересчур смелым» и слишком сюрреалистичным. Лассетер предложил всё переделать — Сандерс отказался. Чуть позже аниматор ушёл в DreamWorks Animation, где снял «Как приручить дракона» и «Семейку Крудс».

Проект перепоручили Байрону Ховарду и Крису Уильямсу. Под их руководством мультфильм превратилось в «Вольта», вышедшего в 2008 году.

Крису Сандерсу уж слишком нравились его скетчи с надоедливым одноглазым котом — потом он их использовал в своём комиксе Kiskaloo.

Фантазия 2006

В 2002 году в Disney приступили к «Фантазии 2006» с сохранением той же концепции, что была у двух предыдущих мультфильмов. Но в 2004-м студия из-за кучи следовавших друг за другом провальных мультфильмов закрыла своё флоридское отделение, так что работу над мультиком пришлось свернуть.

Но аниматоры всё-таки сумели завершить 23 минуты из «Фантазии 2006»: короткометражки «Дестино», «По одному», «Лоренцо» и «Девочка со спичками», которые выпустили отдельно. Ходят слухи, что незавершённые короткометражки показывали Австралию и Англию времён The Beatles.

«Дестино» — мультфильм по раскадровкам так и не состоявшегося в своё время совместного мультфильма Уолта Диснея и Сальвадора Дали

Возможно, что одной из частей новой «Фантазии» была «Академия принцесс» — музыкальный кроссовер с героинями диснеевских мультфильмов.

Помимо стандартного набора «диснеевских принцесс» там были Алиса, фея Динь-Динь, Джессика Рэббит, Джейн Портер, Мегара, Виолетта Парр, девушки-кентавры и мадам Упанова из «Фантазии», Анита и Парди из «101 долматинца», Амелия Смоллетт из «Планеты сокровищ», Викси из «Лиса и пса», дева Мариан из «Робина Гуда», «Дженни Фоксуорт» из «Оливера и компании», Аделаида Бонфамили с Герцогиней и Мари из «Котов-аристократов», Тигровой Лилией из «Питера Пена», Салли из «Кошмара перед Рождеством» и ещё очень-очень многие.

Корпорация монстров II

Да, «Университет монстров» вышел, и его формально можно назвать «Корпорацией монстров II» — но это приквел, а не продолжение истории оригинального мультфильма, над которым много размышляли в Pixar середины двухтысячных.

Сюжет сиквела звучал примерно так:

Спустя год после событий первого мультфильма Салли и Майк решили отправиться домой к Бу на её день рождение. Однако в постели они вместо девочки увидели храпящую старушку. Монстры подумали, что она переехала — и отправились в мир людей, чтобы её разыскать.

В 2006 году Disney купила Pixar. А концепции разрабатываемых тогда продолжений для «Корпорации монстров», «Истории игрушек» и «В поисках Немо» по решению глав Disney отправились в мусорное ведро.

Отменённые проекты DisneyToon

В начале 90-х появилась DisneyToon Studios, специализировавшаяся на малобюджетных продолжениях диснеевских полнометражек и сериалов, которые выходили сперва только на кассетах — а потом на DVD. «Красавица и Чудовище 3», «Горбун из Нотр-Дама II», «Мулан 3», «Русалочка 2» — это всё их работа.

И как только Джон Лассетер в 2006-м занял кресло креативного директора, он отменил все подобные мультфильмы, которые ещё не были в производстве.

«Коты-аристократы II» должны были рассказать историю Марии, дочери Герцогини, что вместе со всей своей семьёй на роскошном круизном лайнере ловила вора драгоценностей.

В третьей «Книге джунглей» Балу с Шерханом поймали и продали в русский цирк. Маугли со своими друзьями был вынужден их спасать. А Шерхан по ходу фильма понемногу менял своё отношение к людям.

В «Мулан III» спустя пару месяцев после событий прошлого фильма Мулан спасала из японской тюрьмы отца девушки Вэй Хуа.

«Пиноккио II» главный герой теперь уже настоящий мальчик, что пытается понять, почему жизнь так несправедлива.

Весь сюжет «Цыплёнка Цыпы 2: Миссии на Марс» крутился вокруг полёта на Марс и любовного треугольника Цыпы, его возлюбленной и барана-француза.

А о сюжете таких мультфильмов, как «В гости к Робинсонам: первая встреча», «Геркулес: Троянская война» и «Алладин IV» мы можем судить только по названиям.

Но особенно занимательна история закрытия «Семи гномов».

В начале 2000-х проектом занимались братья Брицци. И они хотели добавить в этот мультфильм побольше мрачности. По их задумке, это приквел про то, как гномы заточили некоего очень могущественного мага в зеркале, с которым потом советовалась злая королева.

DisneyToon эта идея понравилась — но работу над мультфильмом поручили аниматору Майку Дисе и сценаристу Эвану Спилиотопулосу. В их варианте «Семь гномов» анимировали при помощи компьютерной графики. И это был некий ответ DisneyToon «Властелину колец», призванный показать десятитысячелетнюю гномью культуру — но при этом с большой долей шуток и для всей семьи. Это потенциально был самый высокобюджетный фильм студии.

Чтобы было понятнее, насколько тогда серьёзно относились к «Семи гномам»: Disney чуть было не наняла Obsidian Entertainment для того, чтобы сделать RPG по «Семи гномам» в их фирменном стиле. И, по словам Кевина Д. Сондерса, Disney нравилась идея предельно мрачного сюжета: игра вообще начиналась с того, что принц-подросток зарезал свою мать, считая, будто убивает какого-то страшного монстра — и это не катсцена, а исключительно геймплейный момент.

По сюжету «Семи гномов», Ворчун c Простаком раньше жили в гномьей деревне — но их изгнали и они присоединились к пяти другим гномам-скитальцам.

В какой-то момент по неизвестной причине за ними открыл охоту злой колдун. Пока они скрывались от него, гномы наткнулись на прекрасную девушку по имени Нарцисса, за которой начали ухаживать так же, как потом спустя много лет они будут хлопотать за Белоснежкой.

Постепенно Нарцисса всё сильнее проявляла свою злобную натуру. Но гномы верили, что где-то глубоко внутри она всё-таки добрая. В конце концов колдун настиг них и гномам с Нарциссой пришлось бежать в древние магические руины.

Там выяснилось, что Нарцисса на самом деле дочь того самого колдуна, и они использовали гномов, чтобы попасть в руины древних гномов и завладеть всеми их секретами.

В финале Простак пожертвовал собой, чтобы заключить колдуна в зеркале. Нарцисса взяла зеркало с собой, убила короля и захватила власть в королевстве. Простака всё-таки сумели спасти в последний момент — но с тех пор гномы были вынуждены всю жизнь скрываться от Нарциссы, теперь уже злой королевы.

Презентацию встретили с восхищением. Некоторые даже плакали. Фильму дали «зелёный свет».

И вроде бы всё шло просто отлично — но однажды раздался телефонный звонок от исполнительного директора студии: «Простак должен заговорить». Руководство не верило, что можно нормально показать немого персонажа — в оригинальной «Белоснежке и семи гномах» Простак был именно таким героем.

Когда Диса начал приводить аргументы в защиту неразговорчивости Простака, босс заявил, что тогда нужно показать, почему он вдруг перестал говорить: «Итак, мы хотим историю о том, как Простак получил эмоциональную травму, мешающую ему говорить». И тут же придумал причину: мать Простака должна зверски умереть на его глазах. И эта сцена должна появиться чуть ли не в вступлении мультфильма.

Диса был взбешён. Мало того, что смерть родителей — полнейшее клише, так ещё ему претила мысль о том, чтобы после такого делать кучу беззаботных комедийных ситуаций с немым Простаком. А остальные студийные боссы ему твердили: «Покажи комедию, а затем покажи ту штуку с матерью. Дети даже не заметят».

В итоге руководство DisneyToon привело Дису в головной офис Disney и хотело заставить его лично рассказать Лассетеру об изменениях в сценарии.

Вы в своём, *****, уме? Я не пойду в кабинет Джона Лассетера и не буду питчить ему фильм про то, как Простак психически слишком искорёжен для того, чтобы говорить!

Майк Диса

Майк Диса так и не зашёл в кабинет Джона Лассетера. Спустя пару недель он заявил о своём уходе с проекта, сказав, что «не хочет заниматься этим дерьмом».

Когда Джону Лассетеру всё же показали изменённую версию сценария, он тут же закрыл проект.

Жёлтая подводная лодка 3D

В 2007 году Disney и ImageMovers, киностудия Роберта Земекиса, создали совместное предприятие под названием ImageMovers Digital, где Земекис мог бы делать анимационные фильмы при помощи технологии захвата движений. Тогда это ещё был вновинку

И 11 сентября 2009-го на выставке D23 Expo Disney объявила, что Роберт Земекис в ImageMovers Digital занимается мультипликационным ремейком «Жёлтой подводной лодки».

Выпустить фильм планировали к лондонской олимпиаде 2012 года. Для захвата движений битлов позвали трибьют-группу The Fab Four — хотя музыкантов должны были озвучить совсем другие люди.

Планы на выпуск этого ремейка похоронила «Тайна красной планеты» в 2011 году. Это был просто катастрофический провал: фильм собрал только 39 миллионов долларов — при бюджете в 150. Впрочем и прошлый фильм студии, «Рождественская история», тоже провалился в прокате. Поэтому Disney попросту закрыла ImageMovers Digital, чтобы не потерять ещё больше.

Земекис попробовал передать проект под крыло другой студии — но никто так и не заинтересовался. В 2012 году режиссёр и сам заявил, что этот мультфильм ему больше не интересен.

Тритон

В 2008 году Pixar с Walt Disney Studios анонсировали свой новый мультфильм под названием «Тритон». Руководить проектом должен был Гэри Райдстром, легендарный звукорежиссёр, получивший за свою работу семь «Оскаров». «Тритон» — должен был стать его первым опытом в режиссуре мультфильмов.

Сюжет «Тритона» рассказывал о двух последних оставшихся на планете тритонах с синими ногами, самца и самки. Их всё пытались спарить учёные, но им никак это не удавалось: тритоны друг другу просто не нравились. В итоге что-то пошло не по плану, тритоны попали на свободу и ввязались в опасное приключение, во время которого поняли: поиски второй половинки могут пройти совсем необычным образом.

После анонса о «Тритоне» почти не было никаких вестей. В это время в студии никак не могли придумать, как вообще можно заставить эту концепцию нормально сработать.

В конце концов Райдстрома сняли с проекта. Главным над «Тритоном» назначили Пита Доктера («Головоломка», «Вверх»).

У него тоже не получилось придумать, что же делать с мультфильмом про синеногих тритонов. Тогда он сказал, что у него появилась идея получше. Так всех перевели на съёмки «Головоломки».

В 2010 году всю информацию о мультфильме вдруг удалили из энциклопедии Disney. После этого Дэйв Смит, главный архивариус студии, объявил, что проект отменили. По одной из версий, последний гвоздь в крышку гроба забил «Рио» от Blue Sky Studios — мультфильм с очень похожей концепцией.

Мор

В 2010 году в Disney объявили о том, что Рон Клементс и Джон Маскер, режиссировавшие диснеевские мультфильмы ещё со времён «Великого мышиного сыщика» и «Русалочки», занялись экранизацией книги «Мор, ученик смерти» Терри Пратчетта. Концепт-арты к проекту рисовала Клэр Кин.

Однако спустя некоторое время выяснилось, что права на экранизацию «Мора» продают только в наборе с правами на экранизацию всех книг из цикла про Плоский Мир. И студия не захотела тратить такие большие деньги ради одной интересной ей истории — а отбить эту сумму получилось бы только за счёт целой франшизы мультфильмов. В то же время руководство Disney сильно сомневалось в том, как зрители воспримут главного героя-Смерть.

Король эльфов

Филип Дик и Disney — неожиданное сочетание. Но где-то в 2009 году Аарон Блейз и Роберт Уокер, известные по «Братцу медвежонку», работали над экранизацией «Короля эльфов» в виде трёхмерного мультфильма.

По сюжету этого короткого рассказа, старик Шардаш Джонс, владевший бензоколонкой, как-то встретил умирающего короля эльфов, что назначил его королём всех эльфов. В итоге Шардаш возглавил эльфийский народ и уничтожил троллей, которые им так вредили. В бою Шардаш убил короля троллей — правда выяснилось, что этим королём был лучший друг старика.

В 2009 году проект заморозили. А на следующий год возобновили, поставив во главе Криса Уильямса, одного из режиссёров «Вольта». Причём он так хорошо справлялся, что «Король эльфов» мог занять дату релиза «Холодного сердца» в 2013-м.

Но вскоре «Короля эльфов» снова закрыли. Причина — «проблемы с сюжетом». Что именно это значит, мы теперь вряд ли узнаем.

Король теней

После того, как Генри Селик сделал «Коралину в стране кошмаров» и ушёл из студии Laika, его позвали в Disney. Селику даже выделили отдельное подразделение со штатом в сто пятьдесят человек, только чтобы он делал всё, что ему взбредёт в голову — но эксклюзивно от имени Disney. И первым делом тот взялся за съёмки сюрреалистичного кукольного мультфильма «Король теней».

В центре сюжета был сирота Хэп с аномально длинными пальцами, которых стыдился, отчего постоянно от всех прятал. Однажды он встретил девочку-тень, что научила его пальцами создавать теневых существ. И оказалось, что они ему вскоре понадобятся: его брата Ричарда жаждет убить некий жуткий монстр. Затем бы он принялся за уничтожение всего Нью-Йорка.

В 2011 году началось производство мультфильма. Дела у аниматоров шли неплохо: в апреле 2012-го Disney даже назвала дату релиза — 4 октября 2013 года.

Но уже в августе 2012 года студия закрыла проект — хотя Селик успел сделать часть сцен, для чего пришлось построить миниатюрную версию всего Центрального парка. На сам мультфильм уже потратили пятьдесят миллионов долларов. Весь штат, работавший над «Королём теней», разом уволили.

Такое решение объясняли тем, что режиссёр не укладывался в график. Хотя, скорее всего, после провала «Джона Картера» в Disney сильно боялись финансировать ленты, которые имеют хоть какие-то шансы не окупиться.

Но оставалась ещё надежда на то, что мультфильм перекупит другая студия — Disney дала разрешение на такой ход. В Европе покупателей не нашлось. Laika, специализирующейся на подобных мультфильмов, хотела взять проект на себя — но по какой-то причине не захотела этого делать.

В итоге, «Король теней» окончательно умер.

Книга кладбищ

В апреле 2012 года Disney купила права на экранизацию книги Нила Геймана, которую в России издавали под названием «История с кладбищем». По сути это «Книга джунглей», действие которой перенесли на кладбище: к примеру, главного героя воспитывали приведения, а его наставники — оборотень и вампир.

Мультфильмом по этой книге должен был заняться Генри Селик — после того, как закончил бы «Короля теней».

Но после отмены своего мультфильма режиссёр ушёл из студии, и проект в 2013-м передали Рону Ховарду, который захотел сделать из «Книги кладбищ» игровое кино. Disney вроде бы до сих пор не отказалась от планов — но дело с мёртвой точки пока так и не сдвинулось.

Гиганты

14 августа 2015 года на выставке Disney D23 представили новый проект — 3D-мультфильм «Гиганты», который собирались выпустить 21 ноября 2018-го. У руля были Нэйтан Грено, причастный к «Рапунцель», и Мэг ЛеФов, участвовавшая в написании сценария к «Головоломке».

Сюжетно «Гиганты» основывались на сказке «Джек и бобовый стебель». Действие перенесли в Испанию времён Великих географических открытий. Сюжет строился вокруг дружбы Джека, нашедшего облачную страну великанов, и одиннадцатилетней восемнадцатиметровой девочки Инмы, что его поймала и относилась к нему, как к живой кукле. Они противостояли грозовым великанам.

Мультфильм задумывался во многом похожим на «Холодное сердце» — к проекту даже привлекли авторов песен оттуда.

О работе над «Гигантами» практически ничего не известно.

25 апреля 2017 года мультфильм сменил название на «Гигантский», а его дату релиза переместили на 25 ноября 2020 года. Осенью того же года проект отменили по неизвестной причине, хотя, по словам работников студии, он был далеко не на ранних этапах создания.

Мышиная стража

С 2006 года выходила серия комиксов «Мышиная стража», которая завоевала множество престижных наград и полюбилась аудитории. Комикс рассказывал историю фэнтезийного мышиного королевства, мрачную и эпическую. Там друг с другом схватывались целые армии, а главных героев нередко убивали.

Для примера общей атмосферы «Мышиной стражи»: в первом же номере один персонаж залез в раскрытую пасть змеи и там своим клинком продырявил её череп. А потом мёртвую змею вскрыли — и там нашли то, что осталось от пропавшего торговца.

В итоге экранизацией этого комикса заинтересовалась 20th Century Fox. В июле 2016-го киностудия объявила, что начинает работу над фильмом по «Мышиной страже». Проект называли «„Игрой престолов“ с мышами», и в студии обещали, что сохранят дух первоисточника.

Продюсером назначили Мэтта Ривза, который тогда как раз закончил работу над третьей перезапущенной «Планетой обезьян». Сценарий писал Гэри Уитта, автор «Книги Илая». А режиссёром взяли Уэса Болла, снимавшего всех «Бегущих в лабиринте». Роли озвучивать должны были Идрис Эльба, Энди Серкис и Томас Сэнгстер.

За двенадцать месяцев команда провела все необходимые подготовительные работы для начала съёмок. К примеру, небольшая группа аниматоров за двенадцать недель на Unreal Engine сделала почти десятиминутный ролик, показывающий примерное видение проекта.

Но планам Уэса Болла и прочих не суждено было сбыться. В марте 2019 года Disney завершила сделку по покупке 20th Century Fox. И за дне недели до начала полноценной работы над «Мышиной стражей» раздался звонок из Disney: проект закрыт — хотя на него уже успели потратить двадцать миллионов долларов.

Есть несколько возможных причин такого решения. В Disney могли просто побояться рискнуть вложить в «Мышиную стражу» ещё 150 миллионов долларов, как того требовал проект. Возможно они не захотели конкуренции для Pixar и своего внутреннего анимационного подразделения.

По ещё одной версии, мультфильм показался руководству Disney «слишком детским», когда они хотели, чтобы купленная их 20th Century Fox производила впечатление студии, занимающейся скорее фильмами для более взрослой аудитории.

Даже этот список рассказывает лишь о части отменённых проектов Disney — по понятным причинам, в компании не любят делиться такими сведениями. Какие-то из этих фильмов явно могли бы стать культовыми, но не сложилось. И кто знает, возможно, по какой-то невероятной причине, у некоторых из них ещё будет шанс.

 

Источник

Читайте также