Я начал работу над этим видео раньше событий потрясших весь мир. В какой-то момент даже было желание не выпускать его. Но перечитав текст, я понял, что, не смотря на его развлекательное содержание, в нем есть особый месседж, актуальный именно сейчас…
«Любой может носить маску. И вы – не исключение!»
Благодаря этому простому, но мощному посланию и беспрецедентному мастерству, «Человек-паук: Через вселенные» взлетел на вершину моего списка Marvel и сразу же стал одной из моих любимых кинолент. Во многих смыслах «Через вселенные» делает всё иначе, по-своему. Фильм переворачивает основы с ног на голову.
Погружение Майлза Моралеса в судьбу – момент падения под бит «What’s Up Danger» – это ярчайший пример такой решимости, которая в голове достигает своего прекрасного апогея. Короче говоря, хочется просто встать и аплодировать. Но что именно делает этот момент таким сильным? Как они это сделали? Я бы сказал, что по-настоящему понимая, что представляет собой маска, уважая корни Человека-паука из комиксов, и создавая полную противоположность тому, как показывают кульминационную сцену вступления супергероя в свои права девяносто девять процентов фильмов. Это гениально! Это во многом связано с маской и кубизмом, и это то, о чем я хочу поговорить сегодня.
Сцена «Прыжок веры» решает вопрос, кто такой Майлз, со всех точек зрения, которые может себе позволить визуальное повествование. Вы получаете основные кадры, показывающие его рост, например, его отражение, которое заполняет костюм Человека-паука.
Вы получаете кавычки, выделяющие важные строки сюжета и расположенные повсюду, напоминая нам о том, что привело к этому моменту. И все это перемежается великолепной стилизованной анимацией, над созданием которой у огромной команды технических и художественных волшебников ушло огромное количество заботы и любви. Существует множество видеороликов, посвященных космической работе над визуальными эффектами, включая разработку совершенно новых графических движков и специализированных программ, которые позволили аниматорам придать каждому кадру полностью нарисованный от руки вид.
Также это высвобождающаяся концентрация выдающихся моментов, с которыми мы уже знакомы. Например, мы знаем, что у Майлза становятся липкими руки, когда он боится, поэтому разбитое стекло в этой сцене говорит нам о том, что он прыгает, несмотря на свой страх, буквально отталкиваясь так сильно, что тянет за собой окно. Это что-то вроде очевидной кульминации. «Через вселенные» не упускает нюансов, но не только они делают эту сцену одной из моих самых любимых.
Чтобы понять это, нам нужно взглянуть на то, как команда «Через вселенные» отдала дань уважения оригинальному Спайдермену, из комиксов. В полной мере используя элементы анимации, «Через вселенные» постоянно бомбардирует нас панелями, визуальными звукоподражаниями, необычными композициями, которые вы почти никогда не увидите в live-action аналогах, и множеством кадров, где Майлз появляется несколько раз, не говоря уже о таких ярких трюках, как смещение печатных красок и различная частота кадров.
Как сказал режиссер Боб Персичетти, одна из сильных сторон комикса заключается в том, что ему удается воплотить в одном изображении краткое мощное сюжетное действие или движение. В процессе анимации он пытались добиться того же. И это ключ.
«Через вселенные» рассматривает экран как полноценную страницу комикса, как «Халк» Энга Ли. Техники, которые изначально использовались на нескольких неподвижных панелях для создания иллюзии движения, теперь оживают на пленке, как будто сами комиксы раскрывают свой истинный потенциал одновременно с нашим героем. Кинолента предлагает нам не только вспомнить легендарную историю Человека-паука, частью которой Майлз собирается стать, но и полностью сосредоточиться на идее Спайдемена как персонажа и иконы.
Насколько это личная история Майлза, настолько же это история Человека-паука, мифического персонажа, поскольку он проявляется в бесконечном множестве измерений. Так что вполне уместно, что в этот кульминационный момент мы получаем наибольшее количество визуальных отсылок на Человека-паука как на героя комиксов, как на легенду. Это обращение к истории персонажа вдвойне уместно, учитывая, что в этот момент вы смотрите фильм, который появился благодаря коллективным усилиям и совместной работе самой большой команды, когда-либо созданной Sony Pictures Animation, – 180 аниматоров. Мы говорим о том уровне анимации, когда на создание четырех секунд отснятого материала уходил иногда целый месяц.
Все это усиливает чувство наследия, которое фильм собирается передать зрителю. И это то, что делает «Через вселенные» уникальным. Ведь что связывает всех этих Спайдерменов вместе? Что символизирует Человека-паука? Это самая основная идея фильма, и она глубоко укоренилась не только в супергеройской культуре, но и в основе комиксов. Все дело в маске.
Есть замечательная книга Скотта МакКлауда «Понимание комиксов», которая объясняет это намного лучше меня, но суть такова: маска, не отображающая каких-либо деталей лица, которые мы распознаем как характерные для другого человека, позволяет нам легче проецировать самих себя – наши собственные чувства, реакции и личность в целом – на персонажа.