Откуда взялись демоны в Библии?

Откуда взялись демоны в Библии?

Вера в этих существ была известна ещё задолго до христианства и возникла в эпоху палеолита, проистекая из страха человечества того времени перед чем-то неизвестным, странным и ужасающим. Но самого слова «демон» тогда ещё не существовало, а похожее греческое слово «даймон» ( δαίμων ) ещё не было стилистически негативно окрашено. В мифологии под этим словом понимались меньшие божества или духи, силы природы, а по словам Гесиода и «великие могущественные фигуры«, такие как Фаэтон, сын бога Гелиоса. Также даймонами после смерти стали и люди Золотого Века по воле Зевса, чтобы благожелательно служить смертным в качестве их духов-хранителей. Есть предположение, что слово «даймон» происходит от слова daēmōn ( δαήμων , «знающий или мудрый») или, что более вероятно, от слова «дайо» ( δαίω , «делить, распределять судьбы»).

Демонические существа как вестники зла, встречались в Египте, в Месопотамии и Вавилоне, но при этом они воспринимались как хранители подземного мира, куда смертному до определённого момента вход был заказан, и они вынуждены были охранять это убежище. Некоторые играли роль палачей, посланных богами покарать неугодных или же просто являлись агентами хаоса, возникающими из мира за пределами творения, чтобы приносить несчастья и страдания без каких-либо божественных указаний, ведомые только злыми побуждениями.

В иудаизме было два вида демонов — Шедим и Сейрим. Причём первые воспринимались не в том значении, какими мы знаем демонов сейчас. Шедим описывались либо как творения Бога Яхве, созданные в шестой день, либо как потомки Лилит и Адама, либо как проклятые за святотатство строители Вавилонской башни. В Талмуде и апокрифах Шедим описывались то как обладатели петушиных когтей и лап, то ангелоподобными:

«В трех отношениях они подобны ангелам-служителям: у них есть крылья, как у ангелов-служителей; и они летают из одного конца мира в другой, как ангелы-служители; и они знают, что будет в будущем, подобно ангелам-служителям. И в трех отношениях они похожи на людей: они едят и пьют, как люди; они размножаются, как люди; и они умирают, как люди«.

Иногда шейды (Шедим) описывались как существа в форме птицы, с крыльями дракона , львиным хвостом и человеческим фаллосом. Начиная с 19-го века Шедим стали Камбионами, то есть гибридами инкубов/суккубов и людей. Считалось, что Шедимы могут вызывать болезни и несчастья, следовать за мертвыми и летать вокруг могил, но в то же время абсолютным злом злодейским не являлись, могли и пойти людям на пользу. Единственный упомянутый по имени шедим в Талмуде — это Асмодей/Ашмедай, принявший облик царя Соломона.

Что касается Сейрим, то тут другая история. В еврейском словаре слово «Sa’ir» обозначало животное козу/козла. Лишь под влиянием ассирийской мифологии, а также при отождествлении с греческими сатирами и римскими фавнами, в иудаизме Сейрим стали восприниматься уже как козлоподобные демоны. А посему и в эпоху Позднего Средневековья и Сатану позже стали изображать с головой козла или сатироподобным. Обе сущности появляются в библейском контексте в качестве жертвоприношения несуществующим ложным богам.

Под влиянием зороастризма, где злыми духами являлись Дэвы, морально амбивалентные даймоны в иудаизме и христианстве были заменены демонами, стремящимися к разложению. Демон стал не только Падшим Ангелом, но и вредоносной духовной сущностью, которая может вызвать одержимость и психические расстройства, А когда в 16-17 веках эпохи Возрождения «вошли в моду» искусства чёрной магии, такие как виды гадания (геомантия — гадание по земле, гидромантия, аэромантия, пиромантия, некромантия (вызов духов с целью узнать будущее), хиромантия — это гадание по ладоням субъекта, практикуемое цыганами ( в то время недавно прибывшими в Европу), скапулимантия — гадание по костям животных), то демон уже воспринимался, как существо, которое возможно призвать и контролировать.

 

Источник

Читайте также