Давайте представим себе обычного среднестатистического пришельца. Что нам рисует наше воображение при слове «инопланетянин»?
Скорее всего, это будет один из двух вариантов:
-
Классический маленький зелёный человечек. Возможно, у него есть рожки, антенны или какие-нибудь другие отличительные признаки. Но самое главное, что он маленький и он зелёный.
-
Более современный и «взрослый» светло-серый гуманоид. У него непропорционально большая округлая голова, которая сужается в нижней части. Ещё у него огромные чёрные миндалевидные глаза без зрачков. Руки у этого инопланетянина длинные и очень тонкие, с большими пальцами. Тело тоже тонкое и вытянутое.
Эти два образа наиболее характерны для нашей современной поп-культуры. Их можно встретить и в книгах, и в кино, и в комиксах — почти всегда, когда речь идёт об инопланетянах. Конечно, есть и исключения: писатели-фантасты и художники с богатым воображением сознательно избегают банальных привычных паттернов. Но маленькие зелёные или серые человечки прочно засели у нас в мозгах.
Что общего у викингов и инопланетян?
В подобных случаях интересно понять, откуда же взялись столь устойчивые стереотипы. Многие из вас, наверняка, уже читали о том, что у настоящих исторических викингов на самом деле не было никаких рогов на шлемах. Тем не менее, при слове «викинг» мы не задумываясь представляем себе светловолосого или рыжеволосого гиганта с непременными атрибутами — рогатым шлемом и двумя косичками по бокам.
На самом же деле учёные считают, что если викинги и использовали рогатые шлемы, то только в редких случаях — скорее как церемониальные головные уборы для особых ритуалов. В бою же такие шлемы не столько помогали бы, сколько мешали. В самом деле, не бодать же викингам своих противников. Ни в одном захоронении того времени не было найдено подобных артефактов. Существует даже гипотеза, что викинги вообще не носили шлемов.
Есть две версии происхождения легенды о рогатых шлемах. Первая связана со средневековой католической церковью, которая объявила воинственных викингов чертями и «дьявольским отродьем». Вполне логично было бы изобразить их с рогами, что и не преминули сделать авторы церковных книг. Вторая версия — более современная. Романтические художники 19 века любили изображать своих героев в сильно приукрашенном виде — примерно так же, как в наши дни в комиксах рисуют супергероев. Например, в 1820 году шведский художник Август Мальмстрём в иллюстрации к поэме «Сага о Фритьофе» изобразил викингов с рогатыми шлемами. Книга имела большой успех и миф распространился по всей Европе.
Маленькие зелёные человечки
Давайте ненадолго забудем про инопланетян и подумаем, кто же у нас в истории мифологии и литературы ещё был зелёным (не обязательно маленьким). Да ведь это же эльфы! Есть ещё и лепреконы. А в русском фольклоре — многочисленные лесные жители под руководством лешего: всяческие кикиморы, лесовики и нимфы.
Это только самые очевидные и известные примеры. Если же проследить всю цепочку, то становится понятно, что устойчивый паттерн таинственных зелёных существ, которые живут рядом с человеком, существует в мифологии ещё с первобытных времён.
В книге Антона Первушина «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора» подробно изложена вся история мифа о зелёных человечках. Точнее — о древних зелёных богах и героях до того, как они измельчали. Вот некоторые примеры:
-
Бог Осирис в египетском пантеоне, которого изображали с зелёной кожей и каким-нибудь растением.
-
Шумерское божество Таммуз, кельтский Ноденс и скандинавский Один тоже так или иначе связаны с природой и плодородием. Правда, не очень понятно, насколько они были «зелёными».
-
Герои народного фольклора: Джон Ячменное зерно, Пак, Зелёный рыцарь, Лепрекон. Даже сам Робин Гуд, который традиционно обычно изображается в зелёной одежде.
-
Обитатели холмов сиды, шиды или туаты в кельтской мифологии.
-
Наконец, эльфы, которые, как считается, произошли от германо-скандинавских альвов, олицетворяющих животворящую силу природы. В более поздних английских сказках эльфы сильно уменьшились в размерах и традиционно имели зелёную одежду или зелёную кожу.
Вообще, так называемый «зелёный человек», — это популярный мотив в средневековом искусстве.
Так что зелёных человечков в нашей мифологии более чем достаточно. Заметьте, почти все они обычно скрытно живут рядом с людьми и связаны с природой и плодородием. Ну а уж позже стереотип о зелёных людях плавно перекочевал в современную космическую мифологию. Инопланетяне тоже показываются людям только по особым случаям. Есть также устойчивый миф, что они живут рядом с нами (вспомним хотя бы «Людей в чёрном»).
Антон Первушин приводит примеры ранних образчиков новой формы образа зелёных человечков:
-
Забытый рассказ Чарльза Лумиса «Зелёный мальчик с Ура», написанный в 1899 году. В нём фигурирует марсианин-гуманоид зелёного цвета.
-
Детская книжка Фанни Остендер «Дар магического жезла», 1902 год. В ней главного персонажа в мир фей сопровождает маленький зелёный гуманоид.
Теперь ироничный термин «зелёные человечки» всё больше ассоциируется именно с инопланетянами. В укреплении этого мифа поучаствовали и журналисты, и писатели фантасты, например, Эдгар Берроуз.
Сейчас «зелёные человечки» воспринимаются скорее как герои детских книжек и юмористических произведений. Им на смену пришли «серые человечки» или «греи».
Маленькие серые человечки
Серые гуманоиды уже совсем не такие милые, как зелёные потомки эльфов. Они выглядят угрожающе и пугающе, они медленно и таинственно перемещаются в тумане и бесстрастно смотрят на вас своими чёрными огромными глазами. Их образ призван возродить серьёзное отношение к инопланетному вторжению и рассказам очевидцев.
Считается, что впервые греи встречаются в повести шотландского писателя Кеннета Фолингсби «Меда: Сказка о будущем», написанной в 1891 году. Затем идею подхватил и растиражировал Герберт Уэллс в эссе «Человек миллионного года». Оно было опубликовано в 1893 году и описывает наших далёких потомков примерно так же, как мы представляем себе серых инопланетян.
Ну а дальше этот образ, что называется, пошёл в народ. Нам он хорошо знаком по современному кино, например, по сериалу X-Files или по фильму Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего рода». Ну и, конечно, многие из вас видели замечательную мистификацию — запись Alien autopsy, 17-минутную ленту, изображающую медицинское исследование пилота-инопланетянина на американской военной базе.
Но как же возник этот образ? Если зелёные человечки пришли к нам из доисторической глубины веков, то откуда же к нам пожаловали серые человечки? На этот счёт есть просто удивительная гипотеза, которую выдвинул психолог Фредерик Мальмстрём.
Примечание. Когда я написал этот абзац, я вдруг с удивлением обнаружил, что современный психолог — однофамилец шведского художника Августа Мальмстрёма, который придумал рогатые шлемы викингов. Бывают такие совпадения.
Итак, держитесь. По гипотезе Мальмстрёма все мы встречали в детстве образ серого большеглазого инопланетянина. Это наша мать.
Не спешите записывать американского учёного в шарлатаны и мистификаторы. Всё дело в том, что каждый младенец обладает астигматизмом и воспринимает окружающий мир совсем не так, как взрослый человек. И самое первое лицо, которое он видит в своей жизни, лицо матери, воспринимается им как набор расплывчатых пятен. Астигматизм у младенцев постепенно проходит, а образ «гуманоида с большой головой, огромными чёрными глазами и бесцветной кожей» остаётся в глубинах нашего сознания на всю жизнь.
Корни всех вещей
Признаться, когда я прочитал в книге Антона Первушина главу «Инопланетяне тайно присутствуют на Земле», я был поражён тому, насколько глубоко идея о зелёных человечках уходит корнями в далёкое прошлое. Как причудливо иногда преобразуются старинные мифы, прежде чем дойти до нашего времени! Многое из того, что считается современным, на самом деле зародилось даже не в средневековье, а в гораздо более древние времена. Всё это удивительным образом перемешивается с особенностями работы нашего сознания, порождая устойчивые стереотипы.
Наша поп-культура породила целый зоопарк образов инопланетян: от мрачного зловещего Чужого до дружелюбного добродушного Альфа. Но зелёные или серые человечки с большими головами и миндалевидными глазами по-прежнему прочно сидят у нас в головах и никуда не собираются уходить. Мы считаем, что именно так и должны выглядеть «реальные» пришельцы.