Помню, в одном из выпусков журнала «Лучшие компьютерные игры»* была подборка игровых миров, в которых, по мнению автора, приятно проводить время. Эдакий видеоигровой отпуск. GTA: Vice City в той подборке, конечно, не было. Зато была San Andreas. Не в обиду фанатам приключений Си-Джея, Лос-Сантос слишком необъятный для меня, да и сеттинг 80-х мне как-то ближе — вкусовщина, все дела.
И хотя прохождение сюжетки Вайс-Сити вполне можно назвать традицией (в моем случае — каждый год в конце весны/начале лета**), то рефлексия (иногда с морфемой само-) и ностальгия — неотъемлемая часть жизни, преодолевающая законы логики и четвертое измерение — время.
*До сих пор считаю главного редактора журнала, Андрея Ленского, знаковой фигурой эпохи печатного игрожура в России.
**В этот раз я решил обратиться к reVC версии, фанатскому проект по реверс-инжинирингу оригинального движка игры (разработка проекта благополучно уничтожена DMCA страйком от Take-Two), в котором добавили визуальные эффекты с консольных версий, поддержку относительно современных графических api, исправили баги, оптимизировали процесс загрузки локаций и т.д. Все скриншоты ниже оттуда же.
Vice City is twenty-four carat gold these day
И пусть сейчас виртуальный оммаж на Майами выглядит скорее как декорация (без юбисофтовских вышек и треклятых скеллигских вопросов, хотя страсть к собирательству и выполнению побочных активностей игра может удовлетворить), Рокстар сделали максимально реалистичный город, насколько позволяли технологии, деньги и приверженность братьев Хаузеров продюсировать хорошие игры. Не спорю, если вы не выработали с годами теплые чувства к старому доброму низкополигональному 3D, визуал может резать глаз.
I work for money
Геймплей в игре не является для меня чем-то принципиальным при погружении в жемчужину побережья Атлантического океана. Тут дело не в объективных недостатках игрового процесса (я считаю, что их в принципе нет в Вайс-Сити, хотя могу понять тех, кому не нравится, например, дубовое управление и стрельба), а в моем восприятии компьютерных игр в целом. Проблема даже, наверное, не в пресловутом «раньше было лучше». А скорее в том, что игровая индустрия приучила меня к «механическому» взаимодействию с геймплеем, либо я, к сожалению, попросту охладел к видеоиграм.
В формате времяпрепровождения в компьютерном клубе GTA: Vice City мне казалась идеальной песочницей с бесконечным инструментарием, который становится даже больше благодаря распечаткам с чит-кодами, но со временем я понял, что это отличная сюжетная игра. Абстрагируясь от многочисленных отсылок к Scarface, Miami Vice и поп-культуре 20-го века, работа Рокстар — смешное, ироничное и душевное произведение. Томми Версетти в исполнении блистательного Рэя Лиотты (я начинал писать это эссе до того, как пришла печальная весть, что харизматичный дядька уже не с нами, но яркие образы его персонажей навсегда в наших сердцах) извергает остроты, фразы, которые разлетаются на цитаты и мемы. Уморительные диалоги и кат-сцены, юмор, не скованный рамками современной аморфной, часто вопреки здравому смыслу, игровой индустрии — то, что никогда не устареет.
You know, Ken. I think this could be the beginning of a beautiful business relationship…
Саундтрек лицензированный и оригинальный не меньше работает на атмосферу, чем непосредственно визуал игры.
Не вижу смысла рассусоливать о достоинствах лицензированной музыки и бросаться общими фразами (хотя, кто меня остановит, я все равно буду). Подборка треков разных исполнителей, растасованная по жанровой принадлежности и радиостанциям, — визитная карточка серии Grand Theft Auto. Песни органично вписаны в радиоэфир, и любой ценитель музыки с неоновым сиянием 80-х найдет станцию по душе.
Разговорные радиостанции — отдельный вид искусства в портфолио Rockstar Games. Каждая передача тянет на вполне неплохой стендап.
Оригинальный саундтрек, встречающий игрока в начальной заставке и провожающий в конце путешествия Томми Версетти, был написан до того, как появилось модное слово «Ретровейв» в 2010-е. Очередной виток ностальгии и свидетельство в пользу цикличности искусства.
Если и есть финальная музыкальная тема, ради которой не жалко потратить 15-20 часов для прохождения сюжета игры, то для меня это, конечно, трек Лекса Хортона, звучащий в титрах Вайс-Сити.
Ностальгия по игре, ностальгирующей по 80-м. И такое возможно.