В 2021 году в российский прокат вышла картина Игоря Угольникова «Учености плоды. Синопсис у фильма следующий, в 1941 году, из Германии в оккупированное немцами село Михайловское в музей Пушкина приезжает профессор литературы Мария Шиллер и ведет просветительскую работу среди солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о великом русском поэте. Это синопсис выглядит весьма так странно.
Еще раз, в село Михайловское, приезжает ярая нацистка Мария Шиллер, которая уважает и творчество Пушкина, да к тому же рассказывает диким русским варварам о великом русском писателе. Мало того, в ходе развития сюжета, ярая нацистка влюбляется в русского деревенского парня. Не кажется ли вам, что это звучит очень бредово? Неужели русские крестьяне, живущие рядом с домом музеем Пушкина, не знали кто такой Пушкин, раз им, про него рассказывала немка?
Игорь Угольников в своем интервью как-то говорил, что такая фрау Шиллер вроде бы действительно существовала, зачем то приезжала в Пушкиногорье, и даже упомянута в материалах Нюрнбергского трибунала. На самом деле, никакой Марии Шиллер среди обвиняемых в Нюрнберге не было, поскольку её вообще не существовало.
Женщин на скамье подсудимых оказалось две: врач концлагеря Равенсбрюк Герта Оберхойзер, (за изуверские опыты, приводившие к смерти заключённых, осуждена на 20 лет, отбыла лишь четверть срока) и сотрудница организации Lebensborn («Исток жизни») Инге Фирметц (обвинялась в похищении детей из польских семей для их германизации, оправдана).
Так же Игорь Угольников в одном интервью, заявил следующее: «Впервые об этой истории я узнал, снимая наш «Женский батальон» на Псковщине. Декорации были построены недалеко от Пушкинских гор. Мы заходили к Пушкину, в легендарное Михайловское. Гуляли там, говорили со старыми экскурсоводами и подпитывались энергией пушкинских мест. Однажды пожилая женщина-экскурсовод спросила: «Знаете ли вы, что было в этих местах во время оккупации?»
Я со знанием дела заявил, что фашисты сожгли дом-музей и уничтожили большинство из вещей поэта. «Все было не совсем так», — ответила она. Тогда и зародилась идея фильма, началась многолетняя подготовительная работа, ставшая очень важной и личной. Именно поэтому в этом фильме я одновременно продюсер, соавтор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель одной из ролей.»
Ну что же, слова экскурсовода, что было все не совсем так, мы проверить конечно не можем, но на то, как вели себя немцы во время оккупации села Михайловское в реальности, а так же как они распорядились имуществом из дома музея Пушкина, мы с вами все же посмотрим, по ходу обзора этого фильма. И перед тем как приступить к обзору фильма, приведу небольшую историческую справку.
Судьба музея Пушкина в селе Михайловское во время Великой Отечественной войны печальна: ровно три года — с 12 июля 1941 года до 12 июля 1944 года — он находился во власти оккупантов. О том как поступили немцы с музеем Пушкина, красноречиво говорит «Акт о чудовищных злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Пушкинском заповеднике — Пушкинские Горы, село Михаиловское и село Тригорское Калининской области». Приведу краткие выдержки из этого документа:
Так что о бережном обращении оккупантов с музейными ценностями и об их уважении к наследию Пушкина, не может быть и речи. Когда стало известно о приближении немцев, сотрудники музея попытались эвакуировать самые ценные вещи, но это, к сожалению, не удалось. Тогда они закопали часть экспонатов в парке. Однако это тоже не спасло ценности: большую часть фашисты нашли.В первые же дни оккупации захватчики устроили в доме-музее пьяную картёжную игру. Они забрали гипсовые скульптуры Пушкина, Горького и устроили из них мишени. Вот воспоминания жены лесника заповедника Д.Ф.Филиппова:
Так что когда Игорь Угольников заявляет, что все было совсем не так, то он мягко говоря, кривит душой. Так же Угольников кривит душой, когда заявляет, что назначенный немцами на пост директора музея Афанасьев, «старался сохранить музей при любой власти: и при советской, и при немцах». Ничего подобного не было в принципе, Афанасьев радел лишь об интересах немцев и никогда даже не пытался отстаивать интересы музея Пушкина и заповедника.
Фильм начинается с того, как мужик со здоровенным шнобелем, с наклеенными бакенбардами и в цилиндре торжественно декламирует стихотворение Пушкина. На мужика орет Игорь Угольников, который тут играет директора музея Пушкина по фамилии Агапов. Агапову не понравилось как мужик декламирует вот он на него и орет.
Дальше нам показывают такую идиллию, рядом с усадьбой работают крестьяне, тут же своими делами занимаются немцы, ну а сотрудники музей готовится к торжественной встрече немецкого начальства, вон даже транспарант вывесили. Правда транспарант директору музея не понравился и он велит его переписывать. После этого, появляется надпись, что фильм основан на реальных событиях.
Дальше нам показывают, как перед усадьбой стоит толпа народа, директор музея, со своей женой, собирается встречать немецких оккупантов хлебом с солью.
И вот немецкое начальство наконец то появляется. Сначала из машины выползает непонятно кто в мундире, который вежливо подает руку даме, у которой на лацкане пиджака находится значок указывающий на то, что она является членом нацистской партии, то есть прибывшая в музей Пушкина фрау Шиллер, является идейной нацисткой. А как известно среди идейных фашистов, были в основном одни фанатики, которые во всем поддерживали догмы нацистской партии о расовом превосходстве.
Отъявленная нацистка мило всем улыбается, с благоговением смотрит на портрет Пушкина, директор музея с женой, предлагает немцам отведать хлеб с солью, по стариной русской традиции. Немецкое начальство от хлеба с солью отказываются и направляются к музею. Да забыл сказать, по сценарию, Мария Шиллер, является потомком немецкого поэта Шиллера
В толпе местных жителей находится Сергей Безруков, который в фильме играет на все руки мастера Сергея Трофимова, который в начале фильма выглядит этаким деревенским простачком. Я сначала думал, что Безруков тут играет потомка Александра Сергеевича Пушкина, ведь самого великого русского поэта он уже играл, но про это в фильме не говорится, так что может быть я и ошибся. В общем персонажу Безрукова понравилась немка, о чем он и говорит своей спутнице.
В это время, генерал или партийный деятель, кто он такой не ясно, поднялся на трибуну и произносит речь, в которой говорит, что он очень рад тому, что здесь собрались так много людей осознавших силу культуры и что Пушкин принадлежит не только русским, но так же он является мировой культуры.
Ну вы поняли посыл этой начальной сцены, немцы это культурная нация, которая пришла освободить русский народ от большевизма и несла прусским варварам одну культуру. После речи генерала, слово берет фрау Шиллер, которая не понятно что говорит, потому что нам показывают Безрукова, который щупает свою подругу за задницу а за ними наблюдают полицаи.
В конце речи, культурная фрау Шиллер, приглашает диких русских варваров на экскурсию в музей. Ну вообще-то с самого начала пребывания немцев в селе Михайловское, немцы вели себя как натуральные варвары. Однако наступил 1942 год — и настроение оккупантов постепенно стало меняться. Они поняли, что одним страхом власть не удержат, и решили вести себя иначе.
В 1942-м году музей открыли для посещения. Гитлеровцы «любезно пригласили» оккупированное население Псковской земли к посещению заповедника: «По милости Адольфа Гитлера широко открывает двери музей А.С.Пушкина для освобождённых трудящихся, где бережно восстановлено всё, что связано с именем великого поэта и так дорого русскому народу». Надо же, русским людям дарили нашего же Пушкина, да ещё по великой милости…
Ну видимо с момента открытия музея Пушкина немцами и начинается картина Угольникова, где немцы показаны культурами личностями. После торжественных речей, в музей заходят немцы, а вот русских в музей пока что не пускают, дескать нечего делать варварам, рядом с настоящими арийцами.
К Трофимову подходит начальник местной полиции и велит ему завтра прийти в управление, для того чтобы записаться на службу. Но Трофимов говорит, что он контуженый и ему оружие давать нельзя, на что полицай говорит, что вместо оружие, он выдаст Безрукову лопату.
Культурные немцы заходят в музей, любуются экспонатами. Фрау Шиллер обращается к директору музея и говорит, что она иначе себе музей Пушкина представляла. Ну директор музея на это говорит, что да, действительно раньше все здесь было иначе, но большевики все здесь разрушили и разграбили, но потом правда опомнились.
Культурная немка, называет большевиков вандалами. Ну видимо по мнению Угольникова, немцы вандалами не были, когда они спалили усадьбу Пушкина до тла и разрушили все что только можно. А разрушили немцы ну очень много, так что это все пришлось потом восстанавливать.
После разговора с директором музея, генерал спрашивает у фрау Шиллер, это она серьезно говорила про экскурсии для диких русских. На это отъявленная нацистка, говорит генералу, что немцы должны показать русским, что Германия несет им просвещение и культуру, а так же что ей не нравится роль немецкой пропаганды.
Вы вдумайтесь, откровенной нацистке, не нравится немецкая пропаганда по отношению местного населения, того самого населения, которое немцы вообще за людей не считали. В общем фрау Шиллер высказывает мысль, что в листовках немецкой пропаганды, их великая нация, подарившая миру Шиллера и Гёте, выглядит нацией клинических идиотов.
С фрау Шиллер вступает в полемику немецкий офицер, который говорит, что они немцы, ничего не должны этим русским, к тому же по словам самого Гитлера, пропаганда должна быть доступной, а единственное что дикие русские варвары понимают, это петля и пули.
В спор вмешивается генерал. и велит офицеру, оказать фрау Шиллер, необходимую помощь, в финансовом и материальном смысле. Офицер говорит, что он готов оказать помощь новому директору музея и желает ей успехов, после чего вежливо откланивается.
Дальше Агапов говорит фрау Шиллер, что тут много экспонатов, даже есть бильярдный кий с шарами, которые Александр Сергеевич в своих руках держал. Немка ходит о музею, внимательно осматривает экспонаты, Антипов ходит за ней как привязанный.
Немка спрашивает, а где посмертная маска Пушкина, Агапов говорит, что она здесь, в музее, они её берегут как зеницу ока и показывает ей маску. Тут появляется кинооператор, и просит что бы фрау, взяла маску в свои руки, для фотоснимка. Антипов услужливо дает немке белые перчатки, чтобы она могла взять маску.
Фрау Шиллер, с благоговением достает маску, с улыбкой на неё смотрит, после чего оператор снимает на пленку, как немка держит в руках, посмертную маску Пушкина.
В следующей сцене, по лесной дороге движется колонна транспорта, которой пришлось остановится из-за за поваленных на дорогу деревьев. Предчувствуя засаду, немцы приводят оружие в боевую готовность, что это им не очень то и помогает, так как неизвестно откуда раздаются выстрелы, фрицы все погибают.
После этого раздается свист и из леса выходят партизаны, которые добивают раненых немцев, обыскивают трупы, забирают себе оружие с боеприпасами.
Пока партизаны разгружают грузовик, милый ребенок берет и прикалывает к трупу фашиста, записку издевательского содержания с отрывком стихотворения Пушкина. Ага, этот милый ребенок, такие записки будет прикалывать на трупы немцев и дальше. Добыча партизанам досталась богатая, немцы в одном грузовике везли оружие, боеприпасы, а так же жратву, все это было погружено на заранее приготовленную телегу.
Закончив разгрузку, партизаны смываются, перед эти милый мальчик, закидывает в кузов грузовика гранату. Ну а зрителям показывают записку , которую на теле фрица оставил милый мальчик.
После этого, нам показывают, как культурные немцы, возлагают цветы, на монумент посвящённый Пушкину, при этом фрау Шиллер декламирует стихи великого русского поэта, все это лицедейство снимает оператор.
К фрау Шиллер обращается молоденький немецкий офицер, который представляется лейтенантом Дантесом. Лейтенант Дантес, является потомком того самого Дантеса, который тяжело ранил на дуэли Пушкина. Немецкий офицер, большой поклонник творчества Пушкина, да к тому по его словам, он сам является поэтом.
После того как зрителям показали в фильме фрау Шиллер и лейтенанта Дантеса я бы не удивился если узнал, что по лесу бегают потомки Пушкина, Лермонтова, Дениса Давыдова и других выдающихся личностей.
Вечером фрау Шиллер заселяется в комнату, которую ей так любезно предоставил Агапов. Бывший директор музея, стелется перед немкой веником, вон он даже принес фрау Шиллер пирожки с капустой. Но немка от пирожков отказывается, потому что она не любит русской еды, так что она говорит, что она сама скажет что для неё надо будет готовить.
Так же фрау Шиллер сообщает бывшему директору, что она тут главная и ему с женой придется поискать себе новое жилье. Агапова с женой переводят на должность прислуги, они должны следить за порядком, готовить немке на завтрак кашу, мыть полы в помещении с хлоркой, а так же стирать и гладить её белье.
После того, как немка выставила их из своей комнаты, жена выражает мужу свое недовольство, дескать она тут не рабыня, она не хочет немке прислуживать, которая возомнила себя барыней, да и вообще надо было отсюда уходить к нашим, когда была такая возможность.
Агапов жене говорит, что если бы они ушли, то от музея ничего не осталось, а так они сохранили и спасли музей, так что надо терпеть, пресмыкаться перед немцами, все ради спасения музея.
В следующей сцене, нас переносят в партизанский отряд, которым командует Федор Бондарчук. Пока партизаны осматривают захваченное во время засады добро, командир опрашивает разведчика о том что там делают немцы. Разведчик говорит, что немцы укрепляют противотанковые рвы, видимо готовятся к боям.
Командир говорит, что им надо знать положение на фронте, но тут оказывается что есть проблема, немцы как то вышли как то нашли партизанский приемник вместе с листовками и повесили какого-то Семена вместе с сыном. А что делал приемник, за периметром партизанской базы? Почему партизаны не держали приемник, прямо в партизанском отряде?
Так как связи с Большой землей у партизан нет, командир отряда думает что надо делать. Думал значит он думал и придумал, обратится за помощью к Безрукову у которого оказывается есть приемник, который сам он и собрал. Разведчик говорит, что он спросит Трофимова, насчет приемника, только этот Трофимов мужик странный и сам по себе. Командир отряда на это говорит, что Сам по себе Трофимов может быть только в сортире, так что если он приемник не даст, то приемник надо будет изъять.
И вот на следующее утро, два партизана засевшие в сарае, наблюдают как Трофимов помогает немцам ремонтировать мотоцикл. А теперь вопрос, где Трофимов научился разбираться в технике, если он по сюжету фильма человек безграмотный и даже читать не умеет?
Мотоцикл, техника вообще-то сложная с множеством разных деталей и даже человек образованный не обладающий специальными навыками и умениями в этой технике далеко не сразу разберется. За помощь в починке мотоцикла, немцы расплачиваются с Трофимовым сигаретами.
Когда немцы уехали, партизаны заходят в дом Трофимова, только самого хозяина в доме они сначала не находят
Зато в койке Трофимова находится полуголая дама, которая оказывается сестрой партизана.
А тут еще и сам Трофимов находится, которому партизан высказывает претензии насчет сеструхи. Оказывается, что Трофимов кобель знатный, не одной юбки не пропустит и он уже перепортил половину женского населения деревни. На претензии партизана, Безруков заявляет, что любовь не знает возраста и преград.
После такого глубокомысленного ответа, партизаны переходят к главной части программы, они говорит, что им нужен приемник. Трофимов заявляет, что приемника у него нету, его немцы забрали. Партизаны ему не верят и называют его предателям, дескать он немцам продался и Родину он не любит.
На это Трофимов говорит, что его за Родину агитировать не надо, дескать он отдал свои долги Родине, еще когда воевал за Красных в гражданскую, против Врангеля в Крыму. Весьма хреновая идея, уповать на свои старые заслуги, особенно учитывая тот факт, что Трофимов не пошел в партизаны, никакой помощи им вообще не оказывает и во всю прислуживает немцам.
Ладно Трофимов не оказался в Красной армии, из-за проблем со здоровьем после контузии, еще со времен Гражданской, но после того как немцы оккупировали значительные территории Советского Союза, он мог бы стать хотя бы партизанским связным. Но вместо этого, Трофимов спокойно сидит дома, кувыркается в кройке с бабами и сотрудничает с оккупантами.
За Трофимова заступается сестра партизана, которая говорит что лучше бы они от него отстали, иначе она доложит коменданту, если партизаны в следующий раз в деревню заявятся. Партизан хочет придушить за такие слова родную сеструху, но тут так вовремя раздаётся стук в дверь.
Трофимов быстренько прячет партизана с обрезом в подполе, после чего садится с разведчиком за стол пить чай, ну а в дом заходит полицай. Полицай велит убираться партизану из дома, после чего агитирует Трофимова идти на службу в полицию. Трофимов заводит старую шарманку о том, что он контуженый, тогда полицай достает из карману бумажку и говорит, что если Серега завтра не устроится в полицию, он отправит Анисью, на работу в Германию.
Пока Анисья находится в ужасе от такой перспективы, Трофимов цинично так заявляет, что это хорошая идея отправить её в Германию, ведь она девка работящая, да к тому же она в Европе побывает, на белый свет посмотрит. От таких слов Трофимова, выпал в осадок уже полицай, вместе со всеми зрителями.
Когда полицай уходит, Анисья по вполне понятной причине, устраивает Трофимову истерику, она кричит, топает ногами, разбивает вдребезги приемник, размахивает топор, бьет любовника по глазу. Да тут выясняется, что Трофимов наврал партизанам, он не сдавал приёмник немцам, а спрятал, а Анисья его нашла и разбила.
Вспышка ярости у оскорблённой девушки прошла быстро, после того как она врезала Трофимову по глазу, после чего начала просить у него прощение. Когда девушка остыла, Серега затащил её в койку. Что то после всего увиденного, я не могу назвать Трофимова , положительным персонажам.
Дальше фрау Шиллер проводит в музее ревизию и тут оказывается, что некоторых экспонатов в музее нету. Немка высказывает претензии бывшему директору музея, по поводу недостачи вещей по описи. За ужа заступается Анастасия Мельникова, которая говорит немке, что самые ценные экспонаты, из музея забрали немцы,, вот был тут диван, а теперь его нету.
После ревизии, фрау Шиллер с Агаповым отправляются в комендатуру. Рядом с комендатурой, на виселице висит мужик и ребенок, Агапов объясняет немке, что их повесили потому, что у них нашли приемник. Нацистка в шоке от такой картины, он спрашивает у бывшего директора музея, а почему повешенных не снимают, тот ей отвечает, что их оставили висеть на виселице в назидание, в воспитательных целях, чтобы другим неповадно было.
Фрау Шиллер, попадает на прием к коменданту, у которого в кабинете, находится гарнитур из пяти предметов, из музея Пушкина. Нацистка говорит коменданту, что в музее не хватает персонала, необходим электрик а так же столяр, нужны доски, такни для обивки мебели, стекло для витрин.
Комендант ей говорит, что материалы она может получить на складе, насчет рабочей силы пускай она обращается к старосте, но он ставит под сомнение использование ресурсов, на нужды музея в честь русского поэта, чья поэзия по его мнению очень примитивна.
Выслушав мысли коменданта о превосходстве немецкой нации над остальными отсталыми народами, немка говорит, что немцы несут другим народам просвещение и культуру, так что она просит что бы комендант вернул в музей все те экспонаты, которые немцы оттуда забрали.
Комендант истерично орет, что ничего он возвращать не будет, так как трофеи принадлежат победителям, а старинная мебель из музея это как раз трофеи, полученные по праву победителя. На это немка пафосно заявляет, что победителем в этом случае является немецкий народ, и вся это собственность принадлежит Германии. Ну да ну да, а я и не знал что те музейные ценности которые попали в лапы верхушки Третьего Рейха и не только, принадлежали всему немецкому народу.
На пафосную тираду, комендант предлагает фрау Шиллер почитать стихи на записке, которую сняли с груди убитого немецкого солдата. Тут в кабинет заходит полицай и говорит, что все там готово.
Комендант выходит на улицу, где полицаи проводят опись и погрузку цыган, для отправки их в лагерь. Недовольный комендант спрашивает, чего это они ждут и цыган не отправляют, полицай ему отвечает, что тут одна баба родила и идти не может. Сюда же в комендатуру пришел и Безруков, которого тут же приставили к делу Ну как приставили, по приказу начальника полиции, Безруков отправился на место, где полицаи расстреливали цыган.
Вместо отправки в лагерь, полицаи вывели цыган в лесочек, спихнули их в овраг, где и расстреляли. Расстрел цыганского табора — одна из самых жёстких и качественно сделанных сцен этой кинокартины. Однако есть одно большое НО, цыган в фильме расстреливают не немцы, которые не брезговали проводить такие акции, при этом они с большим удовольствием фотографировались рядом с трупами, цыган в картине расстреливают русские, то есть полицаи.
Увидев с какой жестокостью полицаи уничтожают цыган, Трофимов тут же дает деру. Исчезновение Трофимова, полицаи обнаруживают уже после того, как с цыганами было покончено, при этом они не бросаются его преследовать, ну удрал так удрал. Ну а Серега добежав до оврага, бухается на колени и начинает дико орать, видимо понимая в какой отвратительный фильм он попал.
Так как фильм длинный, он идет почти три часа, я пожалуй на этом моменте закончу первую часть обзора, так что как развивались события дальше, мы с вами посмотрим в следующий раз.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, пишите комментарий и на сам канал подписываться не забывайте.