«От символа страха до зарождающейся легенды правосудия»: Обзор фильма «Бэтмен» Мэтта Ривза

Свезло оказаться на территории страны, в которой премьера долгожданного кинокомикса не подверглась отмене. Развёрнутые мысли о мастерски снятом переосмыслении культового персонажа.

«От символа страха до зарождающейся легенды правосудия»: Обзор фильма «Бэтмен» Мэтта Ривза

Премьера обновленного видения для нестареющей легенды о Тёмном Рыцаре выпало на не самый приятный момент в истории человечества — в мире разворачивается мощнейший военный конфликт двух государств, который печально сказывается на мирном населении обеих стран.

На фоне бурно развевающегося кризиса, затрагивающего и уносящего жизни невинного народа, российский релиз «Бэтмена» был отменён буквально за день до старта первых сеансов, что обусловлено решением студии Warner. Bros. абстрагироваться от отечественного проката. Мне же чудом угораздило задержаться в одной из европейских стран и попасть на вечерний просмотр заветного ребута за авторством Мэтта Ривза.

Согласно сюжету свежей адаптации, после двух лет поисков правосудия на улицах Готэма для своих сограждан Бэтмен становится олицетворением беспощадного возмездия. Обычные люди и преступники видят в нём нечто мистическое, карающее, в то время как силы полиции решительно выступают против вмешательства линчевателя в дела правосудия. Когда в городе происходит серия жестоких убийств его элиты, загадочные улики приводят Брюса Уэйна в центр преступного мира, где он встречает Женщину-Кошку, Пингвина, Кармайна Фальконе и своего первого, равного по силам врага — Загадочника. Последний не намерен ограничиваться парой трупов и потому продолжает терроризировать Готэм, заявляя, что его цель — помочь Бэтмену понять, какие тайны прячет этот город, погрязший в нескончаемой коррупции и жестокости.

В сценарном плане Мэтт Ривз очень умело балансирует между гнетущей атмосферой, окутывающей местное повествование, и ярким лучом света, который выражается в моральном росте Брюса Уэйна фоне его ожесточенного конфликта с Загадочником. Начав свой путь в качестве бескомпромиссного мстителя, не сдерживающего себя в ударах, Брюс постепенно преобразуется в полноценный символ надежды для отчаявшихся жителей Готэма, вынужденных постоянно жить в эпицентре преступных разборок. Не сказать, чтобы это переосмысление прибегало к деконструкции самого образа Бэтмена, скорей, оно решило изучить образ путём его предельно жестокой интерпретации.

В понимании Ривза Уэйн предстаёт душевно-больным отшельником, который надолго застрял в своей ужасающей детской травме — Брюс стал свидетелем убийства собственных родителей, будучи не способным как-либо повлиять на случившееся. Не смотря на то, что сам момент их гибели в этом ребуте остаётся где-то за кадром, он по-прежнему является основополагающим сюжетным фактором, ведь именно в нём заключается единственная болевая точка главного героя, побудившая его встать на путь возмездия. Роберт Паттинсон шикарно справляется с ролью фрика, которому нет дела до собственной участи, главное — переломать кости всем уличным негодяям. Брюс Уэйн редко выходит в свет, отворачивается от встреч с сотрудниками своей компании, а на инициативу Альфреда пригласить тех в поместье Уэйнов отвечает тем, что у него нет времени на эти формальные глупости.

Местный Бэтмен не пытается контролировать свой нескончаемый гнев, что отлично отображается чуть ли не в каждой экшн-сцене: Брюс рвётся к цели напролом, сквозь огненные преграды и толпы отморозков. Любая схватка ощущается для Уэйна максимально личной, и от того их динамика постоянно обладает высоким уровнем. Идеально отработанные рукопашные бои, стремительные погони с интересным окружением и неожиданные ракурсы камеры превращают здешний экшн в настоящее искусство режиссуры, нежели стерильное развлечение. Если за последнее время вы конкретно подустали от рваных монтажных склеек, пытающихся спрятать слабую хореографию, то «Бэтмен» станет для вас заветным глотком свежего воздуха. Впрочем, переплюнуть битву на складе из «Бэтмена против Супермена» всё равно не удалось, однако создатели подобрались очень близко к этой отметке.

Поражает и блистательная работа оператора, Грега Фрейзера. Каждый кадр — картина, которую хочется разместить у себя в доме. Камера знает, как действовать во время размеренных диалогов и длительных сражений. В одной из сцен фильма Бэтмену приходится вступить в игру Загадочника и спасти жизнь человека, попытавшись обезвредить взрывной ошейник. Подобранные оператором точки создают невероятный саспенс, заставляющий сердце моментально уйти в пятки. Уверен, многие фанаты примутся разбирать здешние кадры на мельчайшие детали. Среди более изобретательных приёмов запоминаются моменты из финального акта, но без спойлеров их описать невозможно. Похвалы заслуживает и желание режиссёра снимать многие масштабные столкновения Бэтмена с врагами на натуре. Как ни крути, а эффект от подобного решения сразу радует глаза.

Что касается место действия, Готэм выступает полноценным персонажем истории, влияя на личностные травмы каждого героя. От одного только «грязного» вида этого города хочется выбежать из зала, направиться домой и принять горячий душ. Режиссёр в подробностях проходится по темам коррупции и шаткого понятия справедливости. Грани между добром и злом действительно размыты, один неудачный день, и Бэтмен мигом превратится в то зло, которое поклялся уничтожить, отправившись в крестовый поход против преступного мира Готэма.

Город порока здесь не похож на свои ранние версии из той же трилогии Нолана или одноимённого сериала от телеканала FOX. Это переосмысление распространяется и на остальных персонажей: Женщина-Кошка обретает драматический ориджин, капитан Гордон становится полноценным напарником Бэтмена в его продолжительных расследованиях, дворецкий Альфред получает прошлое, связанное с военной службой (нечто подобное мы могли увидеть в сериале «Пенниуорт»), а Загадочник, выступая главным антагонистом истории, сияет во всей красе.

Образ Загадочника Пола Дано лишён какой-либо комичности, сюжет рассматривает его в совершенно иной от прежних интерпретаций манере: здесь он предстаёт одной большой отсылкой на существовавшего в реальности серийного убийцу по прозвищу Зодиак. Оставляя кругом трупы крупных политиков и различные загадки для Бэтмена, злодей преследует цель раскрыть истинное лицо города, и его действия по-настоящему пугают, поскольку маньяку нечего терять. Он бросает в ход самые извращенные ловушки и пугающие ребусы, при этом постоянно оставаясь тени. Ривз напрочь отказывается придавать ему юмористический окрас, свойственный каноничным комиксам, понимая, что столь реалистичный подход поможет создать запоминающегося антагониста. Отдельным пунктом стоит пройтись по музыкальной теме Загадочника — композитор фильма в лице Майкл Джаккино явно уловил суть персонажа (в целом, это лучшая работа Джаккино в карьере): околосказочные мотивы плавно перерастают в нечто зловещее, мстящее, отображающее в себе историю сломанного детства. На втором плане расположились Кармайн Фольконе (Джон Туртурро) и Пингвин (загримированный до неузнаваемости Колин Фаррел), которые заполняют экран своей неподдельной харизмой.

Солидные три часа хронометража позволяют режиссёру не сковывать себя в мышлении, экранизируя самый интригующий материал. Далеко не секрет, что Ривз вдохновлялся комиксами «Долгий Хэллоуин» и «Год первый». Помимо этого присутствуют яркие отсылки к визуальному стилю игровой серии «Batman: Arkham». Фанаты этой трилогии (не считая «Arkham Origins», выступающей предысторией к остальным частям) придут в полной восторг, увидев несколько, тонких пасхалок, припрятанных специально для их внимания. К слову, Ривз не солгал насчёт детективной атмосферы и отголосков триллеров 70х годов — они на месте, и превращают этот фильм в уникальный взгляд на именитого героя DC Comics. Экшна, конечно, достаёт, но ключевой акцент размещён на тёмной тональности, из-за чего «Бэтмен» порой напоминает не только такие работы Дэвида Финчера, как «Семь» и «Зодиак», но и «Китайский Квартал», «Таксист» и «Город Грехов».

События фильма разворачиваются во второй год деятельности Бэтмена, однако же вопреки подобному сеттингу картина действительно ощущается ориджином персонажа. Касаясь темы жестокости, фильм воспринимается достаточно мрачным рассказом, в котором нашлось место нескольким неприятным сценам. Многие надеялись на рейтинг R/18+, но студийные боссы усвоили урок с провалом «Хищных Птиц», которые наглядным образом продемонстрировали им то, что наличие взрослого рейтинга никоим образом не способно спасти никчёмный сценарий.

Как бы излишне пафосно не прозвучало следующее высказывание, «Бэтмен» ощущается эпической первой главой для огромного приключения. Роберт Паттинсон находится в самом разгаре своей актёрской карьеры, а Мэтт Ривз уже неоднократно выражал желание взяться за развитие полномасштабной Бэт-Вселенной: на данный момент официально анонсированы сериальные спин-оффы «Бэтмена», один из которых будет посвящён становлению Освальда Кобблпота/Пингвина, а другой деятельности полиции Готэма. Также всё активнее распространяются слухи о сольном проекте для Женщины-кошки. С такими широкими амбициями мы можем получить уникальную, захватывающую франшизу, которая раскроет мир Тёмного Рыцаря Готэма со всех возможных перспектив, и это, несомненно, звучит очень многообещающе. Намёк на сиквел уже был дан в концовке первого фильма с помощью «загадочного» камео.

«Бэтмен» — это гротескный, неонуарный кинокомикс, в котором действительно прослеживается яркий авторский подход. В рамках сольного фильма сюжет здесь достигает огромного масштаба, который отлично вписывается в общий лор вселенной, персонажи располагают интересными, цепляющими историями, а визуальное оформление вызывает дикий восторг. В техническом плане перед нами и вовсе настоящий шедевр своего жанра.

Отныне вся вера в светлое будущее вселенной DC направлена в сторону произведений по типу «Бэтмена». Обособленные от глобальных связей, они смогут предложить нам увлекательные рассказы, созданные талантливыми людьми, которые полностью отдаются материалу. Ждём следующий фильм зародившейся трилогии, и искреннее надеемся, что столь мощный уровень не улетучится вместе с последующими сиквелами, поскольку работа Мэтта Ривза и всей причастной к фильму команды заслуживает максимального отклика как от фанатов, так от рядовых зрителей, думавших, что после трилогии Кристофера Нолана персонаж Бэтмена уже не получит достойной экранизации на больших экранах.

P.S.

Наблюдая за непримиримым и бессмысленным хаосом, воцарившимся между странами-сёстрами, хочется искренне пожелать как жителям Украины, так и российским гражданам сохранять в себе непоколебимую стойкость духа и неунывающую веру друг в друга. К сожалению, голос людей, нежелающих становиться свидетелями войны, перестал иметь какое-либо значение для мировых лидеров, напрочь отказывающихся искать общий язык для блага собственных народов.

Увы, эту ситуация мы контролировать не способны, и все бразды правления находятся в руках безумцев, обреченных на вечный позор. Поэтому всегда поддерживайте близких, сохраняйте контакт даже в самые тяжёлые минуты, берегите себя и своих родных. Вы сможете продолжить жизнь и принять тот факт, что реальность изменилась раз и навсегда. Вы сможете выстоять.

#бэтмен #dc #робертпаттинсон #премьеры #обзор

 

Источник

Читайте также