От «Рестлера» до «Рестлера»

О том, как создавался фильм с Микки Рурком, а также про то, что снимали на тему профессионального рестлинга до Даррена Аронофски

От «Рестлера» до «Рестлера»

Приступая к работе над «Рестлером» Даррен Аронофски поделился мыслями на тему того, что о профессиональном рестлинге до сих пор нет никаких стоящих картин.

Рестлинг — это мощное культурное явление, но никто никогда не занимался им всерьез. Однако реальность говорит сама за себя: вы смотрите на всех этих парней, которые умирают в 30-40 лет, и спрашиваете себя: «А почему так вышло?». Почему там всё так драматично? Рестлинг – это лишь верхушка айсберга тех историй, которые можно откопать в этой индустрии. Вы слышали о братьях фон Эрихах? Это удивительная по драматизму история о борцовской династии, где все сыновья ушли из жизни один за другим в расцвете сил.

Даррен Аронофски

Фильмов о рестлинге если и не много, то немало уж точно. Это, если вместе с документальными лентами. Художественных же маловато. Хороших – тем более, как правильно заметил Аронофски, наконец-то снявший такое кино в 2008 году.

Однако перед тем, как приступить к рассказу об идее и создании «Рестлера», стоит вспомнить, как обстояли дела с борьбой на киношном фронте ранее. Мы не будем рассматривать вообще всё, что сделано на эту тему, например, снятый в 1932 году «Спортивный парад» или вышедший тринадцать лет спустя «Большой показ». В них, равно как и в большей части других фильмов, выпущенных до 70-х годов, рестлинг больше был фоном для основных сюжетных событий. Фоном детективным, развлекательным, комедийным, но – уж точно не драматическим.

Первой попыткой сделать серьёзную спортивную драму (на первом плане тут именно «спортивная», а не «драма», как у Аронофски) стал «тёзка» фильма с Микки Рурком – «Рестлер». Снят он был в 1974 году Джимом Уэстманом и спродюсирован Верном Гарнье, знаменитым борцом и ещё более знаменитым промоутером, конкурировавшим с Винсом МакМэном и Джимом Корнеттом чуть ли не до конца 80-х годов. Главными действующими лицами фильма стали сами рестлеры, а борьба вышла в сюжете на первый план.

«Рестлер» (1974 год)

Сюжет у фильма Уэстмана проще некуда – матёрый и, увы, стареющий, чемпион Майк Буллард (его играет сам Гарнье), противостоит своему боссу, промоутеру (однако антагонистом до гроба он для Булларда всё же не станет), подыскивающему Майку молодую смену. Претендента на трон играет Билли Робинсон – один из самых известных британских рестлеров, тренер Джоша Барнетта, Рика Флэра и много кого ещё.

В фильме целый звездопад из рестлеров и промоутеров, играющих самих себя – есть даже Винс МакМэн-старший!

Присутствует и отсылка к NWA – «Национальному Борцовскому Альянсу», который до появления у руля в WWF Винса МакМэна-младшего контролировал всю индустрию рестлинга в США. По сюжету промоутеры намереваются создать так называемый «рестлерский Суперкубок», в котором бы принимали участие борцы из разных борцовских компаний страны. Основной же драматической линией является мотивация промоутера Фрэнка Басса (его играет Эд Аснер), который, руководствуясь своими задачами, готов поставить на карту всё, даже свою дружбу с действующим чемпионом – Майком Буллардом. Сыграет ли такая ставка Бассу в плюс или в минус – неизвестно. У фильма открытый финал: он заканчивается аккурат в середине матча, во время выполнения Буллардом одного из своих коронных приёмов.

Чем в нём есть хорошего?

Первая и главная особенность фильма – как и других художественных фильмов про рестлинг – борьба в нём преподносится соревновательным видом спорта. В фильме даже показана мафия, делающая ставки на матч! В реалиях сегодняшнего дня, когда все в курсе про изначально спланированный исход матча, это смотрится смешно. Или другой момент, когда Фрэнк Басс активно отбивает нападки репортёров на рестлинг, говоря, что многие реальные борцы погибли на ринге (в фильме есть сцена гибели рестлера в результате опасного приёма), тогда как беседующий с ним репортёр считает борьбу театром, а не настоящим спортом.

А как быть иначе, если фильм был снят в 70-х? Борцовская индустрия по закрытости напоминала тайное общество, а рестлеры, словно члены мафии, свято блюли «кейфеб» – иллюзию поддержания правдоподобности происходящего на ринге и вне его.

Журналист Марк Тибидо раскритиковал фильм после его выхода. «Каждый, кто планирует посмотреть это кино, пусть не ожидает увидеть кинематографическую жемчужину. Сюжету не хватает азарта и воображения, он часто провисает из-за бессмысленного сценария».

Сценарий у «Рестлера» образца 1974 года может и правда плох, но зато для любителей олдскула это настоящее пиршество духа. Помимо Гарнье и Робинсона здесь можно увидеть таких звезд 70-х, как Дасти Роудса, Ника Боквинкеля, Дика Мёрдока, Эдди Грэма, Ларри Хеннига, Дона Мурако и много кого ещё. Которые, что интересно, для участия в съёмках не прерывали рабочие графики в своих промоушенах. Так что посмотреть стоит. Но – только тем, кто интересуется рестлингом. Главное, не ждать от этого фильма рестлерского «Рокки» или «Бешеного быка».

До «Золотой эры» рестлинга в 80-х оставалось десять лет. Но и в 1974 году борьба не страдала от недостатка популярности. И если для 80-х годов с началом доминирования WWF визитной «кинокарточкой» станет «Без правил» с Халком Хоганом, то для 70-х такой визиткой был как раз «Рестлер».

Мнения о «Рестлере» образца 1974 года разные – от «не зашло» до «годно для своего времени» или даже «тихий шедевр». Юзеры imdb.com рассказывают, что кино это часто показывали в маленьких кинотеатрах, включая и те, что под открытым небом, где зрители смотрят фильмы в своих авто. На большой экран он так и не попал. Нынче он и вовсе является на 90% забытым всеми артефактом, о котором помнят остальные 10% – ярые поклонники рестлинга. И наиболее популярным местом, где можно найти DVD с этим «Рестлером», являются отделы распродаж в местных «Уолмартах».

Впрочем, на Ютубе «Рестлер» есть. Правда, без перевода.

По утверждению одного из юзеров imdb, Ганье начал утверждать, что снял этот фильм, чтобы доказать, что борцы не могут играть в кино. А вот это уже любопытнее некуда. Так действительно считал прародитель современного рестлинга МакМэн-отец, не отпуская Халка Хогана на съёмки «Рокки-3». Прямо примета времени и тогдашней борцовской индустрии. Примета эта оказалась заблуждением – Родди Пайпер и Дуэйн Джонсон быстро доказали обратное.

Однако сам Гарнье это не подтверждал. Вспоминая о создании фильма, он говорил, что «фильмы о рестлинге уже давно никто не снимал, поэтому я подумал, что мой проект может быть интересным. В фильм я вложился больше всех – более 50% инвестиций в его производство были от меня. И в финансовом отношении это не было моим самым большим успехом… Я не получил никакой прибыли с этого фильма».

Прибыли пусть и не было, однако в дело популяризации рестлинга в США свою лепту фильм внёс. Понравился «Рестлер» и Эду Аснеру, получившему, по его словам, крайне интересный опыт работы с реальными борцами на съёмочной площадке. Сам Эд поклонником рестлинга не был и в фильме согласился сниматься исключительно ради строчки в резюме. Но проникся. После Аснер говорил о том, что «зауважал этих парней». По словам Гарнье, Эд охотно давал всем желающим борцам небольшие актёрские мастер-классы, чтобы на экране рестлеры смотрелись как можно органичнее. Эда также поразила закрытость борцовской индустрии на тот момент: позже он рассказывал, что манеры поведения борцов, их профессиональный сленг и многое другое реально напоминали какой-то масонский орден.

70-е. «Райская аллея»

«Рестлера», в итоге приняли если не хорошо, то, по меньшей мере, дружелюбно. Все пришли к мнению, что для знакомства с рестлингом новой неподготовленной аудитории «Рестлер» подойдёт идеально, несмотря на недостатки. А вышеупомянутый Майк Тибидо даже сказал, что этот фильм должен стать первым шагом в том, чтобы «большие дяди из Голливуда осознали большой потенциал этого спортивного зрелища для кинематографа».

Осознали или нет – сказать сложно. В 1978 году в свет вышла комедия «Единственный и неповторимый», главный герой которой пробует себя в рестлинге, не обладая для этого никакими навыками. Из реальных рестлеров в фильме участвуют Чаво Герреро-старший – первый сын Гори Герреро и брат Эдди, а также сам Родди Пайпер, начинавший тогда свою карьеру.

Однако в том же году вышел куда более достойный преемник «Рестлера» Аснера и Гарнье. Речь, конечно же, о «Райской Аллее» Сильвестра Сталлоне.

О создании самого фильма я рассказывал в большом материале о Терри Фанке – культовом рестлере, который одинаково любил как борьбу, так и кино. Именно благодаря его знакомству со Сталлоне, переросшем в долгую дружбу, Слай заинтересовался рестлингом и решил сделать фильм на эту тему. Фанк не только сыграл там главную отрицательную роль («плохой» борец-ставленник местной мафии, противостоящий другу Сталлоне), но и тренировал исполнителя главной роли – боксёра Ли Каналито, а также был «боевым хореографом» в съёмочной команде. Спустя десятилетие Фанк поможет Сталлоне с кастингом на роли Тандерлипса в «Рокки-3», Ивана Драго в «Рокки-4» и поставит сцену уличной драки Томми Ганна и Рокки Бальбоа в пятой части франшизы.

80-е. От «Рокки-3» до «Удара туловищем» и «Без правил»

«Райская аллея» стала чуть ли не в прямом смысле дорогой, «аллеей», по которой началось уверенное шествие профессионального рестлинга по миру кинематографа. И следующей остановкой стал, конечно же, «Рокки-3».

За историей о появлении в «Рокки» Халка Хогана прошу сюда, в материал об эволюции профессионального рестлинга от местечковых промоушенов до больших корпораций. Всё происходило примерно так же, как и с созданием «Райской Аллеи»: через своих ассистентов Сталлоне вышел на Халка Хогана и пригласил его сняться в кино. Не будем забывать и про Мистера Ти, также засветившегося в рестлинге и выступившего в команде с Халкстером на первой «Рестлмании».

Терри Фанк предложил своему приятелю выбрать между Халком и Робом Мареллой, звездой WWF 70-х по кличке «Горилла Муссон», но Слай остановился на Халкстере, так как тот был лучше сложен. Тогда как Марелла же был типичным «Человеком-горой».

Кстати, у Гориллы Муссона тоже была своя минута славы в противостоянии «боксёр-борец». Правда, не в кино, а на ринге. Против самого Мохаммеда Али, который, как и Майк Тайсон, уважительно относился к рестлингу, и бой которого с Антонио Иноки вдохновил Сталлоне на матч с Хоганом в третьей части киноэпопеи.

Выскажу мнение, что «Рокки-3» оставался главным «рестлинговым» фильмом до 1989 года, когда вышел «Без правил» с Халком Хоганом. Этот фильм, который создали Винс МакМэн и сам Халкстер, с задачей познакомить свежую аудиторию с рестлингом, и привлечь новых поклонников справился на все сто. Но тремя годами ранее вышло ещё одно кино, справляющееся с этой миссией ничуть не хуже. Лучше – вряд ли. Но что не хуже, это точно.

Речь об «Ударе туловищем» с Родди Пайпером и Дирком Бенедиктом («Красавчиком» Пеком из «Команды-А») в главных ролях.

Body Slam (1986 год)

В чём-то этот фильм схож с «Рестлером» образца 1974 года. Блистательной актёрской игры тут нет. Сценарий? Могло бы быть и лучше, но на первый взгляд – если уяснить, что это типичная американская комедия категории «Б», – вполне всё неплохо. Как и в «Рестлере», здесь главное бои, выстроенный вокруг них сюжет и наличие знаменитостей как в ролях персонажей, так и в виде камео. Таковых здесь и впрямь немало: Лу Альбано (знаменитый ринг-менеджер), Афа и Сика Аноаи (те самые «Дикие Самоанцы» из WWF), Сион Вайлахи и Томас Касат в роли рестлеров-хилов «Топора» и «Молота», а также Родди Пайпер и Сэм Фату (ещё один из семьи Аноаи) в роли борцов-фейсов Рика Робертса и Тонга Тома. Что касается камео, то это Рик Флэр, Фредди Бласси, Аднан Аль-Кисси («Генерал Аднан») и Бруно Саммартино.

Сюжет? Самый раз для комедии. Гарри Смайлак (его играет Бенедикт) – музыкальный промоутер-неудачник, случайно становится менеджером рестлера Рика Робертса, в результате недопонимания думая, что он подписывает музыканта. Классический комедийный ход. Этим Гарри наживает себе злейшего врага в лице Альбано, предыдущего менеджера Робертса. В итоге Смайлак плюет на всё и становится промоутером Робертса и Тонга Тома. И…успешно. Оказывается, что если совместить с «чистым рестлингом» ещё и элементы шоу-бизнеса, то дело не просто пойдёт, а помчится!

Body Slam. Сцена с финальной схваткой «добра» и «зла»

Ничего не напоминает? Напоминает и ещё как. Это явная отсылка к эре «Рок-н-рестлинга» в WWF, когда Винс МакМэн активно привлекал к участию звёзд музыкальной индустрии. Эту идею ему подсказал Лу Альбано, который, вот совпадение, играет в «Ударе» одну из главных ролей. А если ещё и учесть, что в русском переводе фильм называется «Рок и ринг», то всё станет на свои места.

Ох и странная история у «Удара»… Его режиссёром был Хэл Нидэм, за плечами которого была служба в десанте, работа верхолазом, моделью и каскадёром.

Работая тем, у кого «живёт романтика в сердцах», как пелось в популярной советской песне, Нидэм стал одним из лучших в Голливуде, неоднократно ломая себе кости. В этом плане он мог посоперничать с самыми безбашенными рестлерами. Основными же спонсором фильма был Майк Кёрб – республиканец, бывший губернатор Калифорнии, глава независимого звукозаписывающего лейбла, известный меценат.

Фильм, по словам Дирка Бенедикта, исполнителя главной роли Гарри Смайлака, стал «глупой комедией», которые отлично умеет делать Нидэм, пригласивший его на главную роль. «Фарс – одна из моих любимейших форм актёрского мастерства».

Бенедикт отметил, что ему всегда были по душе те комедии, где есть «юмор с физическим контактом», то есть, с какими-нибудь глупыми падениями, толчками и тычками. «Быть глупым и получать за это деньги — вот как я вижу актёрский рай». Кроме того, Дирку очень понравился персонаж, которого ему предстояло играть. Сначала это типичный мелкий изовравшийся мошенник. А уже потом – честный и искренний малый, прошедший через искупительные трудности.

Бенедикта очень впечатлил актёрский потенциал Альбано и Родди Пайпера. Дирк рассказывал, что «у всех борцов есть актерский ген. Ведь то, что они делают (как борцы), — это «представление». Меня удивило, как они легко «включали» этот ген после команды «Мотор!», а после становились обычными людьми».

Дирк Бенедикт в одном из интервью заявил, что работа над «Ударом» ему понравилась, и он очень жалеет, что в кинотеатрах фильм так и не вышел. Проблема, по его словам, была вызвана вмешательством продюсеров и сценаристов в работу.

«Фильм был снят компанией Orion Pictures, — вспоминает Бенедикт, — и им он понравился, и они возлагали на него большие надежды в летний прокат. Но дальнейшая ситуация с фильмом показала то, насколько ненадежным может быть шоу-бизнес. Сценаристами были два юриста, которые придумали отличную идею и написали сценарий, над которым, как мы с Хэлом, нужно было лишь хорошенько поработать. Юристы эти были новичками и не понимали особенностей творческого процесса. Им было невдомёк, что сценарий – это, по сути, чертёж, а не высеченные на камнях святые письмена, которым надо следовать безукоризненно. В ходе съёмок сценарии часто меняются».

«Мы с Хэлом изменили большую часть исходных диалогов и поощряли импровизации на съёмочной площадке, что значительно улучшило фильм. Но сценаристы на это сильно рассердились и по окончании съемок на Хэла подали в суд за все изменения. Тяжба затянулась, в результате чего мимо летнего проката фильм пролетел».

«Во время съемок сценаристы фильма были настоящей занозой в заднице. Они всегда расспрашивали Хэла об изменениях, которые мы вносили, и о том, как он всё это будет снимать. Представляете? Фильм Хэла «Смоки и Бандит» собрали почти миллиард баксов по всему миру, а эти двое думали, что знают больше, чем он».

В итоге «Удар» выпустили сразу на VHS.

Бюджет составил 5 миллионов долларов (по другим данным – 3,7 миллионов). Инвестор, Майк Кёрб говорил о полученной прибыли от продажи фильма на VHS, а также посредством показа на кабельном. Он даже назвал Body Slam «вневременным» фильмом о рестлинге и популярной музыке».

Очень верно сказано, что «Body Slam примерно на 25% состоит из борьбы и на 75% из комедии про мошенников». Этим я в очередной раз аргументирую свою точку зрения, что фильм неплохо справляется с задачей продвижения рестлинга в широкие народные массы. Комедия, отлично расслабляющая голову – что ещё нужно? Да ничего! Действительно, идеальный кандидат на показ в сетке большой ночной телепередачи USA Up All Night (что-то вроде «Ночного канала «Сновидение» в первой половине 90-х по первому каналу или «Городских пижонов» по ОРТ сегодня).

«Удар туловищем» достаточно быстро забыли, встретив его неоднозначными отзывами. А вскоре он и вовсе отошёл на задний план, когда в прокате появился «Без правил», где главную роль играл Халк Хоган, а в эпизодах появились и другие звёзды рестлинга.

Через 11 лет после «Без правил» в прокат вышли «Готовые к драке» с Дэвидом Аркеттом, Скоттом Кааном и Оливером Платтом, где звёзд было ещё больше. И это снова была комедия (местами – очень дурацкая и глупая), которая, впрочем, не менее хорошо справлялась с популяризацией рестлинга в массах.

Но через 8 лет наконец-то появился правдивый фильм, о «ненастоящем» спорте, снятый не ради популяризации борьбы, а рассказывающий ИСТОРИЮ. Историю человека.

«Рестлер» (2008 год)

«Рестлера» задумал Роберт Сигел – журналист и сценарист, который в один прекрасный момент решил написать скрипт для суровой спортивной драмы в духе первой части «Рокки» и «Бешеного быка» с ДеНиро. Результат вышел совсем не суровым – у Сигела получился фильм под названием «Пол Ауфьеро», в котором рассказывается о помешанном на NY Giants человеке, попадающему под горячую руку своего любимого игрока «Гигантов». Узнали? Это фильм «Большой фанат», вышедший в 2009 году и срежиссированный самим Сигелом, с Пэттоном Освальтом в главной роли. Тем, кто не видел, настоятельно рекомендую к просмотру.

Сценарий к «Полу» попал к Аронофски, который сначала рассматривал это кино в качестве своего нового фильма, но после резко передумал, всё же решив делать фильм о рестлинге. Отметим, что и у самого Даррена идея сделать фильм о рестлинге появилась аж в начале 90-х, с момента окончания им киношколы. Она показалась ему любопытной, потому что есть много фильмов о боксе, но вот о рестлинге…

Идея заключалась в том, чтобы сделать что-то, связанное с миром рестлинга, потому что, наблюдая за этим, я понял, что раньше а) такого никто не делал и (б) чем больше я изучал всё это, тем больше понимал, что банальным «развлечением» это назвать нельзя. Когда вы встречаете борцов, которые раньше распродавали стадионы на 50 000 человек, а теперь работают за 200 долларов за ночь перед мизерным количеством народа, то в этом масса драматизма.

Сначала я думал, что у меня будет рестлер в возрасте от 20 до 30 лет, но потом стало ясно, что он скорее всего будет из WWE, и получить творческую свободу, необходимую для развития персонажа, у нас, судя по всему, не получится. Затем мы подумали о том, чтобы сделать историю до появления Винса МакМэна в индустрии, когда рестлинг был территориальным, но не позволил бюджет.

Затем я начал ходить на эти независимые шоу, потому что знал, что так мне проще попасть в эту сферу – там нет контроля со стороны крупных компаний — и именно там я начал видеть всех известных борцов, что и привело меня к окончательному видению будущего фильма. Я начал общаться с этими парнями и слушать их истории, и, к сожалению, чем больше я с ними разговаривал, тем больше я обнаруживал драматических перипетий в их жизни. 350 дней в году они все время были в дороге, вдали от дома, разрушая свою личную жизнь в угоду публике. А когда они миновали свой расцвет, то превратились в мусор, в сломанные игрушки.

Даррен Аронофски

Ярым фанатом борьбы Даррен не был. Говорит, что смотрел, как и все, но не так много и не так долго.

Я помню, как мой отец привел меня на матч, сам в это не веря, а я такой «Вау, как круто!». Отец говорил: «Это подделка», а я и мой друг Ари кричали: «Это не подделка, это всё по-настоящему!». Так что я не был большим поклонником. Меня просто интересуют миры, которых мы раньше не видели, ведь великая сила кино заключается как раз в том, чтобы побывать там, где вы еще не были. И я не думаю, что кто-то был, например, в раздевалке рестлеров, когда они готовятся выйти на ринг. И ещё меня всегда интриговали люди, тело которых – это орудие искусства.

Просто есть ещё один проект, над которым я работаю, он касается балета, который во многом очень похож на рестлинг, потому что там тоже орудием искусства является тело. И мне было очень интересно задокументировать этот мир.

Даррен Аронофски

Вскоре Аронофски встретился с Сигелом для обсуждения сотрудничества. Долго уговаривать того не пришлось. Первым и главным источником вдохновения для него стал документальный фильм Beyond the Mat. Три его героя – это Мик Фоли, Терри Фанк и Джейк Робертс. Первый постоянно ходит на грани из-за экстрима в своих матчах. Второй – не оставляет ринг даже несмотря на преклонные годы. Наконец, третий и вовсе погружён в пучину алкогольных и наркотических трипов, превращаясь из звезды WWF в ходячее посмешище, участвующее в маленьких инди-шоу.

После Аронофски и Сигел ходили на шоу, где за кулисами общались с рестлерами, «собирая» из них образ будущего главного героя.

Вскоре идеи посыпались из Сигела одна за другой.

Без настоящих рестлеров в фильме никак. Но Аронофски поставил одно условие: никаких ярких имён в фильме не будет. Всё просто – условные Халк Хоган или Голдберг автоматом вытянут историю «в мейнстрим», тогда как в кино всё должно происходить на «низовом» уровне. В итоге в фильм попали рестлеры, звезд с неба явно не хватающие – полный список есть в статье о фильме на «Вики». Исключение – Эрнест Миллер, он же «Кот», которого многие помнят по позднему WCW на ТНТ. Он сыграл противника Рэнди Робинсона, с которым тот враждовал в их лучшие годы, по имени Аятолла (явный реверанс к обоим Шейхам – к «Оригинальному» Эду Фархату и «Железному»).

Другим, не менее знаменитым, пусть и не на уровне WWE, рестлером, снявшимся в фильме, стал Дилан Саммерс. Он же «Некробатчер». Это с ним Рурк в фильме проводит экстремальный матч с использованием колючей проволоки, столов и стекла. Саммерс, который всю свою карьеру проработал в ультравайоленсе, по уровню отбитости стоит где-то рядом с Ником Гейджем, даже на репетициях вдохновенно пулял себе в лоб скобами от степлера, который они с Рурком использовали в матче.

Полная сцена с участием Рурка и Некро

Саммерс, кстати, явно не думал, что его выберут на роль – в первую очередь, из-за своих «обычных» габаритов (в инди-рестлинге такое не редкость). Однако сценарист писал роль специально под него и первоначально его персонаж должен был зваться Hillbilly Cannibal.

Было весело сниматься в этом фильме, но и потрудиться пришлось немало. Из всего того отмороженного дерьма, которое я делал в своей жизни, было кое что новое – я никогда не прыгал с лестницы. Да, лестницами меня били, но с них я сам не падал никогда. И в матче я упал с лестницы шесть раз!

Дилан Саммерс (Некробатчер)

За подбор борцов отвечал Эван Гинзбург. Его, кстати, можно увидеть в сцене с автограф-сессией, где он сам стоит возле Рурка, в роли «поклонника Рэнди Робинсона». Аронофски рассказывал, что Эван был их «главным связным» с рестлинг-индустрией.

Претендент №1

По поводу главной роли Даррен и Роберт были единодушны – только Рурк, большими поклонниками которого были оба (Даррен – с момента, как увидел Микки в «Сердце Ангела»). Кроме того, Аронофски отметил, что взлёты и падения в карьере Рурка один в один напоминают карьерные перипетии будущего главного героя Рэнди Робинсона. Сигел даже визуализировал героя будущего фильма с помощью фотографий Микки, повесив их на экран ноутбука – на одной он был молодым, на другой старым и потрёпанным жизнью.

Внезапно творческий дуэт огорошили известием – Warner отказывается делать фильм, если в нём будет сниматься Рурк. Причина: студия считала, что актёр давно забыт и не сделает фильму кассу. Однако Аронофски не испугался и решил, что фильм будет в любом случае, на любой другой студии, пусть и с меньшим бюджетом. Главное – там будет Микки. Которого, впрочем, следовало ещё уговорить сниматься.

Аронофски позвонил Рурку, когда он восстанавливался после аппендицита. Даррен начал прямо, сказав, что он задумал фильм, в главной роли в котором хочет видеть именно Рурка. Две недели спустя они встретились и впервые поговорили о проекте.

Когда мы начали думать о кандидатах на роль, то это было трудно – мне нужен был не только человек, кто бы воплотил задумку в жизнь с актерской точки зрения, но и такой, кто был бы подготовлен физически. Я помню, что изначально беспокоился о физической форме Рурка. Он крупный парень, но он не такой огромный, как борец, поэтому мне было интересно, сможет ли он сыграть. Но я зря беспокоился. Оказывается, отец Микки Филипп Андре Рурк-старший был бодибилдером, поэтому Микки с детства знает, что это такое.

Даррен Аронофски

Их первая встреча состоялась в ресторане. Выслушав Даррена, Рурк задумался. С одной стороны всё это было полной ерундой. Рестлинг он считал несерьёзной забавой. Но с другой стороны – один из популярных режиссёров предлагал ему хорошую работу. Так что скорее да, чем нет…

Следующая мысль, которая посетила Микки Рурка, касалась того, сработаются ли они с Дарреном. Тот, словно читая его мысли, сказал, что он слышал о неуступчивости Рурка на съёмочных площадках, поэтому в этот раз, хочет они или нет, он должен слушаться его во всём. Такой подход немного удивил и отчасти шокировал актёра, но и подкупил его своей честностью. Уже после, на съёмках, Рурк сравнил Аронофски с Копполой. Комплимент.

Дело в том, что Микки ленивый. Он как те дети в школе, которые ничего не делают, но свои 4+ получают легко. Это же Микки! Он легко играет в любом фильме, поэтому моей главной задачей было бросить ему вызов и заставить работать ещё лучше. Ведь в нём скрыт бездонный колодец возможностей, которые он может легко продемонстрировать.

Даррен Аронофски

Микки согласился и погрузился в сценарий. И вот тут началось самое интересное.

Реальные люди – реальные проблемы

Рурка шокировал главный герой и всё то, что с ним происходит. Читая, как Рэнди не знает, как совместить свой прежний статус с новой, довольно безрадостной жизнью, Микки не знал, насколько легко ему будет играть такого героя. Он будто бы увидел в нём себя.

Специально для фильма Рурк прошёл что-то вроде «профессиональной переподготовки» в актёрской студии по системе Станиславского. Так что пути назад не было – предстояло именно что всё переживать самому, благо жизненные пути Рурка-актёра и Робинсона-рестлера в фильме были схожими.

Самой трудной для Рурка сценой оказалась сцена с его работой за прилавком в продуктовом магазине. Микки очень не хотел в ней участвовать. Он предлагал Даррену компромисс: пусть Рэнди будет посудомойщиком, но не продавцом. Однако Аронофски был непреклонен и считал, что ради таких сцен и снимается фильм. Что именно в таких сценах Рурк сможет сыграть максимально реалистично – за счёт собственных воспоминаний. Собственной боли.

Всё снималось с участием реальных покупателей, которых на полном серьёзе обслуживал за прилавком Рурк. Многое было сымпровизировано и вошло в фильм, например, сцена с неправильными ценниками на прилавке. Многое, но не всё – например, узнавший Рэнди покупатель. А капризная старушка, покупающая салат, это мать Даррена Аронофски.

Но самой мощной с эмоциональной точки зрения (по крайней мере – для автора этих строк) была, есть и будет сцена с раздачей автографов. Она шокирует, ярко иллюстрируя слова Аронофски о том, что рестлеры, миновав свой пик славы, становятся «сломанными игрушками», к которым дети потеряли всякий интерес. Судя по этой сцене, всё так и есть. Рэнди, тяжело, как разбитый старик, усаживающийся за столик, такими же тяжелыми движениями извлекает из сумки несколько видеокассет со своими матчами, майки, фотоаппарат для автографов… Вот она, вся твоя жизнь – в нескольких вещах. Всё, ради чего ты работал, ежедневно подвергая своё здоровье опасности, уместилось на крошечном столике. А людей как не было, так и нет. Только и остаётся, что уставиться в стену напротив или вздремнуть, положив голову на руки.

Аронофски не придумал эту сцену «для пущей драмы». Он рассказал, что сам видел, в рамках сбора фактуры для фильма, как на одном из мероприятий в Джерси, где было множество легенд, от Капитана Лу Альбано до Рокки Джонсона, отца Скалы и Джимми «Суперфлая» Снуки, народу было меньше, чем моих статистов в той самой сцене.

Это было душераздирающим зрелищем. Эти парни пытаются свести концы с концами, пытаются ещё раз вернуть свою прошлую славу, удержаться за то, чем они жили и о чём мечтали. И я не мог не сделать такую сцену в фильме после увиденного.

Интересно, но не один только Микки Рурк испытывал на съёмках «Рестлера» настоящую боль от проблем главного героя, в чём-то ассоциируя их с самим собой. Эван Рэйчел Вуд, сыгравшая в фильме дочь Рэнди Робинсона, испытала практически то же самое.

У Рейчел были проблемы в отношениях с её отцом. Вернее, их не было вовсе. Их общение ограничивалось встречей раз в год, да и то – лучше бы её не было. В итоге Эван настолько прониклась сюжетом фильма, что решила исправить отношения с родителем и в реальной жизни. Ну а чтобы достоверно передать всю эмоциональную сложность общения со своим «экранным» отцом, Аронофски строго-настрого запретил Микки и Эван видеться и общаться на съёмочной площадке. Правда, до первой совместной сцены.

Всем пахать!

…Несмотря на позицию «режиссёр – главный», Даррен прислушивался к предложениям Рурка по поводу сценария. Кое-что с его подачи они переписали. В частности, именно благодаря Микки в «Рестлере» появилась сцена с продажей стероидов, приблизившая, по словам Рурка, фильм к реалиям борцовской индустрии. Скотта Сигела, реального рестлера, продававшего препараты, Рурк и Аронофски нашли в баре, куда как-то зашли посидеть.

Но самое интересное, что ранее Скотт сидел 4 года в тюрьме за то, чем он занимался в фильме. После фильма сел опять. За то же самое.

Другими идеями Микки были диалог Рэнди с дочерью, где он изливает ей душу, а также сцена в конце, где он говорит, что не думал о том, что снова выйдет на ринг. Всё это напоминало «воскрешение» его самого, как актёра.

Сценарий, конечно же, важен, но и сам герой в роли рестлера должен смотреться достоверно, а не как Оливер Платт в роли Джимми Кинга в «Готовых к драке». И одного спортзала мало, нужно было освоить основные борцовские приёмы.

Как и в случае с Ли Каналито у Сталлоне, боксёрский опыт тут не помог от слова «вообще». Уже потом Рурк сказал, что сравнивать рестлинг с боксом – всё равно, что регби с пинг-понгом. Всё осложняет «рассказ истории на ринге» через поединок, а не стремление поскорее победить оппонента, как в «соревновательных единоборствах». Следовательно, надо уметь то ускоряться, то замедляться.

Технике Рурка обучал Афа Аноаи – рестлер, снявшийся в фильме Body Slam, о котором шла речь выше, дядя Дуэйна Джонсона. Уже на первой тренировке Рурк понял, что он зря относился к рестлерам свысока. Постановка постановкой, но боли тут полно. Дело доходило до того, что Рурка трижды отвозили в больницу. Он повредил диск в спине, колено и шею.

Мне потребовалось полтора месяца, чтобы перестать драться, как боксер. Они пригласили нескольких бывших борцов и очень терпеливо работали со мной. Я ничего не знал о рестлинге — я даже не знал, как надевать трико.

Микки Рурк

В зале тоже пришлось несладко – в смысле накачки мышц. Специально для роли Рурк набрал 16 кило мышечной массы, тягая железо как одержимый, и питаясь 7 раз в день. Всего на зал ушло 6 месяцев. На тренировки на ринге – 3 месяца. Кроме того, кондиции Рурка приводил в порядок специально приглашенный израильский спецназовец, боец MMA. При нешуточном прессинге со стороны Аронофски, подначивавшего Рурка. Последний вскоре начал вести себя в стиле: «Орёшь? Ну ори-ори – я тебе покажу…». И работал с удвоенной силой.

Тренировки потребовались и Марисе Томей (с которой Аронофски вместе учился в школе), сыгравшей стриптизёршу – подругу Рэнди, в которую тот тайно влюблён. Она долго работала с хулахупом, чтобы научиться «порочно» крутить бёдрами, да и вообще, двигаться в соответствии с образом.

Аронофски решил выкрутить систему Станиславского на максимум и предложил Марисе выступить в реальном стриптиз-клубе перед реальными клиентами. Томей благоразумно отказалась. В фильме же, для большей раскованности, она прибегала к допингу – в виде кофе с текилой.

Вместо Рурка – Кейдж или шедевр за 6 миллионов

Вскоре прогремела вторая неприятная новость – куда более серьёзная. Инвесторы не хотят видеть Рурка и желают заменить его на Николаса Кейджа, под которого дадут 15 миллионов долларов. Но на удивление Рурк не расстроился. Подготовку к роли он называл «адом», к тому же ему до сих пор было трудно играть Рэнди, многое в жизни которого перекликалось с судьбой самого Микки.

Но вскоре Кейдж покинул проект столь же неожиданно, как и появился в нём. Причина – он не хотел принимать стероиды, без которых ему было крайне трудно набрать желаемую форму. И Рурка вернули в фильм. Вскоре решился вопрос и с инвесторами – фильм согласились продюсировать французы из Wild Bunch. Они дали 6 миллионов. И не прогадали. Они не только вернули свои деньги, но ещё и заработали.

6 миллионов… Аронофски пришлось поломать голову, ведь снимать всё приходилось быстрее и с меньшим количеством локаций. 37-дневная съемка в 37 локациях. Всё в духе независимых борцовских промоушенов, где выступает Рэнди Робинсон – у Рурка даже не было своего трейлера, несмотря на то, что он был «в мейн-ивенте»: снимался в главной роли.

Локации – отдельная тема. Борцовские матчи с участием Рурка снимали на настоящих шоу, так что публика получила оригинальные сюрпризы в виде матча с участием кинозвезды. Предварительно зрителей оповестили о съёмках, что взвинтило их настрой до предела.

Если Рурк думал, что с окончанием тренировок всё закончится, то он ошибался. Аронофски, по его словам, походил на сумасшедшего тренера по боксу, который, видя успехи своего подопечного, говорит ему: «ещё раунд и будешь королём». Даже если что-то было сделано хорошо, то Рурк повторял это ещё раз по просьбе режиссёра. Что касается эпизода с «покраснением» (так рестлеры называют резание себя лезвием для демонстрации крови в матче), то Аронофски схитрил. Он сказал об этом Рурку, намекнул, что ему надо будет это сделать, потом вдруг сказал, что если он не хочет, то… Реакция Микки была неожиданной: «Да иди ты, надо, значит, надо!».

Аронофски педантично, словно скульптор, «лепил» главного героя. Он не должен носить солнцезащитные очки. А вот сумка на поясе обязательна, потому что многие из рестлеров так делают, говорил Рурку Даррен, встречавшийся с множеством вышедших в тираж ветеранов. Ну а что касается трудной для Микки сцены в продуктовом магазине, то это было далеко не единственной для него проблемой. Аронофски говорил, что Рурк ненавидит работать с детьми-актёрами, поэтому Даррен немного переработал сцену в начале, чтобы местная детвора атаковала Рэнди, спавшего в своем грузовике.

Финал решили делать открытым. И в этом смысле «Рестлер» образца 2008 года похож на «Рестлера» 1974 года. На открытом финале, когда Роб прыгает с канатов на ринг, настоял Аронофски. Режиссер посчитал, что если рассказать о том, что произошло с Рэнди после прыжка и дальше, то всё будет слишком мелодраматично, чего лично он бы не хотел.

Финал фильма

По мнению Даррена и так ясно, что с ним случилось. Что именно имеет он в виду? Возможно то, на что намекают нам в одной из рецензий на фильм. Когда человек, который потерял почти всё, получил последний шанс достичь высшей благодати. И стоя на канатах, он выглядит торжествующим, плачущим и готовым войти в Рай.

«А потом пришёл Кобейн и всё испортил!»

Саундтрек к «Рестлеру» заслуживает особого внимания. Львиная доля песен – хэви-метал 80-х с глэмовым отливом, в котором, по словам Аронофски, хорошо шарил Сигел, но совсем не шарил Даррен. Более того, режиссёр говорит, что весь, абсолютно весь фильм, мог бы стать текстом песни для хита такой группы.

В фильме звучат песни Quiet Riot (входная тема Рэнди Робинсона), Cinderella, Cinderella, Slaughter, Firehouse. Есть даже Scorpions и, что удивительно, Accept, коих в Америке особенно то и не жалуют (что с Удо Диркшнайдером, что в нынешнем составе с Марком Торнилло).

Любительский клип на Balls to the Wall с видеорядом из «Рестлера»

Есть Guns ‘n’ Roses – под Sweet Child o’ Mine в конце выходит на бой Робинсон, а ещё раньше под неё выходил на боксёрские матчи сам молодой Микки Рурк. И здесь стоит респектнуть Экслу – он разрешил использовать свою песню бесплатно, чтобы поддержать Рурка, с которым они являются давними приятелями. Разрешил после долгих уговоров Микки. За это Эксл получил персональную благодарность в титрах. Сам же Рурк, по словам Аронофски, любит «Ганзов», но терпеть не может глэм 80-х.

Полный список песен – тут. Так что это ещё одна причина, чтобы ценить фильм: «Рестлер» идеально подчеркивает связь тяжелого рока и профессионального рестлинга.

Но главным украшением саундтрека является, пожалуй, одноимённая песня, написанная Брюсом Спрингстином.

…Уже после завершения съёмок Спрингстин сам позвонил Рурку. Они были знакомы и до этого, но Микки потерял с ним связь. Да и сам звонок был не просто так. Рурк написал ему письмо, в котором рассказал о своём новом фильме и о персонаже, которого он играет. Брюс проникся и написал потрясающую песню. «Вы когда-нибудь видели одноногую собаку, идущую по улице?» Если вы когда-нибудь видели одноногую собаку, то вы видели меня…»

Закадровая песня Спрингстина

Даже по одной этой строчке сразу понятно, о ком и о чём она. Лучше песни для «Рестлера» было не найти. Она и играет на фоне финальных титров. Песня Спрингстина получила «Золотой глобус», как лучшая песня из кинофильма. И заслуженно.

The Wrestler, вероятно, будет моей любимой песней, пока я не умру.

Микки Рурк

Заслуженный успех

…После завершения съёмок Рурк был живым трупом. Он даже не пошёл на вечеринку, чтобы отметить конец работы, потому что был истощён эмоционально и физически.

Люди спрашивали меня, какой лучший фильм из тех, где я снимался, но я говорил, что такого пока нет. Но теперь я точно могу сказать, что это «Рестлер». Это самый сложный фильм, в котором я когда-либо снимался, но это также и лучший мой фильм.

Микки Рурк

Фильм был закончен за 2 дня до очередного Венецианского кинофестиваля, где срубил «Золотого льва» и множество других наград. При шестимиллионном бюджете «Рестлер» заработал в прокате 44,7 миллионов долларов. Это была чистая победа Аронофски, Сигела и Рурка. Если Даррен в очередной раз доказал свою профессиональную состоятельность, если Сигел доказал свой потенциал в качестве сценариста, то Микки Рурк вернулся к жизни во всех смыслах этого слова.

Рестлеры, промоутеры и другие деятели индустрии сняли головные уборы перед его создателями. Фильм оценили Родди Пайпер, Брет Харт, Мик Фоли, Джим Росс, Винс МакМэн. На лос-анджелесской премьере «Рестлера» появились Родди Пайпер, Грег Валентайн, Рик Флэр.

Рурк, представляя их, сказал: «Эти борцы — прекрасные ребята с особым духом товарищества. Когда они все сказали, что им понравился фильм, то лучшего комплимента мне было и не надо».

«Рестлер» триумфально прошёл по США, Великобритании и другим странам. Микки признается: «Я отдал всего себя этой роли. Это был первый раз за долгое время, когда я делал именно так». Примерно о том же самом говорит и режиссёр. Аронофски считает, что «Рестлер» – фильм о том, как обернуть ограничения по времени и по деньгам себе на пользу, сняв классное кино. Он не хочет утверждать, что снял рестлерский вариант «Бешеного быка». Но, в любом случае, «Рестлер» получился просто невероятным.

#кино #рестлинг

PS: Ну а для тех кто не в курсе или читает меня впервые на этом подсайте, сообщаю, что ещё больше статей на тему «нескучно — о рестлинге» с отсылками к популярной культуре всегда можно найти в моём блоге!

 

Источник

Читайте также