От «первого гигагерца» до современных процессоров: инновации AMD и ATI

История одного из главных производителей чипов.

Материал подготовлен при поддержке AMD.

В 2006 году на рынке «железа» произошла историческая сделка. Единственный конкурент Intel в лице американской AMD объединился с канадской компанией ATI Technologies, которая на тот момент была главным соперником фирмы Nvidia.

Фирмы органично сосуществовали и разделяли одинаковые ценности. AMD и ATI боролись против монополий, обе компании находились под постоянным давлением рынка и штамповали инновации вопреки всем внешним факторам.

Народные цены и «первый гигагерц»

С появлением Radeon и Athlon ПК-гейминг стал заметно ближе к народу. Особенно в восточной Европе, где цены на связку Nvidia/Intel всегда были достаточно высоки.

Если говорить о процессорном рукаве компании, то первым успехом на рынке игровых компьютеров для AMD можно назвать линейку Athlon на базе архитектуры K7. Её особенностью стала новая философия, которая позволяла «на бумаге» существенно обойти основного конкурента: Intel Pentium 3. Но рынок тогда не особенно верил в то, что AMD справится.

AMD Athlon 600 на архитектуре K7

До Athlon AMD приходилось довольствоваться нижней частью рынка и выживать в борьбе со всемогущей Intel, так что никто не верил в способность «второго номера» не только разработать хороший процессор, но и произвести его в достаточном количестве.

Поэтому основатель компании AMD Джерри Сандерс заключил стратегическое партнёрство с процессорным отделом гиганта Motorola. В результате AMD удалось освоить новую, более простую технологию производства полупроводников на базе меди и разгрузить промышленные мощности.

Pentium 3 был достаточно грозным конкурентом, но Athlon удержался на рынке и укрепил свой успех с процессором Thunderbird. У «атлоновской» архитектуры K7 были недостатки, однако процессоры Athlon работали на более высоких базовых частотах, чем Pentium 3. А значит, быстрее справлялись с задачами.

Первый настольный «гигагерц» тоже принадлежал линейке Athlon (модели Orion) на базе той же архитектуры K7. По игровой производительности процессоры Athlon на момент появления в продаже опережали основного конкурента на 20%. Этот успех не прошёл бесследно: в конце 2001 года доля AMD на рынке выросла с 18 до 22%.

AMD Athlon XP Thunderbird

Сыграла свою роль и дальновидность основателя компании. Во время выхода четвёртой модели Athlon под названием Thunderbird у Intel были проблемы с производством новых процессоров, тогда как AMD предлагала аналогичные решения «здесь и сейчас». К середине нулевых стало понятно, что AMD пришла в топ всерьёз и надолго.

Безоблачной, однако, эпоха Athlon для AMD тоже не была. Компания совершила два серьезных просчета с обновленной архитектурой K8.

Во-первых, как и Intel, AMD не смогла выпустить достаточно процессоров, и выход Athlon XP был омрачен переносами. Во-вторых, компания теряла деньги на каждом проданном Athlon XP — чтобы конкурировать с Intel Pentium 4, AMD снизила цены на свои чипы. Итог: завоёванная доля рынка сократилась до 14%, но позже подросла до 16%.

Со временем особенностью AMD стало производство достаточно мощных решений по ценам ниже рыночных. Компания честно признавала, что хотя в синтетических тестах её продукты и проигрывали решениям Intel, в реальных задачах AMD было, что показать. Линейка Phenom X4 снискала высокую популярность в СНГ и отлично справлялась со всеми новинками, а стоила вдвое дешевле решений конкурента.

AMD Phenom X4 9550

Косвенным индикатором служит и то, что даже сейчас на игровых форумах часто встречаются обладатели этих процессоров.

Видеокарты и «легендарные» драйверы

AMD и ATI до слияния объединяла борьба за место под солнцем с превосходящими силами конкурентов. При этом дела у ATI шли куда менее гладко: Thunderbird штурмовал рынок, а второе поколение Radeon с моделью 8500 получило смешанные отзывы прессы.

Видеокарта была очень хороша «на бумаге», однако после релиза весь потенциал был убит недоработанными драйверами Detonator. ATI потребовалось несколько месяцев, чтобы привести дела в порядок и полностью реализовать заявленные мощности карты. Существенно раскачанная через ПО 5800 вырвала у GeForce 3 корону лидера, но держала её недолго. Nvidia выпустила GeForce 4 и вновь стала флагманом рынка. При этом среднебюджетную нишу калифорнийцам занять было нечем.

Эту пустоту заполнила недорогая ATI Radeon 9100 (8500 LE в США), которую можно было разогнать до флагманских показателей.

Ограниченным успехом пользовался и гибрид видеокарты с TV-тюнером ATI Radeon 8500 All-In-Wonder. Благодаря ему у AMD появилась финансовая подушка безопасности в самые печальные для компании годы.

Обзор Radeon 8500 All-in-Wonder, вышедший в эфир канадского телеканала в 2003 году

Всерьез на рынке топовых видеокарт о себе заявила Radeon X1950 XTX. Модель не отличалась низкой температурой и щадящей ценой, однако смогла полностью разгромить карты 7000 серии от Nvidia в бенчмарках.

Ещё одной вехой можно назвать чрезвычайно популярные AMD 7950, которые с помощью перепрошивки BIOS можно было превратить во флагманскую 7970. При этом стоила 7950 дешевле, чем аналогичные карты Nvidia.

Это вовремя обнаружили и производители железа, а потому в некоторых реализациях 7950 было сразу две прошивки BIOS — на всякий случай. Поскольку в картах использовалась архитектура Graphics Core Next, серия оказалась на удивление долговечной — видеокарты до сих пор с достоинством «вывозят» большинство новинок и пользуются спросом на вторичном рынке.

AMD Radeon 7950

Развитие ATI, как и в случае с процессорами AMD, было проблемным. Флагманы компании редко могли похвастаться высокими показателями в тестах, а потому основной тактикой на рынке видеокарт стал не высший, а средний сегмент.

Ещё одной отличительной чертой ATI-AMD всегда были нагрев и энергопотребление. С первой проблемой компания в итоге всё-таки научилась бороться, однако требовательность к блоку питания до сих пор остаётся решением AMD.

ATI создала множество бюджетных и среднебюджетных карт, которые пользовались большой популярностью. Они шли вместе с драйверами Detonator и Catalyst, которые сейчас считаются легендарно «кривыми».

Как это часто бывает, в реальности всё было не так страшно, но ранние версии Catalyst серьезно подмочили репутацию ATI на годы вперед. Ситуацию сразу после объединения компаний бросилась исправлять «материнская» AMD. И им это удалось, хоть и не сразу.

После обновления ПО до версии Crimson, шутки про драйверы AMD стали уделом старых интернет-форумов. Сегодня единственный серьёзный минус ПО от AMD — это отсутствие цельного игрового оверлея вроде GeForce Experience.

Доступная архитектура x86-x64

Мы живём в мире победивших 64 бит — набора команд, который существенно расширил объем доступной для использования виртуальной и физической памяти. Сейчас на 64 бита перешли даже смартфоны, так как объем их ОЗУ вырвался за пределы x86 архитектуры. 64-битная революция на ПК случилась, в том числе, благодаря AMD.

В 1999 году корпорации начали искать способы обхода ограничений x86. Два процессорных гиганта, Intel и AMD, решили, что пришло время переходить на 64-битные чипы. В кузницах Intel совместно с HP выковывается радикально новая архитектура Itanium, которая не совместима с x86. Изначально её разрабатывали для серверов, однако в проект было вложено так много денег, что журналисты ожидали и потребительские устройства на базе новинки.

Демо второй версии Itanium, вышедшей в 2007 году

Не обладающая богатыми ресурсами, долей рынка и возможностями производства AMD решила, что выбрасывать x86 «на помойку» — слишком большое расточительство. Поэтому вышедшая в 2000 году архитектура AMD64 стала расширением уже существующей x86.

Поскольку процессоры в реализации от AMD несли в себе оба набора инструкций, обеспечивалась бесшовная аппаратная совместимость. 32-битные приложения легко запускались на 64-битной операционной системе без штрафов к производительности. Правда, в финансовом плане AMD от этого не выиграла. Архитектуру освоили конкуренты и компания потеряла инициативу — Intel быстро адаптировалась и выпустила свою архитектуру Intel64.

Itanium же в прессе окрестили «Итаником», потому что инициатива Intel «затонула» и была отвергнута рынком. Однако её история закончилась не сразу. После победы эволюционного подхода процессоры Itanium перешли на серверный рынок, где архитектура занимает четвёртое место, существенно отставая от x86-x64. В 2017 году платформа получила свой последний релиз Kittson, после которого Intel не планирует её развивать.

Игроки смогли оценить вклад AMD гораздо позже серверных администраторов — примерно начиная с релиза Windows 7 и стандартизации 8 гигабайт ОЗУ как оптимального объема памяти для игровых компьютеров. Удобным бенчмарком преимуществ x64 является The Elder Scrolls V: Skyrim Special Edition, которая работает существенно быстрее в сценах со множеством солдат.

Сказывается переписанный под x64 движок Creation Engine, который может получать доступ к большему объёму памяти.

Современные игровые консоли и конец гонки поколений

Сотрудничество AMD и ATI вылилось в необычный продукт: APU. Это однокристальное решение, которое одновременно выполняет функции процессора и мощной игровой видеокарты. APU от AMD и процессоры с интегрированной графикой от Intel стали популярны как решения для ноутбуков, однако именно эта инициатива всерьез поменяла философию седьмого поколения игровых приставок — к нему принадлежат PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii.

Тут надо пояснить важную вещь: почти все приставки до появления APU на базе x86-x64 архитектуры представляли собой солянку из компонентов, которую каждый производитель собирал, как мог. PS3 отличалась чрезвычайно сложным процессором Cell. У Wii и Xbox 360 была графика от AMD, но без архитектурных причуд вроде процессора на базе IBM Power не обошлось. Что уж говорить о загадочном японском Emotion Engine, который был ядром PS2.

Верный подход с первого раза нашла Microsoft. Создатели первого Xbox прекрасно понимали все преимущества x86, и потому консоль была по сути пересобранным ПК. В его основе лежал модифицированный Intel Pentium 3 и видеокарта XGPU от Nvidia. И хотя вышедший в 2006 году Xbox 360 мог похвастаться обратной совместимостью, от архитектуры x86 в Редмонде решили отойти.

Графичеcкий чип ATI Xenos, разработанный специально для Xbox 360

Седьмое поколение выдалось сложным для разработчиков. У всех трёх консолей были разные архитектуры, а инструменты разработки PS3 долгое время вообще не переводились с японского языка. В конце поколения все игроки рынка понимали: надо что-то серьезно менять. Техническая сложность игр возрастает ежегодно и тот, кто выпустит самую гибкую консоль с точки зрения архитектуры — победит.

Появление дешёвых и достаточно мощных APU от AMD стало спасением для консольных инженеров, которые упорно сражались за каждый доллар. Тут важен контекст: процессор Jaguar не был самым мощным на рынке, да и графический чип на базе 7870 не назвать лучшим. Однако AMD удалось упаковать это в достаточно дешёвый чип, и восьмое поколение консолей стартовало со средней цены в гуманные 400 долларов.

Архитектура x86 была гибкой, обеспечивала беспроблемную обратную совместимость при смене поколений и существенно упрощала процесс разработки, который ведётся на ПК. APU занимал мало места и был дешевле, чем покупка видеокарты и процессора по отдельности. В общем, сплошные плюсы.

В итоге консольная парадигма сместилась в сторону простых, доступных и унифицированных решений на x86 с полной гарантией обратной совместимости в дальнейшем. AMD и её APU фактически размыли чёткие в прошлом барьеры консольных поколений. Даже глава Xbox по маркетингу заявляет, что игровой рынок под стать смартфонам постепенно перебирается на итеративную модель.

Но сильнее всего от этого выиграли ПК-геймеры. Поскольку игры разрабатываются под устройства с аналогичной «персоналкам» архитектурой, порты консольных игр в большинстве случаев выходят либо после небольшой паузы, либо сразу на релизе. Благодаря архитектуре x86 многие японские разработчики обратили своё внимание на Steam и ПК-гейминг в целом. Если судить по продажам Final Fantasy XV WIndows Edition, игроки отвечают взаимностью.

Vulkan

Ещё одной важной технологией, которая помогает стирать барьеры между консолями и ПК, можно назвать рендер Vulkan. Если сильно упрощать, то Vulkan — наследник OpenGL, который позволяет разработчикам работать с ресурсами компьютера на более низком уровне, чем DirectX от Microsoft. Рендер активно внедряется в новинки Bethesda (пионером стал Doom) и появился на платформах Apple.

Однако Vulkan взялся не на пустом месте. Ему предшествовал AMD Mantle, который создавали, чтобы процессор не мешал видеокарте и не выступал в ряде сценариев «бутылочным горлышком». Технология получила признание и была внедрена в Battlefield 4 и Dragon Age Inquisition, однако AMD решила развивать её по открытому принципу. Для работы Mantle требовалась видеокарта именно от AMD, а Vulkan работает на любой платформе.

Сейчас развитием Vulkan и OpenGL занимается Kronos Group — основанный при участии AMD консорциум из более чем 20 компаний, связанных с компьютерной графикой.

Ryzen и Vega

2017 год стал переломным для AMD, особенно для её процессорного бизнеса. Новая архитектура Ryzen после FX смогла конкурировать с продуктами Intel в плане производительности.

И верхняя модель Ryzen 7, и среднебюджетный Ryzen 5 предлагают отличный баланс цены и производительности, не уступая более дорогим решениям конкурентов. При этом процессоры AMD практически не подвержены уязвимостям Spectre и Meltdown.

Вместе с процессором Ryzen обычно идут видеокарты Radeon Vega, в с архитектурой Graphic Core Next. В 2018 году появятся новые процессоры и APU на базе Ryzen/Vega, текущие версии которых производители уже встраивают в новейшие ноутбуки и сборки ПК.

Узнать больше
 
Источник: DTF

Читайте также