«От оды человеческому духу до познания силы пустыни»: Лучшие фильмы 2021-ого года

Максимально субъективный топ самых ярких картин уходящего года.

Уже через два мимолетных дня кинематограф откроет для себя новую страницу – следующий год, который в плане своих ближайших релизов обещает стать насыщенным приключением. Поэтому настало самое удобное и самое что ни на есть уместное время для окончательного подведения итогов в качестве собственного топа лучших картин уходящего года.

Отдельно здесь стоит выделить, что многие громкие фильмы, вышедшие в РФ в 2021-ом году (к примеру, «Отец»), получили мировой релиз на год раньше, и потому в представленный ТОП-10 они не включены. Поэтому особо не удивляетесь, если вдруг не увидите тут каких-либо личных фаворитов. Данный список, разумеется, не претендует на какие-либо железные факты, предлагая вашему вниманию исключительно субъектный взгляд на богатый и довольно-таки быстро прошедший год кино, который подарил нам серию запоминающихся историй. От остроумной и трагической сатиры до последней дуэли в истории человечества, от сказа о цене самообмана до погружения в черно-белый порт Ирландии.

10. «Мавританец» . Режиссер: Кевин Макдональд.

«Мавританец» – биографическая история, посвященная судьбе Мохаммеду Ульд Слахи (Тахар Рахим), мавританца, на полтора десятилетия заключенного в самую секретную тюрьму Америки и беспричинно обвиненному в организации теракта одиннадцатого сентября. Ее режиссер, Кевин Макдональд, успевший заполучить премию Оскар за лучший документальный фильм «Однажды в сентябре» – талантливый шотландский постановщик, взявшийся за экранизацию книги Ульд Слахи под названием «Дневник Гуантанамо». Мохаммед написал ее в 2005-ом году, находясь в заключении в тюрьме Гуантанамо, где он и выучил английский язык. Вскоре его адвокаты передали рукопись журналисту Ларри Симсу, который редактировал книгу. Каждая страница должна была быть представлена военным цензорам.

Идеологически важнейшая сюжетная линия здесь посвящена прозрению со стороны военного прокурора Стюарта Коуча в исполнении неподражаемого Бенедикта Камбербэтча. Близкий друг Коуча погиб во время теракта, потому правительство не случайно выбирает именно Стюарта для дальнейшего судебного процесса, обязанного привести дело Мохаммеда к решению о смертной казни. Однако на первом плане все же преобладает персонаж Джоди Фостер – знаменитая Нэнси Холландер, которую пресса прозвала «адвокатом террористов». Вместе с молодой коллегой Тери Данкан (Шейлин Вудли) Нэнси взялась за дело клиента сперва из любопытства, но постепенно начала узнавать шокирующие детали о порядках в Гуантанамо.

«Мавританец» умело балансирует между двумя схожими жанрами: судебной драмой и фильмом о жизни в тюрьме, к постановке которых Макдональд подходит с достаточно оригинальным режиссерским взглядом. Это пугающая и в то же самое время преимущественно мотивирующая история об одном удивительном человеке который был превращен тюрьмой в пассивный объект, игрушку обстоятельств. Однако это не помешало ему принять все выпавшие на его долю страдания в качестве единого испытания своей веры и после найти в себе силы сохранить человеческое достоинство.

9. «Лига Справедливости». Режиссёр: Зак Снайдер.

Отбрасывая в сторону определенную долю недочетов, среди которых находятся затянутые в смысловом плане сцены, откровенное злоупотребление приёмом слоу-мо и несколько совсем уж сомнительных, глупых моментов, «Лига справедливости Зака Снайдера» – невероятно захватывающее видение киновселенной DC. Удивительное приключение поделено на восемь сегментов — пролог, шесть частей и эпилог, — но ничем не похоже на сериал. Поразительно, насколько бодро проносится это время благодаря столь красочному и продуманному повествованию, где каждый герой успевает заполучить свою минуту славы.

Абсолютно каждый участник местной команды теперь обладает уникальным набором характерных черт: в зависимости от индивидуальных внутренних конфликтов динамика внутри Лиги меняется в то лучшую, то в худшую сторону. Со временем данная группа металюдей во главе миллионера в плаще летучей мыши находит нечто общее, они обретают не столько стимул сражаться за защиту Земли, сколько сильную эмоциональную привязанность друг к другу. В отличие от наплевательского подхода студийных продюсеров, призвавших в 2017-ом году Джосса Уидона превратить изначальный сюжет кроссовера в непристойный цирк, Снайдер наглядно демонстрирует зрителю важность командной работы и тем самым в полной мере раскрывает суть взаимоотношений супергеройской команды.

Режиссерская версия в первую очередь посвящена тем, кто сражается с преступным миром, поэтому её основная задача — исследовать мифологических стражей закона. Они сталкиваются с преступниками, с убийцами, с создателями хаоса. В истории противостояния между теми, кто хочет уничтожить мир, и теми, кто его мечтает сохранить, изначально заложена некоторая мрачность. Но это вовсе не означает, что эти темные герои не могут найти свет или стать более жизнеутверждающими личностями. В «Лиге справедливости» совершается равномерное движение к свету, однако на пути происходят остановки в темных закоулках человеческой души. Фильм сбросил оковы надзирателей и оброс грамотным контекстом, которого ранее не хватало. От рваной подачи истории не осталось ни следа, все кусочки общего пазла наконец соединились, а Зак Снайдер, доказав свое визуальное мастерство, посвятил работу всей своей жизни памяти погибшей дочери.

8. «Не смотрите вверх». Режиссер: Адам МакКей.

Одной ночью астроном-ассистентка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) обнаруживает десятикилометровую комету, которая через шесть месяцев неизбежно упадёт на Землю, вызвав мощнейшую катастрофу, которая в считанные минуты сотрет всё человечество. Объединив усилия с профессором по имени Рэндол Минди (Леонардо Ди Каприо), они вместе отправляются к президенту США – госпоже Джейн Орлин (Мерил Стрип), чтобы предупредить её, но только вот ни администрация, ни земляне их ‘бред’ не желают воспринимать всерьёз.

Адам Маккей, раннее уже создавший несколько громких сатир на экономический и политические миры, добрался до, пожалуй, самого большого проекта в своей карьере – фантастической трагикомедии о конце света, который люди отказываются рассматривать в качестве реальной угрозы. Структурно «Не смотрите вверх» походит на «Идиократию»: та же подача абсурднейших диалогов, такие же колоритные персонажи с раздраженными характерами, но есть одно большое исключение – новый фильм МакКея поначалу воспринимается в качестве качественной социальной сатиры, вплоть до последних двадцати минут хронометража. Именно финальный акт умудряется резко перевернуть впечатления об увиденном с ног на голову и привести сюжет о попытке пробудить общество к печальному итогу.

Критики прохладно встретили эту картину, назвав её спорным, провокационным зрелищем со слишком язвительным сценарием. После подобного высказывания становится предельно ясно, откуда же появились средние оценки – когда людям наглядно демонстрируют правду о них самих, им такое приходится далеко не по душе. Потрясающий актёрский состав, захватывающая и местами тонкая режиссура, а также крайне запоминающийся саундтрек в совокупности с атмосферной операторской работой и незабываемой концовкой превращаются в дерзкое и одновременно грустное высказывание о сегодняшнем мире. Конечно, какими-то определенными темами МакКей, откровенно говоря, гиперболизирует. Однако от этого картина не раскалывается на части и в конце концов дарит нам отличную ироническую комедию с яркими актерскими работами. В особенности это касается Леонардо Ди Каприо, который примерил несвойственный для себя типаж.

7. «Последняя дуэль». Режиссер: Ридли Скотт.

Сэр Ридли Скотт – важная фигура в истории мирового кинематографа. Этот человек никогда не зацикливается на одном конкретном жанре, вместо того умело развивая свои режиссерские навыки и находя новые, захватывающие способы удивлять свою аудиторию. Казалось бы, Скотт достиг серьезного возраста (восемьдесят четыре года), когда пора бы задуматься о гордом уходе с арены. Однако неутомимый старец продолжает смело экспериментировать с подбором историй для своих новых картин, и на сей раз его выбор остановился на реальном событии, развернувшемся в четырнадцатом веке. В центре сюжета «Последней Дуэли» находится отношения между рыцарем Жаном де Карружем и его соратником Жаком Ле Гри, которые постепенно портятся из-за различных обстоятельств, и дело доходит до неразрешимого конфликта – когда Карруж отправляется в поход за добычей провизии, Ле Гри пользуется отсутствием рыцаря и вторгается в его имение, где насилует жену Жана. Оскорблённый Карруж, вернувшись домой, обращается за помощью к королю Франции Карлу VI, и тот постановляет — противники должны решить спор в смертельной дуэли.

Одни и те же события описаны здесь трижды, с помощью различных перспектив главных героев — Жана (Мэтт Дэймон), Жака (Адам Драйвер) и Маргариты (Джоди Комер) – это так называемый принцип Расемона (очевидцы по-разному описывают единое событие, противореча друг другу своими интерпретациями). В каком-то смысле, перед нами предстали сразу три картины, каждая из которых несет за собой определенный вид правды. Хоть нам и приходится периодически возвращаться к уже хорошо знакомым событиям, стоит камере изменить всего один ракурс, актеру выбрать иную манеру подачи своей реплики, и перед нашими глазами формируется совершенно иная история, хладнокровно переворачивающая ранние представления и сюжете фильма и характерах его ключевых персонажей. Ридли Скотт сбалансированно подходит к толкованию этого мрачнейшего рассказа, объединяя в нем как прямое высказывание на тему изнасилования, так и закладывая в историю очевиднейший смысл о том, что у каждого человека существует своя версия правда, от которой он ни за что не откажется. Последний пункт делает просмотр этого фильма по-настоящему захватывающим процессом, поскольку ты не совсем понимаешь, кому же здесь таки стоит доверять.

Прибавим сюда удивительный каст, среди которого находятся раннее упомянутые актеры, а также мегахаризматичный Бен Аффлек, который каждой минутой своего второстепенного появления крадет внимание зрителей, и получим незабываемое кино о расплывчивости истины, о столкновении нескольких характеров, которые по-своему смотрят на один и тот же мир, где грань фантазии и правды предельно расплывчата и способна привести к ужасающему исходу.

6. «Белфаст». Режиссер: Кеннет Брана.

Сама концепция фильмов о тяжести взросления на сегодняшний день кажется довольно-таки избитой. Сотни режиссеров уже представили нашему вниманию свои уникальные интерпретации данной темы, где-то прибегая к использованию сурового пессимизма, где-то придерживаясь более светлого тона. «Белфаст» – почти что биографическая лента британско-ирландского актера, а также режиссера Кеннеты Брана, который с помощью истории о маленьком мальчике по имени Бадди, проживающему со своей семьей в Белфасте – главного городе и по совместительству порте Северной Ирландии, решает с тонкой сентиментальностью удариться в свои детские воспоминания.

Фильм начинается с показа современного Белфаста, его промышленных районов, за жизнью которых мы наблюдаем с высоты птичьего полета. Однако через мгновение нас переносят на черно-белую Улицу Сезам из прошлого, заполненную местным народом. Дети без остановки играют в рыцарей, взрослые радостно приветствуют друг друга, попутно давая различные советы о хозяйстве, а уличные банды громят район, основываясь на религиозных мотивах. Черно-белый формат тут используется с явной задачей подчеркнуть разницу между обыденной реальностью и наиболее яркими воспоминаниями главного героя. Именно поэтому экраны кино и даже освещение на театральной сцене имеют окрас, тогда как остальной фильм является бесцветным. Это трогательная деталь – Брана искренне хотел, чтобы зрители его картины хоть немного прониклись тем, какое впечатление в свое время оказывали на него походы в кино в детстве, как и то, что разговор матери по телефону он детально навсегда запомнил лишь потому, что смотрел ковбойский фильм по телевизору. Чуть позже он еще и представит, как его отец, вышедший на «дуэль» с лидером преступной группировки, походит на отважного ковбоя, который ловко выбирает оружие из рук своего противника.

Особое удовольствие от этого фильма получаешь во время его просмотра в оригинале (не без помощи субтитров), когда ты буквально каждую минуту пытаешься разобрать ирландский акцент персонажей. Белфаст для них – родное пристанище, выйдя за пороги которого действительно страшно. Город предстает здесь кварталом из милой пьесы или старинного ситкома, где жизнь похожа на школьную пьесу.

5. «Дюна». Режиссер: Дени Вильнев.

Дени Вильнёв, амбициозный фантаст, мечтал снять фильм по культовому роману Фрэнка Герберта с тех пор, как прочёл его ещё мальчишкой в возрасте около двенадцати лет. Ему хотелось снять фильм близко к тексту первоисточника, так что вначале он набил руку на фантастических картинах «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», а уже потом взялся за «Дюну».

Первая глава безотказно работает в качестве масштабного, насыщенного пролога для столь огромного путешествия, которое уже можно увидеть на горизонте – она знакомит нас с действующими лицами истории и заодно диктует основные особенности данной вселенной. Кому-то подобный сценарный формат пришелся не по душе, получив звание «трехчасового трейлера». Большинство же по-достоинству оценило колоссальный труд, проделанный Вильневом, заявив, что его экранизация смогла грамотно соблюсти канонические характеры героев оригинального произведения и провести с нами захватывающую беседу на тему местного лора. Большего всего в память врезается образ главного антагониста, барона Харконенна (Стеллан Скарсгард), что неудивительно, ведь Дени Вильнёв представлял себе барона как «носорога в человеческом обличье». Каждый день перед съёмками Скарсгард проводил по семь часов в кресле гримёра.

Дюна обладает духом подлинной киноэпопеи, которая поражает своей визуальной частью и пока что только интригует в сюжетном плане. Несмотря на удивительную силу футуристического минимализма и полностью вжившийся в свои роли звездный состав, фильм является затравкой для главных событий, где уже и раскроется суть истории Пола Атрейдеса (Тимоти Шалламе). Поэтому нам остается запастись терпением и дождаться второй главы, которая явно станет еще более эпическим полотном. Хотя, казалось бы, куда еще круче?

4. «Французский вестник». Режиссер: Уэс Андерсон

Уэс Андерсон заслужил преданную любовь зрителей благодаря своей уникальной способности рассказывать сложные сюжеты легким языком. Истории Андерсона всегда обладают задорной атмосферой и могут похвастаться утонченным юмором, который может понять почти каждый. При том он также является одним из тех режиссеров, которые могут наполнить простые сцены максимальным разнообразием деталей и тонкими пасхалками, разгадать которые зачастую выходит лишь со второго просмотра.

Его новая работа – сборник новелл, отличающихся друг от друга и стилистически, и по своему смысловому контексту. Эти рассказы Андерсон представляет так, словно о них толкует двенадцатилетний мальчик, а не взрослый мужчина, решивший заняться съемкой фильма. Визуально «Французский вестник» походит на красочный кукольный театр с разнообразной палитрой персонажей. Тут вам и все ещё усатый Эдриан Броуди, пытающийся заполучить доверие душевнобольного пациента психлечебницы, и невозмутимый Билл Мюрей, хладнокровно увольняющий персонал за слёзы, и Эдвард Нортон с по-прежнему невозмутимым выражением лица. Каждый герой ощущается особенным, каждая новелла хоть и утомляет в отдельно взятые моменты, но смотрится с подлинным наслаждением и не без улыбки. Режиссер совершенно не ограничивает свое воображение бюджетом или временем. Андерсон пишет то, что хочет написать, а затем находит способ запечатлеть это на плёнке.

Ни размышлений на тему важных социальных проблем, ни конкретных высказываний в сторону того или иного порока общества – просто несколько забавных, милых и увлекательных историй, который нужно смотреть с полной расслабленностью, словно читая книгу. Если сопоставить этот фильм с другими творениями Андерсона, он ощущается менее продуманным, но в плане идеального актерского исполнения, трепетной работы по созданию разнообразных декораций, будто бы сошедших с открыток, и приятных ощущений после финала можно смело сказать, что этот вестник получился живым, душевным и навеивающим хорошее настроение. Такое кино бесценно.

3. «Раскопки». Режиссер: Саймон Стоун

Основанный на реальных событиях и одноименной книге, фильм австралийского режиссера Саймона Стоуна и стримингового сервиса Netflix рассказывает о том, как накануне Второй мировой войны, рядом с маленьким английским городом Ипсвич профессиональный и в меру скромный археолог Бэзил Браун, роль которого исполнил Рэйф Файнс, принимает заказ Эдит Претти (Кэри Маллиган), молодой аристократки, подозревающей, что на принадлежащей ей земле спрятаны сокровища. Вскоре Браун разрывает курган и находит старинный корабль-гробницу, однако вместе со столь дивной находкой начинают возникать закономерные проблемы.

Рэйф Файнс, зарекомендовавший себя одним из самых ярких британских артистов современности, вновь демонстрирует на экране невероятное погружение в образ. На этот раз персонаж Файнса – истинный профессионал своего дела, который даже в условиях полного пренебрежения со стороны высокодолжостных лиц умеет сохранить своё достоинство и прекрасно осознает, чему он так усердно посвящает свою жизнь.

Это нежное, чувствительное и красивейшее кино, в котором идеальным образом перекликаются мотивы классических любовных историй и идея человеческого труда. Не смотря на достаточно предсказуемые сюжетные ходы, работа Стоуна все равно приковывает внимание к экрану, превращая каждый, даже самый статичный кадр в живописную картину, а отношения между персонажами в высказывание о том, как за каждой смертью следует вечность, запечатленная в человеческой памяти, а, иногда, и в культурном наследии. Из-за тихой премьеры на стриминге об этой картине мало кто смог услышать, но посмотреть ее будет полезным занятием, поверьте на слово.

2. «Легенда о Зеленом Рыцаре». Режиссер: Дэвид Лоури

Первые лучи Рождества юный племенник короля Гавейн (Дев Патель) встречает в хибаре. Проснувшись от обливания водой, герой тут же отправляется в замок Камелот, где разворачивается праздничный пир. Король Артур (Шон Харрис) желает, прежде чем приступить к трапезе, послушать чей-нибудь рассказ о великих подвигах и приключениях. Приключения не заставляют себя ждать – в центр зала неожиданно въезжает загадочный Зеленый Рыцарь (Ральф Айнесон). Он предлагает всем присутствующим рыцарям состязание: любой участник Круглого Стола, способный нанести ему ранение, получит в качестве трофея его топор, но через год обязуется придти в часовню, чтобы получить аналогичный ответный удар. Вызывается Гавейн, еще не посвященный в ряды избранных воинов его величества.

Перенося рассказ в рамки альтернативного средневековья, режиссер фильма, Дэвид Лоури мало того, что экранизирует мифологическую легенду четырнадцатого века, так еще и изменяет ее кульминацию с целью создать по-настоящему цепляющий финал. Если отдавать предпочтение развитию арт-хаусной модели кино, то исключительно подобной: визуально ошеломляющей, сюжетно воспитывающей и погружающей в некий транс, во время которого языковая система символизма станет для вас ясна точно также, как устройство родного алфавита. Центром сюжета «Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря» является испытание Гавейна на верность рыцарским правилам. В произведении представлена типичная для средневековой литературы фабула искушения.

Мысли главного героя переполнены различными сомнениями, он постоянно должен быть силен для того, чтобы сделать выбор между честью и одним большим самообманом. И в этом, кажется, заключается самый громкий плюс фильма – его история предлагает нам наблюдать за живым, пускай, иногда отталкивающим героем, который сквозь свое жуткое путешествие к зеленой часовне наконец осознает, что пришло его время сотворить настоящую легенду, которую бы могли рассказывать Королю на его последующих пиршествах.

1. «Тик-Так … Бум!» Режиссер: Ли-Мануэль Миранда

Сюжет переносит нас на улицы пасмурного Нью-Йорка 1990-ого года. Один из его жителей, молодой композитор по имени Джонатан Ларсон (Эндрю Гарфилд) работает официантом в небольшом закусочном заведении. Параллельно своему мелкому заработку он старательно пишет мюзикл под названием «Супербия», который, как он рассчитывает, в будущем станет новым хитом Бродвея и позволит ему наконец вырваться из нищеты. В жизни у Джона всё далеко не просто: девушка Сьюзен (Александра Шипп) устала ждать, пока бойфренд добьется какого-либо успеха в своём деле, а его лучший друг Майкл (Робин де Хесус) тем временем оставил мечты об актерской карьере и устроился на престижную работу в рекламном агентстве. Джонатану вот-вот стукнет 30 лет, и он начинает переживать, что впустую потратил долгие годы своей жизни, когда чуть ли не каждый его кумир к этому возрасту уже успел обрести мировую славу.

Cкрупулезную работу Миранды можно охарактеризовать в качестве очень трогательной любовной записки к творчеству Ларсона, в своё время ловко перевернувшего привычные устои театральной индустрии и поведавшего всему миру, что её постановки не должны бояться экспериментального формата. В плане изучения тяжелого характера Джонатана режиссер снял картину с глубоким пониманием страсти художника, которому для воплощения своих замыслов требуется пройти через серию жесточайших психологических испытаний. Среди них разрастающиеся проблемы со второй половиной, смерть близких людей и постоянное давление суровой среды Бродвея. Режиссер в бодром ритме ведет нас через закоулки души Джонатана, рассказывая о его стремлении как можно быстрее достичь желаемой отметки – создания собственного мюзикла в жанре научной фантастики. Поначалу Ларсон витает в облаках, одержимой давней мечтой, но затем один из персонажей фильма обращается к нему со следующим наставлением: “Дам тебе совет, как та, кто работает в этой индустрии очень, очень давно – попробуй писать о том, что знаешь”.

«Тик-так…бум!» – невероятно энергичная, отлично прописанная и реализованная история интересной творческой личности, которая всеми силами старалась двигаться к своей цели вопреки множественным преградам. К огромному сожалению, как в фильме, так и в действительности, Джонатан Ларсон скончался в раннем возрасте – ему было всего тридцать пять лет. У него все ещё оставалось много вопросов.

P.S. Таким вышло мое представление о кино 2021-ого года. Буду только рад услышать ваши предложения о своих любимых фильмах, а также дискуссии на тему выбранных мною. От всей души поздравляю всех вас с надвигающимся Новым Годом, желая встретить его без суеты и с высокой поднятой головой. Возможно, за экраном телевизора, вновь пересматривая «Крепкого Орешка» и «Одного дома». Посмотрим, что же нам преподнесет 2022-ой год. Будем надеяться на приятные сюрпризы и минимум разочарований.

#кино2021 #топ #обзор #итоги #netflix #чтопосмотреть

 

Источник

Читайте также