От «Левиафана» до «Подъема с глубины». Лучшие фильмы о глубоководных монстрах — к выходу «Под водой»

23 января в российских кинотеатрах выходит фантастический ужастик «Под водой» (Underwater) с Кристен Стюарт, так что мы решили вспомнить несколько любопытных хорроров, где действие происходит на море, а противниками героями выступает нечто гигантское и бесформенное.

Мы целенаправленно не стали включать фильмы про акул (о них мы писали в отдельном материале) и работы студии Asylum. Жанр, как и космохоррор никогда не пользовался особым спросом, так что хорошие оценки для таких фильмов редкость, как и большие сборы.

«Подъем с глубины» (Deep Rising), 1998

Незаслуженно раскритикованный зрелищный аттракцион от режиссера-сценариста «Мумии» и «Ван Хельсинга» Стивена Соммерса, повествующий о группе наемников, решивших ограбить один очень крупный круизный лайнер. Но на нем и их, и простых пассажиров поджидает нечто очень большое и безумно голодное.

Фильм полон драйва и в нем множество запоминающихся сцен. Сюрприз-топор, недопереваренный, последняя пуля, «Что вылупился?» и конечно же сам монстр. Эта тварь восхищает своим дизайном. Величественный спрут с щупальцами, внутри каждого из которых зубастая пасть. За дизайн этого красавца отвечал оскароносный Роб Боттин, гениальный мастер практических эффектов, работавший над такими шедеврами, как «Нечто» и «Вспомнить все» с Арнольдом.

Пусть графика не идеальна и персонажи типичные, но фильм явно сделан с душой. А еще на видеокассете с ним в РФ была специальная надпись, рекомендовавшая не смотреть его людям со слабой психикой. Не часто такое лепили на фильмы в те времена.

«Глубоководная звезда шесть» (Deep Star Six), 1989

Подводный хоррор, который вышел чуть раньше заплыва Кэмерона в «Бездну». По сути это стандартная история про команду на подводной базе, которую атаковало чудище из глубин.

Сотрудники научной станции, финансируемой правительством, вынуждены взорвать пещеру, мешающую размещению установок для ракет. Но древний обитатель пещеры явно не согласен с таким решением Хорошая атмосфера и не раздражающие персонажи помогают зрителю продержаться до последних 30 минут, когда монстр наконец появляется на экране и начинается действие фактически до самого конца.

Любопытный дизайн монстра и хорошие практические эффекты омрачаются лишь реально малым количеством твари на экране, да и конфронтация с ней не сказать, что показана в подробностях. Возможно боялись испортить такой труд во время съемок. Но любителям старых недорогих фильмов про монстров этот должен понравиться.

«Левиафан» (Leviathan), 1989

Возможно, самый нашумевший в России из глубоководных клонов «Чужого». В США, как вы можете судить по датам в этой подборке, такого рода продукция наводнила кинотеатры в конце 80-х, у нас — в ранних девяностых. Не только театры, нелегально крутившие американские картины, но и видеосалоны с синхронным переводом дорожки с единственного на целый зал VHS cидящим в заднем ряду человеком.

Причина популярности фильма (которого на родине и вовсе никто не вспомнит) у нас проста. Так хорошо смотревшееся на кассетных этикетках «Левиафан» — название не только фильма, но и советского научно-исследовательского судна, выступающего местным аналогом корабля Космических жокеев. Затонувший корабль случайно находит экипаж американской глубоководной буровой станции, находит способ попасть на борт… и заражается ужасным мутагеном, выпив трофейной русской водки!

Это, пожалуй, самый гениальный способ распространения боди-хоррорного вируса в истории кино — и отвечает за него Дэвид Уэбб Пиплз, гениальный сценарист «Непрощенного», «Бегущего по лезвию» и «12 обезьян», сделавший все, что мог, с настолько стандартной заказной историей. В итоге геологи и буровики получились, как живые, особенно впечатляет монолог одного из героев о том, почему ему больше нравится под водой, чем на поверхности (сопоставимый с монологами Уильяма Манни из Unforgiven и Роя Батти из Blade Runner).

Предыстория экспериментов на советских моряках настолько же китчевая, насколько и жуткая, в главной роли занят сам Робокоп — Питер Уэллер. Из фильма могла бы получиться настоящая жанровая классика, если бы режиссером выступил кто угодно, кроме бездарного Джорджа Косматоса (известного главным образом тем, что весь «Тумстоун» за него снял Керт Рассел).

В итоге отличный сценарий снят как самый дешевый видеокассетный трэш (в кино такое смотреть было странно). Монстром тут занимался сам Стэн Уинстон (создатель Хищника и Королевы Чужих), но то ли Уинстон — настолько неровный автор практических эффектов, либо Косматос так безобразно снял хорошие грим и аниматроники. В общем смотрите сами:

Миногообразный морской монстр — самый невнятый и нетворческий «пришелец», появлявшийся на экранах до «Прометея» Ридли Скотта. Советую вам предпочесть фильму прекрасный Deep Star Six или тот же Dead Rising — а в случае с «Левиафаном» ограничиться чтением широко доступного в сети сценария Пиплза.

Александр Башкиров

Почему «Бегущий по лезвию» — такой крутой фильм

«Глубокое погружение» (The Rift), 1990

Откровенное Б-муви, местами радующее дизайнерскими решениями и монстрами.

По сюжету одну подлодку отправляют на глубину искать другую подлодку, что пропала некоторое время назад. Но на глубине герои сталкиваются с разными видами организмов, подвергшимся мутациям вследствие секретных экспериментов. Теперь все они хотят навредить незваным гостям.

Картина радует разнообразием угрозы. Монстры разных видов атакуют героев, а в конце их ждет столкновение с боссом. Если прекрасно осознавать, что ты смотришь, то с таким фильмом можно идеально скоротать вечерок в компании друзей. Трэшовость идет картине только на пользу. Ощущение, что смотришь «Галактику ужаса» Кормана, только действие не в космосе, а под водой.

«Сфера» (Sphere), 1998

Экранизация романа Майкла Крайтона с голливудскими звездами в лице Шэрон Стоун, Дастина Хоффмана и Самюэля Л. Джексона и под режиссурой Барри Левинсона.

Фильм нельзя отнести к чистокровному хоррору, так как он ближе к фантастике и триллеру (фактически перед нами подводный клон «Соляриса»), но жутких моментов в нем хватает. По сюжету на дно Тихого океана отправляют группу ученых, чтобы они изучили обнаруженный там инопланетный корабль. Попадая внутрь, обнаруживают таинственную сферу, с этого момента все идет не по плану.

Картина качественно выглядит, а история интригует, но слишком медленный темп и спорная концовка играют против нее. Критики разнесли фильм в пух и прах, а зрители особо не оценили. Хотя актерские работы и концепция не вызывают нареканий.

 

Источник

Читайте также