PR-директор компании «ИНОЕКИНО» Анастасия Плотникова, ранее работавшая в прокатчике независимого кино, объясняет, что будет, если инициатива Минкульта по введению пятимиллионной пошлины на прокат фильмов в РФ, вступил в силу.
DTF публикует текст с разрешения автора.
Зачем нужно прокатное удостоверение, за которое хотят просить 5 миллионов
Для начала кратко объясню, что такое прокатное удостоверение (ПУ). Воспользуемся справкой из «Википедии».
Чтобы выйти на большие экраны кинотеатров нашей страны, каждый фильм должен получить ПУ. Не имея ПУ, фильм не может показываться в кинотеатрах.
Таким образом, у нас в стране показывали несколькими сеансами, например, «Любовь» Гаспара Ноэ. Потому что ПУ картине не дали — там ведь секс, пенисы и всё такое. А без ПУ, соответственно, никакого проката быть не может.
Простая арифметика
Сейчас прокатное удостоверение стоит 3500 рублей. Стоимость хотят повысить до 5 миллионов (избранным по каким-то неясным принципам российским фильмам её будут возмещать).
В качестве примера очередного «низкобюджетного иностранного фильма» (цитирую министра) для наших расчётов возьмём «Квадрат» Эстлунда, который пару дней назад получил Золотую пальмовую ветвь.
- Чтобы показать фильм-победитель Каннского кинофестиваля в России, необходимо приобрести права. Права на показ «Квадрата» стоили, исходя из информации определённых источников, 30 тысяч евро — это почти 2 миллиона рублей.
- Для выпуска подобного кино в прокат (расходы на копии, логистику, печать полиграфии, рекламу, организацию премьерных мероприятий, зарплаты сотрудников), необходимо как минимум 500 тысяч рублей. Итого — у нас уже 2,5 миллиона рублей.
- Выпускаем фильм в прокат и ждём сборов. Вспоминаем, сколько обычно зарабатывают подобные фильмы: если очень сильно повезёт — 15-20 миллионов рублей; если просто повезёт — 7-14; если как обычно — 1-6. Учитывая, что прошлый фильм Эстлунда заработал в нашем прокате 1 миллион рублей, а в новом не играет Брэд Питт, то давайте будем рассчитывать на среднюю планку заработка — всё же Золотая пальмовая ветвь как-никак (хотя это почти ничего не значит для нашего зрителя). Итак, представим, что мы собрали 10 миллионов рублей.
- Отдаём 5 миллионов со сборов кинотеатрам. Очевидная вещь, но знаю, что многие мои знакомые до сих пор уверены, что кинотеатр «что-то там где-то как-то» покупает фильмы для показа. Это не так, кинотеатр и прокатчик работают 50/50. Иногда 60/40 в пользу кинотеатра, если ты независимый прокатчик. Но давайте возьмём лучшую ситуацию, без 60/40, и отдадим кинотеатрам 5 миллионов, а не 6. Наш остаток — 5 миллионов.
- Вспоминаем, что права стоили 2 миллиона и про 500 тысяч на выпуск. Наш остаток уже 2,5 миллиона.
- И теперь, по-хорошему, 2,5 миллиона — наша прибыль. И на эти 2,5 миллиона можно купить новое кино и раздать премии сотрудникам. Но нам ведь надо отдать 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение. Так что придётся добавлять на ПУ из своего кармана ещё половину суммы.
- Итог проката «Квадрата», «низкобюджетного иностранного кинофильма», обладателя Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля — минус 2,5 миллиона рублей.
Эти расчёты сделаны по идеальному сценарию. Обычно в реальности всё не так радужно.
Прогнозы
Если закон о пошлине в размере 5 миллионов вступит в силу без каких-либо оговорок, то нас может ждать следующее.
- Из кинотеатров исчезнут фильмы-победители и участники международных кинофестивалей, а также остальное арт и арт-мейнстрим кино. Такие фильмы, как «Патерсон» или «Великая красота» никогда не дойдут до большого экрана.
- Кинотеатр больше не сможет предоставить вам выбор. Вам будут показывать только «Пиратов Карибского моря» и разнообразные вариации «Самого лучшего фильма» и «Сталинграда».
- Кинотеатры Петербурга вроде «Родины», «Дома кино», «Англетера» прекратят своё существование или полностью сменят профиль.
- Почти все компании-прокатчики артового кино перестанут существовать в принципе, а рынок изменится до неузнаваемости.
Источник: DTF