«Особое мясо» Агустина Бастеррика

«Особое мясо» Агустина Бастеррика

Важное предупреждение: если боитесь кровавых описаний и жестокости, то ни в коем случае не проходите мимо этой книги. Вам точно понравится. Второе важное предупреждение: «мерзость» и «отвращение» первыми всплывают во время чтения, поэтому и в этом тексте их неприлично много.

На столе у нас антиутопия. Но не про очередной тоталитаризм, задавленное сопротивление и злое правительство. Про политический строй ничего не говориться, но по легким мазкам понятно, что он достаточно похож на текущий.

В начале книги быстро описывается завязка: появился вирус, который убивает людей и его переносчиком являются животные. Все. Начинается массовая истерия, в супермаркетах продаются шприцы, чтобы усыпить своих домашних питомцев, по улицам ходят группы зачистки и убивают любое животное, которое видят, горят тысячи трупов. И вот, книга начинается спустя n лет после этого.

Он помнит, как объявили о появлении и распространении GGB. Массовая истерия, волна само­ убийств, всепроникающий ужас. После эпидемии употреблять животных в пищу стало невозможно, так как все они оказались переносчиками нового вируса, смертельно опасного для людей. На этом строилась риторика властей. Он помнит, как звучали эти тяжелые, убедительные речи, так необходимые для того, чтобы люди изменились, чтобы подавили в себе любые сомнения.

Так как животных есть нельзя, спустя какое-то время начинаются случаи каннибализма, а потом уже и правительство это легализует, хоть и не сразу. Людей целенаправленно выращивают как животных и потом отправляют на убой. Появляется специальная инфраструктура, появляются новые мясные лавки, обустраивается новая нормальность.

Женщина поворачивается и произносит на камеру: «Для своей семьи я выбираю особенную еду – то же мясо, что и раньше, только вкуснее». Все улыбаются и приступают к трапезе. Правительство – да, правительство его страны – приняло решение как-то по-новому обозначить этот продукт. Человечину стали называть «специальным» или «особенным» мясом. Ну а дальше — пошло-поехало: появилась «вырезка особая», «рёбра особые», «почки особые».

Чтобы это весь этот чудесный мир раскрыть на полную, автор сделала главным героем главного помощника владельца скотобойни. Вместе с Маркосом Техо мы посмотрим на места разведения «скота», процессом разделывания «туши», их продажи. С самого начала книги уточняется, что говорить о «каннибализме» и о том, что теперь едят людей нельзя. Все старательно делают вид, что убивают не людей. Среди заводчиков, продавцов, кожевников и охотников (вы все правильно подумали) люди самых мерзотных образцов: и малодушные, и упивающиеся смертями, и просто абсолютно лишенные эмпатии.

Естественно, к логике книги можно задать много вопросов. Непонятно, как вообще может иметь смысл выращивание человека, учитывая сколько нужно времени и ресурсов, чтобы он стал большим. Плюс, а как вообще работает экосистема, когда уничтожено столько животных. Разве не должны насекомые неконтролируемо размножаться? При этом на часть отвечает

СПОЙЛЕР то, что вируса не существует, это ложь, придуманная правительствами, или «суперправительством», как считает главный герой. В одном моменте его кусает щенок и ничего с ним не случается. КОНЕЦ СПОЙЛЕРА

Правда, это порождает еще больше вопросов, в том числе и к логике автора. Но так как эта тема затрагивается буквально в двух моментах книги, думаю можно ее просто пропустить. Или наоборот, можно предположить, что это только подчеркивает идею о глупости и доверчивости обычного человека. Того самого, который вроде не мерзок сам по себе, но очень ограничен в своем кругозоре и очень лицемерен в своем самооправдании.

В этой книге нет положительных персонажей. Все окружающие отвратительны (и их отвратительность для читателя умножена мыслями главного героя). А главный герой представляет собой точно такого же мерзавца, как и все остальные. Техо ненавидит новую систему, он ее осуждает, но только в мыслях. В действиях же он является покорным исполнителем, смазывающим шестеренки производства «особого мяса». Его оправдание: надо оплачивать дом престарелых для отца.

Первая половина книги старательно описывает как режут, кромсают, запекают, как течет жир по подбородку, как чавкают и рыгают. А во второй только аккуратно добавляются деталей, ведь нельзя дать забыть о каком мире книга.

Ассистенты подают суп из фенхеля с анисом, а на закуску — пальчики в соусе из выпаренного хереса с зеленью и овощами в сахарной глазури. Впрочем, даже «пальчиками» эти пальцы здесь никто не называет. Сидящие за столом — все как один именуют их fresh fingers. Можно подумать, если назвать блюдо по-английски, оно перестает быть тем, чем оно является — пальцами нескольких людей, которые еще совсем недавно были живы.

Вся грязь, связанная с выращиванием и производством «мяса», хорошо иллюстрирует тему книги: люди способны закрыть глаза на очень многое, особенно если закрытие глаз поощряется сверху.

Это идеально видно по сестре главного героя. Она представляет собой приличного законопослушного жителя, но без любви, без привязанности хоть к чему-то. Она родила детей, потому что для нее это было чем-то самоочевидным. У людей в жизни есть совершеннолетие, свадьба, дети. Она знает, что так живут все и поэтому живет также. Ее тупость и лицемерие ужасают невероятно, но судя по книге это средний представитель. Не задумывается она ни над своей жизнью, ни над происходящим, молча следуя правилам и ведя себя «как надо». Все стали покупать человечину — она стала. Все носят с собой зонтики от недоистребленных птиц — она носит.

Можно подумать, что эта книга просто растянутый призыв к вегетарианству, но, как мне кажется, это слишком поверхностный взгляд. Хоть эта книга явно (очень) отсылает к ужасам, которые происходят на скотобойнях сейчас, она больше акцентирует внимание на том, на что обычный потребитель готов пойти ради своего комфорта. Чьими далекими жизнями он готов пожертвовать. В одной из сцен главный герой даже подсчитывает, сколько человек умерло, чтобы он смог содержать своего отца в лучшем доме престарелых. И хоть не настолько буквально, но и сейчас средний человек прекрасно закрывает глаза на детский труд в неразвитых странах, на ужасные условия работы, на то, куда свозятся отходы с развитых стран, на жизни людей, которые обслуживают его постоянное желание покупать. Эти жизни «пожираются» другими. «Есть те, кто есть, и те, кого едят». (Учитываем, что тут идет просто перечисление мыслей из книги, а я, как потребитель, тоже прекрасно на все глаза закрываю). И если в нашей жизни закрыть на это глаза очень просто, то в книге это специально доведено до абсурда.

Хозяин поясняет иностранному гостю:

– Это самое нежное мясо. И самое редкое. Обычно таких не забивают: выгоднее подождать, пока экземпляр хотя бы немного вес наберет. Но сегодня случай особый: у одного из моих парней сын родился, вот ребята всей бригадой и отмечают. Хотите по сэндвичу? – обращается Гринго к обоим гостям.

Любая антиутопия отражает страх автора. Олдос Хаксли боялся, что стремление к максимизации удовольствий приведет к разрушению семьи, общества и морали. Оруэлл, ну, надо ли рассказывать, чего он боялся. И для Агустины Бастеррики главными злодеями выступают бездумное потреблядство и стадное поведение. Замалчивание, двоедушие, закрытие глаз на правду, смирение и отсутствие сочувствия к другому здесь возведены в абсолют. Хорошо эта книга будет смотреться с «Банальностью зла», там обычные люди так же пугают.

 

Источник

Читайте также