Приглашаю вас окунуться в тему понимания киноязыка с точки зрения психологии и пройтись по основным приёмам, которые используются в кино для усиления эмоций и большего вовлечения зрителя.
Внимание: Материал включает в себя как мои наблюдения, так и теорию из книги «Психология для сценаристов» и примеры из этого и этого ролика. Книгу Уильяма Индика и ролики с каналов Скрытый смысл и ZTM рекомендую к ознакомлению! По большей части создал материал под их впечатлением, желая распространить тему.
Внимание х2: В ролике присутствуют спойлеры к фильмам, которые уже дольше моего возраста существуют на этом свете. Будьте осторожны!
Внимание х3: В материале поднимается очень много пикантных тем, не рекомендованные детям младше шестнадцати лет.
Вступление
Кино – невероятно влиятельное искусство для человека. Не каждый способен убедить себя на поход к психоаналитику, но зато почти каждый раз в неделю думает «что бы посмотреть вечером». Фильмы снимают, чтобы через рассказ историй показать воплощение людских фантазий и снов. В хороших фильмах зрители всегда проецируют себя и свои мечты на киногероев и происходящие с ними события, а сам кинозал: тихое, темное, обволакивающее место легко ассоциируется со сном. Многие зрители не понимают, что фильмы воздействуют на их подсознание – обращаются к первобытным страхам, детским кошмарам, бессознательным проблемам и подавляемым желаниям. Кино предлагает пережить редко появляющиеся в жизни эмоции абсолютно безопасно для здоровья и психики – в конце зло почти всегда будет наказано, а сам ты не участвуешь в опасных, аморальных или противозаконных действиях. Успешные фильмы с вероятностью 99 % используют теорию психоанализа на практике. Прекрасным примером нестандартного и креативного использования всех основных аспектов психоанализа является фильм Дэвида Линча «Малхолланд Драйв», но для понимания его особенностей, стоит кратко пройтись по азам теории психоанализа и как они работают в кино.
Часть I. Основы теории Фрейда
Современные психологи-практики критикуют учения Фрейда в рамках психоанализа, но тем не менее, вся теория Фрейда отлично ложится на любое искусство. Основной тезис теории Фрейда состоит в том, что большинство наших эмоций остается непонятым, так как наш мозг не осознает его. Фрейд описывает в каждом из нас постоянный конфликт: борьбу между нашими желаниями, которые скрыты в бессознательном «Оно», связанные с животными инстинктами или влечениями, и между «Супер-Эго», которое сдерживает эти порывы за счет моральных ценностей и воспитания. Бессознательное хранит те вещи, которые изначально были в каждом из нас, но за тысячи лет вытиснулись цивилизацией и человеческими устоями. Отсюда следует одно из главных правил драматургии–в сюжете всегда должен присутствовать конфликт, толкающий сюжет и развивающий персонажей, потому что конфликт является частью нашей природы, мы чувствуем его подсознательно.
Эдипов комплекс
Ядром всей теории Фрейда является Эдипов комплекс, название которого отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, согласно которому, Эдип за череду событий убивает своего отца и женится на матери по случайности (если коротко). Эдипов комплекс можно трактовать буквально: сын испытывает сексуальное влечение к своей матери, но боится дать отпор сильному отцу, который уже завладел матерью. «Женской версией» Эдипова комплекса является «комплекс Электры», в котором у дочери имеется сексуальная тяга к родителю противоположного пола. Не каждый человек готов признать, что внутри него скрыта тяга к своей матери, потому у теории Фрейда есть более абстрактная трактовка: «кто-то желает чего-то очень сильно, но этим чем-то уже владеет кто-то более сильный и поэтому из-за страха смерти перечить сильному не хочется».
Первое следствие из Эдипова комплекса, используемое в кино – тема запретного плода. Моральные ценности запрещают половую связь с матерью, но человека все равно влечет к ней, поэтому и буквальные вещи воспринимаются также. К примеру, в фильме «Выпускник» Бена соблазняет близкая подруга его матери, Миссис Робинсон. Так или иначе, человеку неприятно смотреть на любовные истории между молодыми и стариками, поэтому большинство таких сюжетов имеют трагический конец: как и Эдип, выколовший себе глаза после женитьбы на матери, так и герои «Выпускника» начинают ненавидеть друг друга и прекращают любовные отношения.
В тему запретного плода часто вписывается тема измены, потому что она затрагивает запретный плод более остро. Например, объектом любовной тяги является женщина, которой владеет лучший друг. Но вся прелесть психики человека в том, что вещи могут иметь двойственный характер в зависимости от контекста. Если сделать любовника женщины неудачником или тираном, а главному герою поставить цель добиться этой женщины, то тогда Эдипов комплекс будет ощущаться благоприятно. В «Титанике» внимание зрителя приковано к Джеку, который пытается добиться любви Роуз, но так как ее жених подлый и бесчувственный сноб, зритель на стороне отношений Джека и Роуз, даже если она в тайне от жениха ему изменяет.
Комплекс Электры в Малхолланд Драйв
Итак, как же представлен Эдипов комплекс, а, точнее, комплекс Электры, в Малхолланд Драйв. Главная героиня, Дайен, переезжает в Лос-Анджелес после победы в конкурсе танцев Джиттербаг, чтобы начать путь актрисы в Голливуде. Скорее всего, ее желание стать известной связано с поломкой подсознательной самоидентификации. Каждый ребенок стремится скорее вырасти и получить независимость от родителя, но с Дайен что-то произошло и поэтому ее желание самоутвердиться приумножилось. Портрет Беатричи Ченчи в квартире Дайен намекает на любовную связь с отцом: по легенде Беатричи вступила в половую связь со своим отцом и в последствии убила его. Также, на любовную связь намекает сцена в театре Silencio через метафорическую сцену изнасилования, когда мужчина, отец Дайен, силой воздействует на нее, из-за чего она начинает трястись (что привело ее чередой событий к участию в конкурсе Джиттербаг, дословно «трясущийся невротик»).
Все эти события ломают ее бессознательное и в дальнейшем влияют на гомосексуальное влечение к новой подруге Камилле, в любовных сценах с которой Дайен ведет себя по-мужски агрессивно, показывая, что она завладела доминантное место отца. Плюс ко всему, Камилла приобретает для неё архетип матери: она заботится о Дайен, показывает тонкости кинобизнеса и со всем знакомит. Все эти события вызывают у зрителя сильный эмоциональный отклик даже при всей странности происходящего, потому что что в нашем подсознательном скрыт похожий шаблон.
Часть II. Сновидения в кино
Но в Малхолланд Драйв комплекс Электры – это лишь мелкая составная часть от большей картины исследования бессознательной стороны человека. Ключевой темой Малхолланд Драйв в плане психоанализа является тема сновидений, потому что через понимание своих снов можно понимать своё бессознательное. Чаще всего при объяснении фильма говорят, что он состоит из двух частей: сна и реальности, в которую постепенно проникают кошмары, образуя поток сознания, как у Федерико Феллини в фильме «8 ½». В английском языке слово «dream» одновременно означает как сон, так и мечту, то, что мы желаем. И это самая простая трактовка теории сновидений: сны–воплощение наших мечт подсознанием, которое понимает внутренний невроз и сигнализирует о нем.
Человек всегда интересуется вопросом, что значит его сон, и прозрения для него – цель понимания сна. Так и в кино, мечта и прозрение – одни из самых популярных тем для сюжетов: простой парень, с которым себя связывает зритель, неожиданно получает все, о чем мечтал, но в последствии понимает, что на самом деле счастье кроется в простых вещах. Зрителю нравится такой сюжет, потому что он может насладиться воплощениями своих мечт, зачастую богатством и властью, но даже если эти мечты не сбудутся в реальности, фильмы уже научили, что счастье не в их реализации. Эту тему развивает и Малхолланд Драйв, показывая в начале идеальный мир грез Дайен, где она живет в красивом старомодном доме, ее берут на главную роль после первого прослушивания, и все мужчины падают в обморок от ее красоты.
Но ведь людям не всегда снятся приятные сны, верно?
Кошмары в кино
Кошмары часто отражают проблемы в реальности, паранойю, страх преследования и недоверия ко всему вокруг. Сами кошмары могут быть странными и сюрреалистическими, это также отражает животную природу человека к недоверию перед чем-то неизвестным. В кошмарах могут появляться демоны, Инкубы и Суккубы, характеризующие чувство вины, страх, сомнение, стыд и одиночество через агрессивные или сексуальные действия. В «Красоте по-американски» суккубом является героиня Мины Сувари, которая захватила сон героя Кевина Спейси, мечтающего вернуть свою молодость.
В Ребенке Розмари Романа Полански героиня Мии Фэрроу переживает свою беременность и переезд, от чего во сне ей снится, как ее насилует демон и она начинает вынашивать «сына дьявола».
Или сам Фредди Крюгер из фильма «Кошмары на улице Вязов» является монстром, который контролирует сны подростков и убивает их с сексуальным подтекстом. Эти демоны воплощают самые примитивные импульсы–секс и насилие, показывают тайные страхи и желания человека, которых он стыдится или которые пугают его. Хорроры особенно часто используют бессознательные страхи: почти в каждом фильме этого жанра есть сцена, в которой на голого героя нападает убийца с ножом – в таких ситуациях жертва максимально беззащитна.
Кошмар в Малхолланд Драйв
В Малхолланд Драйв одна из открывающих сцен использует прием Суккуба: два парня обсуждают сон: одному приснилась закусочная с мельчайшими подробностями и то, как за помойкой скрывается монстр, готовый напугать мужчину до смерти. Эта сцена метафорически обозначает наше бессознательное, помойку, куда человеческий мозг скинул все ненужное, но оно постоянно пытается вырваться.
Часть III. Основы Теории Юнга
Помимо Фрейда, большое влияние на современную драму оказал Карл Юнг, который считал, что существуют общие бессознательные структуры, которые отражают коллективные идеи и образы, то есть архетипы, отложенные в подсознании. Архетипы появляются в разные временные периоды в разных культурах и их творчестве, религии и мифах, выражающие основные потребности человека: любовь, заботу, самовыражение, стремление к душевному покою, социализацию. По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение основных мифологических сюжетов человечества, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных процессов психики, происходящих в каждом из нас. Поэтому фильмы, которые интерпретируют древние мифы, пользуются большой популярностью.
Во время сновидений человеческий сон также интерпретирует произошедшие с ним события и учитывая аудио-визуальный опыт человека, показывает ему ассоциативные картинки, в которых подсознательно он находят отклик. Юнг утверждал, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность. Точно так же, как животные инстинкты помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.
Часть IV. Почему Дэвид Линч гений
В Малхолланд Драйв все персонажи, мелкие детали и идеи, которые появляются как в мечтах, так и в кошмарах Дайен, были отпечатаны на бессознательное в самые напряженные моменты ее жизни, которые так и не утихли. Записная черная книжка есть в сцене закусочной и в кабинете, коричневая кружка из другой сцены в закусочной и в доме у Дайен и синий ключ, который кочует из сцены в сцену, но имеет два состояния: нормальный вид в реальности и замысловатый во сне. Во сне также отражается весь пережитый опыт Дайен, когда на столбе появляется постер с надписью «Голливуд–это Ад».
Люди во снах-это либо части нашей личности, либо проекции реальных людей. Так, Дайен ассоциирует себя с безымянной девушкой, которая мстит изменой режиссеру. В мечтах она взаимодействует с тетей Ле Нуа, которая в жизни является проекцией мамы режиссера Адама Кешера, Дайен запомнила ее, потому что та ела орехи.
Ковбой в белой шляпе, живущий почти под знаком HollyWood — собирательный образ удачи и успеха. Он носит оригинальную одежду одной из первых звезд Голливуда, актера Тома Микса. То есть он буквально олицетворяет голливудскую мечту. К его дому можно доехать по Малхолланд-драйв.
Бродяга у закусочной, как говорилось ранее, не только страхи Дайен, но и все зло Голливуда, с которым внезапно сталкиваются приехавшие сюда ради мечты.
Все, что в фильме появляется с синим цветом–загадка, сгенерируемая мозгом, на который не был найден ответ. В реальности мужчина дает Дайен ключ, она задается вопросом «Что он открывает?», но ответа Дайен не получает, следовательно, мозг начинает работать: создает синий ключ во сне, дальше синею коробку, кабинет мафиозников с синей лампой, театр Силенсио синего цвета и женщину с синим париком–все это сигналы мозга о том, что ответа на эти вещи он не знает, потому что не получил информацию из реальности. Так как в реальности она не знает, что делает синий ключ, мозг во сне сгенерировал сцену открытия коробки: в ней пусто.
Бонус: Сон из Большого Лебовски
Говоря о снах в кино, не могу не затронуть любимую сцену сновидения из фильма «Большой Лебовски». Братья Коэн мастерски играет с логикой человеческого разума и показывают персонажа Джефа Бриджеса, окруженным очень причудливыми событиями и персонажами, но тем не менее, ты веришь всему происходящему. От чего сцена сна смотрится еще чуднее, хотя казалось бы–куда хуже. Сон Чувака хорошо показывают его внутренний мир: он веселый, причудливые, связанный с боулингом, танцами и музыкой, но, когда бессознательное напоминает ему, во что сон показывает бегущих на Чувака мужчин с ножницами, символизируя главный мужской страх–боязнь кастрации, метафорическую смерть. А ведь сон начинался так благоприятно–с демонстрации гигантского пениса из кегли и шаров для боулинга, что подчеркивало мужскую силу Чувака, скрытую в главной цели его жизни–игре в боулинг. Гениально!
Завершение
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕЦСС ИДЕНТИФИКАЦИИ превращает зрителя в персонажа фильма, предлагая пережить вместе с ним все те же эмоции, рост, катарсис и изменение. Поэтому, сценарист и психоаналитик находятся по две стороны одной монеты: они оба думают архетипами, пытаются понять характер человека, его душу, стремление и развитие. Но несмотря на более чем столетний опыт кинозрителя и многочисленные разборы, и трактовки самых запутанных сюжетов, все равно находятся люди, которые утверждают, что культовые и прекрасные фильмы не имеют смысла, глупы, надуманы и вообще – в жизни такого не бывает! Им могу сказать только одно: «В жизни бывает и не такое».
Спасибо большое за прочтение! Надеюсь, вам понравился материал и вы продолжите копать под эту тему, узнавая всё больше и больше о теории кино с разных сторон. Буду признателен, если вы также ознакомитесь с моим эссе на фильм Ла-Ла Ленд и добавите в желаемое мою игру Los Cops в Steam.Желаю всем удачи и побольше хороших фильмов!
Источник