Проекты перечислены в порядке выхода.
КИНОФИЛЬМ «BATMAN» (1989 г.)
Успех фильма Тима Бёртона – это красивая голливудская сказка про парня, который смог. Не смотря на чудовищный скепсис фанатов, его «Бэтмен» оказался настоящим прорывом, став первым серьёзным супергеройским кино. Мрачная, очень вязкая атмосфера прогнившего Готэма. Харизматичный главный герой с проникновенным взглядом. Обворожительный и непредсказуемый злодей. Всё это как будто сошло со страниц комиксов на большой экран и украшалось замечательной оркестровой музыкой. Само собой, сегодня многое в картине может вызвать смех – она вышла в конце 80-ых и безнадёжно устарела. Но в этом тоже есть свой лоск. «Бэтмен» Тима Бёртона – как открытка из той эпохи. Старомодная, местами нелепая, зато стильная и безумно очаровательная.
МУЛЬТСЕРИАЛ «BATMAN: THE ANIMATED SERIES» (1992 – 1995 г.)
Лучший пример влияния Тима Бёртона на сагу о Тёмном Рыцаре – авторы прекрасного мультсериала 90-ых не скрывали свой источник вдохновения. Такой же депрессивный Готэм. Такой же брутальный и одновременно с этим уязвимый Бэтмен. Такие же фрики в качестве злодеев. Сериал идеально сочетал в себе визуальные решения и сюжетные мотивы – для супергеройского мультфильма здесь на редкость плавное повествование, взрослый настрой и отличная работа с персонажами. Конечно, истории были простыми, но всегда драматичными. Как минимум, трагедию Мистера Фриза настолько трогательно не показал ни один другой проект вне страниц комиксов. К слову, в 1993-ем году сериал получил премию «Эмми» в категории «Выдающийся сценарий в анимационной программе». Комментарии излишни.
ВИДЕОИГРА «THE ADVENTURES OF BATMAN & ROBIN» (1994 г.)
Невозможно назвать точное количество игр про Бэтмена. Первая из них вышла ещё в середине 80-ых и с тех пор навалять преступникам, играя за Брюса Уэйна, стало трендом. К сожалению, хороших игр почти не случалось, но особняком от бесконечного ширпотреба стоит «The Adventures of Batman & Robin». Взяв за основу дизайн персонажей из мультсериала, разработчики поместили любимых героев в невероятно динамичный геймплей. Ты постоянно несёшься сломя голову, уворачиваешься от вражеских выстрелов, перепрыгиваешь препятствия и каждую секунду принимаешь какое-то решение. Вдобавок, ядерный драйв игры поддерживался шикарным саундтреком. Никаких «героических» мелодий – только сумасшедший ритм синтезатора. Удивительно, но окунуться в это приятно и спустя 25 лет.
КОМИКС «BATMAN: THE LONG HALLOWEEN» (1996 – 1997 г.)
В середине 90-ых, пока кинофраншизу о Бэтмене насиловали продюсеры из Warner Brothers, в мире комиксов произошло знаковое событие – «Долгий Хэллоуин». Потрясающий детектив из 13-ти выпусков, с мощнейшей интригой и незабываемой развязкой. По сюжету защитник Готэма пытается поймать линчевателя, убивающего гангстеров строго по праздникам. Без улик и свидетелей, но с сувенирами около трупов. Эти поиски займут у Бэтмена целый год, заставят сразиться с массой врагов, погрузиться в душевные терзания и ломать голову над личностью палача. А «наградой» будет превращение Харви Дента в Двуликого. Именно здесь сценарист Джеф Лоуб лучше всех показал, каким горьким провалом для Тёмного Рыцаря стала потеря соратника. И, конечно, как в любом хорошем детективе, когда в решающий момент раскрывается имя убийцы, читатель оказывается застигнут им врасплох и не сразу может прийти в себя. От финального твиста челюсть падает на пол, а сюжет становится куда более сложным, чем казался. Даже в лучших фильмах про Бэтмена нет ничего подобного.
КОМИКС «BATMAN: HUSH» (2003 г.)
Очередная работа талантливого Джефа Лоуба – именитый автор снова написал закрученный детектив, с той лишь разницей, что теперь в первой половине истории вообще не понятно, что за ужас тут творится. «Бэтмен: Тихо» – странный винегрет из миллиарда персонажей и событий, большую часть времени вроде бы никак не связанных. Дело в том, что вместо основной сюжетной линии Джеф сделал упор на самые глубокие раны Брюса Уэйна. Его ностальгия по детству до гибели родителей. Муки совести за смерть Робина. Чувства к Женщине-Кошке. Бремя ответственности за свой принцип не убивать. Может быть как детектив «Тихо» не слишком удался, но как личная история о страданиях человека под маской комикс восхитителен. Никогда прежде желание Брюса задушить Джокера не было столь сильным. И его яростью сложно не проникнуться.
КИНОФИЛЬМ «THE DARK KNIGHT» (2008 г.)
Если Тим Бёртон впервые воплотил на экране образ того самого, настоящего Бэтмена, то Кристофер Нолан мастерски переизобрёл его. Сохранив ключевые черты героя, режиссёр сделал Бэтмена более приземлённым, более правдоподобным. Любые фантастические элементы либо сводились к минимуму, либо решительно вычёркивались. И в то время, как «Бэтмен: Начало» был вполне стандартным жанровым кино, «Тёмный Рыцарь» получился новым словом. Раскалённый триллер, который с каждой минутой набирает обороты, поднимает социальный вопрос и не имеет хэппи-энда. Нолан никогда не гнушался экспериментов, поэтому снял супергеройский фильм, в котором супергерой… проигрывает. Причём не в мордобое, а в битве убеждений – это было так свежо и нетипично, что кульминация натурально сбивала дыхание. Впрочем, как и вся картина в целом с её великолепной постановкой, музыкой Ханса Циммера, настоящими взрывами и актёрским ансамблем. Про бесподобного Хита Леджера уже слишком много написано и сказано другими, что бы добавить что-то существенное. В итоге «Тёмный Рыцарь» получил два Оскара и миллиард долларов в прокате – Бэтмен наконец-то выбился в элиту.
ВИДЕОИГРА «BATMAN: ARKHAM CITY» (2011 г.)
Описать величие трилогии «Batman: Arkham» в одном небольшом не получится никак. На закате нулевых британская команда Rocksteady Studios поразила индустрию своей Arkham Asylum, а затем смогла дважды превзойти себя. Каждая из трёх частей – наглядный пример того, как перенести культового персонажа в интерактивный формат. Мы действительно были Бэтменом. Резко вырубали испуганных врагов одного за другим в напряжённом стэлсе. Преодолевали препятствия с помощью хитроумных гаджетов. Анализировали место преступления и брали след. Избивали пятнадцать человек за несколько секунд и называли это справедливостью. Разъезжали по Готэму на Бэтмобиле, регулярно открывая для себя какой-то новый функционал стального монстра.
Rocksteady фонтанировали креативом. Без остановки. Они, как фокусники, постоянно давали что-то новое. Новый гаджет. Новую геймплейную ситуацию. Новую неожиданную сцену. Ну и где ещё вы увидите, как на Бэтмена нападает акула и он со всей силы пи***т её по носу? Только в «Batman: Arkham», потому что фантазия разработчиков не знала границ.
Так почему именно Arkham City? Одно слово – сюжет. Во второй части он получился самым захватывающим, цельным и непредсказуемым. То, как Бэтмен, медленно умирающий от яда в крови, ищет лекарство, а мрачный голос из громкоговорителей ведёт обратный отсчёт до запуска таинственного Протокола 10, от которого явно не жди ничего хорошего, держало мёртвой хваткой. И Rocksteady жгли напалмом до самых титров – развязка Arkham City шокирует не меньше, чем в «Долгом Хэллоуине». Но если от детектива про поиски убийцы логично ожидать сильный финал, то от игры про Бэтмена – ни разу нет. Финт ушами, сделанный сценаристом Полом Дини, запомнился на долгие годы вперёд. Браво.
Спасибо, что прочли до конца! Делитесь своим мнением. Что бы вы добавили в этот список? Какие фильмы про Бэтмена считаете лучшими и худшими?
#бэтмен #batman #темныйрыцарь #фильм #супергерой #кино #игра #комикс #сериал #dc #тимбертон #кристофернолан #rocksteady