Орда: комикс-русофоб 18+

В этой статье речь идёт о политических темах. Ну а куда от них деться.

“Орда” наделала много шума. В определённых кругах её признали русофобским произведением и сильно обиделись. Не помогают ни украинское происхождение автора, пишущего о невесёлом будущем России, ни сюжет книги – про безумного русского диктатора, пытающегося воскресить в будущем Чингисхана. Что перед нами – злая сатира или действительно мерзкая русофобия мы и попытаемся сегодня разобраться.

На дворе 2040 год. В России сохранили коммунизм и построили концентрированное “евразийство” из смеси серпов и молотов, православия и нацизма. Ленина канонизировали, безумный диктатор Апельсинов хочет воскресить Чингисхана. Пьяные русские солдаты играют и выигрывают в русскую рулетку на территории уничтоженной атомной бомбой Чечни. Людей похищают НЛО. Последний выживший чеченец убивает русских солдат, помешавших ему в поисках “Небесной Ичкерии”. Абсолютна голая девушка медитирует в затопленных многоэтажках Тывы.

Так начинается “Орда” Игоря Баранько, автора украинского происхождения. Когда-то он выиграл грин-карту, уехал в США и сделал там весьма выдающуюся, практически уникальную карьеру в индустрии, для человека из постсоветского пространства. Многие его работы сначала увидели свет на французском и английском, и только потом – на русском. Так, Орду изначально издало тогда французское, а сегодня американско-французское издательство Humanoids на французском ещё в 2004 году. В общем, с таким сюжетом, происхождением и карьерой, автора Орды и сам комикс, и правда легко записать в русофобов.

Однако, если посмотреть на эту вещь под другим углом, а именно – когда она была написана, а также прочитать дальше первых 30 страниц, получается совсем иная картина. Держим в уме, что Баранько пишет это в самом начале 2000х, вскоре после переезда в США. Вторая чеченская только что закончилась. Партия НБП Эдуарда Лимонова всерьёз пугает власть (и именно Лимонов, а никакой не Путин стал прообразом Апельсинова). Безумные идеи про евразийство, и что Россия – не Европа вовсю продвигают Дугин сотоварищи (и эта вредная мысль, продвигаемая в том числе и рядом людей из НБП, настолько укоренилась, что недавно даже президенту пришлось опровергать). А дзен-буддистские пассажи и “Небесная Ичкерия”, что ищет последний чеченец, на поверку оказываются обычной копипастой с Пелевина, “Внутренней Монголией” из его книг, ведь в этот период Пелевин тоже на пике – поколенческий роман “Generation Пи” вышел в свет всего несколько лет назад.

По факту получается, что Баранько просто осмысляет развал СССР, бурные 90е в России и на Украине, и пишет бодрый треш-роман в духе того времени – в стиле Пелевина и Сорокина, которых тогда как раз начали кидать в унитазы. Но как талантливый автор он создаёт вещь, злободневную вне времени. То, что в 2021 она читается удивительно актуально лишь говорит о её качестве. Что, нет сейчас коммунистов, ходящих с иконами Сталина или попов, рассказывающих что Ленин похоронен по христианским обычаям под уровнем земли? Что, нет толп “евразийцев”, пытающихся доказать, что китайцы и сирийцы нам ближе, чем европейцы? Что, нет “закручивания гаек” по всему миру во всём, что касается гражданских свобод?

Примерно в середине книги сюжет переносится на Украину. Для меня в вопросе определения “русофобства” было важным показателем будет ли автор противопоставлять дикую, азиатскую Россию, “европейской” Украине. Сначала показалось, что будет, ведь объявление в поезде оповестило героев о прибытии в “бастион свободного мира”. Впрочем Баранько от души поиздевался и над своими соотечественниками и родиной – сразу после объявления в вагон заваливается цыганка, а кондукторы начинают трясти с пассажиров взятку. Позже по сюжету появляется выросший в Чернобыле полковник полиции, но супер-герой он весьма сомнительный – находит в происходящем жидомасонский заговор, а силу левитации использует для разлития горилки. Во всём этом треше – в украинских ментах-левитаторах, в НЛО, походя похищающих людей, в стиле рисунка – Баранько и вовсе иногда включает “Трансметрополитен“. Успевает поиздеваться в коротком, но ярком эпизоде он и над Америкой – над супергеройским кино и феминизмом – и это в 2003-то году!

Конец комикса не назовёшь русофобским уж ни при каком желании, спасёт родину весьма необычное взаимодействие непредсказуемых героев. По итогу, “Орда” – яркая, запоминающаяся работа, высокого уровня, от человека с постсоветского ментального пространства, которую стоит прочесть и задуматься о современном мире – как треш-комикс из самого начала нулевых стала таким актуальным в 2021 году.

Кстати, цена у него сегодня очень доступная – всего порядка 700 рублей за новое коллекционное издание, выпущенное в 2020 году Комильфо (Эксмо) – твёрдый переплёт, формат приближенный к A4, 144 страницы. На чтение вам понадобится 2-3 часа.

Об этом и многом другом я рассказываю в канале “комиксы для бумеров” на Дзене, где рассказываю о комиксах для взрослой аудитории

 

Источник

Читайте также