Орбитальные пушки и «Делорианы»: что происходит в GTA Online

Возвращаемся в игру после длительного перерыва.

Если бы в 2013 году игрокам сказали, что через несколько лет вместо подержанных седанов в GTA Online придётся угонять летающие «Делорианы», они бы вряд ли поверили. Однако сейчас это лишь меньшее, что игра может предложить.

Политика бесплатных DLC будто сыграла не ту роль, которую должна была изначально. С каждым новым обновлением Rockstar повышала градус абсурда и безумия, так что теперь в распоряжении игроков совершенно иная GTA Online, нежели на старте.

Мы решили проверить, что происходит в игре спустя почти пять лет после релиза.

Деньги как корень всех бед

Причина, почему каждое новое обновление всё больше отличалось от предыдущего, на первый взгляд не очевидна. Всю цель игры в GTA Online Rockstar свела к одному — накоплению денег. На них пользователи сразу же скупали весь новый контент, и со временем их запросы стали повышаться.

На момент запуска GTA Online не могла похвастаться обилием режимов и миссий. Среди активностей на карте были PvE и PvP-режимы, а также гонки на разных типах транспорта: автомобилях и мотоциклах. Награда за победу — деньги и опыт, чтобы повысить уровень.

Стабильно выходили обновления, которые позиционировались как бесплатные дополнения: наборы одежды, новое оружие, транспорт и типы жилья. Как и сейчас, всё вышеперечисленное приобреталось за единственный доступный тип валюты — деньги можно получить как своим трудом, так и с помощью микротранзакций.

По факту, действия игроков сводились к одному — фармингу денег. Весь новый контент открывался лишь с их помощью, поэтому игроки были вынуждены раз за разом проходить одни и те же задания. Немного исправил ситуацию выход редактора миссий, который позволил игрокам создавать свои карты для PvP и гонок.

Первой предпосылкой к нарушению баланса в игровой экономике стало обновление Heists Update с ограблениями. Как и в одиночной игре, каждое из них представляет собой набор миссий — несколько подготовительных и непосредственно сам грабёж.

Немаловажное значение имеет то, что игровое коммьюнити ждало их почти полтора года — Rockstar только и делала, что переносила выход апдейта. Анонсированный ещё в 2013 году, свет он увидел лишь ближе к середине 2015-го.

Игровые сессии тогда в одночасье стали пустыми: все разом отправились проходить ограбления в закрытых лобби. Все задания из линейки ограблений выполнялись за пределами остального сервера, так что посторонние не могли видеть тех, кто проходил миссию.

Внутри заданий игроки делятся на роли: например, пока два человека проникают в зону ограбления, другие отстреливают противников с воздуха

Игроки по несколько раз прошли всю последовательность ограблений и столкнулись с тем, что деньги, которых раньше им так не хватало, теперь в избытке — и бросились скупать самые дорогие апартаменты и суперкары. Через некоторое время тратить деньги стало попросту не на что.

На ПК ситуацию усугубляло процветающее читерство: на игроков буквально с неба падали мешки с миллионами игровой валюты.

Rockstar начала отвечать требованиям сообщества — на GTA Online обрушилась волна нового контента. Масштабное пополнение авто- и мотопарка, особняки и просторные квартиры, гаражи на шестьдесят мест — всё это игроки приобретали сразу же, как только появлялась возможность. А те, кто не успел скопить достаточно денег для покупки, продолжали заниматься гриндом в ограблениях.

Именно ограбления оставались основным источником доходов — и из-за того, что у игроков накапливались баснословные суммы, новый контент становился дороже. Так, в последних апдейтах новые машины и байки стоят чуть ли не больше, чем самые быстрые суперкары, выпущенные на старте игры.

Кто-то назовёт это дисбалансом, кто-то — внутриигровой инфляцией, но факт остаётся фактом — экономика GTA Online сломалась.

К тому моменту игроки уже не по разу прошли все ограбления, заставили гаражи самыми дорогими автомобилями — мотивации играть дальше попросту не оставалось. Так что в начале 2016-го года Rockstar решила наполнить GTA Online новыми режимами.

Трамплины, маньяки и battle royale

Обычные задания вроде PvP-перестрелок и гонок не пользовались популярностью — они блекли на фоне продуманных и комплексных ограблений. Разработчики начали «выманивать» игроков обратно в открытую сессию, пытаясь разнообразить стандартные режимы: так в игре появились гонки с трамплинами на манер Trackmania.

Когда-то тогда GTA Online начала преображаться, становясь абсурднее

А с учётом того, что игрокам предоставили возможность самим создавать подобные трассы, интерес к режиму ожидаемо обрёл популярность. Помимо самих гонок, обновление привнесло ещё более быстрые машины — среди новинок был даже суперкар с ракетным двигателем.

Rocket Voltic

Rockstar всегда знала меру абсурда в своих играх, но тут будто бы позабыла о своих же принципах. На старте GTA Online вершиной безумия была JB 700, машина по типу тех, на которых ездил Джеймс Бонд, но без возможности стрелять и выкидывать шипы. А сейчас в магазине можно найти что угодно: от Ramp Buggy, умеющей «проскальзывать» под другие машины, до воплощения KITT из «Рыцаря дорог», который может прыгать, выпускать парашют и стрелять из пулемёта.

Разработчики вводили новые режимы: среди них Deadline, который явно вдохновлялся гонками на мотоциклах из серии фильмов «Трон», и Slasher, подсмотренный в Dead by Daylight, где одному маньяку пытается противостоять группа уязвимых людей.

На взлёте популярности battle royale в игре появился режим Motor Wars — командная «королевская битва» со всеми сопутствующими элементами вроде высадки с парашютом, разбросанного по карте оружия и уменьшающегося со временем поля боя.

Rockstar будто уже и не пытается скрывать, что берёт идеи из других игр.

Заимствований становилось слишком много — внимание компании не обошла даже пока не вышедшая The Crew 2, где машины прямо на ходу могут трансформироваться в самолёты или лодки. Менее чем через полгода после анонса в GTA Online добавили режим Transform Races с абсолютно идентичной механикой.

С каждым апдейтом рос градус бредовости происходящего. Например, в обновлении The Doomsday Heist, которое привносило в игру три новых ограбления, сеттинг напоминал скорее научную фантастику — футуристичные танки, джетпаки, солдаты в невидимых камуфляжах и вышеупомянутые «Делорианы».

GTA Online времён запуска или хотя бы первых ограблений не позволяла себе подобные отклонения — тогда разработчики ещё пытались сохранить какой-никакой криминальный сеттинг и связь с первоисточником. А сейчас складывается ощущение, будто одиночная кампания и мультиплеер — две совершенно разные игры.

Можно было бы пошутить, что в будущем Rockstar доберутся до битв в космосе, если бы не орбитальные пушки, которые появились с последними обновлениями.

С одной стороны, этот подход призван разнообразить геймплей — в новые режимы действительно интересно играть. Но Rockstar таким образом загнала себя в тупик — с каждым обновлением игроки ожидают всё больше и больше безумного контента, чтобы на скопившиеся с ограблений миллионы купить очередную машину с ворохом приспособлений.

Раньше на самолёт приходилось очень долго копить, а сейчас достаточно пройти всю линейку ограблений, чтобы купить летающую машину

В таких условиях тем, кто купил игру лишь в последние полгода-год, приобщиться к GTA Online очень сложно. Заботясь о том, чтобы завсегдатаям мультиплеера было на что тратить внутриигровую валюту, Rockstar забыла о новых игроках, поток которых отнюдь не уменьшился — Grand Theft Auto V до сих пор хорошо продаётся.

Более того, политика наполнения мультиплеера контентом смогла навредить и основной игре. Сюжетное дополнение, разработка которого неоднократно подтверждалась датамайнерами, окончательно отменили лишь в октябре 2017 года. Нетрудно предположить, что Rockstar решила сконцентрировать все силы на многопользовательском режиме, который потенциально может приносить больше денег.

Определите год, когда Rockstar открыла для себя микротранзакции

Что GTA Online представляет из себя сейчас

Когда я спросил у своего приятеля, наигравшего в GTA Online приличное количество часов, что вообще сейчас происходит в игровых сессиях, он лишь подтвердил основной тезис этой статьи.

«Все фармят ограбления и покупают новые машины».

Тем не менее, вне ограблений у Rockstar всё же получилось реализовать некоторые интересные идеи — так, например, обновление Import/Export привнесло в игру систему предприятий, управляемых игроками. Цель заключается в продаже товара, который сначала нужно своровать. Это можно сделать разными путями: либо пройти определённые задания, либо перехватить доставку у других игроков — грузы перевозятся в открытой сессии.

«Расширяйте своё предприятие — по суше, на воде и в воздухе»

Автопарк продолжает пополняться. Например, среди файлов последнего апдейта игроки нашли Cheburek — машину, явно вдохновлённую отечественной ВАЗ-2103.

В апгрейдах есть даже картонные бамперы — Rockstar знает толк в русской народной культуре

Но, к сожалению, на ПК сохраняется острая проблема читеров. Анти-чит работает с перебоями — в отзывах Steam постоянно всплывают негативные отзывы о массовых блокировках невинных игроков, в то время как сами читеры никуда не деваются.

От читерства пострадал и сегмент пользовательских модификаций. Так, в 2017 году Rockstar потребовала прекратить поддержку самого популярного менеджера модов Open IV из-за того, что с помощью него игроки якобы ставили читы. Сами разработчики же заявляли, что утилита поддерживает моды только для одиночной игры.

Скорее всего, компания считает, что в этом году интерес к GTA Online угаснет — в октябре состоится релиз Red Dead Redemption 2, в котором также планируется мультиплеерный режим. Но только там уже не получится устраивать подобные махинации с сеттингом — Red Dead Redemption сильнее зависит от окружения, нежели Grand Theft Auto V: лошадей на реактивной тяге туда не добавишь.

Остаётся лишь надеяться, что Rockstar учтёт ошибки прошлого и не будет строить весь геймплей вокруг накопления валюты. Приятно видеть, когда игра награждает тебя за твои действия, но это не обязательно должны быть именно деньги. Иначе всё превращается в странный и не совсем понятный вещизм — только внутриигровой.

 
Источник: DTF

Читайте также