Что такое «оранжевая экономика»?
Одним из самых удачных трудов в области креативных индустрий, с точки зрения популяризации концепта креативной экономики, на наш взгляд, стала книга «Orange Economy. An infinite opportunity» авторства Felipe Buitrago Restrepo, Iván Duque Márquez, написанная в 2013 году.
В книге приводятся понятные широкому кругу читателей тезисы и несколько хаотичная, но наглядная инфографика. Они иллюстрируют потенциал креативных индустрий и экономическое обоснование для их развития.
Спонсором «Оранжевой экономики» выступил Межамериканский Банк Развития, кредитующий проекты в Южной Америке из штаб-квартиры в Вашингтоне. Банк был создан в 1959 году при поддержке Эйзенхауэра в попытке увеличить влияние США и потеснить распространение советской власти в странах Латинской Америки*.
Книга, с которой мы рекомендуем ознакомиться, претендует на титул визионерского и эффективного (с точки зрения пропаганды развития креативных индустрий) пособия. Хотя она и написана 11 лет назад и некоторые данные устарели: многие описанные явления универсальны, любопытна работа с цитатами, а часть текста предусмотрительно посвящена взрывному развитию технологий.
Почему же «оранжевая»? Потому что! Авторы приводят 4 страницы пространных культурных ассоциаций, а потом открыто говорят: «Мы так решили». Потрясающий ход. Ведь уже есть знакомые предпринимателям «зеленая энергетика» и «голубой океан».
Что же такое креативные индустрии?
Среди мировых экономик и международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНКТАД, Всемирная организация интеллектуальной собственности и пр.) нет единства мнений по определению термина креативная экономика, и в документации используются разные термины, сходные по содержанию.
Авторы «Оранжевой экономики» подчеркивают плюрализм в области «креативного», отмечая, что как бы ни называлась попытка «поженить» идеи культуры и экономики – будь то «индустрии контента», «развлекательные индустрии», «отрасли, защищенные авторскими правами», «культурная экономика» – в основе лежат 3 тезиса.
1. Искусство, культура и креативный продукт рассматриваются как производящая экономическая деятельность;
2. Продукт такого симбиоза тесно связан с правами интеллектуальной собственности, в особенности, с защитой авторских прав;
3. В такой деятельности основой является создание ценности при трансформации идеи в продукт.
Чаще всего к креативным индустриям относят следующие сектора:
- Кино и анимация
- Театр
- Музеи, библиотеки
- Мода
- Дизайн
- Телевидение и радио
- Реклама
- Издательская деятельность
- Архитектура
- Фотография
- Информационные технологии и мультимедиа
- Музыка
-
Компьютерные игры
Почему тяжело изучать и анализировать креативный продукт?
Авторы пишут, что возникший плюрализм и сложность анализа «оранжевой экономики» связан с несколькими причинами:
- Определение оранжевой экономики – комплексный вопрос (культура, творчество и экономика – это широкие понятия, требующие разграничения).
- Связь между экономикой и культурой не самоочевидна (а их совокупные возможности неизучены).
- Количественный экономический подход к культурной и творческой деятельности появился сравнительно недавно (инструменты для этого все еще развиваются).
- Систематический сбор и распространение соответствующих данных и информации являются непоследовательными (и они редко передаются исследователям эффективным способом).
- Творческий процесс, в результате которого создаются товары и услуги, — «дело туманное» (следуют сложной и изменчивой логике).
- Разработке политики поддержки креативной экономики не хватает практических рамок (в частности, для использования возможностей ее социального и экономического развития).
- Причастные к этому люди еще не представляют критической массы.
Сетевые Исследования работают с креативными индустриями, в частности, с индустрией дизайна, уже более 6 лет и мы постоянно сталкиваемся с этими ограничениями — вызовом для нас является расчёт продукта креативных индустрий и анализ узлов в «технологической цепочке» творческой деятельности, однако мы выработали свои методики работы на основе подходов сервис-дизайна, SNA и спектра статистических инструментов.
Книга интересна как архивный сборник инфографики, где описывался вклад культуры в экономику стран. Здесь нам видны и некоторые технологии управления общественным мнением, которые через средства статистики и графического дизайна превозносят роль креативной экономики над другими важными для государств секторами.
Любопытно видеть, как «латиноамериканская» книга 10-летней давности описывает ту идеологию креативных индустрий, что активно растёт сейчас в России. Мы рекомендуем на досуге полистать страницы «Оранжевой экономики», чтобы понять, как можно писать (и верстать) тексты об отрасли, проанализировать, какие аргументы авторов убеждали в своё время развивать отрасль и какие именно проблемы стоят перед исследователями до сих пор.