«Операция по спасению» — пока что главный экшен-фильм 2020 года. И не только из-за Covid-19

«Операция по спасению» — пока что главный экшен-фильм 2020 года. И не только из-за Covid-19

Если вы прямо сейчас заглянете в какой-нибудь цифровой магазин кино, то быстро осознаете, что неизбежное уже случилось: у нас закончились новые блокбастеры. Эти большие и красивые фильмы, которые обычно выходят чуть ли не раз в неделю и становятся источниками бурных обсуждений в сети. Почти всё, что могли, студии уже выпустили в цифре, и громких новинок мы не увидим как минимум до середины лета — в лучшем случае.

Во многом поэтому Extraction от Netflix, снятый с умеренным по меркам Голливуда 65-миллионным бюджетом, можно смело считать самым большим развлекательным фильмом не только апреля, но и всей весны.

И это иронично, поскольку «Операцию по спасению» в своё время запитчили в Netflix как раз потому, что традиционные киностудии сочли картину недостаточно крупной. Она не принадлежит ни к одной франшизе, да и Крис Хемсворт сам по себе билеты не продаёт — за пределами Marvel на его счету уже прилично провалов.

Однако говорить, что Extraction выделяется исключительно за счёт выгодной ситуации на рынке, как минимум несправедливо. Это кино заметили бы и без всякого Covid-19 — ведь это чуть ли не лучший классический боевик со времён «Джона Уика».

«Операция по спасению» — режиссёрский дебют каскадёра Сэма Харгрейва. Когда-то он был всего лишь дублёром Криса Эванса в первом «Капитане Америка», но уже к четвёртым «Мстителям» стал главным координатором трюков для братьев Руссо.

За последние несколько лет Харгрейв успел поработать и с Дэвидом Литчем — на «Дэдпуле 2» и «Взрывной блондинке». Неудивительно, что каскадёр по примеру коллег тоже захотел оказаться в кресле режиссёра, в чём его и поддержал Джо Руссо, предложив экранизировать свой комикс.

Я не просто так уделяю много внимания именно Харгрейву, потому что он на самом деле главная звезда Extraction. Да, он появляется на экране лишь в небольшой роли бородатого снайпера, но что он творит за кадром, трудно описать словами.

Главная сцена «Операции» — 12-минутная погоня по загруженному индийскому городу, снятая «без склеек». Да, мы уже видели много фильмов, где незаметные CGI-переходы создавали полную иллюзию непрерывного монтажного кадра. Но тут Харгрейв зашёл ещё дальше — он буквально привязал себя к машине и снимал всё происходящее ручной камерой, после чего мог мгновенно отстегнуться и продолжить следовать за героями по узким улочкам.

Поскольку режиссёр Extraction одновременно выступил тут в роли каскадёра, оператора и постановщика трюков, экшен-сцены в фильме получились невероятно «чистыми» и цельными. Осмыслен тут каждый выстрел, каждый удар. Камера следует за главными героями по пятам, зачастую игнорируя общие планы и тем самым усиливая чувство опасности. Здесь много сцен, где оператор буквально «ныряет» за Крисом Хемсвортом с третьего этажа или намеренно не показывает зрителю, откуда прилетит следующий удар, чтобы усилить чувство опасности.

Возможно тут Харгрейву помогли советом братья Руссо, но кино у него получилось более сбалансированное и взвешенное, чем последние две части «Джона Уика» — оно гораздо меньше утомляет, но сопоставимых по сложности и яркости сцен в нём не меньше.

Например, тут есть воистину выдающийся бой главного героя с детьми, который стал для съёмочной группы головной болью. Снимали сцену ночью, молодым актёрам по закону запрещено работать больше нескольких часов, да и дублёров такого низкого роста для них было найти сложно. Но итог выглядит потрясающе, как и всё остальное в этом фильме.

Сюжет Extraction очень прост: весь фильм — это попытка выбраться из кишащего наёмниками и продажными полицейскими города, но персонажи тут, в отличие от тех же русских в «Джоне Уике», не вызывают отторжения и не кажутся совсем уж искусственными и плоскими. «Операция» похожа на экшен-версию сериала «Нарко», и это, пожалуй, лучший комплимент для фильма. Во многом помогло решение студии взять на вторые роли известных индийских актёров, которые выглядели в кадре максимально аутентично.

Что особенно приятно, несмотря на банальность сюжета, Джо Руссо удалось сделать фильму изящный по меркам жанра финал. Он срифмовал несколько эпизодов таким образом, что концовка кажется открытой и закрытой одновременно. Каждый зритель может истрактовать её так, как он этого захочет.

По большому счёту мне нет никакого смысла советовать кому-то Extraction. Если вы любите экшен-кино, то вы обязательно посмотрите фильм, который снял координатор трюков «Мстителей», наконец-то дорвавшийся до рейтинга «R». Рано или поздно, вас догонит позитивный «сарафан» вокруг этой картины.

Самое важное во всей этой истории то, что количество режиссёров-каскадёров в Голливуде продолжает расти, и они — один за другим — доказывают нам, что никто не снимает экшен лучше, чем люди, которые им живут 24 на 7.

Харгрейв открыто признаёт, что дорогу к Extraction ему проложили именно Чад Стахелски и Дэвид Литч — после их прорыва студии охотнее дают каскадёрам режиссёрские должности, и это максимально позитивно сказалось на качестве экшен-фильмов последних лет.

Extraction — это своего рода пир во время чумы. Выдающееся развлекательное кино, которое выходит ровно в тот момент, когда всё это медиа трещит по швам. Да, один отличный попкорновый фильм вряд ли что-то изменит, но этот не стыдно посмотреть и во второй раз, чем я, пожалуй и займусь прямо сейчас.

 

Источник

Читайте также