Дмитрий Глуховский и Анджей Сапковский поспорили об отношении к играм по мотивам своих книг.
Журналист Waypoint поговорил с Анджеем Сапковским («Ведьмак») и Дмитрием Глуховским («Метро»). Оказалось, что писатели, чьи произведения легли в основу популярных игр, придерживаются радикально противоположных точек зрения.
Мнение Сапковского
По словам автора материала, в день интервью польский писатель должен был поучаствовать в дискуссии о том, как игры с сюжетом продвигают техники повествования. Сам Сапковский рассказал, что посетил мероприятие против своей воли.
Сапковский считает, что нельзя воспринимать игры, литературу и другие виды медиа как нечто взаимозаменяемое.
На вопрос о том, как бы он поступил, если бы ему дали возможность руководить всеми адаптациями его материала, Сапковский ответил кратко: «Тот, кто говорит, что может всё, не может ничего».
При этом Сапковский вообще не считает, что игры способны рассказывать действительно хорошие истории, по его мнению, они о другом.
Когда CD Projekt Red пришли к Сапковскому с предложением создать игру на основе книг о Геральте, но с самостоятельным сюжетом, писатель был только рад, что его участие не потребуется. «Сложно отказать людям в адаптации, когда они предлагают тебе кучу денег. Только идиот сказал бы „нет“».
И всё же его отношения с CD Projekt Red за годы охладели — Сапковский считает, что игры по «Ведьмаку» стали засорять его рынок, хотя против самих игр, их создателей и поклонников он ничего не имеет.
«Я написал первый рассказ про Геральта 30 лет назад. Когда я сейчас прихожу на встречи с читателями, среди них нет ни одного человека моего возраста. А мне 69, — говорит писатель. — Повсюду только дети. Разве они — особенно в Германии, Испании или США — могут знать о том, что мои книги с играми не связаны? Что я не пишу их по играм?»
Также Сапковский обвинил CD Project Red в том, что они намеренно скрывают происхождение игр, помещая фразу «Создано по мотивам произведений Анджея Сапковского» в самый конец титров, где её мало кто может увидеть.
На этом, по словам писателя, промахи студии не заканчиваются.
Сапковский признал, что после выхода игр продажи его книг увеличились, и не исключает возможности того, что людям, сыгравшим в «Ведьмака», захочется о нём почитать.
Однако писатель считает, что с каждым читателем, купившим книгу из-за успеха игр, он теряет другого читателя.
Хотя Сапковский и недоволен тем, что люди не замечают связи между играми и книгами по «Ведьмаку», о том, что работа всей его жизни превратилась в видеоигры, он не сожалеет.
Во время разговора с журналистом, он, потягивая Staropramen произносит: «Если я не буду продавать права на адаптации, мне нечем будет платить за квартиру. Что уж говорить о пиве».
Мнение Глуховского
Дмитрий Глуховский с польским писателем не согласен. По его словам, без игр серия книг о Геральте никогда бы не стала таким международным феноменом.
Дмитрий Глуховский начал писать свой первый роман «Метро 2033» в 17 лет. Через пять лет он выложил его в свободном доступе. После этого его заметили разработчики из 4А Games и предложили писателю создать игру на основе его романа. Он почти сразу согласился, поскольку сам был любителем компьютерных игр — в частности, Fallout и Stalker.
Глуховский практикует свободный подход не только в отношении игр. Помимо его официальной трилогии романов, во вселенной «Метро» есть ещё десятки книг, написанных другими авторами. Его мнение: «Если ты работаешь с талантливыми людьми, нужно просто позволить им творить и интерпретировать твою историю как угодно».
Также он отнёсся и к разработке игры на основе его книги. И остался вполне доволен тем, что получилось у 4А Games.
«Мне кажется, «Метро 2033» стала первым в мире лиричным, сентиментальным и философским 3D-шутером», — говорит он.
Поскольку для второй игры (Metro: Last Light) литературного источника не было, писателю пришлось создавать отдельную историю. Он старался сделать каждого персонажа в игре правдоподобным, но не давил на разработчиков
При этом он не считает, что игры не могут рассказывать хорошие истории, поскольку сам принадлежит к поколению, для которого видеоигры уже не были глупыми забавами.
Источник: DTF