Что Netflix сделал не так — немного personal opinion.
15 июля в прокат вышел новый фильм Netflix по роману английской писательницы Джейн Остин — «Доводы рассудка». Прочитав отзывы критиков и простых смертных, можно сразу догадаться, что экранизация не удалась и мало кому вообще зашла.
Но меня такое обычно не смущает — хочется самой убедиться, что всё настолько плохо. Я посмотрела, сделала выводы, включила экранизацию 2007 года, сравнила. Честно? Ощущения смешанные. Но давайте по порядку.
Повествование
В новой экранизации героиня Дакоты Джонсон на протяжении всего фильма разрушает четвёртую стену и обращается к зрителю, делясь своими эмоциями. Подобный приём не новый и не удивляет, но при этом может делать повествование фильма интереснее и сближать аудиторию с персонажем. Ну, как правило.
В «Доводах рассудка» авторы как раз и добивались этого: в начале Энн рассказывает про своего бывшего возлюбленного, делится чувствами, а в конце довольно эмоционально читает его письмо с признанием. Было сделано всё, чтобы зрители почувствовали себя лучшим другом Дакоты, которому доверили сокровенные мысли.
Но при просмотре подобное вызывает только неловкость и ощущение наигранности. Причина в сценарии — то, что говорит Энн, можно не говорить, а показывать. Потому что всё, чем она делится, лежит на поверхности и быстро улавливается зрителем: бывший улыбается другой девушке — ревностный взгляд скажет об этом лучше любых слов. Да и необязательно комментировать глупое поведение сестры — зритель и так поймёт, что она недалёкого ума. Поверхностные мысли не несут никакой глубокой идеи, зато занимают экранное время.
Удачный пример разрушения четвёртой стены — сериал «Меломанка» 2020 года с Зоей Кравиц. Этот приём — одна из главных фишек сериала, потому что здесь монологи приводятся не столько для зрителя (хотя, безусловно, иногда героиня обращается именно к нему), сколько для анализа собственных чувств. Персонаж Дакоты же играет на камеру, а её фразы малоинформативные: «Ну почему он меня не любит? Я хочу, чтобы он просто полюбил меня!».
Никаких рассуждений мы не находим. Приходится слушать саркастические комментарии Энн и наблюдать взгляды в камеру в стиле Джима из «Офиса». Хотя последнее, признаюсь, было забавно.
Экранизация 2007 года выглядит приятнее, потому что построена по стандарту повествований всех фильмов по романам Джейн Остин. Героиня описывает свои мысли в письмах, что больше вписывается в эпоху, да и воспринимается зрителем лучше. И то, этот приём использовался 2-3 раза за весь фильм. Упор был сделан на актёрскую игру — по одному лицу, взгляду или неловкому движению руки актрисы Салли Хокинс было понятно, что испытывает героиня.
Эта история как будто и не нуждается в словах. У главных персонажей, Энн и Фредерика, двух бывших возлюбленных, которые плохо расстались и не виделись 8 лет, за весь фильм была только одна сцена, где они хоть что-то говорят друг другу, помимо вежливых фраз и условностей. Закрадывается мысль, что режиссёр выбрал не совсем подходящий роман для своего эксперимента.
Современные решения
В новых фильмах и сериалах, действие которых проходит в начале XIX века, иногда встречается что-то заимствованное из настоящего времени и противоречащее данной эпохе. И это не всегда плохо. Если произведение не претендует на звание исторической драмы, то и не стоит от неё требовать этого — по крайней мере, я придерживаюсь такой мысли.
Поэтому для меня странно, когда к сериалу от Netflix 2022 года придираются из-за расы актёров. Казалось бы, сколько фильмов вышло в прокат с подобным выбором каста — можно было и привыкнуть. Возьмите даже «Бриджертонов», которые решили придумать целую предысторию, чтобы оправдать разнообразие рас среди аристократов. И то, до сих пор встречаются люди, которые с пеной у рта доказывают, что такого не было, и достают учебник истории. Есть ощущение, что эти разговоры остались давно в прошлом — все-таки кинематограф развивается, расширяет границы, пробует новое, экспериментирует и делает иногда это очень удачно.
Но фанатская база Джейн Остин ничего не прощает. «Доводы рассудка» 2022 года — первая экранизация романа Джейн Остин с несоблюдением расовой принадлежности героев. Это событие войдёт в историю.
Помимо неподходящих актёров, в фильме встречаются современные фразы: «бывший», «эмпат» и «десятка» — то, что особенно режет слух. Авторы как будто насильно показывают зрителю, что они хотели осовременить историю и сделать героиню более провокационной и дерзкой, похожей на современных девушек.
Почему это воспринимается плохо? Потому что зритель, который даже не читал роман, ожидает увидеть определённый тип героини той эпохи — даже дерзкая девушка в фильмах про Англию XIX века показана по-другому.
Например, в сериале «Бриджертоны» есть похожий тип персонажа — молодая девушка с новыми взглядами, которая не хочет выходить замуж, пытается отстаивать своё мнение и не вписывается в стандарты общества. Но при этом она вписывается в показанную эпоху. Элоиза (та самая героиня) не оценивает парня на «десятку», но всё равно выглядит более естественно, чем созданная в новой экранизации Энн. Переосмыслить персонажа из романа и показать его в новом свете можно, но делать это надо убедительно.
Картинка
Netflix может запороть сценарий, но визуал всегда сделает так, как надо. Показанный пейзаж, локации, съёмки и костюмы героев порадовали, нужно признать. Но этого недостаточно, чтобы спасти всю картину. Зато можно включить на фоне без звука — получится слайд-шоу с красивыми кадрами. Судя по пользователям в Интернете, кто-то и тиктоки снимает на фоне этого фильма.
Картинка яркая и красочная, чего очень не хватило серой экранизации 2007 года, которая смотрелась бы лучше в осеннее время, когда за окном дождик, а на душе печаль. Но здесь вполне это оправдано — фильм снят для ТВ, маленький бюджет не позволял сделать что-то более масштабное. Я уже молчу про костюмы главной героини, на которые было просто больно смотреть. Возможно, здесь дело в образе самой Энн: ей 27 лет, замуж она на собирается, семья считает её старой девой, так что и стараться незачем. Но даже в моменты, когда она хотела понравиться Фредерику и специально для этого прихорашивалась, сильных изменений во внешности и костюмах не было.
Да и съёмка к 2022 году уже выглядит устаревшей, что ожидаемо и вполне простительно.
Актёрская игра
Дакота Джонсон, как и Кира Найтли в своё время, хорошо вписалась в эпоху и выглядит очень подходяще (хоть многие и ругают её за плохой британский акцент). Было бы интересно на неё взглянуть в других фильмах того же века, но уже в более удачном проекте.
Кажется, что плохо прописанные монологи и диалоги просто не дали раскрыться ни Дакоте, ни остальному касту. Кто-то откровенно плохо играл — например, младшая сестра Мэри, из-за кривляний которой было очень сложно продолжать смотреть фильм. А Космо Джарвис, сыгравший Фредерика, проходил с каменным лицом до конца картины и не выдал из себя ни одну эмоцию — даже в конце, в самый чувственный момент, никакой химии между героями не было. По итогу ни один персонаж не зацепил и не запомнился.
Экранизация 2007 года в этом плане более интересная — Салли Хокинс, запомнившаяся по «Форме воды», идеально подошла под любимый тип девушек Джейн Остин и сыграла так, как надо. А Фредерик в исполнении менее популярного Руперта Пенри-Джонса даже с серьёзным лицом выдаёт больше харизмы, чем тот же Космо Джарвис.
Сильная разница в восприятии неудивительна. Фильм 2007 года чисто британский, все актёры — тоже. А тут уже сложно тягаться, согласитесь.
Выводы
Фильм оказался неудачным экспериментом режиссёра. Современная и переосмысленная героиня могла бы выглядеть лучше с качественно прописанным сценарием, на который, видимо, не хватило времени. Кажется, Netflix на фоне успеха «Бриджертонов» просто решил повторить эту схему и понадеялся на лояльных зрителей.
Кому-то действительно понравилась эта экранизация (я видела комментарии и читала рецензии, такие люди существуют). И их можно понять. Одного приятного актёра иногда достаточно, чтобы фильм смотрелся на ура — а Дакота Джонсон вполне подходит под эту роль. Изящные сцены танцев, морские пейзажи и симпатичные лица не исправят проблемы со сценарием, но могут хотя бы немного сгладить углы.