Продолжение культовой серии XCOM неожиданно оказалось… полицейским боевиком! Война за освобождение Земли от пришельцев давно кончилась, и теперь разношёрстный отряд людей и инопланетян пытается навести порядок и заставить недавних врагов жить дружно.
Полиция Сити-31, отдел нравов
Мэр города — в заложниках у террористов. Штурмовая группа спецназа готовится ворваться внутрь, когда выясняется, что одного бойца не хватает. Он задержался, добывая у интенданта взрывчатку для выноса стены, и теперь торопится к коллегам. На такси. Потому что у него прав нету. А права ему не дают, потому что он сектоид, а у сектоидов с земными законами отношения натянутые. И в этой длинной логической цепочке важно только то, что штурмовать придётся через дверь и втроём.
Но отряду «Химера» импровизировать не впервой, у него вся работа — сплошная импровизация. Прорвёмся.
Сценаристы игры отрывались как не в себя. Вместо пафоса и драмы предыдущих двух частей нас встречает лихой и придурковатый полицейский боевик в духе сериалов 1980-х. Война за освобождение Земли от инопланетного ига закончилась полной победой, и осталась только одна проблема — побеждённые. Практически вся армия завоевателей была большим штрафбатом, солдат-рабов гнали в бой телепаты из расы эфириалов, которые и заправляли всем. Эфириалов уничтожили, а штрафники остались — с больной головой и полным отсутствием перспектив. На планете, с населением которой они ещё недавно бились насмерть. Они даже покинуть её не могут — космические корабли перемещались между звёзд при помощи суперспособностей всё тех же эфириалов, а без них превратились в баржи, неспособные улететь дальше орбиты.
Разобраться в этом компоте из недавних врагов и заставить всех жить дружно, по заветам кота Леопольда, и предстоит нашему славному спецназу — титульному отряду «Химера». Наспех собранная экспериментальная команда из ветеранов обеих сторон добрым словом и плазменной винтовкой принудит к миру преступные группировки города Сити-31 и раскроет коварный заговор реваншистов.
Всё это — с традиционными для жанра полицейского сериала шуточками и подколками, которыми обмениваются напарники, неизбежными факапами и импровизацией. А когда ваши бойцы берут передышку, паузу заполняют выпуски новостей («Сектоиды вышли на демонстрацию протеста, требуя отменить пси-блокираторы! Они заявляют, что телепатические способности — естественное свойство их организма, и блокировать их негуманно!»), рекламные вставки («Синтетические бургеры, подходящие любой расе! Нанороботы меняют химический состав блюда на лету, приспосабливая под вашу физиологию! Только от фирмы „Нео-Еда“!») и перехваты пиратского радио («Власти врут. Не верьте никаким голосам, звучащим в эфире. Даже моему. Учитесь мыслить самостоятельно»).
Некоторые критикуют излишнюю «политкорректность» отряда — мол, там одни женщины, пришельцы и цветные. Странные люди — а каким ещё должен быть состав сил, борющихся за мирное сосуществование всех разумных видов? Впрочем, если вы расист и вам совсем печёт, утешу: директор и координатор отряда — оба белые земляне.
Быстрый и мёртвый
Некоторые называют игру XCOM Light. Не соглашусь. Существенных облегчений и упрощений не так уж много. Возни с базой примерно столько же, сколько и в прошлой части, — даром, что размещается она не на пафосном космолёте, а в заброшенном гараже. Ну а сражения и вовсе стали более навороченными — за счёт того, что каждый боец имеет уникальные спецприёмы, и уже на среднем уровне сложности их приходится обдуманно применять, чтобы не выхватить от преступников на орехи.
Прибавим к этому разное хитрое оборудование — вроде гранат, выводящих из строя вражеское оружие, или портативного телепортатора. А ещё вспомним, что у уникальных образцов оружия, которым вы будете обзаводиться по мере прохождения, есть особые режимы применения — вовремя и грамотно ими воспользовавшись, я пару раз сумел «затащить» реально безнадёжные сражения.
В общем, игра ничуть не проще предыдущих частей и не беднее на механики. А вот как бы я её назвал, так это XCOM Fast — потому что скорость тут поставлена во главу угла. Карты небольшие, искать врагов не надо — всё на виду.
С первого же хода идёт огневой контакт. Точнее, с нулевого — каждый бой начинается с фазы штурма, когда ваш отряд врывается на занятую преступниками территорию и открывает огонь на поражение. Если повезёт, наиболее опасных врагов можно «вывести за скобки» на этом этапе, до того, как они получат шанс ответить.
Редко какое сражение длится больше пяти-шести ходов, а задания часто подразумевают стремительность. Отключить сервер за три хода — иначе в городскую сеть утечёт опасный компьютерный вирус! Не дать ни одному из преступников добежать до пульта и нажать там кнопку запуска боевого космолёта! Схватить под микитки взятого бандитами заложника и покинуть вместе с ним поле боя, пока бесконечно прибывающие подкрепления вас не смяли!
Каждый ход каждого бойца надо рассчитывать до последней клеточки, иначе проигрыш неминуем!
Перерыв на техобслуживание
Многие обзорщики жалуются на технические проблемы игры. Мол, глюки и баги на каждом шагу, играть невозможно. Конкретно я за 24 часа прохождения столкнулся лишь с парой вылетов и одним зависанием. В остальном всё работало нормально, встречающиеся косяки были мелкими и некритичными. Но не могу гарантировать, что вам, дорогой читатель, повезёт так же. Лучше подождать патчей с исправлениями.
Прочие технические моменты не особо отличаются от предыдущей части игры. Графика та же, звуки те же, интерфейс и управление — без изменений. Разве что вместо красивых сюжетных видеороликов теперь — довольно бедненько выглядящие комиксы. В целом глаз не царапает, и на том спасибо.
Музыка приятная. Озвучка бойцов качественная. Правда, все они, даже инопланетяне, балаболят на беглом английском без акцента, что звучит странно. С другой стороны, вон, в Mass Effect, к примеру, вся Галактика точно так же разговаривает — и никто этому не удивляется. Условности жанра.
Ждите, бригада выехала…
Кому могу порекомендовать новый XCOM? Явно не тем, кто в старом ценил глобальный размах и эпичность. Тут этого и в помине нет — всё очень камерно и компактно. А уж если вы не можете представить себе первую часть без мода Long War, то вам и подавно не подойдёт — тут прохождение рассчитано на три-четыре вечера, не больше. Любителям серьёзности и пафоса тоже стоит пройти мимо — игра подчёркнуто самоиронична и не стесняется этого.
А вот оценить её могут любители хорошей тактики. Почти каждый бой представляет собой головоломку «уложи четырьмя бойцами десяток врагов за три хода и ещё успей за это время бомбу обезвредить». Также, как ни странно, посоветую «Химеру» новичкам. Первые две части могут показаться слишком большими и навороченными, а тут есть возможность оценить их ключевые особенности в концентрированном виде, потратив на это всего пару дюжин часов.